Урок окружающего мира по теме "Трудные времена на Русской земле"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Материал представляет собой разработку урока по окружающему мира. Предназначен для 4 класса начальной школы. Программа "Школа России". Содержит "открытие" знаний, групповую исследовательскую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnye_vremena_na_russkoy_zemle.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Трудные времена на русской земле"
Цели урока:
сформировать представление о военном деле на Руси, познакомить с героическими страницами истории Отечества; развивать навыки самостоятельной работы в группах, умения работать с картой и дополнительным материалом, пересказывать по плану;
воспитывать гордость за свою Родину.
Оборудование: компьютерная презентация, видеофрагмент “Александр Невский”,
дополнительный материал, исторические даты.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие к учащимся.
Введение в тему урока.
Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу даль полей зеленеется.
Широко ты, Русь, По лицу земли
В красе царственной развернулася!
И во всех концах света белого
Про тебя идет слава громкая.
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Это стихотворение “Русь” написал известный вам поэт Иван Саввич Никитин.
Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям? (мнение детей)
А когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена? (мнение детей)
Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке?
Итак, тема урока “Трудные времена на русской земле” (1 слайд презентации)
А цель урока такова:
мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества,
узнаем как Русь отстаивала свою независимость и познакомимся с именем великого полководца.
Сейчас мы совершим путешествие на несколько веков в прошлое. Для этого вспомните о городах Древней Руси. Чем они славились? Почему укреплялись?
Кто управлял городами?
Что вы можете сказать о некоторых князьях?
Как вы считаете, кому такая ситуация была выгодна?
Презентация
В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. (2 слайд) С востока из Азии напали степные кочевники монголо-татары под предводительством хана Батыя. Первым русским городом была Рязань. К ее стенам враги подошли в 1237 году.
Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско завоевателей, как сражались русские города, вы узнаете, если прочитаете страницы древних летописей. Для этого вы объединились в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.
(детям раздать летопись № 1 и вопросы для каждой группы) (время для подготовки 2 минуты). Приложение 2, Приложение 3, Приложение 5
1-я группа. Расскажите о монголо-татарах.
План:
Кто такие монголо-татары?
Какие у них были жилища? (3 слайд – юрты)
В чем заключалась сила монгольских племен? (4 слайд – монголо-татары воины)
2 группа. Расскажите о походе монголо-татар на Русь. (5 слайд битва русских с монголо-татарами)
План:
Кто возглавлял войско завоевателей?
Какое княжество подверглось первому удару?
Почему пала Рязань?
3 группа. Расскажите об обороне русских городов.
Какие еще города заняли монголо-татары? (6 слайд карта)
Что вы узнали об обороне Козельска?
Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города?
Подумайте! Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили? (мнение всех детей).
Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.
Вспомните! Какой город не пострадал от нашествия хана Батыя? (7 слайд вид Новгорода) (8 слайд карта).
В то время, как хан Батый совершил новый поход на Русь (1239 год) ее южные княжества и покорил город Киев (1240), удар нанесли шведы на северо-западе страны. В 1240 году шведские корабли бросили якорь в устье реки Невы.
Подумайте! Почему шведы начали свое наступление в 1240 году? Отчего они были уверены в успехе?
Шведский военачальник Биргер послал послов в Новгород к молодому князю Александру Ярославовичу со словами: “Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей земле”. Вы хотите узнать, что было дальше?
Задание группам.
1 группа: Что сказал Александр своей дружине перед боем?
2 группа: Почему Александр одержал победу над шведами? (9 слайд битва с Биргером)
3 группа: Какое прозвище получил Александр за эту победу? (10 слайд Невский)
Несмотря на блестящую победу на Неве, на землю русскую пришла новая беда.
В 1242 году в русских землях (11 слайд карта) вновь появились рыцари–крестоносцы. Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера, которое в историю вошло как Ледовое побоище.
Видеофрагмент “Александр Невский”(Можно взять у автора).
Почему русские сумели победить рыцарей?
Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера?
Ребята! Что вы можете сказать о событиях 13 века в Древней Руси? Прочитайте на странице 64, как автор учебника оценивает события 13 века.
Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.
Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой!
На следующим уроке вы узнаете о том, как наша Русь начала расправлять крылья, возрождаться.
Презентация
Приложение 4
Домашнее задание: читать стр. 59 – 64, рабочая тетрадь № 1, 2.
Вас заинтересовали события Древней Руси 13 века? Вы можете подробнее об этом узнать из исторических энциклопедий, а также в Интернете.
Спасибо всем за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 4 классе "Трудные времена на Русской земле" по окружающему миру
Материалы для проведения урока с презентацией...
Урок окружающего мира по теме "Времена года"
Урок окружающего мира по теме «Времена года» по программе « Планета знаний». На этом уроке дети узнают о том, как происходит смена времен года на Земле, какие изменения в природе происходят со сменой ...
Урок окружающего мира с использованием программы Google Планета Земля 4 класс. Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.
Авторы: С.А. Бунина, Н.П. СакриеваУрок окружающего мира с использованием программы Google Планета Земля4 класс.Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.Цели:- Ученик научить...
Поурочное планирование уроков окружающего мира в 4 классе по теме "Земля и человечество" УМК "Школа России"
Цель - помочь молодым учителям в подготовке к урокам....
Урок окружающего мира во 2 классе "Вода на Земле" с использованием интерактивной доски
Урок был представлен на семенаре учителей начальных классов. Использованы интерактивные карты, фрегмент мультфильма "Шесть Иванов-шесть капитанов"...
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме: «Земля – небесное тело»
Цель урока: дать общее представление о форме и размерах Земли; развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, умение работать в паре...
Урок окружающего мира во 3 классе. "Тайны планеты Земля. Доисторическое прошлое края"
Пояснительная записка. Автор: Мишнёва Евгения Анатольевна, учитель высшей категории МОУ «СОШ №3» села Кочубеевское, Ставропольского края.1. Презентация – по предмету «Окружающий мир» ...