Поурочное планирование уроков окружающего мира в 4 классе по теме "Земля и человечество" УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Цель - помочь молодым учителям в подготовке к урокам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chast_1.rar | 632.3 КБ |
chast_2.rar | 734.51 КБ |
Предварительный просмотр:
У р о к 1.
МИР ГЛАЗАМИ АСТРОНОМА. ВСЕЛЕННАЯ. СОЛНЦЕ
Цели: 1. Познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, – астрономией.
2. Сформировать представление о Вселенной, размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.
3. Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, обобщать.
Оборудование: плакат «Солнечная система»; рисунки, иллюстрирующие внешний вид и размеры Солнца.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний.
– Отгадайте ребус.
,
, О ИЯ
Астрономия.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из самых древних наук – астрономией. Я предлагаю вам посмотреть на мир глазами астрономов.
– Но сначала выясним, кто такие астрономы и что изучает наука – астрономия. Чтобы быть более точными в своих высказываниях, обратимся за помощью к нашему учебнику (стр.4)
– Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» – звезда и «номос» – закон. Значит, астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом. Специалиста по астрономии называют астрономом. А первых астрономов называли звездочетами. Вот как даёт определение этого слова В.И. Ожегов: «Астрономия – это наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом». Астрономы – это специалисты по астрономии. Первых астрономов называли звездочётами.
Астрономия – одна из самых древних наук. Еще первобытные люди наблюдали звездное небо и изображали космические тела в своих рисунках на стенах пещер. По мере взросления человечества окружающий мир интересовал человека всё больше и больше. В Великобритании на равнине Солсбери находится одна из удивительных построек каменного века – Стоунхендж. Эта постройка имеет форму кольца из вертикально врытых в землю огромных тёсаных каменных столбов. Поперечник кольца – 30 м. Высота столбов – по 3 человеческих роста, масса каждого около 25 т. Сверху кольцо столбов перекрыто горизонтальными плитами. Внутри этого кольца находятся каменные арки, служащие указателями сторон горизонта, некоторые камни указывают на точки восхода и захода Солнца и Луны. В стороне от всего сооружения, за основным каменным кольцом, установлен особый «пяточный камень». Если смотреть из центра Стоунхенджа, то точно над этим камнем восходит Солнце в день летнего солнцестояния. Таким образом, Стоунхендж – это первая обсерватория, т.е. специализированное научное учреждение или сооружение, используемое для наблюдения астрономических явлений.
Позднее на помощь астрономам пришли приборы. Какой самый известный астрономический прибор вы можете назвать? (Телескоп) За 150 лет до нашей эры древнегреческий астроном Гиппарх изобрел прибор «астролябия», который позволял вычислять высоту солнца, луны и звезд над горизонтом, а также расстояния между ними.
До изобретения телескопа астролябия оставалась основным прибором у астрономов. Первый телескоп был изготовлен в 1608 г. голландцем по фамилии Липпершей. Это был линзовый телескоп. А в 1668 г. Исаак Ньютон предложил телескоп, в котором вместо линз употреблялись зеркала. Телескопы, изготовленные И. Ньютоном, используются в современной астрономии. Самый большой в мире телескоп был установлен в 1969 г. на Кавказе. Диаметр самого крупного его зеркала равен 6 метрам.
II. Изучение нового.
– Откройте рабочую тетрадь стр.3 задание 1. Как вы сейчас сформулируете, что такое астрономия? (Высказывания детей) Запишите в тетрадь это определение.
– Что ещё нам нужно узнать? (Что такое Вселенная и что такое Солнечная система.) Есть ли у вас готовые ответы на этот вопрос?
1. Что такое Вселенная.
– С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Вселенная невообразимо огромна. Расстояния в ней так велики, что приходится использовать особую меру для их обозначения – световой год. Это расстояние, которое луч света преодолевает в течение года: приблизительно 9 460 528 405 000 км (9 триллионов 460 миллиардов 528 миллионов 405 тысяч километров).
Большинство астрономов считает, что начало Вселенной было положено 15 миллиардов лет назад, когда случился грандиозный взрыв. В результате этого большого взрыва раскаленные газы с огромной скоростью разлетелись во все стороны, что привело к образованию галактик, звезд и планет.
Почти всё вещество Вселенной сосредоточено в галактиках – гигантских скоплениях звёзд, межзвёздного газа и пыли. Существует, возможно, около 100 млрд галактик, в каждой из которых сотни миллиардов звёзд. Одна из галактик называется Млечный Путь. Она представляет из себя огромную спираль, состоящую приблизительно из 200 млрд звёзд и имеющую диаметр около 100 000 световых лет. Вся эта колоссальная спираль вращается вокруг своего центра со скоростью около 250 км/с. В центре спирали Млечного Пути имеется выпуклость, являющаяся ядром галактики. Там сосредоточены самые старые, красные звёзды. От ядра отходят 4 гигантские ветви.
На одной из этих ветвей, посередине между ядром и краем галактики, среди более молодых жёлтых и оранжевых звёзд, находится Солнце. Солнце и движущиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему. Наша планета – Земля.
2. Чтение статьи «Вселенная»
– Прочитайте то, что написано о Вселенной в учебнике и найдите те предложения, которые помогут нам в выполнении 1-го задания рабочей тетради.
3. Планеты Солнечной системы.
– Путешествует вокруг Солнца не только Земля. Кроме нее, вокруг Солнца движутся по своим орбитам еще восемь огромных шарообразных космических тел. Одни из них больше Земли, другие меньше. Эти тела называют планетами (Земля тоже планета). Их можно видеть на небе только потому, что они освещаются Солнцем, отражают его свет.
Учитель показывает на доске плакат «Планеты Солнечной системы».
– Запомнить названия планет Солнечной системы и их расположение относительно Солнца нам поможет стихотворение. Прочитаем его и назовем планеты Солнечной системы.
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними – Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы.
Уран и Нептун, и кроха Плутон.
– Назовите планеты Солнечной системы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
– А что же такое Луна? (Луна – естественный спутник Земли.)
– Объясните, почему в стихотворении говорится, что «Меркурий заводит» хоровод планет. (Меркурий – планета, ближайшая к Солнцу.)
– Как вы понимаете слова «последние три едва различимы, мрачны и холодны…»? (Планеты Уран, Нептун и Плутон находятся дальше всех планет от Солнца, поэтому на поверхности этих планет царит невероятный холод и мрак.)
– Рассмотрите рисунок на странице 5 учебника и выполните задание 2 в рабочей тетради.
4. Что такое Солнце
– Солнечная система состоит из Солнца и множества небесных тел, вращающихся по орбитам вокруг него. Среди них 8 планет, 64 спутника планет, 5 планет-карликов, астероиды, кометы, метеороиды и много межзвёздного газа и пыли.
Наблюдая за Солнцем, люди придумали множество загадок, пословиц, поговорок.
Голубой платок,
Алый клубок
По платку катается,
Людям улыбается. (Солнце и небо.)
Катится по голубому блюдечку
Золотое яблочко. (Солнце и небо.)
Красна девушка
По небу ходит. (Солнце.)
– Что вы можете сказать о Солнце после этих загадок? (Солнце похоже на клубок, значит, оно круглое. Солнце имеет форму шара. Оно находится на небе, значит, это небесное тело.)
– Что вы можете сказать о Солнце из личных наблюдений? (Солнце дает нам свет и тепло. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу.)
Солнце – наша звезда. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди в глубокой древности почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции Солнце называли Гелиос, в Египте – Ра, а наши предки славяне – Ярило.
Солнце – это самая обыкновенная звезда. Она имеет особое значение только для нас, землян, т.к. без Солнца была бы невозможна жизнь. По звёздным масштабам наше Солнце имеет довольно скромные – меньше среднего – размеры. Астрономы относят его к разряду жёлтых карликов. Однако оно содержит в себе более 99% всего вещества Солнечной системы. Его диаметр в 109 раз больше диаметра Земли. Солнце представляет собой вращающийся шар чрезвычайно горячего газа, в основном водорода и гелия. В центре Солнца находится ядро – область совершенно невероятного давления и высочайшей температуры – около 15 млн °С. В ядре производится энергия, поддерживающая свечение Солнца. Внешняя оболочка Солнца намного холоднее ядра, её температура около 6000 °С. Она находится в постоянном движении, как кипящая вода в чайнике. Сотни тысяч пылающих газовых струй взлетают на высоту 10 000 км в атмосферу Солнца.
5. Чтение статьи «Солнце»
– Продолжать разговор о Солнце с научной точки зрения нам поможет статья учебника на с. 6, 7.
Статья учебника, с. 6, 7. Самостоятельное чтение. После чтения статьи учащиеся работают с заданием 3 в Рабочей тетради, где необходимо вписать в текст недостающие данные.
– Как кратко сформулировать полученные знания о Солнце? (Солнце – это звезда, имеет форму шара. Это раскаленное небесное тело. Оно больше Земли в диаметре в 109 раз, а по массе – в 330 тыс. раз.)
III. Первичное закрепление
Выполнение заданий теста: Тест № 1
IV. Закрепление изученного. Итог урока.
– Какие новые слова вы узнали на уроке сегодня? (Астрономия, астроном.)
– Что же такое астрономия? (Астрономия – наука о космических телах.)
– Каким вы увидели мир глазами астронома? (Мир глазами астронома – это Вселенная, космос. В космосе все движется. Солнце – самая обычная звезда, одна из многих в нашей галактике, но она играет важнейшую роль в Солнечной системе. Вокруг Солнца движутся планеты и другие небесные тела.)
– Прочитаем краткий вывод после параграфа (стр.8)
Домашнее задание.
С. 4–8. Записать в словарик новые слова (астрономия, астроном).
Задание «Подумай» на с. 7.
Ответы на вопросы «Проверь себя», с. 7.
Тест 1. Мир глазами астронома
А1. Какой космический объект самый большой?
□ 1) Вселенная □ 3) Земля
□ 2) Солнце □ 4) Луна
А2. Что такое Земля?
□ 1) планета
□ 2) звезда
□ 3) естественный спутник
□ 4) комета
А3. Что такое Луна?
□ 1) планета Солнечной системы
□ 2) ближайшая к земле звезда
□ 3) комета
□ 4) естественный спутник Земли
А4. Сколько планет в Солнечной системе?
□ 1) одна □ 3) восемь
□ 2) три □ 4) одиннадцать
В1. Найди верное утверждение.
□ 1) Вокруг Солнца вращаются планеты.
□ 2) Вселенная вращается вокруг Солнца.
□ 3) Вокруг Солнца вращаются звезды.
□ 4) Солнце вращается вокруг Земли.
В2. Как называется наука о небесных телах?
□ 1) экология
□ 2) астрономия
□ 3) астрология
□ 4) зоология
С1. Какие названия относятся к планетам Солнечной системы?
□ 1) Нептун □ 3) Венера
□ 2) Сатурн □ 4) Сириус
Предварительный просмотр:
У р о к 10.
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ДЕЛОВАЯ ИГРА
ПО РАЗДЕЛУ «ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»
Цели:
1. Систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога.
2. Развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, обобщать.
О б о р у д о в а н и е: физическая карта мира; карточки со словами; рисунки с изображением созвездий.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня на уроке каждая группа специалистов ответит на вопрос: что такое окружающий мир?
II. Работа над пройденным материалом.
1 этап «Ориентировочный»
– Приглашаю по одному специалисту из каждой команды. Ваша задача рассказать про науки, которые изучают окружающий мир по плану:
1. Название науки.
2. От каких слов происходит название.
3. Что изучает.
На доске карточки:
– Необходимо карточку левого столбика (названия наук) соединить с карточкой правого столбика так, чтобы показать, что изучает каждая наука. Четыре ученика выходят к доске и соединяют карточки с помощью стрелок. Учащиеся дают определение данным наукам.
– Какие науки изучают окружающий нас мир?
2 этап «Теоретический»
– Сейчас вы будете работать группой. Вы должны решить кроссворд и определить букву, которая зашифрована под цифрой. Из этих букв мы составим слово.
п | л | 1 | 2 | 3 | 4 | а |
Историки.
л | е | 4 | о | п | и | с | ь | ||||||
и | с | о | р | и | к | ||||||||
и | с | о | ч | н | и | к | |||||||
ы | с | я | ч | е | л | е | т | и | е | ||||
л | е | о | и | с | ч | и | с | л | е | н | и | е |
- Записи, которые велись год за годом о событиях своего времени на Руси.
- Специалист по истории.
- Древние предметы, извлекаемые из земли, называются вещественными … истории.
- Десять веков.
- Счет лет.
Экологи.
г | р | и | 2 | п | и | с | ||||||
п | а | д | а | |||||||||
а | с | л | е | д | и | е | ||||||
в | е | е | ц | и | я | |||||||
к | р | а | с | а | я | к | н | и | г | а |
- Международная экологическая организация.
- Символ Всемирного фонда дикой природы.
- Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры.
- Город – мировое культурное наследие.
- В нее занесены самые редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране.
Географы.
а | в | с | т | р | 1 | л | и | я | |
к | р | т | а | ||||||
э | к | в | т | о | р | ||||
е | в | р | з | и | я | ||||
м | е | р | и | д | и | н |
- Самый маленький материк.
- Изображение земной поверхности на плоскости.
- Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и южное полушария.
- Самый большой по площади материк.
- Воображаемая линия, соединяющая северный и южный полюса.
Астрономы.
т | е | л | 3 | с | к | о | п |
в | е | н | р | а | |||
з | в | з | д | а | |||
н | п | т | у | н | |||
з | м | л | я |
- Прибор, который используют в работе астрономы.
- Планета, названная в честь богини красоты.
- Солнце, Альдебаран, Сириус, Альтаира.
- Планета, мерцающая голубоватым цветом, напоминающим цвет воды.
- Самая голубая планета.
– Что изучает каждая наука?
Учитель. Как называются данные созвездия и звезды?
Ученики.
1. Большой Пес, Сириус.
2. Малая Медведица, Полярная звезда.
3. Большая Медведица.
Учитель. Верно. А теперь нас ждет другой город – География.
Высокие горы,
Большие моря,
Широкие реки
Встречают тебя.
Жители этого города зовут нас играть.
Игра «Штурманы и географы»
Игра проводится по карте полушарий в парах. Штурман выбирает начало маршрута, определяет маршрут по карте полушарий, прикладывая к ней линейку. Географ определяет, над какими частями света, материками и океанами они пролетают.
Учитель вызывает к доске по два ученика и проводит игру. Остальные учащиеся – пассажиры, проверяют маршрут.
Игра проводится 5–6 раз.
Учитель. Молодцы! Жители города География очень довольны вашими ответами. Они желают вам доброго пути. И мы отправляемся дальше…
А на улицах этого города мы встречаем старинные монеты, лапти, керосиновую лампу. Это город История. Нас ждет новое испытание.
Необходимо вместо точек вставить слово, чтобы высказывание было верным.
«Наука, изучающая прошлое, называется … (история). Хранилище документов – … (архив). Наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения, найденные при раскопках, – … (археология). Запись событий год за годом – … (летопись). Ученый, выкапывающий из земли удивительные находки, – … (археолог).
Учащиеся самостоятельно выполняют работу. Затем учитель зачитывает по одному высказыванию, а учащиеся ищут ответы в филворде. Слова в филворде читаются вверх, вниз, вправо, влево и даже под углом, но не пересекаются.
Учитель открывает на доске филворд.
Ученики ищут слова-отгадки.
III. Повторение пройденного материала.
Учитель. Вот мы и подошли к следующему городу – Экология. Здесь чистая река, пышные облака, свежий воздух и зеленый луг.
Жители этого города просят вас прочитать свои сообщения об объектах Всемирного наследия и о животных Международной Красной книги.
Трое учеников делают сообщения. Остальные сдают свои работы учителю.
Учитель. Молодцы! Мы прошли все главные города большой страны «Окружающий мир».
Так что же такое окружающий мир?
Ученики. Окружающий мир – это Вселенная, наша планета, прошлое, настоящее, небесные тела Солнечной системы, поверхность Земли, исторические источники, Всемирное наследие, растительный и животный мир.
Учитель. Теперь, чтобы вернуться домой, мы должны ответить на вопросы теста «Земля и человечество».
Учащимся раздаются карточки с тестом «Земля и человечество».
1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется:
а) экология; в) география;
б) астрономия; г) история.
2. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется:
а) глобус;
б) карта.
3. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется:
а) полярный;
б) умеренный;
в) тропический.
4. Мы живем в тепловом поясе:
а) полярном;
б) умеренном;
в) тропическом.
5. Ценные находки старины хранятся:
а) в архивах;
б) музеях;
6. «Легкими» нашей планеты называют:
а) хвойные леса;
б) широколиственные леса;
в) тропические леса.
7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?
а) XIII век; в) XVIII век;
б) XIX век; г) ХХ век.
8. Эмблему «Большая панда» имеет:
а) Гринпис;
б) Всемирный фонд дикой природы.
9. Исторический центр Санкт-Петербурга – это:
а) природное наследие России;
б) культурное наследие России.
10. Озеро Байкал – это:
а) природное наследие России;
б) культурное наследие России.
О т в е т ы к тесту: 1(б),2(б), 3(в), 4(б), 5(а, б), 6(в), 7(б), 8(б), 9(б), 10(а).
Учитель. Теперь вам необходимо подписать свои тесты по образцу:
Учащиеся сдают работы.
IV. Итоги урока. Выставление оценок.
Учитель. Что является для нас домом?
Ученики. Планета Земля.
Учитель. Как каждый человек должен относиться к своему дому, к природе?
Домашнее задание.
Написать мини-сочинение «Каким я хотел бы видеть окружающий нас мир».
IV. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке каждая группа специалистов ответит на вопрос “Что такое окружающий мир?”
V. Ход игры.
2 этап “Практическая работа” с использованием раздаточного материала.
Астрономы собирают модель Солнечной системы.
Материал: альбомный лист, клей, карандаши, ножницы, изображение планет, Солнце.
Узнай планеты, найди их место, подпиши название.
Географы собирают карту полушарий.
Материал: два круга из альбомного листа, карандаши, клей, ножницы, контуры материков.
Узнай и подпиши материки и океаны.
Историки с помощью “ленты времени” определяют, в каком веке это произошло и обозначают с помощью римских цифр.
Материал: раздаточный.
Экологи работают с картой мира.
Материал: карта мира, карточки с названиями объектов Всемирного наследия, скотч, ножницы.
Найди места, где находятся эти объекты всемирного наследия.
Группы работают одновременно. После окончания работы группы рассказывают, какую работу они выполнили. Делают вывод.
3 этап – тест “Земля и человечество”
- Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно, чем больше правильных ответов наберёт каждый, тем выше будет общий балл вашей группы.
Учащимся раздаются карточки с тестом “Земля и человечество.
1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется…а) экология в) география
б) астрономия г) история
2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был…
а) Юрий Гагарин
б) Нил Армстронг
в) Алексей Леонов
3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется…
а) глобус
б) географическая карта
4. Какое из данных созвездий- Большой Пёс?
5. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется…
а) полярный
б) тропический
в) умеренный
6.Ценные находки старины хранятся…
а) в архивах
б) в музеях
7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?а) XVII век б)XVIII век
в) XIX век г) XX век
8. “Лёгкими нашей планеты” называют…
а) хвойные леса
б) тропические леса
в) широколиственные леса
9. Эмблему “ Большая панда” имеет…
а) Гринпис
б) Всемирный фонд дикой природы
10. Исторический центр Санкт-Петербурга - это…
а) природное наследие России;
б) культурное наследие России
Подведение итогов
Что является для человечества домом? (планета Земля)
Что важно понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает и беречь это)
VII. Оценивание знаний.
Оценивается работа каждого игрока, определяется команда- победительница, выставление оценок.
Итог урока (показ видео-ролика, как обобщение знаний по разделу “Земля и человечество”) Приложение2.
IX. Домашнее задание.
Перед вами лежат квадраты зелёного и жёлтого цветов. Выберите любой. Если вы выбрали квадрат желтого цвета, то на следующий урок напишите сочинение на тему: “Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир”; если вы выбрали квадрат зелёного цвета, то приготовьте реферат на тему: “Проблемы озера Байкала”
Тема урока: Обобщающий урок по теме: «Земля и человечество».
Цели урока: систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога; развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к наследию человечества.
Оборудование: физическая карта мира, предметы старины, карточки со словами, карточки с математическими числами, таблички с наименованиями групп, тесты, раздаточный материал для практической работы, кроссворды.
II этап «Практическая работа»
Астрономы собирают модель Солнечной системы.
Материалы: лист ватмана, клей, фломастеры, ножницы, изображения планет, Солнце.
- Узнайте планеты, найдите их место, подпишите названия.
Географы собирают карту полушарий
Материалы: два круга из ватмана, фломастеры, клей, ножницы, контуры материков.
- Узнайте и подпишите материки и океаны.
Историки из предложенных предметов выбирают объекты старины.
Экологи работают с картой мира.
Материалы: карта мира, карточки с названиями объектов Всемирного наследия, скотч, ножницы.
- Найдите места, где находятся эти объекты Всемирного наследия.
Группы работают одновременно. После окончания работы группы рассказывают, какую работу они выполнили.
Вопросы к астрономам:
- Что входит в состав Солнечной системы? ( Солнце и планеты )
- Какое у них общее название? (Небесные тела)
Вопросы к географам:
- Какую работу выполнила ваша группа? (Собрали карту полушарий)
- Что изображает карта? (Материки, океаны, поверхность Земли)
Вопросы к историкам:
- Почему вы выбрали эти предметы?
- Как с точки зрения историков называются эти вещи? (Исторические источники)
Вопросы к экологам:
- Какую работу выполнили вы? (Расположили на карте мира объекты Всемирного наследия)
- Что объединяет все эти достопримечательности? (Все они из Списка Всемирного наследия)
- Сделаем вывод: что же такое окружающий мир?( Окружающий мир – это Вселенная, наша планета, прошлое, настоящее, небесные тела Солнечной системы, поверхность Земли, исторические источники, Всемирное наследие)
- Что ещё вы бы добавили к этому высказыванию? (Это растительный и животный мир).
III этап – Тест «Земля и человечество».
Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно, но чем больше правильных ответов наберёт каждый, тем выше будет общий балл вашей группы.
(Тесты см в приложении 3)
IV этап – Словарный диктант «Термины».
- Наука, изучающая небесные тела? (Астрономия)
- Наука, изучающая прошлое? (История)
- Хранилище документов? (Архив)
- Специалист, изучающий астрономию? (Астроном)
- Наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения? (Археология)
- Запись событий год за годом? (Летопись)
- Учёный, выкапывающий из земли удивительные находки? (Археолог)
-Старинные сооружения, древняя рукопись, старая монета, печать – всё это … (Исторические источники).
IV Подведение итогов игры
- Сделаем вывод: что же такое окружающий мир?
- Что является для человечества домом? (Планета Земля)
- Что важно понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает, и беречь это)
Оценивается работа каждого игрока.
Определяется команда-победительница.
Проводится награждение.
Домашнее задание
Написать сочинение на тему: «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир».
Тип урока: закрепление и повторение изученного по теме.
Вид: деловая игра.
Технология: на ситуативной (игровой) основе.
Цели урока:
- систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения - глазами астронома, географа, историка, эколога.
- развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы.
Задачи:
- Образовательная: заключается в цели урока.
- Развивающая: развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы.
- Воспитательная: любовь к окружающему миру, уважение к одноклассникам, помощь ближнему.
Оборудование: физическая карта мира, картинки с В.Н., предметы старины, раздаточный материал для каждой игры.
Вид работы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Орг. момент | Встали. Поздоровались с гостями. Сели. Тема сегодняшнего урока «Закрепление и повторение раздела «Земля и человечество» | Приветствие |
1 урока | Сегодня мы работаем в группах. В конце урока вы должны оценить работу ваших групп. По каким критериям мы оцениваем работу? На доске висят 4 листа с на- званием групп (астрономы, географы, историки, экологи). Определите, в какой группе вы хотите работать. На это я даю 1 минуту. Теперь вы берёте простые карандаши и записываетесь на листах. Нумерация на листе соответствует количеству мест в данной группе. На столах таблички. Дети рассаживаются по группам. - Костя, почему ты выбрал эту группу? В каждой группе спросить по 1 ученику. На уроке мы должны ответить на вопрос «Что такое окружающий мир?» Начнём мы нашу работу с решения кроссворда. Вы должны отгадать его и найти ключевое слово, обозначающее то, чем является мир с точки зрения этой группы. На это я вам даю 7 минут. Выберите одного из группы, кто будет отвечать. Я записываю на доске. Ребята, были ли сложности при выполнении этого задания? Какие? Вторым этапом нашей работы является практическая работа. Астрономы собирают модель Солнечной системы. Узнайте планеты, найдите их место, подпишите названия. Географы рисуют и подписывают материки и океаны. Историки из предложенных предметов выбирают объекты старины. Экологи находят на карте места, где находятся эти объекты Всемирного наследия. На работу даю 5 минут. Группы работают одновременно | Правильность, дружность, шумность Записываются в группы Интересно, хочется узнать еще что-то новое Решение кроссворда Отгадывание кроссворда Нет |
Физминутка | Звучит музыка. Дети закрывают глаза и переносятся к морю. - Какая группа хочет первой представить свою работу? - Что входит в состав Солнечной системы? - Какое у них общее название? - Кто хочет продолжить? - Какую работу выполняли? - Что изображает карта? Вопросы к историкам: - Почему вы выбрали эти предметы? - Как с точки зрения историков называются эти вещи? Вопросы к экологам: - Какую работу выполнили вы? | Астрономы. Солнце и планеты. Небесные тела. Географы собрали кар- ту полушарий. Материки, океаны, поверхность Земли. |
Практическая работа | ||
Итог | Сделаем вывод: - Что же такое окружающий мир? - Как вы оцениваете работу своей команды? - Что понравилось на уроке? - Какой этап работы вы хотели бы повторить на следующем уроке? | Этими предметами пользовались в старину. Это лапти, лучина, керосиновая лампа и т. д. Исторические источники Расположили на карте мира объекты Всемирного наследия. Большой каньон - объект Всемирного наследия в Северной Америке и т. д. Окружающий мир - это Вселенная, наша планете, прошлое, настоящее, небесные тела Солнечной системы, поверхность Земли, исторические источники, всемирное наследие. |
Кроссворд для астрономов
- Созвездие.
- Прибор, который используют в работе астрономы.
- Планета, названная в честь богини красоты.
- Созвездие, по которому можно определить остроту зрения.
- Солнце - это...
- Планета, мерцающая голубоватым цветом, напоминающим цвет воды.
- Планета-кроха.
- Американское название профессии человека, летающего в космос.
- Самая голубая планета.
Ответы: 1. Волопас. 2. Плутон. 3. Нептун. 4. Телескоп. 5. Звезда. 6. Венера. 7. Плеяды. 8. Астронавт.
9. Земля.
Ключевое слово: ВСЕЛЕННАЯ.
Кроссворд для географов
- Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось.
- Самый маленький материк.
- Изображение земной поверхности на плоскости.
- Тепловой пояс, в котором мы живём.
- Воображаемая линия, соединяющая северный и южный полюса.
- Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и южное полушария.
- Самый большой по площади материк.
Ответы: 1. Полюс. 2. Австралия. 3. Карта. 4. Умеренный. 5. Меридиан. 6. Экватор. 7. Евразия. Ключевое слово: ПЛАНЕТА.
Кроссворд для историков
- Записи, которые велись год за годом о событиях своего времени на Руси.
- Хранилище документов.
- Специалист по истории.
- События, случившиеся после рождения Христа, - это...
- Десять веков.
- Счёт лет называется...
- Наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, извлекаемые из земли.
Ответы: 1. Летопись. 2. Архив. 3. Историк. 4. Наша эра. 5. Тысячелетие. 6. Летоисчисление. 7. Археология. Ключевое слово: ПРОШЛОЕ.
Кроссворд для экологов
- Международная экологическая организация.
- Природное наследие России - озеро.
- Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры - Всемирное...
4. Национальный парк Африки.
5. Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают.
6. В неё внесены самые редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране.
7. От каждого человека зависит ... нашей планеты.
8. Московский ... - Всемирное культурное наследие
9. Гробница царя Мавсола из Семи чудес света
Ответы: 1. Гринпис. 2. Байкал. 3. Наследие. 4. Серенгети... 5. Экология. 6. Красная книга. 7. Будущее.
8. Кремль. 9. Мавзолей.
Ключевое слово: НАСТОЯЩЕЕ.
Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе с применением коллективных способов обучения и информационных технологий
Нормативные документы
к текущей странице»
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели урока:
систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения - астрономии, географии, истории, экологии,
развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, делать выводы,
развивать умение работать в группе, укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы, умение считаться с мнением товарищей,
развивать умение оценивать свою работу, рефлексировать.
Оборудование: Физическая карта мира; предметы старины; кроссворд; раздаточный материал для каждого этапа урока; мультимедийный проектор с компьютером для проверки.
Ход урока:
Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. План урока и форма проведения. (5 мин.)
Мы с вами закончили изучать большой раздел учебника. Как он называется? Сегодня на уроке мы обобщим основные сведения об окружающем мире. А зачем нам необходимы все эти знания, в чем они могут быть полезны для нас?
(От нас зависит каким этот мир будет в будущем. Чем больше мы будем знать о мире нас окружающем, тем понятнее будут его проблемы, тем внимательнее мы будем относиться ко всему, что нас окружает, тем быстрее научимся любить и беречь этот мир, чтобы сохранить его для будущих поколений.)
Для работы мы разделились на группы: 4 группы по 6-7 человек.
Сегодня урок будет состоять из 4 основных этапов:
1- вопросы на знание изученных терминов;
2- практические задания;
3- кроссворд;
4- подведение итогов уроков и оценка своей работы.
Прежде чем приступим к заданиям, возьмите, пожалуйста, листок для оценок и поставьте себе ту отметку, которая, по вашему мнению, отражает ваши знания по пройденным разделам: астрономия, география, история и экология. (Приложение № 1)
В конце урока вы снова попробуете оценить свои знания, интересно, станут ли они лучше?
Для работы нам понадобится еще одна табличка для записи баллов, переверните первую табличку. (Приложение № 1) Сюда вы будете заносить те баллы, которые заработаете на уроке. Если команда будет работать дружно и слаженно, и вы закончите выполнять задания быстрее других групп, то можете решать дополнительные задания, которые есть в специальном конверте. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. (В конверте различные загадки и ребусы по теме урока)
ЭТАП 1. «Термины». (5 мин.)
За время изучения этой большой и интересной темы, нам встретилось много новых научных слов, давайте вспомним, что они значат.
(Каждый ребенок в группе работает самостоятельно, затем ответы сверяются, выбирается правильное решение. Ответ озвучивает представитель группы. Максимальный балл - 4)
Задания для каждой группы:Группа № 1 Группа № 2
Соедините линией слово и его
лексическое значение Запишите одним словом выражение
Наука, изучающая небесные тела История 1б. Запись событий год за годом ____________________________________1б.
Наука, изучающая прошлое Астрономия 1б. Ученый, выкапывающий из земли
удивительные находки. _________________________________1б.
Хранилище документов Красная книга 1б. Старинные сооружения, древняя рукопись,
старая монета, печать. Все это________________________________ ____________________________________2б.
Книга, в которую внесены редкие, исчезающие животные Архив 1б.
Группа № 3 Группа № 4
Продолжите выражения: Отгадайте загадку
От вращения Земли вокруг своей оси зависит смена _____________________. Этот промежуток времени называется ___________________________. 2б. От вращения Земли вокруг Солнца зависит смена _____________________. Этот промежуток времени называется ___________________________. 2б. Дорога есть - ехать нельзя, Земля есть -
пахать нельзя. Луга есть - косить нельзя,
В реках и морях воды нет. 2б.
Вставьте правильно недостающее
слово: _________________ показывает,
какое расстояние на местности
соответствует каждому сантиметру
на карте. 2б.
ЭТАП 2. Практическая работа (с последующей проверкой каждого задания). (20 мин.)
Задание № 1.
Группа 1
Соберите модель Солнечной системы.
Расположите планеты по порядку и подпишите их. (4 б.)
Задание № 1.
Группа 2.
Подпишите созвездия, выбрав названия из списка:
Орион, Малая Медведица, Кассиопея, Телец, Большой Пес. (2б.)
Подпиши самую яркую звезду созвездия. (2б.)
Рисунок 1. Рисунок 2. Рисунок 3.
Задание № 1.
Группа 3.
1. Укажите стрелками, какая звезда, какому созвездию принадлежит. (1б.)
Сириус Телец
Полярная звезда Большой Пес
Альдебаран Малая Медведица.
2. Ответьте на вопросы:
Какое небесное тело само светится?__________________________ 1б.
Как называется естественный спутник Земли?___________________ 1б.
Как называется пространство, окружающее Землю, включающее звезды и
планеты?___________________________________ 1б.
Задание № 1.
Группа 4.
По тексту узнайте, о какой планете идет речь. Дополните свой ответ дополнительными знаниями о планете.
Это ближайшая к Солнцу планета. Она получила свое название в честь римского бога торговли. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. ___________________ 1б
Эта планета, названа в честь римского бога войны. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. Она меньше Земли, но у нее есть два спутника - Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас - так звали сыновей бога войны).___________________ 1б.
Эта планета самая большая. Состоит главным образом из газов, имеет цветастую атмосферу, в ней постоянно бушуют мощные ураганы.______________________ 1б.
Эта планета носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, ее еще называют «утренней звездой».Она окружена толстым слоем облаков, но ее атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты.___________________ 1б.
Практическая работа
Задание № 2.
Группа 1.
Соберите карту полушарий. Приклейте материки, подпишите океаны.
Подпишите западное и восточное полушария. (5б.)
Задание № 2.
Группа 2.Обозначьте на контурной карте буквами: (5б.)
Экватор - Э;
Северный тропик - СТ;
Южный тропик - ЮТ;
Северный полярный круг - СПК;
Задание № 2.
Группа 3.Закрасьте на контурной карте: (5б.)
Полярные пояса - синим цветом;
Умеренные пояса - зеленым цветом;
Тропический пояс - красным цветом.
Задание № 2.
Группа 4.
Восстановите текст: (5б.)
Модель Земли называют _______________. А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют __________________. Существует много видов географических карт, например, __________________________________________. На физической карте синим цветом обозначена ____________, коричневым ____________, зеленым _____________________, а белым ___________. Каждая карта имеет свой ________________.
Практическая работа.
Задание № 3:
Группа 1.
Выберите среди предметов исторические источники. Вспомните их названия и расскажите, для чего их использовали.
Задание № 3:
Группа 2.
Заполните пропуски на «ленте времени». годы 1-100 201-300 301-400 401-500 501-600 601-700 701-800 801- 900 901-1000
века I II III IV VI VII VIII IX
1001-1100 1101-1200 1301-1400 1401-1500 1501-1600 1601-1700 1701-1800 1901-2000 2001-2100
XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XXI
Задание № 3:
Группа 3.
Найдите правильный ответ и соедините линией с вопросом.Как называются древние записи, которые велись год за годом? Архив
Кунсткамера
Хранилище документов? Музей
Где бережно хранятся предметы старины? Летоисчисление
Книга
Как назывался первый музей в России? Летопись
Задание № 3:
Группа 4.
По году определите историческое событие, подпишите век. Подберите иллюстрации к этому событию на открытках и расскажите о нем.ВЕК ГОД СОБЫТИЕ
1147 Великая Отечественная война
1812 Первое упоминание о Москве
1941-1945 Отечественная война с войсками Наполеона
Практическая работа.
Задание №4.
Группа 1.
Распределите на карте полушарий объекты природного и культурного наследия: водопад Виктория, Большой Барьерный риф, Мемфис, Московский Кремль, водопад Игуасу, статуя Свободы. Рисунок 5. Рисунок 6. Рисунок 7. Рисунок 8. Рисунок 9. Рисунок 10.
Задание №4.
Группа 2.
Приведи примеры объектов Всемирного наследия.
Всемирное природное наследие _______________________________________
______________________________________________________________________
Всемирное культурное наследие: ______________________________________
______________________________________________________________________
Дорисуйте эмблему Всемирного наследия.
Рисунок 11.
Задание №4.
Группа 3.
Подпишите названия животных из международной Красной книги.
Рисунок 12. Рисунок 13.
Задание №4.
Группа 4.
Попробуйте ответить на данные вопросы:
О какой экологической проблеме говорится в этом тексте?
Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходы различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефти гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. (1 б.)
_____________________________________________________________________________
О каких мерах защиты океана вы знаете? (2б.) _________________________
_____________________________________________________________________________
Какие международные экологические организации вы знаете? Назовите их. (2б.) _________________________________________________________________________
Этап 3. Разгадайте кроссворд.
(Каждая группа получает свои вопросы.) Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Группа 1.
1- Самый большой по площади материк
5 - Планета, на которой есть жизнь
10 - Модель Земли
11 - Хранилище документов
Группа 2.
4 - Половина земного шара
6 - Древние записи о событиях, которые велись год за годом
8 - Небесное тело, которое само светится
16 - Изображение земной поверхности на плоскости
Группа 3.
7 - Десять веков
15 - Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры - Всемирное …
17 - Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и Южное полушария
18 - Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось.
Группа 4.
2 - Условная линия, идущая по поверхности Земли от одного полюса к другому.
12 - Планета, названная в честь бога торговли (самая «быстрая» планета)
13 - Счет лет называется…
14 - Небесное тело, вращающееся вокруг звезды
(Проверка кроссворда идет с помощью мультимедийного проектора и компьютера. Команды по очереди называют свои ответы. Два слова из кроссворда, Кремль и Байкал, дети отгадывают все вместе, т.к. вопросов 18.)
В итоге должна получиться тема урока «Земля и человечество»
Этап 4. Подведение итогов
Вот и подходит к концу наш урок. Все хорошо потрудились, повторяли, применяли знания на практике. А зачем же нам так много нужно знать о Земле и человечестве? (Размышления детей.)
Давайте подсчитаем те баллы, которые вы сегодня заработали. (Дети подсчитывают баллы за урок, определяют свою отметку за урок)
А теперь мы снова вернемся к нашей первой табличке, где вы еще раз оцените свое знание и понимание изученной темы. (Сравнение результатов начала урока и конца, рефлексия.)
Домашнее задание будет для вас творческое на выбор. На тему: «Какой бы я хотел видеть Землю в будущем» нужно нарисовать плакат или написать сочинение. Лучшие работы будут переданы в общешкольную копилку творческих работ, и их увидит вся школа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс, А.А. Плешаков, Школа России
Окружающий мир...
Поурочное планирование по окружающему миру 1 класс система Л.В.Занкова ФГОС
В данном файле представлено планирование по предмету "Окружающий мир" 1 класс по учебнику Н.Я.Дмитриевой по системе Л.В.Занкова по ФГОС...
поурочное планирование по окружающему миру. 3 класс
Дана разработка поурочного проведения уроков по программе "Школа России" Плешаков, 3 класс....
Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс Тема: "Равнины и горы России" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: дать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на территории России.Планируемые результаты:предметные: уметь работать с картой; знать равнины и...
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира 3 класс УМК "Школа России".
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира 3 класс УМК "Школа России"...
Поурочное планирование по окружающему миру 3 класс
В данной разработке представлены поурочные планирования по окружающему миру для 3 класса на каждый урок по УМК "Школа России"...
Поурочное планирование по окружающему миру 4 класс Школа России
Поурочное планирование составлено по обновленному ФГОС с использованием конструктора рабочих программ и перенесено в шаблон Excel для загрузки в АИС Сетевой город...