Рабочая программа ро окружающему миру 3 класс (УМК "Школа России")
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 120.48 КБ |
Предварительный просмотр:
1.ПОЯСНИТЕЛНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 3-го класса создана на основе
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
- Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений автора А.А.Плешакова «Окружающий мир 1-4 классы» УМК «Школа России». - М.: «Просвещение», 2014.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место курса в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа по окружающему миру для 3 класса рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю ( 34 учебные недели). В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ Н-УООШ №14 на 2017-2018 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2017-2018 учебном году (23.02.18г., 8.03.18г., 9.03.18г.,1.05.18г., 2.05.18г., 9.05.18г.) , расписанием учебных занятий МБОУ Н-УООШ №14 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по окружающему миру в 3-м классе в 2017-2018 учебном году будет реализована в объеме 66 часов.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
У третьеклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять лростой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования,
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменно." речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
1) понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
У третьеклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:
1) оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
2) создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать оформлять и сохранять их:
3) готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать плат презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
-достижении личностных результатов :
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
-достигаются следующие предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений, характерных для природной и социальной действительности
- сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, религии
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшего школьника) необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:
- определять место человека в мире;
- распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- называть основные свойства воздуха и воды;
- объяснять круговорот воды в природе;
- определять основные группы живого (растений, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы.
- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- характеризовать системы органов человека (их части и назначение); правилам гигиены; основам здорового образа жизни;
- правилам безопасного поведения в быту и на улице,
- распознавать основные дорожные знаки;
- правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности' называть потребности людей, товары и услуги;
- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определлтеля; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений с взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
3 КЛАСС 2017-2018 УЧ.ГОД (66 ЧАСОВ)
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Как устроен мир. 7 ч | ||||
1 | Природа. Значение природы для людей | 1 | 5.09 | |
2 | Человек. | 1 | 6.09 | |
3 | Наши проекты: «Богатства, отданные людям» | 1 | 12.09 | |
4 | Общество. | 1 | 13.09 | |
5 | Что такое экология. | 1 | 19.09 | |
6 | Природа в опасности. Охрана природы. Экскурсия. | 1 | 20.09 | |
7 | Проверочная работа по теме «Как устроен мир» | 1 | 26.09 | |
Эта удивительная природа. 19 ч. | ||||
8 | Тела, вещества, частицы | 1 | 27.09 | |
9 | Разнообразие веществ | 1 | 3.10 | |
10 | Воздух и его охрана | 1 | 4.10 | |
11 | Вода и свойства воды | 1 | 10.10 | |
12 | Превращения и круговорот воды | 1 | 11.10 | |
13 | Берегите воду! | 1 | 17.10 | |
14 | Что такое почва. | 1 | 18.10 | |
15 | Разнообразие растений. | 1 | 24.10 | |
16 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | 25.10 | |
17 | Размножение и развитие растений. | 1 | 7.11 | |
18 | Охрана растений. | 1 | 8.11 | |
19 | Разнообразие животных. | 1 | 14.11 | |
20 | Кто что ест. | 1 | 15.11 | |
21 | Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 | 21.11 | |
22 | Размножение и развитие животных. | 1 | 22.11 | |
23 | Охрана животных. | 1 | 28.11 | |
24 | В царстве грибов. | 1 | 29.11 | |
25 | Великий круговорот жизни. | 1 | 5.12 | |
26 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Эта удивительная природа» | 1 | 6.12 | |
Мы и наше здоровье. 10ч | ||||
27 | Организм человека | 1 | 12.12 | |
28 | Органы чувств | 1 | 13.12 | |
29 | Надежная защита организма | 1 | 19.12 | |
30 | Опора тела и движение | 1 | 20.12 | |
31 | Наше питание. | 1 | 26.12 | |
32 | Проект «Школа кулинаров» | 1 | 27.12 | |
33 | Дыхание и кровообращение | 1 | 10.01 | |
34 | Умей предупреждать болезни | 1 | 16.01 | |
35 | Здоровый образ жизни. | 1 | 17.01 | |
36 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье» | 1 | 23.01 | |
Наша безопасность. 8 ч | ||||
37 | Огонь, вода и газ | 1 | 24.01 | |
38 | Чтобы путь был счастливым | 1 | 30.01 | |
39 | Дорожные знаки | 1 | 31.01 | |
40 | Проект «Кто нас защищает» | 1 | 6.02 | |
41 | Опасные места | 1 | 7.02 | |
42 | Природа и наша безопасность. | 1 | 13.02 | |
43 | Экологическая безопасность. | 1 | 14.02 | |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность» | 1 | 20.02 | |
Чему учит экономика. 12 ч | ||||
45 | Для чего нужна экономика | 1 | 21.02 | |
46 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | 27.02 | |
47 | Полезные ископаемые. | 1 | 28.02 | |
48 | Растениеводство | 1 | 6.03 | |
49 | Животноводство | 1 | 7.03 | |
50 | Какая бывает промышленность. | 1 | 13.03 | |
51 | Проект «Экономика родного края» | 1 | 14.03 | |
52 | Что такое деньги. | 1 | 20.03 | |
53 | Государственный бюджет | 1 | 21.03 | |
54 | Семейный бюджет. | 1 | 3.04 | |
55 | Экономика и экология. | 1 | 4.04 | |
56 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика» | 1 | 10.04 | |
Путешествие по городам и странам. 10 ч | ||||
57 | Золотое кольцо России | 1 | 11.04 | |
58 | Золотое кольцо России | 1 | 17.04 | |
59 | Золотое кольцо России | 1 | 18.04 | |
60 | Проект «Музей путешествий» | 1 | 24.04 | |
61 | Наши ближайшие соседи | 1 | 25.04 | |
62 | На севере Европы | 1 | 8.05 | |
63 | Что такое Бенилюкс. В центре Европы. | 1 | 15.05 | |
64 | По Франции и Великобритании | 1 | 16.05 | |
65 | На юге Европы. По знаменитым местам мира. | 1 | 22.05 | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: « Путешествие по городам и странам» | 1 | 23.05 | |
Всего: | 66 часов |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Н-УООШ №14 от «____»__________2017г.№_________ ___________ __________________ Подпись Ф.И.О.руководителя МС | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ Н-УООШ №14 ___________ ______________ Подпись Ф.И.О. «____»___________2017г. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 1 по теме
«Как устроен мир?»
Учащийся ………………………………………………………………………………………………
1.Подчеркни названия природных объектов:
Ромашка, линейка, плитка, машина, горы, шкаф, глина, птица, облака, тетрадь, дерево, дом.
2.К неживой природе относятся:
- человек, животные, растения, грибы, микробы;
- Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;
- Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.
3.К живой природе относятся:
- человек, животные, растения, грибы, микробы;
- Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;
- Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.
4.Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:
- они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;
- они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают;
- они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.
5.Животные – это:
- звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;
- птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;
- птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.
6.Из-за чего на Земле становится меньше лесов?
- из-за пожаров и стихийных бедствий;
- из-за изменения климата на Земле;
- из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.
7.Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?
- прозрачные;
- бесцветные;
- чистые.
8.От чего загрязняется вода в реках и озёрах?
- от использования воды в быту;
- от использования воды в производстве;
- от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.
9.Что люди делают для спасения живой природы?
- создают заповедники, ботанические сады;
- создают бульвары и скверы;
- создают фермы, пасеки и птицефермы.
10.Что такое заповедники?
- заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной;
- заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;
- заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.
11.Подчеркни лишнее в каждом столбике:
дуб подосиновик комар
ёжик опята крот
земляника олень кит
берёза боровик кедр
12.Любое государство имеет:
- свою территорию, государственные границы, государственный язык, столицу;
- свою территорию, совместное хозяйство, национальные традиции, государственный язык, свою территорию;
- государственные границы, национальные традиции, государственный язык, свою территорию.
13.Соедини линиями действия людей и соответствующие им результаты:
вырубка лесов ради древесины; | загрязнение воздуха; | |
истребление животных ради меха; | загрязнение водоёмов; | |
слив сточных вод; | исчезновение некоторых видов животных; | |
выбросы дыма от заводов и фабрик. | уменьшение количества лесов |
14. Сведения о редких растениях и животных занесены:
- в Почётную книгу;
- в Красную книгу
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2 по теме
«Эта удивительная природа»
Учащийся ………………………………………………………………………………………………
1.Что называют телом?
- всё то, что сделано руками человека;
- любой предмет, любое живое существо;
- любое растение, насекомое, птицу или животное.
2.В какой строчке указаны только тела?
- кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;
- парта, доска, стол, стул, лампа;
- карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.
3.В какой строчке указаны только вещества?
- алюминий, железо, медь;
- алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз;
- кусок сахара, капля росы, кристалл соли.
4.В какой строчке указаны только газообразные вещества?
- вода, крахмал, соль, перец;
- кефир, ряженка, хлор, фтор;
- азот, кислород, углекислый газ.
5.В каких телах промежутки между частицами наибольшие?
- в твёрдых;
- в жидких;
- в газообразных.
6.Какие вещества входят в состав воздуха?
- водород, медь, цинк;
- кислород, азот, углекислый газ;
- хлор, фтор, йод.
7.Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания?
- азот;
- кислород;
- углекислый газ.
8.Как нужно охранять воздух от загрязнения?
- остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины, запретить пользоваться транспортом, превратить Землю в один огромный заповедник;
- фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ, транспорт необходимо сделать экологически безопасным, в городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.
9.Вы вымыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
- вода с поверхности пола испарилась;
- вода впиталась в поверхность пола;
- вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
10.К какой природе можно отнести почву?
- к живой;
- к неживой;
- неживая и живая природа в почве соединяются.
11.Из чего состоит почва?
- из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;
- из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;
- из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а так же микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве.
12.Что растения получают из почвы?
- перегной, песок, глину;
- воздух, воду, соли;
- остатки растений и животных.
13.Что влияет на плодородие почвы?
- наличие в почве перегноя;
- наличие в почве воды;
- наличие в почве песка и глины.
14.Как называется наука о растениях?
- ботаника;
- зоология;
- астрономия.
15.Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых – двумя чертами:
Яблоня, ель, смородина, сосна, одуванчик, можжевельник.
16.Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар и крахмал?
- наличие воды и углекислого газа;
- наличие почвы и воздуха;
- наличие света, воды и углекислого газа.
16.Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами?
- азот;
- углекислый газ;
- кислород.
17.Как называется наука о животных?
- ботаника;
- зоология;
- астрономия.
18.Какое из указанных животных относится к рыбам?
- дельфин;
- бегемот;
- карп.
19.Какие из указанных животных относятся к растительноядным?
- коровы, бегемоты, жирафы;
- волки, лисы, кабаны;
- лоси, тюлени, киты.
20.Какая из цепей питания указана правильно?
- сосна дятел жук-короед;
- слизень капуста жаба;
- рожь мышь змея орёл.
21.Кто рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком?
- звери;
- птицы;
- рыбы.
22.Какое слово пропущено: икринка - … - взрослая рыба?
- личинка;
- малёк;
- головастик.
23.Какое слово пропущено: яйцо – личинка - … - бабочка?
- куколка;
- птенец;
- икринка.
24.В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены?
- весной;
- осенью;
- зимой.
25.Какие растения применяются в медицине?
- красивые;
- лекарственные;
- высокие.
26.Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся:
- в заповедниках;
- на приусадебном участке;
- на бульварах и в скверах.
27.Где выращивают редкие растения, привезённые со всего мира?
- в парках;
- в скверах;
- в ботанических садах.
28.Какие животные занесены в Красную книгу?
- тигр, морж, фламинго, орёл-беркут;
- корова, лошадь, гусь, петух;
- свинья, овца, утка, индюк.
29.Дополни цепи питания:
- осина ………………… волк;
- ………………. мышь сова;
- водоросли рыба ……………….
Проверочная работа за 1-е полугодие
Прочитайте вопрос и из всех предложенных вариантов выберите один правильный.
1. Как называется наука о животных?
- Биология
- Зоология
- Ботаника
- Экология
2. В каком ряду названы иглокожие?
- Улитка, слизень, кальмар, осьминог
- Морская звезда, морской ёж, морской огурец, морская лилия
- Бабочка, жук, стрекоза, муха, пчела
3. Лягушки прудовые — это:
- Растения
- Животные
- Земноводные
- Пресмыкающиеся
4. Лягушки и жабы:
- откладывают яйца
- откладывают икру
- рождают детёнышей
5. Какие животные рождают детёнышей и выкармливают их молоком?
- Насекомые
- Рыбы
- Птицы
- Звери
6. Под особой охраной животные находятся:
- в заповеднике
- в пустыне
- в поле
7. Что Не относится к причинам исчезновения животных в природе?
- Охота
- Загрязнение водоёмов
- Посадка деревьев
8. Какого царства живой природы не существует?
- животные
- цветы
- бактерии
- растения
9. Что отличает человека от других живых существ?
- движение
- рост
- дыхание
- разум
10. Кто является главой государства в нашей стране?
- император
- король
- президент
- султан
11. Увидев в общественном транспорте оставленные без присмотра вещи, надо
- отнести вещи водителю
- сказать об этом водителю
- достать вещи
12. Какое свойство воздуха указано неверно?
- прозрачен
- голубого цвета
- не имеет запаха
- бесцветен
13. Почему чай становиться сладким, если добавить туда сахар? Потому, что:
- вода прозрачна
- вода не имеет запаха
- вода – хороший растворитель
14. Почему почву трудно восстанавливать?
- её разрушают животные
- она медленно образуется
15. Что не относится к внутреннему миру человека?
- чувства
- рост
- характер
- настроение
16. Что относится к символам государства?
- танец, песня
- свой язык
- президент
- флаг, гимн, герб
17. Запиши по 2 животных в каждую группу.
- насекомые:
- рыбы:
- земноводные:
- пресмыкающиеся:
- птицы:
- млекопитающие:
18. Какое слово пропущено в цепочке «яйца – личинки – куколки – ……...»
- рыбы
- пресмыкающиеся
- насекомые
- земноводные
19. Цепи питания начинаются:
- растениями
- хищными животными
- растительноядными животными
20. Отметь то, чего нельзя делать при пожаре в твоей квартире
- вызвать по телефону пожарных
- набросить на огонь одеяло
- прятаться в укромном месте
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 3 по теме
«Мы и наше здоровье»
Учащийся ………………………………………………………………………………………….
1.Зачем нужно знать свой организм?
- Чтобы сохранять и укреплять здоровье;
- Чтобы мыслить, говорить, трудиться;
- Чтобы умело использовать свои возможности.
2.Как называется наука, изучающая строение тела человека?
- Физиология;
- Зоология;
- Анатомия.
3.Организм человека состоит из органов. В какой строчке указаны только органы человека?
- Глаза, лёгкие, желудок, кожа;
- Сердце, головной мозг, почки;
- Печень, селезёнка, уши, желчь.
4.Сколько органов чувств вы знаете?
- 7;
- 6;
- 5.
5.Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?
- Без кишечника;
- Без головного мозга;
- Без селезёнки.
6.В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?
- Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
- Горбатый, бледный, хилый, низкий;
- Стройный, сильный, ловкий, статный.
7.Соедини линиями органы и их функции:
глаза орган осязания
уши орган вкуса
нос орган зрения
кожа орган обоняния
язык орган слуха
8.Какую роль играет жир, который выделяет кожа?
- Делает кожу мягкой и упругой;
- Делает кожу крепкой и сильной;
- Делает кожу ловкой и стройной.
9.Какие предметы ухода за кожей указаны правильно?
- Зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка;
- Мочалка, мыло, полотенце, крем;
- Гуталин, обувная щётка, клей.
10.Какова роль скелета человека?
- Защищает внутренние органы от повреждений;
- Сокращаясь и расслабляясь, приводит в движение мышцы;
- Является опорой тела.
11.Какой орган расположен внутри черепа?
- Почки;
- Головной мозг;
- Селезёнка.
12.От чего зависит осанка человека?
- От скелета и мышц;
- От связок и сухожилий;
- От хрящей и костей.
13.Для чего человеку нужна пища?
- С пищей человек получает питательные вещества;
- С пищей человек получает необходимый для жизни кислород;
- С пищей человек получает воду и витамины.
14.Где начинается пищеварение?
- Во рту;
- В желудке;
- В кишечнике.
15.Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу?
- Благодаря крови;
- Благодаря нервным волокнам;
- Благодаря мышцам.
16.Какое вещество воздуха нужно органам тела для работы?
- Кислород;
- Углекислый газ;
- Азот.
17. В каком органе происходит газообмен между воздухом и кровью?
- В носу;
- В бронхах;
- В лёгких.
18.Через какие органы происходит удаление из организма углекислого газа и вредных веществ?
- Через печень, кишечник, мочевой пузырь;
- Через кожу, почки, лёгкие;
- Через сердце, желудок, желчный пузырь.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 4 по теме
«Наша безопасность»
Учащийся ……………………………………………………………………………………….
1.Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб.
01 газовая служба
03 пожарная охрана
04 скорая помощь
2.Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который вы не можете потушить самостоятельно?
- Убежать;
- Закричать, позвать на помощь;
- Вызвать пожарников по телефону 01.
3.Если в подъезде дым, что нужно сделать?
- Выйти и посмотреть, где и что горит;
- Закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;
- Не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире.
4.В квартире прорвало трубу. Что нужно сделать, прежде всего?
- Оставить всё как есть до прихода родителей – это дело взрослых;
- Завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;
- Выйти из квартиры.
5.Что нужно сразу сделать, если почувствуешь в квартире запах газа?
- Открыть окно;
- Сразу из квартиры позвонить в газовую службу по телефону 04;
- Зажечь спичку.
6.Переходя улицу, необходимо быть:
- Сильным, смелым, стройным;
- Собранным, внимательным, осторожным;
- Умным, красивым, радостным.
7.С какого возраста детям можно ездить на велосипеде по автомобильным дорогам?
- С 14 лет;
- С 10 лет;
- С 18 лет.
8.Как выглядят запрещающие знаки?
- Знак в виде красного треугольника;
- Знак в виде красного круга;
- Знак в виде синего круга.
9.Какое из утверждений верное?
- Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах;
- Самые важные знаки – знаки сервиса, ведь всегда необходимо знать, где находится автозаправочная станция или больница;
- Самые важные дорожные знаки – предупреждающие, так как они всегда предупредят водителя о любой опасности.
10.Чтобы уберечься от дыма, нужно:
- Дышать через мокрое полотенце;
- Спрятаться в шкаф;
- Спрятаться под кровать.
11.Какие правила должен соблюдать пешеход?
- Ходить только по тротуарам, переходить дорогу в положенном месте;
- Ходить по тротуарам и быстро перебегать дорогу;
- Ждать транспорт на остановке близко от проезжей части.
12.Какие правила должен соблюдать пассажир?
- Садиться в автомобиль со стороны проезжей части;
- Разговаривать с водителем только во время движения;
- Не высовывать в окно руку и тем более голову.
13.Если застрял в лифте, нужно:
- Нажать кнопку «Вызов»;
- Плакать и кричать;
- Попытаться выбраться из кабины самостоятельно.
14.Небезопасно гулять в одиночку с наступлением темноты, потому что:
- Будет скучно;
- Не будет видно дороги;
- Может подстерегать преступник.
15.Чтобы уберечься от ударов молний, нельзя:
- Прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие;
- Прятаться в зарослях кустарника;
- Покидать открытое место.
16.Ядовитый гриб:
- Белена;
- Бледная поганка;
- Дурман.
17.Чтобы защитить себя от загрязнённого воздуха:
- Не стойте возле автомобиля с работающим двигателем;
- Стойте возле людей, которые курят;
- Ходите по главным улицам города с большим движением транспорта.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 5 по теме
«Чему учит экономика?»
Учащийся ………………………………………………………………………………………….
1.Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
- Врачи;
- Геологи;
- Строители.
2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
- Песок, глина;
- Гранит, торф;
- Каменный уголь, поваренная соль.
3.Какие из полезных ископаемых служат топливом?
- Оловянная и медные руды;
- Каменный уголь, природный газ;
- Графит, сера.
4.Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
- Мрамор, гранит;
- Природный газ, нефть;
- Золото.
5.Зачем мы собираем металлолом?
- Сохраняем запасы руды;
- Очищаем территорию от мусора;
- Участвуем в соревновании между классами.
6.Укажите строчку, в которой правильно указаны основные отрасли растениеводства:
- Полеводство, овцеводство, кактусоводство;
- Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;
- Полеводство, овощеводство, оленеводство.
7.Укажите строчку, в которой правильно указаны главные зерновые культуры:
- Картофель, подсолнечник, лён, земляника;
- Кабачок, патиссон, огурец, капуста;
- Овёс, рожь, ячмень, пшеница.
8.Укажи строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры:
- Капуста, картофель, лён, овёс;
- Лук, чеснок, перец, апельсин;
- Яблоня, груша, черешня, малина.
9.Какие вы знаете сельскохозяйственные профессии?
- Ткач, газосварщик, геолог;
- Комбайнёр, овощевод, хлопкороб;
- Инженер, механик, докер.
10.Что даёт животноводство людям?
- Мясо, шерсть, пух, кожу;
- Фрукты, овощи, злаковые культуры;
- Хлопок, лён, кормовые травы.
11.Домашние сельскохозяйственные животные – это:
- Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;
- Звери, птицы, земноводные, рыбы;
- Птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы.
12.Домашние птицы – это:
- Фазаны, куропатки, страусы;
- Павлины, орлы, беркуты;
- Индейки, куры, гуси.
13.Для корма домашним животным заготавливают:
- Картофель, зерно, тимофеевку;
- Арбузы, дыни, тыкву;
- Василёк, подснежник, гиацинт.
14.Что такое бартер?
- Процесс купли-продажи товара;
- Прямой обмен одних товаров на другие;
- Один из видов дохода.
15.Что использовалось раньше в качестве денег?
- Телевизоры и чайники;
- Морские раковины, шкурки пушных зверей;
- Рисунки на бумаге.
16.Из чего складывается бюджет?
- Из зарплаты и стипендии;
- Из денег;
- Из доходов и расходов.
17.Из чего складываются доходы государственного бюджета?
- Из заработной платы граждан;
- Из доходов предприятий и фирм;
- Из налогов граждан и предприятий.
18.Что такое гонорар?
- Бюджет;
- Доход;
- Расход.
19.Выигрыш по лотерейному билету – это:
- Доход;
- Расход;
- Не доход и не расход, так как не может быть запланирован.
20.Вещи и предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности, называются:
- Услуги;
- Товары;
- Экономика.
21.Всё, что сделано руками человека, называется:
- Труд;
- Природные богатства;
- Капитал.
22.Отрасль промышленности металлургия обеспечивает экономику:
- Машинами и механизмами;
- Электроэнергией;
- Выплавкой стали.
23.Авторское вознаграждение – это:
- Зарплата;
- Налог;
- Гонорар.
24.Наука экология помогает:
- Делать экономику более безопасной для людей и природы;
- Подсчитать экологический ущерб.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА за II полугодие
Учащийся …………………………………………………………………………………………………..
1.Если в квартире возник пожар, необходимо:
- звонить по телефону 01;
- Звонить по телефону 04;
- Ждать, когда он сам погаснет.
2.Дорожные знаки в виде круга с красной каймой:
- Предупреждающие;
- Предписывающие;
- Запрещающие.
3.Какой газ необходим для дыхания?
- Азот;
- Кислород;
- Углекислый газ.
4.Сведения о редких растениях и животных занесены:
- В Почётную книгу;
- В Красную книгу.
5.Какая из цепей питания указана правильно?
- Дерево дятел жук-короед;
- Гусеница растение птица;
- Рожь мышь змея орёл.
6.Шахты строят для добычи:
- Каменного угля;
- Нефти;
- Глины.
7.Для разведения рыб служит:
- Ферма;
- Прудовое хозяйство;
- Пасека.
8.Тепловая электростанция сокращённо называется:
- АЭС;
- ГЭС;
- ТЭС.
9.Деньги, которые выплачивают рабочим на предприятиях, - это:
- Стипендия;
- Зарплата;
- Пенсия.
10.Ярослав Мудрый основал город:
- Ярославль;
- Кострому;
- Сергиев Посад.
11.Морскую границу с нашей страной имеют:
- Норвегия и Исландия;
- Монголия и Северная Корея;
- США и Япония.
12.Эйфеливая башня, Версаль, собор Парижской Богоматери находятся:
- В Италии;
- Во Франции;
- В Великобритании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...