Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Путешествие по родному краю" (Одинцовский район Московской области)
рабочая программа (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности создана на основе программы Нефедовой Л.В. "Одинцовская земля - мой край родной", Одинцово, 2019 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа  по внеурочной деятельности

«Путешествие по родному краю»

для начальной школы

Содержание:

1

Пояснительная записка

с. 2

2

Общая характеристика программы по внеурочной деятельности

с. 2

3

Описание места программы в структуре ООП

с. 5

4

Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности

с. 5

5

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

с. 6

6

Содержание программы по внеурочной деятельности

с. 7

7

Учебно – тематический план

с. 8

8

Учебно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся

с. 9

9

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения внеурочной деятельности

с. 15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                Данная программа составлена на основе авторской программы Л.В.Нефедовой «Одинцовская земля – мой край родной».

 Программа «Путешествие по родному краю» имеет духовно-нравственную  направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.

                Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Общая характеристика программы по внеурочной деятельности.

Духовно – нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями их ценностей является многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно – территориальные сообщества, традиционные религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские),  мировое сообщество.

Образованию отводится ключевая роль в духовно – нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

        Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.  

У всех народов мира, во все времена  были люди, которые хорошо знали окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную  жизнь. Свои знания  исторического, географического, экономического характера  устно или в различных документах они передавали  последующими поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Использование знаний из истории родного края помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности  с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий)  усиливает эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становиться Отечеством. «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная» - эти слова М. Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации данной воспитательной работы.

Цель программы – способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к культурным ценностям Одинцовского края, воспитание любви к родному краю.

Задачи:

Познавательный аспект:

  •  Расширение и углубление знаний учащихся об истории родного края
  • Приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе

Воспитательный аспект:

  • Способствовать гармоничному развитию личности школьника
  • Воспитание патриотизма, любви к родному краю, гуманного отношения к окружающей среде

Развивающий аспект:

  • Развитие творческой активности учащихся в процессе освоения краеведческого материала
  • Развитие потребности к самостоятельному получению знаний, умения преодолевать трудности

Формы проведения занятий

Внеурочная деятельность по краеведческому материалу традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (экскурсии, занятия на природе, посещение музеев и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  

          Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.

        С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

Виды деятельности:

- теоретические ( беседы, викторины);

- практические ( экскурсии, встречи, самостоятельная, групповая работа)

- игровая деятельность;

- проектная деятельность.

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

- добровольность участия и желание проявить себя,

- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

- эстетичность всех проводимых мероприятий;

- четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

- наличие целевых установок и перспектив деятельности,  возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;

- широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;

- гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком;

- привлечение родителей и учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста.

Место проведения  занятий:

        Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в музее, в библиотеке, на природной площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).

Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию  интерес  к курсу усиливался, так как на многие  привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки(семья, улица, город), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.

Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.

Описание места программы в структуре ООП

     

Данная программа рассчитана на детей 6-7 лет.

Количество обучающихся в группе - 20-25 человек.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (всего 66 часов).

Программа реализуется за счёт часов Базисного учебного плана, выделенных на внеурочную деятельность (духовно-нравственное направление).

        Описание ценностных ориентиров содержания программы

по внеурочной деятельности

   

         Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников патриотических чувств, патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к культурным ценностям Одинцовского края, воспитание любви к родному краю.                  Программа способствует гармоничному развитию личности школьника, воспитанию патриотизма, любви к родному краю, гуманного отношения к окружающему миру.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно – коммуникационных компетентностей  учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает  ощутить свою связь с прошлым и настоящим  малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка  путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науки в целом и к краеведению в частности.

Основные направления воспитательной работы – изучение истории родного края.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи;
  • осознание традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • понимание культурной самобытности своей страны и мира, уважение к культуре своего народа;
  • толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
  • познавательная, творческая, общественная активность;
  • самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
  • умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
  • коммуникабельность;
  • уважение к себе и другим;
  • личная и взаимная ответственность;
  • готовность действия в нестандартных ситуациях.

Метапредметные результаты:

  •  способность организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
  •  владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;
  • готовность к сотрудничеству в группе, коллективной работе;

Предметные результаты:

  •  овладение представлениями о памятных «страничках» истории своей семьи, школы;
  • овладение пониманием значения имени, отчества, особенностей профессии членов семьи, важности знания домашнего адреса и телефона, адреса школы, названий улиц в микрорайоне школы и дома;
  •  овладение представлениями о гербе и флаге, истории возникновения города Одинцово,  как необходимой основой понимания «малой родины»;
  • формирование здоровьесберегающей  культуры поведения: правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах;
  • формирование экологической культуры поведения, бережного отношения к природе своего края.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа  обучения по курсу «Путешествие по родному краю» предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание  любви к родному дому, семье, школе, городу в котором живешь. Среда обитания и человек неразрывно связаны, поэтому, необходимо для собственного блага и блага других людей  грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела способствует  формированию практических умений  ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес), этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к занятиям учитель  предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколений и младших, какие праздники отмечают дома. Большой вопрос уделяется православию. Дети рассказывают  об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует  формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил  некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии. Введение на начальном этапе изучения природных процессов  позволяет заложить у детей устойчивый интерес  к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн. Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в значительной степени – по вине людей. В первом классе большое значение  имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей.

Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно – творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, чтение текстов и их обсуждение, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной деятельности (подвижные игры, туристические и экскурсионные прогулки).

Место проведения  занятий:

Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и организовывать экскурсии вблизи школы и по г. Одинцово.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Родная школа

10

3

7

2.

Родной дом и край

6

2

4

3.

Русь и ее традиции

14

4

9

4.

Русская зима

12

2

9

5.

Семья, семейные традиции

8

2

6

6.

Мой любимый город

18

2

16

Всего:              6

66

15

51

Учебно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся

Тема занятия

Дата

Дата

Виды деятельности учащихся

Дата факт

Родная школа – 10 ч

1

Что изучает история родного края

3.09

2.09

Отвечают на вопросы

2

Родная школа

5.09

5.09

Участвуют в экскурсии по школе

3

Из истории школы

10.09

9.09

Участвуют в экскурсии по школе

4

Я в школе!

12.09

12.09

Играют в познавательные игры

5

Экскурсия около школы. Что растет на клумбе

17.09

16.09

Участвуют в экскурсии на территории школы

6

Школа глазами первоклассника

19.09

19.09

Рисуют

7

Трудовая жизнь в школе

24.09

23.09

Играют в организацию дежурства

8

Знакомство с правилами поведения в школе

26.09

26.09

Моделируют ситуации из школьной жизни

9

С днем рождения, наш класс.

1.10

30.09

Играют, читают стихи, поют, делают подарки

10

Здравствуйте, учитель.

3.10

3.10

Знакомятся с учителями, играют.

Родной дом и край – 6 ч

11

Мой дом

15.10

14.10

Моделируют свой дом

12

Безопасный и короткий путь домой

17.10

17.10

Рисуют свой путь на схеме района

13

Экскурсия в краеведческий музей.

22.10

21.10

Участвуют в проведении.

14

Экскурсия в краеведческий музей

24.10

24.10

Рассказывают о впечатлениях

15

ПДД

29.10

28.10

Моделируют ситуации на дорогах

16

ПДД

31.10

31.10

Играют в дорожное движение

Русь и ее традиции – 14 ч

17

Путешествие по родному краю. Как жили на Руси

5.11

4.11

Смотрят фильм, рисуют.

18

Древнерусский город

7.11

7.11

Рисуют и лепят предметы быта

19

Древнерусская деревня: изба, печь.

12.11

11.11

Рисуют и лепят русскую печь

20

Древнерусская деревня: изба, печь.

14.11

14.11

Играют в старинные игры

21

Русская кухня

26.11

25.11

Рисуют предметы быта, посуду.

22

На огороде. Мед и травяной чай

28.11

28.11

Участвуют в экскурсии в сад

23

Город. Деревня

3.12

2.12

Рисуют дома,сады.

24

Город. Деревня.

5.12

5.12

Моделируют из лего

25

Чаепитие на Руси

10.12

9.12

Участвуют в чаепитии

26

Традиции чаепития

12.12

12.12

Угощают друг друга чаем

27

Женская и мужская работа в древней Руси

17.12

16.12

Вырезают кукол и костюмы

28

Женская и мужская работа в древней Руси

19.12

19.12

Изготавливают поделки

29

Одежда: сорочица, сарафан.

24.12

23.12

Наряжают кукол

30

Одежда: сорочица, сарафан.

26.12

26.12

Моделируют из бумаги

Русская зима – 12 ч

31

На дворе. Сани. Зимние детские забавы

7.01

6.01

Играют  на школьном дворе

32

Зимние забавы наших предков.

9.01

9.01

Играют во дворе

33

Зимние забавы наших предков.

14.01

13.01

Играют во дворе

34

Зима в творчестве детских писателей

16.01

16.01

Читают рассказы и сказки

35

Зима в творчестве детских писателей

21.01

20.01

Участвуют в конкурсе чтецов

36

Зимние фантазии в музыке

23.01

23.01

Слушают музыку, поют песенки

37

Зимние фантазии в музыке

28.01

27.01

Участвуют в конкурсе песни

38

Акция «Кормушка»

30.01

30.01

Развешивают кормушки во дворе

39

Проводы русской зимы

4.02

3.02

Играют во дворе

40

Проводы русской зимы

6.02

6.02

Играют во дворе

41

Масленица

11.02

10.02

Играют во дворе

42

Масленица

13.02

13.02

Играют во дворе

Семья, семейные традиции – 8 ч

43

Моя семья

25.02

24.02

Рассказывают о профессиях

44

Я и мое имя

27.02

27.02

Работают с портфолио

45

Такие разные профессии

4.03

3.03

Рассказывают о профессии родителей

46

Профессии в моей семье

6.03

6.03

Рисуют родителей на работе

47

Наша дружная семья

11.03

10.03

Работают с портфолио

48

Традиции моей семьи

13.03

13.03

Играют в настольные игры

49

Традиции моей семьи

18.03

17.03

Рассказывают о своих питомцах

50

Выставка семейных поделок

20.03

20.03

Участвуют в выставке

Мой любимый город – 18 ч

51

Мой город

25.03

24.03

Рисуют свой двор

52

Заочное путешествие по городу

27.03

27.03

Участвуют в путешествии

53

Природа нашего края

1.04

31.03

Участвуют в экскурсии в парк

54

Природа нашего края

3.04

3.04

Участвуют в экскурсии к озеру

55

Символика

15.04

14.04

Рисуют гербы

56

Люди нашего края

17.04

17.04

Рассказывают об известных людях

57

Люди нашего города

22.04

21.04

Знакомятся с замечательными людьми

58

Улица чьего имени

24.04

24.04

Участвуют в викторине

59

Виртуальное путешествие по родному городу

29.04

28.04

Рисуют свой город

60

 Путешествие по родному городу

1.05

1.05

Участвуют в экскурсии по улице

61

Путешествие по родному городу

6.05

5.05

Участвуют в экскурсии на детскую площадку

62

Коллективная творческая  работа «Мой город»

8.05

8.05

Участвуют в подготовке к выставке

63

Коллективная творческая работа «Мой город»

13.05

12.05

Участвуют в конкурсе рисунков

64

65

66

Итоговое обобщение

Итоговое обобщение

Конкурс проектов

15.05

20.05

22.05

15.05

19.05

22.05

Участвуют в викторине

Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Нефедова Л.В. Одинцовская земля – мой край родной. Одинцово, 2007.
  2. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья. Москва, 2007.
  3. Шевченко Л.Л. Добрый мир (Православная культура для малышей). МО, 2011.
  4. Родинова Л.Е., Чутко Н.Я. Твоя Россия (Учебник-хрестоматия по истории). Обнинск, 1997

Материально-техническое обеспечение программы

  1. Интерактивная доска – 1 шт.
  2. Магнитофон – 1 шт.
  3. DVD плеер – 1 шт.
  4. Видеотека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС

Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...