Методическая разработка. Заседание клуба экологов на тему: "Конструировать могу- птицам всем я помогу!"
методическая разработка по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В данном ресурсе предложена методическая разработка кружковой работы на тему: "Конструировать могу-птицам всем я помогу!" Разработка включает в себя подборку интересных фактов из жизни птиц, которые зимуют у нас, стихотворений, а также практическую деятельность учащихся. Дети делятся на мини-группы и выполняют задания.Здесь и выдумщики, и исследователи, и группа умелых ручек. Скучать не придется!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy_zimuyushchie.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Игнатовская СОШ
Разработка внеклассного мероприятия в начальном звене.
Автор :Обрезкова И. Г.
Заседания клуба экологов
«Конструировать могу, птицам всем я помогу»
Цель: воспитание бережного отношения к природе, посредством
практической деятельности по охране зимующих птиц, развитие духовно-
нравственных качеств учащихся.
Задачи:
• развивать потребность общения с природой, умение видеть и ценить её
красоту;
• расширить представления о зимующих птицах посредством частично-
поисковой деятельности;
• овладевать практическими знаниями и умениями, позволяющими
правильно строить свои взаимоотношения с природой;
• вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране зимующих
птиц;
• привитие любви и бережного отношение к птицам;
• воспитание милосердия, умения сопереживать, чувствовать боль другого,
помогать близким, через оказание помощи пернатым друзьям;
• привлечение внимания к вопросу охраны птиц общественности через
совместную работу учащихся с родителями;
• развитие творческих способностей учащихся.
Дети делятся делится на группы, каждая из которых получает свое задание:
1 группа «Исследователи» должна подготовить сообщения о зимующих в
нашей местности птицах;
2 группа «Умелые ручки» изучает особенности изготовления кормушек,
готовит выставку-презентацию кормушек, сделанных своими руками;
3 группа «Выдумщики» сочиняет стихотворения, частушки, призывающие
беречь природу, помогать птицам, готовит выставку рисунков по теме
«Покормите птиц зимой!»
Для выполнения этих заданий дается 1 недели. Учитель анализирует
подготовленный материал, оказывает непосредственную помощь учащимся.
Оборудование: магнитофон, записи классической музыки, компьютер,
кормушки, чучела птиц.
Оформление кабинета: на доске вывешиваются рисунки учащихся на тему
«Покормите птиц зимой!», выставка книг о птицах.
Ход заседания:
Звучит классическая музыка. На её фоне читается стихотворение
Ученица: Сберегите Землю! Люди, сберегите
От лесных пожаров, загрязненья рек!
Сохраните, люди, природу сохраните,
Чтобы на Земле не вымер человек!
Учитель: Ребята, мы не зря начали наше мероприятие со стихотворения, которое
сочинила Даша. Прочитайте его внимательно и ответьте, может ли человек
существовать без природы?....
Как вы понимаете смысл слова «природа», для чего она нужна человеку?
Какое значение она имеет для вас?...
Иногда действия человека очень сильно влияют на природу. Мы часто своими
действиями наносим ей вред, реже помогаем. Человек должен беречь землю,
леса, животных.
- Прочитайте тему нашего классного часа, к которому так тщательно готовились
и скажите, почему сегодня нам очень необходимо поговорить о птицах?...
- Послушайте стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой!»
Чтец: Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Столько гибнет их,
Не счесть,
Видать тяжело!
А ведь в вашем сердце
Есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Учитель: Пришла зима, самое тяжелое время для пернатых друзей, оставшихся
зимовать. Тысячами гибнут они в это время года, но не от холода, а от голода.Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того чтобы
слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им
пережить тяжелую пору. Что же это за птицы?
Давайте послушаем выступление группы «Исследователей» с информацией
по зимующим в наших краях птицах.
Презентация «Зимующие птицы», сопровождающаяся рассказами
детей
Ученик: Своей группой мы провели исследование, задачами которого были
знакомство с разнообразием зимующих птиц Красногвардейского района,
определение птиц, прилетающих к кормушкам, узнать, какой корм предпочитают
птицы. Для чего мы изучили материалы Большой энциклопедии, провели
наблюдения, провели опросы учителей биологии, географии и родителей. У нас
получились такие результаты:
зимуют в нашей местности вороны, сороки, галки, голуби, снегири,
синицы, совы, куропатки, свиристели, дятлы, воробьи;
прилетают к кормушке свиристели, синицы, снегири, воробьи.
Сейчас мы представляем вашему вниманию небольшую презентацию, в
которой расскажем о некоторых зимующих птицах.
Отгадайте, что это за птица?
Синяя косынка, темненькая спинка,
Маленькая птичка. Звать её…… (синичка)
СИНИЦЕВЫЕ - семейство певчих птиц отряда воробьиных. Мелкие птицы (длина тела 7,6-
20 см). 2 подсемейства: синицы (3 рода с 48 видами) и ремезы (4 рода с 10 видами),
которых иногда выделяют в самостоятельное семейство. В России 14 видов: большая
синица, 6 видов гаичек, лазоревка, московка, князьки, хохлатая синица и др.
В нашем крае мы встречаем большую синицу и синицу –
гаичку. Большая синица - это хорошо заметная, подвижная птица
величиной с воробья (масса тела 15-21 г). Голова, горло,
подхвостье черные, щеки и пятно на затылке белые, грудь и
брюшко ярко-желтые с черной продольной полосой и
«галстуком», более широкими у самцов, хвост и крылья серо-
голубые, спина зеленая. Ведет оседлый и кочующий образ жизни.
Наиболее раннее весеннее
пение больших синиц отмечено в
январе-феврале во время
оттепелей. В марте синицы
находят места для гнездования,
держатся в избранных участках, самцы активно поют. Песня
синицы — громкий, размеренный, повторяющийся звук «ци- ци-
фи, ци-ци-фи, ци-ци-фи...». Кроме этого, у большой синицы
есть громкий позыв «пинь-пинь-чжж». Более разнообразны
песни молодых самцов.
Во второй половине апреля — начале мая самки строят
гнезда в дуплах деревьев, пустотах, нишах, выщерблинах
стен различных строений, чаще других видов заселяют искусственные гнездовья. В конце
апреля — мае синицы откладывают яйца. Насиживает кладку самка, самец кормит ее. На 13-14сутки вылупляются птенцы. В течение 17-18 дней их выкармливают оба родителя. В середине
июня птенцы покидают гнезда. Около двух недель их докармливает самец, а самка через 4-5
дней приступает к строительству нового гнезда. Второй репродуктивный цикл приходится на
конец июня — июль, птенцы второго выводка покидают гнезда в начале августа.
Весной и летом основу питания синиц составляют гусеницы, жуки, пауки, осенью и зимой
число их сокращается и возрастает количество семян, а у жилья человека — пищевых
остатков.
ГАЛКА птица семейства вороновых, по величине заметно меньше грача и вороны; длина
ее тела около 30 см, а масса 130-225 г. Оперение
черное, на голове, хвосте и крыльях с пурпурно-синим
металлическим блеском. Шея сверху и с боков серая.
Птица селится в садах, парках, рощах с дуплистыми
деревьями, в расщелинах скал, в норах береговых
обрывов, в постройках человека, в развалинах старых
зданий. Галка более многочисленна в антропогенных
ландшафтах, чем вне их.
По характеру питания галка сходна с грачом.
Птенцов выкармливает дождевыми червями, пауками, жуками, прямокрылыми, мухами,
гусеницами бабочек. Среди них много вредителей сельскохозяйственных растений.
Беспозвоночные животные составляют основу питания взрослых птиц в весенне-летний
период. Осенью и зимой они кормятся семенами хлебных злаков, пищевыми остатками и
отбросами. Уничтожением насекомых-вредителей галка приносит пользу сельскому
хозяйству.
К размножению галки приступают позже грача и вороны. В конце марта и в апреле они
активно выбирают и осматривают места своих будущих гнезд на чердаках, под крышами
домов, водонапорных башен, в щелях и пустотах зданий, в печных трубах, в полостях
бетонных опор линий электропередач, в дуплах деревьев, в старых грачиных и сорочьих
гнездах, в расщелинах скал и береговых обрывов. Гнездятся галки небольшими колониями от
2-3 до десятков пар. Кладка из 3-7 бледно-зеленовато-голубых яиц с неясными бурыми
пятнами; размер яиц 33,7 на 25,2 мм. Насиживает самка в течение 17-22 дней, самец кормит ее,
доставляя пищу в гнездо по 2-8 раз в час. Самка летает за кормом редко. Птенцы появляются
на юге во второй половине апреля, в центральных и северных районах европейской части
России — в мае. Кормят птенцов самец и самка в гнезде 30-33 дня и еще 15-20 дней
докармливают их после вылета. Сначала галки держатся выводками, а во второй половине
лета собираются в крупные стаи и вместе с грачами и воронами кочуют в районах
гнездования. В сентябре-октябре галки мигрируют в южном и юго-западном направлении;
возрастает их численность в населенных пунктах. К зиме в населенных пунктах скапливаются
крупные стаи галок, которые вместе с воронами держатся здесь до весны.
СОРОКА - вид птицы семейства вороновых. Длина тела 45–47 см, масса 160–260 г.
Длинный ступенчатый хвост, короткие и широкие крылья. Контрастная черно-белая окраска.
Окраска оперения головы, шеи, спины черная с сильным металлическим блеском, брюшная
сторона, плечи и пятна на крыльях белые. Она предпочитает низкорослые леса, кустарниковые
заросли речные долины, овраги, балки, горы и предгорья, рощи и парки; обширных лесных
массивов избегает. Сорока активно осваивает городские территории.Сороки ведут оседлый образ жизни, в зимнее время
совершают небольшие местные кочевки. Это
всеядная птица. Поедает мышевидных грызунов,
птичьи яйца и птенцов. Из кормов растительного
происхождения использует семена культурных
злаков, подсолнечника, тыквы, дыни, арбуза,
различных сорняков. Разоряя гнезда птиц,
вытаскивая из земли высеянные семена, сороки
приносят некоторый вред. Но он невелик по
сравнению с большой пользой, приносимой истреблением вредителей сельского хозяйства и
леса.
Сороки живут парами, которые сохраняются и зимой. Гнездиться начинают рано, обычно в
марте. В кладке бывает от 3 до 9 яиц голубовато-зеленой окраски с буроватыми крапинами.
Насиживает самка в течение 17–20 дней. Самец, находясь поблизости, кормит ее от 3 до 7 раз
в час, охраняет гнездо, криком предупреждая об опасности. В первые дни после вылупления
птенцов самка согревает их, находясь в гнезде. Корм ей и птенцам приносит самец.
Подросших птенцов кормят оба родителя. Птенцы находятся в гнезде около четырех недель.
Сроки гнездования сорок сильно растянуты. В средней полосе птенцы появляются в мае, в
первой половине июня встречаются выводки. Осенью они собираются в небольшие стайки и
приближаются к поселениям человека. Днем они кормятся у домов пищевыми остатками и
отбросами, а вечером направляются на ночевку в лес. Вместе ночует несколько десятков птиц.
С приближением весны сороки покидают места зимовок, направляясь в районы гнездования.
ДЯТЛЫ - семейство птиц отряда дятлообразных, включает около 210 видов,
объединенных примерно в 40 родов. Семейство дятловых
состоит из мелких и средней величины птиц: длина тела от 9
до 56 см. Окраска оперения у дятлов разнообразная, но у
большинства видов довольно яркая — черная, зеленая или
пестрая. Оперение жесткое. Тело у дятлов вальковатое,
коренастое, у подавляющего большинства видов с
характерным долотообразным клювом. Ноги короткие, с
двумя обращенными назад и двумя вперед пальцами,
вооруженными цепкими когтями.
Перья хвоста у дятлов черепицеобразно налегают друг на
друга — средняя пара, естественно, сверху. Таким образом, создается хорошая опора, которую
дятлы всегда используют при лазании, например, по вертикальному стволу дерева. Летают
дятлы неохотно, но быстро. Полет у них тяжелый и в то же время стремительный: птица
делает резкий взмах крыльями, поднимающий ее ввысь, затем складывает их и стремительно,
словно брошенное копье, пролетает некоторое расстояние, быстро теряя высоту, затем вновь
взмахивает крыльями.
Почти все дятлы, добывая себе пищу, в той или иной степени долбят кору деревьев и
кустарников. Поэтому ноздри этих птиц покрыты жесткими, обращенными вперед
волосковидными перьями, предохраняющими дыхательные пути от попадания в них мелкой
стружки, образующейся при долблении. Доставать насекомых из щелей и вскрытых путем
долбления ходов дятлам помогают чрезвычайно длинный, далеко высовывающийся из клюваязык и сильно развитые слюнные железы, позволяющие накрепко приклеивать к языку
добычу. Питаются дятлы почти исключительно насекомыми и их личинками, отчасти
семенами. Виды дятлов, обитающие в умеренном поясе, большую часть года питаются
семенами и лишь в летний период потребляют беспозвоночных.
Большинство видов гнездится в дуплах деревьев. Их чаще выдалбливают сами птицы, реже
занимают уже имеющиеся пустоты в древесине. Подстилка в дупле не делается. Кладка бывает
обычно раз в году и состоит из 2-13 белых яиц. После вылета из гнезда птенцы
непродолжительное время держатся вместе, затем выводок распадается, и птицы
бродяжничают по лесу в одиночку.
Сдирая с больных деревьев кору, дятел убивает личинок и тем самым приостанавливает
дальнейшее развитие и размножение вредителей. Незараженные деревья дятлы не долбят:
долбление здорового на вид дерева служит указанием на то, что дерево поражено. Кроме того,
дятлы оказываются чрезвычайно полезными тем, что выдалбливают в поврежденных деревьях
дупла, которые впоследствии заселяются другими птицами - дуплогнездниками.
Сырое мясо и сало – хорошая пища для синиц, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо
подвешивают на ниточках.
ДОМОВЫЙ ВОРОБЕЙ - одна из наиболее широко известных птиц семейства
ткачиковых. Вес 23–35 г. Общая окраска оперения
домового воробья коричневато-бурая сверху, беловатая
снизу. Самец отличается от самки большим черным
пятном, охватывающим подбородок, горло, зоб и
верхнюю часть груди, а также темно-серым (а не
темно-бурым) верхом головы.
Почти повсюду воробей ведет оседлый образ жизни.
Селится непосредственно у жилья человека или близ его
поселений. В кладке бывает от 4 до 10 (чаще 5–7) белых яиц с буроватыми крапинками и
пятнами. Насиживание длится 11–13 дней. Самец и самка выкармливают птенцов
преимущественно насекомыми. Птенцы первой кладки вылетают из родительских гнезд через
10 дней после вылупления, что в средней полосе бывает в конце мая — начале июня. Воробьи
весьма плодовиты и в течение лета успевают вывести на севере два, на юге три выводка.
Вторая кладка приходится на вторую половину июня, вылет птенцов — на июль.
Местами, особенно на юге, где воробьи многочисленны, летом они приносят ощутимый вред
созревающим зерновым культурам, а также ягодам, подсолнечнику и конопле. В остальное
время года вред от них незначителен. В период же выкармливания птенцов они даже полезны
уничтожением вредных насекомых, особенно в городах, где мало других насекомоядных птиц.
СНЕГИРЬ - величиной с воробья (длина тела около 18 см). У самца на голове черная
шапочка. Верх головы и кольцо у основания клюва, крылья и хвост черные. Подхвостье и
надхвостье белые, спина голубовато-серая, брюшная сторона розово-красная. У самок
брюшная сторона серая. Массивный, вздутый у основания короткий клюв черного цвета.
Населяет хвойные леса Евразии.Оседлая и кочующая птица. После первого значительного
снегопада снегири покидают свои родные леса и начинают
кочевать, залетая почти во все области нашей страны.
Появление снегирей после снега близ человеческих поселений
скорее всего и лежит в основе их названия — снегирь.
Кормится семенами сирени, крапивы или почками, в том числе
плодовых растений, выкусывая их клювами как кусачками.
Зимой питается ягодами калины и рябины. Голос — громкое
«фю-фью» и трескучая песня. Поют у снегирей и самцы, и
самки. Гнездо строит на дереве, преимущественно на ели. В кладке 4-6 голубоватых с бурыми
пятнами яиц.
ОБЫКНОВЕННЫЙ СВИРИСТЕЛЬ - птица семейства свиристелевых, отряда
воробьиных, величиной со скворца (длина тела 18-20 см).
Нарядная птица. Оперение розовато-серое. Горло и полоска от
клюва к глазу черные, лоб красноватый. Крылья черные с
широкими белыми и узкими желтыми полосками. На голове
большой хохол. На конце хвоста поперечная желтая полоса.
Распространена на севере лесной зоны от Кольского
полуострова до Камчатки.
Обитает в хвойных и смешанных лесах. Обыкновенная
кочующая птица. Во время кочевок посещает различного
типы леса, сады и парки. Держится в гнездовое время
парами, в остальное — стаями на деревьях. Питается ягодами и насекомыми, обычно ловя их
в воздухе. Песня — нежное «свирири-свирири». Гнездо строит на дереве. В кладке 3-7 с
голубоватыми пятнами яиц. В зимнее время свиристелей можно увидеть даже на улицах
Москвы, куда они прилетают в поисках корма и лакомятся рябиной и калиной.
Учитель: Молодцы, спасибо за выступление.
Сейчас я хотела бы проверить, насколько внимательно вы слушали рассказы о
птицах. Проведем игру «Найди пару». На доске записаны названия птиц, вам
необходимо прикрепить напротив птицы карточку с названием корма, которым
нужно кормить птиц зимой. Для этого разделимся на две команды. Игра на
время, чья команда быстрее и правильно выполнит задание, та и победила.
Игра «Найди пару»
Снегирь - ягоды калины, рябины
Синица - несоленое сало, семена проса
Воробей - семена злаковых культур, крошки хлеба
Свиристель – ягоды калины, рябины
Учитель: Ребята, вы должны запомнить одно важное правило - корм для птиц
должен быть в кормушках, а бросать его на мерзлую землю или снег нельзя!
Как вы думаете, почему? (Он промерзает на снегу и земле, птицы поедаяПрилетайте в сад наш, птицы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия "7 страниц про зверей и птиц"
Использовалась в рамках проведения предметной недели...
Практическое занятие по экологии "Зелёное ожерелье" (заседание Клуба любителей природы)
Занятие с использованием педагогической технологии на основе гуманно- личностной ориентации и здоровьесберегающей технологии....
Методическая разработка открытого клуба "Профессионал" "Магия ароматов"
Для использования в профессиональной деятельности...
Методическая разработка заседания семейного клуба "Праздник здоровья"
Методическая разработка заседания семейного клуба "Праздник здоровья". Мероприятие проводится в виде путешествия по станциям. Дети вместе с родителями участвуют в конкурсах, отгадывают загад...
Методическая разработка интеллектуального клуба «Хочу всё знать» с помощью интерактивной системы голосования «Votum».
Одной из эффективных форм приобщения сегодняшних школьников к интеллектуальной культуре, стимулирования их познавательно-творческой деятельности являются клубы интеллектуального развития. В нашей школ...
Методическая разработка по теме "Экология"
Природа - это солнце, звезды, воздух, вода... Это деревья, птицы, звери, бабочки... И человек - это тоже часть природы. Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. При...
Методическая разработка занятия "Страна экологии"
Занятие направлено на формирование чувства заботы и бережного отношения к окружающему миру, содействие осознанию ответственности за общее благополучие, основы экологической культуры....