Урок окружающего мира во 2 классе "Вода на Земле" с использованием интерактивной доски
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Нестеренко Елена Владимировна

Урок был представлен на семенаре учителей начальных классов. Использованы интерактивные карты,  фрегмент мультфильма "Шесть Иванов-шесть капитанов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nesterenko_e.v._urok.doc278 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа №51с. Березовка

Конспект урока по теме : « Вода на Земле»

Предмет: окружающий мир

Образовательная система « Гармония»  

Класс: 2

Учитель :  Нестеренко Елена Владимировна

Стаж работы: 12 лет 6 месяцев

Тип урока: объяснение нового материала 

Цель :  организация продуктивной деятельности обучающихся, направленная на достижение ими следующих планируемых результатов:

Личностные : воспитывать эстетические чувства и экологическую культуру , развивать навыки сотрудничества со сверстниками и учителем, оценивать действия и  поведение людей, свое  собственное.

Метапредметные : продолжить развитие умения систематизировать знания в виде схем, диаграмм, выполнять простые опыты; развивать умение работать с разными источниками информации, развивать умение решать проблемы творческого и поискового характера. 

Предметные : формировать представление о самых крупных естественных водоёмах, об океанах и морях, их значении для человека, об особенностях морской воды, о проблеме загрязнения морей и возможных способах охраны чистоты их вод, о правилах безопасного поведения на морском берегу.

Образовательные технологии:

  1. Здоровье сберегающие образовательные технологии : с целью повышения познавательных возможностей  и самостоятельности младших школьников, что способствовало положительному переживанию, чувства удовлетворения, радости от процесса познания чтения мотивации образовательной деятельности, смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления
  2. Развивающая технология, проблемное обучение. Использована  для организации продуктивной деятельности в ходе решения учебных проблем и для  постановки  обучающихся в позицию первооткрывателей.
  3. Игровая технология, формирующая умение выделять признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их, обобщать.

      4)Информационно – коммуникативные технологии, для  интенсификации образовательного  процесса, усиления познавательной активности обучающихся, повышения качества обучения

Методы и приемы: метод диалогического  изложения материала, словесный метод: рассказ, диалог, работа с информацией с учебной книгой, метод организации  учебной работы: инструктаж, иллюстрации, наблюдение, создание  проблемной ситуаций, работа в парах, индивидуальная работа   ,методы познавательной деятельности,методы, отражающие логический путь познания: анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение, метод эмоционального  воздействия: создание ситуации успеха, увлеченность поиском, поощрение

Оборудование урока:  учебник «Окружающий мир» для 2 класса О.Т. Поглазова, В.Д.  Шилин, часть 2, рабочая тетрадь № 2, О.Т. Поглазова, В.Д.  Шилин,  для опыта: сосуд с водой, поваренная соль, йод, глобус, интерактивная  карта полушарий,  цифровой образовательный  ресурс « Пресные и соленые воды» к учебнику «Природоведение», 5 класс, Плешаков А.А., Сонин Н.И, видеофрагмент « Дары Японского моря», приложение к учебнику « Природоведение», 5 класс, Лобжанидзе А.А; мультимедийная презентация, демонстрационный экран,. Средства ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I.Организационный момент.

Учитель.  Ребята, вы чувствуете,  сегодня в нашем классе  воздух   наполнен  нотками чего- то необыкновенного и  интересного ?  Почему ? К нам  приехали гости, покажите себя, улыбнитесь! Ведь мы очень рады гостям! Ребята, давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу удачи, успехов. И любая преграда будет нам нипочем, потому что мы вместе!

II. Актуализация опорных знаний и мотивация.

Учитель.  Дорогие ученые! Я как руководитель нашей лаборатории, настраиваю вас на плодотворную работу. Сегодня нам предстоит сделать много открытий. Будьте внимательны, активны!  Все ученые на месте! Наша лаборатория начинает свою работу.  Скажите мне, много ли воды на земле? Какие будут предположения? ( слайд с Землей) Что за «голубой шарик», так говорили про планету наши космонавты, показывает нам монитор? Великий  норвежский исследователь, учёный Тур Хейердал. Он посвятил свою жизнь изучению мира и  известен своими морскими путешествиями, сказал, что «Наша планета, скорее Океания, чем Земля»?  Что же нам еще раз доказал Тур Хейердал?

III. Постановка учебной задачи

Скажите, где, в чём хранится вода на Земле? (Ответы детей)

Учитель.  Часто слышим  Мировой океан? Как думаете, что такое мировой океан? (Ответы детей). Давайте сравним свои выводы с выводом в учебнике! ( стр. 35). Прочитайте вслух. А мы сказали, что Мировой океан это моря и океаны. Сколько океанов на Земле, назовите их. Ученые , мы правы?

Составим схему.

Учитель.  Что такое океан?, Море?  (помещаю круги один в другой)

Какой вывод сделаем? Море- часть океана, океан  самая большая часть  Мирового океана , а моря и океаны называют Мировым океаном.

Работа в тетради с. 18, № 29 , на доске карта.

Учитель.  Что поможет сделать эти открытия? (карта) Учащиеся работают в парах, потом проверяем вместе. Я работаю с картой. Сверяем ответы.

IV. «Открытие» учащимися нового знания.

Учитель.  Кругом вода,
а с питьем беда 
Кто знает,
где это бывает? (море)   о какой воде идет речь?

Учитель.  Ученые, что будет являться предметом нашего  дальнейшего исследования?  (Морская вода, будем доказывать, что она не пригодна). Как это доказать в условиях нашей лаборатории? ( проводим опыт с водой)

Следующий опыт  его описание в тетради. Ученые, предположите , что может остаться? Ученый одной лаборатории уже успели сделать опыт и вот что у них получилось ( ЦОР). Мы согласимся?  Проверим, нальем воды в блюдце, поставим на окно и будем наблюдать.  А вы знаете, что мы живем на дне Сарманского  моря.   

V. Физминутка

Учитель.  Ученые, сейчас вы получите карточки с заданием, каждая пара будет проводить свое исследование.  (На карточках указана страница учебника  и вопрос, на который ученики должны найти ответ с помощью учебника)

Значение моря и океана для людей

Что такое шторм и цунами?

Какие животные и растения обитают в морях.

Учитель.  Если морская вода непригодна для питья, почему в море обитает такое большое количество животных? (Много пищи для всех живых существ, к солёной воде приспособились, в отличие от людей, которые пить солёную воду не могут).

Учитель. Ученые, кто из вас был на море?   Я рада видеть вас всех здоровыми и невредимыми . Ваш отдых ничто не омрачило? Что же вы соблюдали?  (Называют правила  поведения на воде)

Учитель. Ученые, а какого цвета море? Какие будут предположения? Кто прав?  Работа в тетради, чтение с.19 .Рассмотрите  картины художников. Какого цвета море на этой картине, ответьте словами  из текста, а вы знаете, что художники ,рисующие море, называются маринистами.

Учитель . Следующий объект  нашего исследования, это…(отрывки из мультфильма «Шесть Иванов, шесть капитанов») Как вы думаете , отрывок этого мультфильма о чем  рассказал ?  А может это просто вымысел? Что поможет разрешить спор? Карта. (Находим цветные моря на карте) Частью какого океана является? 

Белое море – священное море Севера. Оно таит в себе много неразгаданных тайн. Своё название получило возможно от цвета белого снега и льда, покрывающих его в зимнее время.

Красное море имеет красный цвет за счёт бурых микроскопических водорослей, которые периодически в нём развиваются. Но это не единственная версия.

Жёлтое море названо так потому, что периодически приобретает желтоватый оттенок глины, которой много на побережье.

Учитель .Ещё в 1969 году Тур Хейердал писал после своего морского путешествия: «Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно бросался в глаза мазут. До самого горизонта поверхность моря оскверняли чёрные комки мазута с булавочную головку, с горошину, даже с картофелину.» Ученые , о каких плавательных  средствах говорил Тур Хейердал?  Огромный ущерб морям и океанам несёт разлив нефти, который происходит в результате аварий нефтяных танкеров, аварий на нефтяных скважинах. В первую очередь страдают птицы. Их перья склеивает нефть и они уже не могут взлететь и погибают. Тонкая нефтяная плёнка не пропускает солнечный свет. Гибнут растения и животные.  Очень вредит мировому океану бытовой мусор. Со временем этого путешествия прошло более 40 лет и загрязнение океана значительно усилилось.       Вспомните сказку А.С.Пушкина про золотую рыбку. Как хорошо ей жилось в огромном синем море! Она готова была любой ценой откупиться, чтобы её отпустил старик. Как вы думаете, о чём

       IV. Рефлексия деятельности.

Учитель. Человек – дитя природы, а не властелин. Мы должны об этом помнить всегда. Ученые, сегодня в нашей лаборатории мы сделали много открытий. О каких открытиях вы поделитесь дома с вашими родителями?   Спасибо за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира во 2 классе с использованием ЭОР

использование электронно-образовательных ресурсов на уроках в начальной школе...

Урок русского языка в 4 классе с использованием интерактивной доски

Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже...

Сценарий урока окружающего мира по теме "Саванна" с использованием ИКТ (2 класс)

Сценарий интегрированного (окружающий мир и информатика) урока. На уроке учащиеся овладевают навыками работы на компьютере и изучают особенности природной зоны - саванны....

Урок окружающего мира во 2 классе с использованием технологии развивающего обучения по теме "Царство грибов"

Урок разработан по учебнику «Окружающий мир. 2 кл.» (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков). Данный урок способствует формированию у обучающихся стой­кого учебно-познавательног ин­тереса к...

Урок окружающего мира в 1 классе с использованием ЭОР «Этот удивительный мир»

Цель урока: познакомить учащихся с понятиями: окружающий мир, предметы и объекты живой и неживой природы.Задачи: Научить выделять признаки, присущие только объектам живой природы, отличающие их ...