Программа внеурочной деятельности во 2классе по предмету"Изучай родной край"
план-конспект по окружающему миру на тему
Рабочая программа "Изучай родной край" во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchay_rodnoy_kray_novyy.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Калуги
(полное название образовательного учреждения)
« Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждаю»
Руководитель методического Заместитель директора по Директор МБОУ « Средняя
объединения учителей УВР МБОУ « Средняя общеобразовательная школа
_________________________ общеобразовательная школа №____» г. Калуги
МБОУ « Средняя №_____» г. Калуги
Общеобразовательная школа _____________/Гапеева С.Г./
№____» г. Калуги Ф.И.О.
___________/Мартынова О.В/ __________/Кузьмина Л.И./
Ф.И.О. Ф.И.О.
Протокол №_______ Приказ №__________
от «___»_____________2012 г «___»_____________2012 г от «___»_____________2012 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Изучение природы родного края
( наименование учебного курса, предмета, дисциплины , модуля)
ДЛЯ 2« В» КЛАССА
НА 2013 /2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Демидова Инна Вячеславовна ,первая квалификационная категория
( Ф.И.О. учителя-составителя программы, квалификационная категория)
2013 г.
Пояснительная записка.
Программа «Изучение природы родного края» предназначена для организации внеурочной деятельности экологического содержания в начальной школе (1-4 классы). Программа рассчитана на 108 ч (1 ч в неделю). Она позволяет расширять и обогащать содержание экологической составляющей предметной области «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции естественно-математического и социогуманитарного компонентов образования. Введение знания естественно-научного характера приобретают эмоциональную и ценностную окраску благодаря введению элементов знаний из области гуманитарно-эстетических и математических дисциплин.
Содержание программы «Изучение природы родного края» разработано на основе интеграции различных областей знаний (естественно-научных, гуманитарных, обществоведческих). Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, ее целостного восприятия, для воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Цели программы :
- овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края;
- освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями;
- формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.
Задачи программы:
- Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
- Формирование у школьников УУД, основанных на способности детей наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
- Развитие умение работы с научно – популярной и справочной литературой, проведение фенологических наблюдений;
- Воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы, сознательного отношения к ЗОЖ, формирование экологической культуры;
- Формирование уважительного отношения к природе нашей страны;
- Осознание ценности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.
Общая характеристика курса.
Реализация программы проектной внеурочной деятельности предполагает взаимосвязь с курсом «Окружающий мир» и имеет следующие отличительные особенности:
1. Краеведческая направленность курса, связанная с изучением родного края.
2. Долгосрочный характер познания природы и культуры своего края имеет (программа может быть рассчитана на все четыре года обучения).
3. Проектная внеурочная деятельность может носить как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).
Программа внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
Продолжительность реализации программы: в течение учебного года занятие один раз в неделю.
Объектом изучения курса являются разнообразные взаимосвязи в окружающем мире. В процессе познания природы как целостного реального окружения требуется его осмысленное расчленение на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.
Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умений устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, опыт, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей
практической деятельности.
Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоем и т.п.).
При изучении курса « Изучение природы родного края» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:
- Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы;
Регулятивные УУД:
- Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;
- Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- Составление плана и последовательности действий;
- Прогнозирование;
- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- Ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно – этическая ориентация.
Познавательные УУД:
- Поиск и выделение необходимой информации с использованием инструментов ИКТ и источников информации;
- Анализ объектов с целью выделения признаков;
- Синтез – составление целого из частей;
- Использование знаково – символических средств;
- Овладение действием моделирования;
- Постановка и формулирование проблемы;
- Установление причинно – следственных связей объектов и явлений;
- Построение логической цепочки рассуждений.
Коммуникативные УУД:
- Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- Владение монологической и диалогической формами речи;
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- Разрешение конфликтов;
- Учет позиций собеседника;
- Управление поведением партенра.
При изучении курса « Изучение природы родного края» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характер;.
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических заданий;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение логическими действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Содержание курса.
- Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения в осенний период) – 8часов
- Лиственные и хвойные растения региона (дикорастущие растения в зимний период) – 8 часов
- Свойства воздуха – 4 часа
- Свойства воды – 4 часа
- Условия необходимые для развития растений-10 часов
Тематическое планирование( 34 часа)
№ | Кол-во часов | Тема занятия | УУД | Виды деятельности учащихся |
1. | 2 4 2 | Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения в осенний период) | Л.развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся М. умение ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы освоение приемов исследовательской деятельности П.формирование исследовательских умений; | Определение названий лиственных и хвойных деревьев по листьям,веточкам,плодам,шишкам. Опытное исследование опавших веточек осины и др. с помощью лупы. Узнавание деревьев по листьям,веточкам,плодам,шишкам Зарисовка листьев из хрестоматии-образование в листе пробковой перегородки,зарисовка листа,веточек,плодов с натуры . |
2. | 2 4 2 | Лиственные и хвойные растения региона (дикорастущие растения в зимний период) | Л.воспитание ответственного отношения к природе. М.освоение приемов исследовательской деятельности проводить самооценку уровня личных учебных достижений. П. Формирование представлений о взаимосвязи мира живой природы . | Опытное исследование веточки тополя с зимней почкой с помощью лупы. Зарисовка иллюстрации «Разрез почки»,семян лиственных деревьев и шишек хвойных деревьев. Определение названия деревьев по коре,контурам, опавшим плодам или шишкам.,фотографирование лиственных деревьев с опавшими листьями и хвойных деревьев,покрытых снегом. |
3 | 2 2 | Свойства воздуха | Л. развитие способностей выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами. М.развитие коммуникативных умений, формулировка выводов. П. выявление свойств воздух,путем проведения опытов.. | Проведениеопытов,распределение обязанностей:экспериментаторы,фотографы,художники,ученые. |
4. | 2 2 | Свойства воды | Л.развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся М, умение ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы освоение приемов исследовательской деятельности,умение работать коллективно,в группе. П.формирование исследовательских умений,проведение опытов. | .Постановка опытов,выявляющих свойства воды,с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта (посредством описания,зарисовки,фотографирования) |
5. | 2 4 4 | Условия,необходимые для развития растений. | Л.воспитание ответственного отношения к природе. М.освоение приемов исследовательской деятельности проводить самооценку уровня личных учебных достижений. П. Формирование представлений об условиях,необходимых для развития растений. . | .Индивидуальная и коллективная деятельность,эксперимент по по выявлению условий,необходимых для развития растений. Посадка семян растений,создание условий для развития растений |
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение курса.
Занятия со школьниками проводятся в хорошо оборудованном помещении при наличии необходимого оборудования ( проектор, интерактивная доска, ноутбук). По всем разделам и темам имеется наглядный материал ( презентации, видеофильмы, таблицы, карточки, раздаточный материал).
Работа ведется:
- Со всей группой;
- В парах;
- В микрогруппах.
Форма организации занятия: коллективная и индивидуальная деятельность
- вводное аудиторное занятие
- внеаудиторное занятие (экскурсии)
- заключительное аудиторное занятие по теме (презентация, отчет по результатам эксперимента, отбор презентаций для пособия опыта и наблюдения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2-4 класса "Мой родной край".
Программа расчитана на 3 года. Творческое объединение создаётся на базе классного коллектива. Можно использовать как темы классных часов . Проводится 1 раз в неделю....
Программа внеурочной деятельности во 2классе по предмету"Изучай родной край"
Рабочая программа "Изучай родной край" во 2 классе...
Внеурочная деятельность.Духовно-нравственное направление .Кружок "Знатоки родного края"
Программа кружка относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 4 года обучения детей 7-10 лет, обучающихся в 1-4 класса школы. Объем программы 135 часов, 1 час в неделю, продолжительнос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Конструирование"2класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Путешествие по родному краю" (Одинцовский район Московской области)
Рабочая программа по внеурочной деятельности создана на основе программы Нефедовой Л.В. "Одинцовская земля - мой край родной", Одинцово, 2019 г....
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Мой родной край" (для младших школьников 1-4 год обучения)
Краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 класса "Изучаем природу родного края"
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Р.Г. Чураковой в соответствии с требованиями ФГОС. Материал будет полезен учителям начальных классов, занимающихся внеурочной работой....