Рабочая программа по окружающему миру 2 класс (УМК "Школа России")
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okruzhayushchiy_mir_2_klass.docx | 98.81 КБ |
Предварительный просмотр:
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЕГОРЛЫКСКИЙ РАЙОН, Х.УКРАИНСКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ НОВО-УКРАИНСКАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14
«Утверждаю»
Приказ от «__»____20___г. №___
Директор МБОУ Н-УООШ № 14.
_______ Кривоносова С.И.
МП
Рабочая программа
по окружающему миру
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование 2 класс
Количество часов:68 часов
Учитель начальных классов: Бондарь О.В.
Программа разработана на основе: Авторской программы Плешакова А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников система «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ А.А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014. – 205с.
х. Украинский
2016-2017 учебный год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 2-го класса создана на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
- Приказа Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего полного общего образования»;
- Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009г. № 373.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю. В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ Н-У ООШ № 14 на 2016-2017 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2016 – 2017 учебном году (23.02.17 г., 24.02.17 г., 8.03.17 г., 1.05.17г., 8.05.17 г., 9.05.17 г.), расписанием учебных занятий МБОУ Н-У ООШ № 14 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по окружающему миру во 2 классе в 2016 – 2017 учебном году будет реализована в объёме 67 часов.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
- представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
- овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
- понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
- познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
- представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
- этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
- моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
- составлять небольшие рассказы на заданную тему.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
- находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
- называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
- различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
- приводить примеры народов России;
- сравнивать город и село, городской и сельский дома;
- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
- оценивать отношение людей к окружающему миру;
- различать объекты и явления неживой и живой природы;
- находить связи в природе, между природой и человеком;
- проводить наблюдения и ставить опыты;
- измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
- определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
- сравнивать объекты природы, делить их на группы;
- ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
- находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
- соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
- различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
- прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
- узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
- различать виды транспорта;
- приводить примеры учреждений культуры и образования;
- определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
- различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
- правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
- различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
- соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
- правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
- приводить примеры семейных традиций;
- соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
- ориентироваться на местности разными способами;
- различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
- различать водные объекты, узнавать их по описанию;
- читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
- находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
- различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений с взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | «Где мы живём?» | 4 |
2 | «Природа» | 20 |
3 | «Жизнь города и села» | 10 |
4 | «Здоровье и безопасность» | 9 |
5 | «Общение» | 7 |
6 | «Путешествия» | 17 |
Всего | 67 |
- КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (67 часов)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
Раздел 1: Где мы живем (4ч) | ||||
1 | Родная страна. | 1 | 1.09 | |
2 | Город и село. Проект «Родной город (село)» | 1 | 6.09 | |
3 | Природа и рукотворный мир. | 1 | 8.09 | |
4 | Наше отношение к миру. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | 1 | 13.09 | |
Раздел 2: Природа (20 ч) | ||||
5 | Неживая и живая природа. | 1 | 15.09 | |
6 | Явления природы. | 1 | 20.09 | |
7 | Что такое погода. | 1 | 22.09 | |
8 | В гости к осени (экскурсия). | 1 | 27.09 | |
9 | В гости к осени (урок). | 1 | 29.09 | |
10 | Звёздное небо. | 1 | 4.10 | |
11 | Заглянем в кладовые земли. | 1 | 6.10 | |
12 | Про воздух… | 1 | 11.10 | |
13 | … И про воду. | 1 | 13.10 | |
14 | Какие бывают растения. | 1 | 18.10 | |
15 | Какие бывают животные. | 1 | 20.10 | |
16 | Невидимые нити. | 1 | 25.10 | |
17 | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | 27.10 | |
18 | Дикие и домашние животные. | 1 | 10.11 | |
19 | Комнатные растения. | 1 | 15.11 | |
20 | Животные живого уголка. | 1 | 17.11 | |
21 | Про кошек и собак. | 1 | 22.11 | |
22 | Красная книга. | 1 | 24.11 | |
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или. Возьмём под защиту». | 1 | 29.11 | |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | 1 | 1.12 | |
Раздел 3: Жизнь города и села (10 ч) | ||||
25 | Что такое экономика. | 1 | 6.12 | |
26 | Из чего что сделано. | 1 | 8.12 | |
27 | Как построить дом. | 1 | 13.12 | |
28 | Какой бывает транспорт. | 1 | 15.12 | |
29 | Культура и образование. | 1 | 20.12 | |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии». | 1 | 22.12 | |
31 | В гости к зиме (экскурсия). | 1 | 27.12 | |
32 | В гости к зиме (урок). | 1 | 10.01 | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 | 12.01 | |
34 | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». | 1 | 17.01 | |
Раздел 4: «Здоровье и безопасность» (9 ч) | ||||
35 | Строение тела человека. | 1 | 19.01 | |
36 | Если хочешь быть здоров! | 1 | 24.01 | |
37 | Берегись автомобиля! Практическая работа. | 1 | 26.01 | |
38 | Школа пешехода. | 1 | 31.01 | |
39 | Домашние опасности. | 1 | 2.02 | |
40 | Пожар! | 1 | 7.02 | |
41 | На воде и в лесу. | 1 | 9.02 | |
42 | Опасные незнакомцы. | 1 | 14.02 | |
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 | 16.02 | |
Раздел 5: «Общение» ( 7 ч) | ||||
44 | Наша дружная семья. | 1 | 21.02 | |
45 | Проект «Родословная». | 1 | 28.02 | |
46 | В школе. | 1 | 2.03 | |
47 | Правила вежливости.На вкус и цвет товарищей нет. | 1 | 7.03 | |
48 | Ты и твои друзья. | 1 | 9.03 | |
49 | Мы – зрители и пассажиры. | 1 | 14.03 | |
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1 | 16.03 | |
Раздел 6: «Путешествия» (17 ч) | ||||
51 | Посмотри вокруг. | 1 | 28.03 | |
52 | Ориентирование на местности. | 1 | 30.03 | |
53 | Ориентирование на местности. | 1 | 4.04 | |
54 | Формы земной поверхности. | 1 | 6.04 | |
55 | Водные богатства. | 1 | 11.04 | |
56 | В гости к весне (экскурсия). | 1 | 13.04 | |
57 | В гости к весне (урок). | 1 | 18.04 | |
58 | Россия на карте. Проект «Города России». | 1 | 20.04 | |
59 | Путешествие по Москве. | 1 | 25.04 | |
60 | Московский Кремль. | 1 | 27.04 | |
61 | Город на Неве. | 1 | 2.05 | |
62 | Путешествие по планете. | 1 | 4.05 | |
63 | Путешествие по материкам. | 1 | 11.05 | |
64 | Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 | 16.05 | |
65 | Впереди лето. | 1 | 18.05 | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | 1 | 23.05 | |
67 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | 1 | 25.05 | |
Всего: | 67 часов |
Формы контроля уровня достижений и критерии оценки по окружающему миру
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
"5" - выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
"4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
"3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
"2" - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки:
Ошибки:
- неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
- неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
- неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты.
Недочёты:
- преобладание при описании объекта несущественных признаков;
- неточности в определении назначения прибора, его использование;
- неточности при нахождении объектов на карте.
Тесты по окружающему миру
Итоговый тест за I четверть Вариант 1.
А1. Какое высказывание не верное?
1) в городе есть заводы и фабрики
2) в городе есть общественный транспорт
3) в селе нет магазинов и школ
4) в городе есть многоэтажные дома
А2. Что не относится к горным породам?
1) гранит 2) известняк
3) глина 4) слюда
А3. Что относится к неживой природе?
1) орешник 2) озеро
3) кактус 4) водомерка
А4. Что относится к природным явлениям?
1) поход в лес
2) полёт ракеты
3) гроза
4) купание в реке
А5. Что не загрязняет воздух?
1) озеленение города
2) выхлопные газы машин
3) дым с фабрик
4) сжигание мусора
А6. Что нужно делать, чтобы сберечь воду?
1) купить фильтр очистки воды
2) следить, чтобы из крана не капала вода
3) реже мыться
4) пить только кипяченую воду
А7. Что называется погодой?
1) вид и количество осадков
2) сочетание температуры, осадков, ветра
3) температура воздуха и воды
4) направление ветра
А8. Какие стволы у кустарников?
1) тонкие и одревесневшие
2) зеленые и гибкие
3) толстые и короткие
4) толстые и высокие
В1. Какое животное здесь лишнее?
1) пингвин 2) страус
3) голубь 4) летучая мышь
В2. Какое комнатное растение родом из пустыни?
1) монстера 2) калла
3) кактус 4) традесканция
В3. Как называется место встречи теплого и холодного воздуха?
1) тайфун 2) смерч
3) фронт 4) ураган
С1. Культурные растения бывают?
1) плодовыми 2) зерновыми
3) овощными 4) первоцветами
С2. Укажи части России?
1) Франция
2) Новосибирская область
3) Красноярский край
4) Республика Коми
Итоговый тест за I четверть Вариант 2.
А1. Чем не занимаются городские жители?
1) не строят дома
2) не доят коров и не заготавливают для них корм
3) не учатся в школе
4) не работают на заводе
А2. Что не относится к горным породам?
1) гранит 2) известняк
3) глина 4) слюда
А3. Что относится к живой природе?
1) море 2) дождь
3) гриб 4)луна
А4. Что относится к природным явлениям?
1) поход в лес
2) полёт ракеты
3) листопад
4) купание в реке
А5. Что поможет в охране воздуха?
1) озеленение города
2) увеличение количества машин на дорогах
3) отказ от проветривания комнаты
4) сжигание мусора
А6. Какое травянистое растение является культурным?
1) одуванчик
2) рожь
3) крапива
4) лебеда
А7. Что не загрязняет водоемы?
1) обитатели водоема
2) загрязнение воздуха
3) вода от фабрик и заводов
4) водный транспорт
А8. Какое явление не относится к осадкам?
1) снег
2) дождь
3) гололёд
4) град
В1. Какое животное здесь лишнее?
1) пингвин 2) страус
3) голубь 4) летучая мышь
В2. Что растёт в водоемах?
1) ландыш 2) кувшинка
3) лютик 4) вороний глаз
В3. Какая наука изучает погоду?
1) метеорология 2) экология
3) зоология 4)астрология
С1. Укажи дикорастущие растения?
1) крапива 2) гладиолус
3) береза 4) брусника
С2. Укажи части России?
1) Алтайский край
2) Новосибирская область
3) Греция
4) Республика Мордовия
Итоговый тест за 2 четверть. Вариант 1.
А1. Укажи отрасль экономики?
1) образование 2) промышленность
3) молоко 4) деньги
А2. Что делают из металла?
1) бумагу 2) стекло
3) детали для машин 4) одежду
А3. Какого явления природы не бывает зимой?
1) метели 2) ледостава
3) половодья 4) сильного мороза
А4. Что необходимо для работы учёному?
1) нитки 2) микроскоп
3) сито 4) указка
А5. Какой автомобиль не относится к спецтранспорту?
1) пожарная машина 2) скорая помощь
3) такси 4) милицейская машина
А6. Кто работает в строительстве?
1) каменщик 2) животновод
3) стоматолог 4) настройщик
А7. Как называется машина для подъема грузов на высоту?
1) экскаватор 2) подъёмный кран
3) самосвал 4) бетономешалка
А8. Какие собаки помогают спасать альпинистов?
1) сенбернары 2) спаниели
3) колли 4) чау-чау
В1. Зачем садоводы обвязывают на зиму молодые деревья еловыми лапами?
1) это очень красиво
2) хвоинки используют как удобрение
3) так дереву теплее
4) так зайцы не смогут обгладывать кору
В2. . Какое из этих животных занесено в Красную книгу?
1) дятел 2) волк
3) капустница 4) зубр
С1. Что нужно для строительства сельского дома?
1) брёвна 2) доски
3) пакля 4) бетонные плиты
С2. Какие слова не относятся к снегопаду?
1) гололёд 2) крупка
3) град 4) пороша
Итоговый тест за 2 четверть. Вариант 2.
А1. Что является продуктом промышленного производства?
1) мясо 2) станки
3) шерсть 4) знания
А2. Что происходит в природе зимой?.
1) птицы улетают в тёплые края
2) листопад
3) снегопад
4) птицы строят гнёзда
А3. К какому виду транспорта относится катер?
1) к водному 2) к наземному
3) к воздушному 4) к подземному
А4. Что необходимо для работы швее?
1) нитки 2) микроскоп
3) сито 4) указка
А5. Что относится к образовательным учреждениям?
1) музей 2) школа
3) цирк 4) санаторий
А6. Какая промышленность производит йогурты?
1) лёгкая 2) пищевая
3) тяжёлая 4) металлургия
А7. Какую технику не используют на стройке?
1) автокран 2) бульдозер
3) землеройную машину 4) комбайн
А8. Какие породы собак выведены для охоты?
1) пинчер 2) немецкая овчарка
3) колли 4) спаниель
В1. Какое транспортное средство здесь лишнее?
1) теплоход
2) яхта
3) троллейбус
4) баржа
В2. Какое из этих растений занесено в Красную книгу.
1) женьшень 2) мать-и-мачеха
3) одуванчик 4) зверобой
С1. . На чём писали в древние времена?
1) на песке 2) на папирусе
3) на бамбуковых дощечках 4) на воде
С2. Какие слова не относятся к снегопаду?
1) гололёд 2) крупка
3) град 4) пороша
Итоговый тест за 3 четверть. Вариант 1.
А1. Как называется часть тела, где расположен мозг?
1) конечности 2) туловище
3) шея 4) голова
А2. Какой предмет гигиены может быть один на всю семью?
1) полотенце 2) зубная щётка
3) зубная паста 4) расчёска
А3. С чем можно играть детям?
1) с иголкой 2) с конструктором
3) с утюгом 4) с лекарствами
А4. Найди несъедобный гриб?
1) рыжик 2) опёнок
3) бледная поганка 4) подосиновик
А5. Как уберечься от опасностей у водоёма?
1) купаться в водоёмах с тёплой водой
2) купаться только вместе с друзьями
3) купаться только под присмотром взрослых
4) купаться только там, где мало народу
А6. Какой орган отвечает за пищеварение?
1) лёгкие 2) кровь
3) сердце 4) желудок
А7. Кому, кроме родителей, можно открыть дверь, если дома один?
1) милиционеру 2) врачу
3) подруге мамы 4) никому
А8. Кто является членом семьи?
1) сосед 2) бабушка
3) няня 4) друг
В1. Какой витамин повышает сопротивляемость организма простудам?
1) витамин А
2) ) витамин B
3) ) витамин D
4) ) витамин С
В2. Чего учащимся не надо делать в школе?
1) дежурить по классу
2) проходить медосмотр
3) бегать по коридорам
4) выполнять домашнее задание
В3. Куда деть нож и вилку, если перестал пользоваться ими?
1) положить на тарелку
2) положить на салфетку
3) держать в руках
4) отнести на кухню
С1. Как уберечься от укуса клеща?
1) не ходить в лес
2) одеваться так, чтобы было хорошо закрыто
3) в лесу чаще осматривать друг друга
4) пользоваться защитными средствами
С2. Какие действия могут вызвать пожар?
1) игра со спичками и зажигалками
2)использование фейерверков без взрослых
3) использование пылесоса
4) использование компьютера
Итоговый тест за 3 четверть. Вариант 2.
А1. Что не является частью туловища?
1) рука 2) спина
3) живот 4) грудь
А2. Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье?
1) меньше спать 2) больше есть
3) делать зарядку 4) пить лекарства
А3. По какому телефону нужно вызывать пожарных?
1) 01 2) 04
3) 09 4) 02
А4. Найди ядовитую ягоду?
1) голубика 2) рябина
3) клюква 4) вороний глаз
А5. Что делать, если незнакомый человек пытается проникнуть в твою квартиру?
1) позвонить в милицию и позвать на помощь
2) спрятаться под кровать
3) закрыться в ванной
4) попытаться напугать преступника
А6. Назови орган дыхания человека?
1) лёгкие 2) печень
3) сердце 4) пищевод
А7. Что можно принимать от незнакомых людей?
1) конфеты 2) игрушку
3) передачу от мамы 4) ничего
А8. Кто не является членом семьи?
1) сестра 2) бабушка
3) отец 4) друг
В1. Какой витамин повышает сопротивляемость организма простудам?
1) витамин С
2) ) витамин B
3) ) витамин D
4) ) витамин А
В2. Что означает этот знак?
1) подземный пешеходный переход
2) наземный пешеходный переход
3) вход или выход
4) железнодорожный переход
В3. Какие действия нужно выполнять в случае пожарной тревоги в школе?
1) срочно выбегать из класса
2) звонить по телефону 01
3) эвакуироваться под руководством учителя
4) прыгать в окно
С1. Что делать, если ты потерял родителей в незнакомом месте?
1) искать дорогу домой
2) стоять там, где потерял родителей
3) попросить о помощи милиционера
4) пойти на автобусную остановку
С2. Что можно делать в лифте, если застрял?
1) пытаться самому открыть дверь
2) прыгать и топать ногами
3) громко звать на помощь
4) вызвать диспетчера, нажав специальную кнопку
Итоговый тест за 4 четверть. Вариант 1.
А1. Что такое линия горизонта?
1) всё, что мы видим вокруг
2) земная поверхность
3) граница горизонта, где небо как бы сходится с землёй
4) поверхность Земли
А2. Что такое компас?
1) спортивное снаряжение
2) прибор для определения сторон горизонта
3) прибор для определения температуры воздуха
4) прибор для определения погоды
А3. Как называют горы, расположенные рядами
1) горные хребты 2) овраги
3) холмы 4) балки
А4. В каком городе находятся президент и правительство нашей страны?
1) в Санкт-Петербурге 2) в Москве
3) в Нижнем Новгороде 4) в Калуге
А5. Где расположена наша страна?
1) в Южной Америке
2) в Африке
3) в Австралии
4) в Евразии
А6. Сколько океанов на Земле?
1) четыре
2) пять
3) шесть
4) семь
А7. Что находится не в Санкт-Петербурге?
1) Зимний дворец
2) оружейная палата
3) Эрмитаж
4) набережная Невы
А8. Укажи весенние месяцы?
1) сентябрь, октябрь, ноябрь
2) январь, декабрь, февраль
3) март, апрель, май
4) июнь, июль, август
В 1. В какую сторону надо выходить из леса, если заходил в него, двигаясь на юг?
1) на север 2) на восток
3) на запад 4) на юг
В2. Что называется устьем реки?.
1) начало реки
2) место впадения в другую реку или море
3) реку, которая впадает в другую реку
4) самое узкое место реки
В3. Какое название относится к бабочкам?
1) солдатики 2) крапивница
3) вертячка 4) бронзовка
С1. Какие города находятся не в России?
1) Дели 2) Токио
3) Таруса 4) Лондон
С2. Какие горы есть в нашей стране?
1) Кавказские 2) Алтай
3) Альпы 4) Уральские
Итоговый тест за 4 четверть. Вариант 2.
А1. Какой стороны горизонта не существует.
1) севера 2) юга
3) заката 4) запада
А2. Какой конец стрелки должен совпадать с буквой С?
1) любой 2) синий
3) красный 4) чёрный
А3. Как называют горы, расположенные рядами
1) горные хребты 2) овраги
3) холмы 4) балки
А4. Как называется углубление, по которому течёт река?
1) приток 2) устье
3) исток 4) рукав
А5. Где изображён воин, поразивший копьём змея?
1) на флаге России
2) на флаге Москвы
3) на гербе России
4) на гербе Москвы
А6. Какая достопримечательность находится в Москве?
1) Исаакиевский собор
2) Эрмитаж
3) Петропавловская крепость
4) Большой театр
А7. Укажи количество материков на земле?
1) шесть 2) пять
3) семь 4) четыре
А8. . Какая температура характерна для летнего дня?
1) + 10° С 2) 0° С
3) +5 ° С 4) + 20 ° С
В 1. . Найди верное утверждение?
1) весной птицы улетают в тёплые страны
2) весной на реке появляется лёд
3) весной появляются проталины
4) птицы весной запасаются кормом на зиму
В2. Какие горы находятся не в нашей стране?
1) Кавказские
2) Уральские
3) Анды
4) Алтай
В3. Какие цветы цветут на клумбе летом?
1) флоксы
2) гладиолусы
3) георгины
4) астры
С1. С какой стороны ты зашёл в лес, если выходишь из него на востоке?
1) с юга 2) с запада
3) с севера 4) с востока
С2. Через какие континенты не проходит экватор?
1) через Африку
2) через Евразию
3) через Южную Америку
4) через Австралию
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Н-УООШ №14 от «_____»__________20__г. №______ ________________ _______________ подпись Ф.И.О. Рук. МС | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ Н-УООШ №14 ___________ ________________ подпись Ф.И.О. «____»_______________20__г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...