Методическая разработка по окружающему миру. Тема: "Грибы"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Долгова Людмила Николаевна

Урок разработан и проведен в соответствии с требованиями ФГОС в рамках реализации проекта "Совершенствование Качества Преподавания в Республике Татарстан". В урок включены обучающие структуры обучающей методики, способствующие обучению детей навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в группе, а также овладение навыками критического и креативного мышления для решения предлагаемых заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_griby.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кильдюшевская средняя общеобразовательная школа»

Тетюшского муниципального района

Республики Татарстан

Номинация: Методическая разработка урока

Тема: «ГРИБЫ»

   

Разработала: Долгова Людмила Николаевна -

                                                         учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2017 год

Тема: Грибы.

Цель урока: Познакомить учащихся с царством грибов        

Задачи урока: 1) дать понятие о грибах как особом царстве живой природы; изучить строение гриба; научить отличать съедобные грибы от несъедобных и  ядовитых;

2) развивать критическое и креативное мышление, коммуникативные способности детей, навыки сотрудничества в команде.

3) воспитывать  бережное отношение к природе родного края, к своему здоровью.

Планируемые результаты:

Личностные умения: проявлять бережное отношение к природе;  интерес к изучению темы.

Метапредметные умения: понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; познакомиться со строением грибов; научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Познавательные УУД: определять съедобные и несъедобные грибы, обосновывать свое мнение о правилах сбора грибов, определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Регулятивные УУД: выполнять самопроверку учебного задания, распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе.

Предметные умения: рассказывать об осенних изменениях в природе, о грибах, о связи грибов с растениями, о деятельности людей в осеннее время, о правилах сбора грибов.

Тип урока: изучение нового материала                                                                                                                                                                                                                      

Методы работы:  интерактивные обучающие структуры: ТАЙМД РАУНД РОБИН, РЕЛЛИ РОБИН, МИКС-ФРИЗ-ГРУП, КОНЭРС, СИНГЛ РАУНД РОБИН, Билетик на выход, Сигнал готовности, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, слайды, раздаточный материал – грибы, мультимедийная презентация, памятки, корзинка, выставка книг о грибах, таймер, МЭНЭДЖ МЭТ.

Ход урока

I . Организация начала урока.

– Начинаем наш урок.  Проверьте, всё ли у вас есть на парте: учебник, тетрадь, пенал.

Эмоциональный настрой    Слайд 1. Игра-приветствие «Здравствуйте!»

– Ребята, давайте поприветствуем друг друга и пожелаем всем удачи на уроке. (Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:)

- Желаю успеха большого во всём и везде. Здравствуйте! (Прикосновение всей ладонью руки. (После встречи мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза «Удачи тебе на уроке!») Слайд 2

II. Проверка домашнего задания. Слайд 3

-  Вначале  повторим материал  предыдущего урока. Вспомним цветы осеннего цветника. За  30 секунд  каждый из вас по кругу называет цветок. Начинает самый высокий в классе.

(Обучающая структура ТАЙМД РАУНД РОБИН)

- А сейчас расскажите стихи про ваши любимые цветы.

Ученики наизусть рассказывают стихи о цветах

Георгин: Осенние стынут картины, Слайд 4

Давно  осыпается сад,

Но в гордой красе георгины

Одни, не склоняясь, стоят.

Пусть лужиц морщинится блюдце

И бродит  туман по кустам, -

Они - молодцы, не сдаются

Осенним сырым холодам!                  

Гладиолус: У крылечка нашей школы Слайд 5

Клумбу свежую стеречь

Встал на стражу гладиолус

(По – латыни это – «меч»)

Астра: Астру с прямыми ее лепестками Слайд 6

С давних времен называли «звездой»

Так бы ее вы назвали и сами,

В ней лепестки разбежались лучами

От  сердцевидки, совсем золотой.

Роза: Под солнцем горячего юга, Слайд 7

Забыв про снега и мороз,

На стеблях, что гнутся упруго,

Раскинулись заросли роз…

Но южных красавиц милее

Мне розы газонов простых

На наших деревенских аллеях

На клумбах садов городских.

III. Работа по теме урока.

1) Постановка проблемной ситуации.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

- А сейчас мы с вами попадаем в лес.   Слайд 8

Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои.

- Кто живет в нашем лесу?

- Что растет в лесу?

- Ребята, а что дает человеку лес?

(Обучающая структура РЕЛЛИ РОБИН)

- Сейчас партнеры по лицу подумают и расскажут друг другу,  что человеку дает лес.  Я бы хотела услышать участника №4. Что тебе ответил твой партнер по лицу.

 (Раздается стук в дверь. Входят воспитанники детского сада, читают стихи о грибах)

1. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня увидишь за версту, -

Зовусь я подосиновик.

2. Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С нежной бархатной подкладкой.

Если б очень захотели,

Вы найти меня могли б:

Я расту под веткой ели,

Я, ребята, белый гриб.

3. В лесу, на радость людям,

Средь молодых сосенок,

В блестящей темной шляпке

Растет грибок масленок.

4. Ломкий, красочный грибок

Выбрал мягкий уголок.

Как принцесса Белоснежка,

Вас встречает сыроежка.

5. В шляпе розовой, мохнатой,

Я не выгляжу растяпой.

Будто розовое ушко

Для соления волнушка.

2) Сообщение темы и цели урока.

-Ребята, что же изобразили ваши младшие братишки и сестренки? (Грибы)

- Они для вас приготовили памятки, но с ними мы познакомимся чуть позже. Как вы думайте, о чем мы с вами будем говорить на уроке? (О грибах)

– Любите ли вы ходить в лес за грибами? Слайд 9

– Какие грибы вы собираете? Слайд 10

– А какие блюда мама готовит из грибов? Слайд 11

– Сегодня вы узнаете, все ли грибы можно собирать, какое строение имеет гриб, какую опасность представляют грибы, научитесь различать съедобный гриб от ядовитого.

3) Знакомство с новым материалом.

- А как вы думаете, грибы относятся к растениям, животным или грибы - это особая группа живых существ? Слайд 12

(Обучающая структура КОНЭРС)

-  Сейчас в течение 30 секунд вы подумайте и  запишите название угла на листке бумаги. Потом займите место в углу около карточек в зависимости от выбранного вами варианта ответа

Растения    Животные    Грибы

- Обсудите в парах (или в группе), почему грибы отнесли к той или иной группе.

- А сейчас я хочу услышать мнение участника, у которого день рождения ближе к Новому году.

Дополнительная информация от участника №4: В старину многие думали, что грибы появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты: мясо, рыбу, колбасу, яйца. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.

- Сейчас садитесь все на свои места. Откройте учебники на с. 125 и  участник №1  читает  текст  вслух «Не растения и не животные».

- Что же такое грибы? Отвечает участник №3.       Слайд 13

- Грибы – это особое царство природы. Грибы не похожи на зеленые растения, у них нет корня, стебля, листьев и цветков. Они не могут питаться как зеленые растения. Но и к животным они не относятся.

- А теперь ответим на такой вопрос: «Какое строение имеет гриб?» Слайд 14

Перед вами грибы. Участник №2 достает из коробочки и раздает их остальным участникам. Что вы можете сказать о строении грибов?

– Грибы бывают трубчатые и пластинчатые.

- Ребята, а где в лесу растут грибы? (около деревьев или в тех местах, где нет деревьев?)

– А сейчас участник № 1 расскажет о связи гриба и дерева Слайд 15

- Грибы не только вкусны, но и очень важны для леса: если в лесу не будет грибов, деревья будут плохо расти, болеть и даже погибать. Оказывается, грибы, как и растения, имеют надземную и подземную части. Подземная часть (грибница) прикрепляется к корням деревьев. При этом дерево отдает грибам часть своих полезных веществ, а грибы отдают деревьям часть своих полезных веществ.

4. Физкультминутка.  Слайд 16

(Обучающая структура МИКС-ФРИЗ-ГРУП)

- А сейчас, ребята, нам пора отдохнуть. Я думаю, что гости наши тоже устали. Давайте пригласим их с нами поиграть.

- У вас в конверте есть карточки, на которых записаны слова «Грибы» или «Ягоды». Участник №2 достает розовые карточки, участник №4 желтые карточки. Карточками делятся с соседом по плечу. Из гостей вы выбирайте себе пару, которые также будут или грибами или ягодами. Звучит музыка. Вы двигайтесь по кругу «паровозиком», направляющие – наши участники вам показывают разные движения, все за ним повторяют. Когда вы услышите слова «грибы» или «ягоды» вы со своим партнером хлопните в ладоши, а потом все дружно будете отвечать на вопросы.

Песня «Грибы – Ягоды»

5. Закрепление изученного материала.

- Ребята, а все ли грибы можно собирать?

- Какие бывают грибы? (съедобные и  несъедобные)

Игра «Съедобные и несъедобные»

- Мы сейчас будем собирать грибы. Я вам буду читать стихи, а вы угаданный гриб положите в корзину. Скажите, а как  нужно правильно собирать грибы? Будьте внимательны.

1) Этот гриб живет под елью, Слайд 17

Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик,

Житель бора –…(боровик).

- А как правильно называют этот гриб? (Белый гриб)

2)Ходят в рыженьких беретах, Слайд 18

осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички –

золотистые ... (лисички).

3) Возле леса на опушке, Слайд 19

украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

ядовитый… (мухомор).

4) Посмотрите-ка, ребята: Слайд 20

тут лисички, там – опята

Ну, а это на полянке

ядовитые ...(поганки).

5) Вдоль лесных дорожек Слайд 21

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай!

Это ... (сыроежки).

6) Коричневой шляпкой  приветствую вас. Слайд 22

Я скромный грибок безо всяких прикрас.

Под белой березкой нашел я приют.

Скажите-ка, дети, меня как зовут? (подберезовик)

7) Я в красной шапочке расту Слайд 23

Среди корней осиновых,

Меня увидишь за версту, -

Зовусь я …(подосиновик).

8)Зашел мужик в сосняк, Слайд 24

нашел слизняк,

Бросить – жалко, съесть – сыро.

Что нашел мужик? (груздь)

- Какие грибы вы оставили в коробке? Почему?                                                               - А как быть, если вы все-таки нашли ядовитые грибы? Слайд 25

 (Не надо пинать эти грибы. Ведь они могут быть полезны лесным животным.  Слайд 26

- А сейчас давайте прочитаем памятку, приготовленную нашими гостьями.

Чтение памятки «Правила сбора грибов»

- Многие грибы очень между собой похожи. Давайте рассмотрим  рисунок  на с. 88 учебника.

- А сейчас каждый из вас подумает и ответит на вопрос: Какие грибы похожи друг на друга, и как их отличить? Слайд 27

(Обучающая структура СИНГЛ РАУНД РОБИН)

6. Работа в тетради  Слайд 28

- Откройте рабочие тетради на с. 52. Прочитайте задание и выполните  самостоятельно. Закончив работу, покажите СИГНАЛ ГОТОВНОСТИ

Звучит  песня «Шагаем по грибы»

- Остальные задания выполните дома. Это и будет вашим домашним заданием.

IV. Просмотр видеоролика «Как растут грибы»Слайд 29

V. Итог урока

- Наш урок подошел к концу. Подведем итог о том, что нового вы узнали на уроке. Слайд 30

Я начну, а вы кончайте, смело дружно отвечайте.

Грибы – это - … ( не растения, а особая группа живых существ)

Части гриба –… (шляпка, ножка, грибница)

Грибы важны…(для леса)

Они бывают…(Съедобные и несъедобные).

VI. Рефлексия

1) БИЛЕТИК НА ВЫХОД

- Участник № 2 достает белые листочки и раздает всем участникам. На них запишите свое мнение об уроке и поставьте себе оценку. Листочки положите в конверт  на ПАРКОВКЕ. 

2) Исполнение переделанной песни «По грибы мы в лес пойдем»

  Мы грибочков наберем, наберем, наберем

Припев: Снова осень  на дворе, а в лесу грибочки

Дорогой запас несем - вкусные грибочки

2. Ты не прячься под пенек, под пенек, под пенек

    Полезай - ка в кузовок, в кузовок, в кузовок.

3. Мы грибочков наберем, наберем, наберем.

    Пирогов мы напечем, напечем, напечем.

    Дети угощают гостей пирогам: « Угощайтесь, гости дорогие!

Литература

1. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2003

2. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2000

3. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. – М.: Просвещение, 2012.

4. Плешаков А.А. Великан на поляне. – М.: Просвещение, 2012.

5. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по окружающему миру. Блок интерактивных уроков по разделу: История Древнего мира.

Уроки для интерактивной доски по разделу История древнего мира. Первобытное общество, Египет,Рим,Древняя Греция, Средние века, Новая иновейшая история....

Презентация к уроку окружающего мира. Тема "Грибы".

Материал урока по окружающему миру, где используется нетрадиционный способ преобразования сказки, чтобы занятие стало интересным и познавательным....

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Грибы" 2 класс. (УМК Перспектива)

Тема: «Грибы»  Цели деятельности учителя: формировать представление о грибах как особом царстве живой природе, их строении и многообразии; развивать умение устанавливать связи между о...

Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)

В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....

Конспект урока по окружающему миру. Тема "Грибы".2 класс. УМК "Перспектива"

Урок составлен в технологии деятельностного метода....