Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Мой родной край" (для младших школьников 1-4 год обучения)
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: патриотическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся — идет интенсивное умственное развитие.
Программа первого года обучения формирует понятия о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь и учишься. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Второй год обучения даёт первоначальные сведения о географическом положении Кемеровской области, её природных богатствах. Третий учебно-тематический раздел посвящён изучению истории города Новокузнецка. В четвёртом классе обучающиеся знакомятся с историей Кемеровской области в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_rodnoy_kray.rar | 68.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат №19 среднего общего образования
открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по духовно-нравственному направлению
«МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
(для младших школьников 1- 4 год обучения)
Составитель:
учитель начальных классов
Артамонова Екатерина Сергеевна
Новокузнецк, 2015г.
Программа по внеурочной деятельности включают следующие разделы:
№ | Содержание | Страницы |
1. | Пояснительная записка | С. 3 |
2. | Общая характеристика программы по внеурочной деятельности «Мой родной край» | С. 3-4 |
3. | Описание места внеурочной деятельности по программе «Мой родной край» в учебном плане | С. 4 |
4. | Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности «Мой родной край». Цели и задачи программы | С. 4-5 |
5. | Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности «Мой родной край» | С. 5-7 |
6. | Содержание программы по внеурочной деятельности «Мой родной край» | С. 7-12 |
7. | Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся - 1 класс - 2 класс - 3класс - 4 класс | С. 12-33 С. 12-17 С. 18-24 С. 25-29 С. 30-33 |
8. | Методическое обеспечение программы по внеурочной деятельности «Мой родной край» | С. 34 |
- Пояснительная записка
Введение
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Актуальность программы
Краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: патриотическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся — идет интенсивное умственное развитие.
Некоторые элементы этой деятельности дети получают уже в детском саду в своих прогулках и экскурсиях на природу, на занятиях и уголках природы. Закрепить и продолжить эту деятельность в начальной школе необходимо, так как иначе потеряется и навык, и интерес к этой деятельности в подростковом возрасте, менее эффективным будет воздействие природной и социальной среды на развитие личности учащегося.
- Общая характеристика программы по внеурочной деятельности «Мой родной край»
Программа подразделяется на четыре учебно-тематических раздела:
- «Край, в котором я живу (обзорный курс по Кемеровской области)» – 1 класс
- «Природа Кемеровской области» – 2 класс
- «История земли Кузнецкой» – 3 класс
- «История Кемеровской области» - 4 класс
Программа первого года обучения формирует понятия о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь и учишься. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий о достопримечательностях города (посёлка, станции) в котором живёшь и учишься, об истории, богатстве растительного и животного мира Кемеровской области.
Второй год обучения даёт первоначальные сведения о географическом положении Кемеровской области, её природных богатствах. В ходе знакомства с содержанием данного курса учащиеся рассуждают о влиянии человека на природу, о значении природных богатств в хозяйственной деятельности людей. Содержание раздела содействует формированию бережного отношения к природе, любви к родному краю, навыков взаимодействия в коллективе, умения прислушиваться и принимать мнение окружающих, а также соблюдения этических норм (не перебивать говорящего, уступать место и т.п.)
Третий учебно-тематический раздел посвящён изучению истории города Новокузнецка. Программа третьего года обучения даёт первоначальные сведения об истории города: раскрывает причины рождения города на данном месте, знакомит с бытом и хозяйственной деятельностью жителей прошлого и настоящего времени. Организация занятий позволяет ученикам понять предпосылки возникновения исторических событий, оценить их влияние на современный ход истории.
В четвёртом классе обучающиеся знакомятся с историей Кемеровской области в целом. Работая над этим разделом, ребята применяют все те умения, которые были получены в предыдущие годы обучения. Изучение материала сопровождается достаточным количеством практических занятий (посещение музеев, отбор материала, проектная деятельность), что позволяет более глубоко изучить содержание, в отличие от занятий на уроках.
- Описание места внеурочной деятельности по программе «Мой родной край» в учебном плане
Представленная программа по внеурочной деятельности «Мой родной край» ориентирована на младших школьников для реализации во внеурочной деятельности в рамках духовно-нравственного воспитания и рассчитана на 135 часов (33 часа в 1-ом классе и по 34 часа во 2-4 классах). Организация занятий осуществляется как в классе (беседы, игры, викторины, проекты), так и на местности (прогулки, экскурсии).
- Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности «Мой родной край»
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание себя как части сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Цель программы «Мой родной край» - формирование представлений обучающихся о связи человека с окружающей и социальной средой;
ознакомление с историей своего города, родного края, культурными особенностями Кемеровской области, с достопримечательностями и людьми, строившими и прославившими родной край.
Задачи программы «Мой родной край»
- Формировать мышление, воображение, речь ребёнка, его эрудицию и общую культуру;
- Воспитывать чувства уважения к самобытности культур разных народов, этническим особенностям народов, населявших наш край.
- Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности «Мой родной край»
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.
Выпускник получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Кузбасса, чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Кемеровской области;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
- эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- ставить новые учебные задачи, цели в сотрудничестве с учителем;
- оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику Кемеровской области, города;
- описывать достопримечательности столицы Кузбасса и родного края;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Кемеровской области и атласом;
Коммуникативные УУД:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
- работать с атласом, глобусом и картой;
- находить на карте свой регион и его главный город;
- устанавливать причинно‐следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах;
- выявлять причинно-следственные связи в исторических событиях (с помощью учителя).
- Содержание программы по внеурочной деятельности «Мой родной край» 1-год обучения
Раздел I. Край, в котором я живу (обзорный курс по Кемеровской области) (33 ч.)
Тема 1.1 Введение - 1 ч.
Теоретические занятия (1 ч.): знакомство с понятием «краеведение» (изучение своей улицы, школы, города (посёлка, станции),области); соблюдение правил на занятиях по краеведению: слушать взрослых, радоваться успехам друзей, соблюдать ПДД, обязательно замечать что-то необычное; методы и формы изучения родного края: беседы, экскурсии, творческие работы.
Тема 1.2 Правила краеведческой деятельности - 10 ч.
Теоретические занятия (3 ч.): правила поведения на экскурсиях, какую пользу приносят экскурсии; условные обозначения для ориентирования в школе и на улице; правила взаимодействия с товарищами; обмен мнениями об экскурсии.
Практические занятия (5 ч.): экскурсии «Наша школа», «Улица, на которой я живу и учусь»; творческая работа по иллюстрированию условных обозначений; инсценирование жизненных ситуации, связанных с правилами поведения на экскурсии, взаимодействия с товарищами.
Тема 1.3 Мой город (посёлок, станция) - 9 ч.
Теоретические занятия (5 ч.): место, где живём и учимся (Россия, город Новокузнецк, имя моего города (посёлка, станции): символы нашего города (посёлка, станции); профессии города (посёлка, станции), где работают родители; известные люди моего населённого пункта.
Практические занятия (4 ч.): экскурсии - обзорная экскурсия по городу Новокузнецку, на одно из предприятий города; проектная деятельность – конкурс газет «Наш город», «Здесь мы живём».
Тема 1.4 Наша область - 9 ч.
Теоретические занятия (4 ч.): рудознатец Фёдор Еремеев, Кузнецкий острог, Кузнецк, Сталинск, Новокузнецк; герб, флаг, гимн; коренные народы кемеровской области (шорцы, телеуты); ремёсла моего края (обработка дерева, изготовление кукол с применением национальных видов вышивки, ткачества, изготовление национальных музыкальных инструментов и т.д.); значение профессий для жизни людей.
Практические занятия (5 ч.): географическое положение Кемеровской области (работа с картой); символика Кемеровской области; практические работы - с образцами полезных ископаемых, изготовление кузнецкой матрёшки; игра «Звёздный час».
Тема 1.5 Природа Кемеровской области - 4 ч.
Теоретические занятия (3 ч.): климат Кемеровской области (погода, осадки, самые тёплые и самые холодные месяцы); растения области (деревья, кустарники, травы (лекарственные и ядовитые); животные нашей области (звери дикие и домашние, птицы перелётные и зимующие, насекомые).
Практические занятия (1 ч.): экскурсия «Природа нашего края» (на примере города Новокузнецка) – правила поведения в природе.
Тема 1.6 Работа над проектом - 2 ч.
Практические занятия (2 ч.): изготовление книги о Кемеровской области.
Раздел II. Природа кемеровской области (34 ч.) 2-год обучения
Тема 2.1 Мой край на карте – 10ч.
Теоретические занятия (5 ч.): повторение за 1 класс; связь человека и природы; поверхность нашего края (равнины, горы, котловина); полезные ископаемые: железная руда, гранит, бурый уголь и т.д., главное богатство нашего края – каменный уголь; климат Кемеровской области (зависимость от географического положения).
Практические занятия (5 ч.): практические работы в контурной карте Кемеровская область на карте России», «Поверхность нашего края», «Уникальность Кемеровской области в разнообразии природных зон»; экскурсия в выставочный зал (геологический музей).
Тема 2.2 Животные и растения Кемеровской области – 22ч.
Теоретические занятия (11,5 ч.): польза растений; правила поведения на экскурсиях (повторение); лиственные и хвойные растения региона; кустарники и травянистые растения; правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе); культурные растения (садовые деревья, кустарники, травы); дикие и домашние животные, их роль в жизни человека; птицы (домашние и дикие); Красная книга Кузбасса.
Практические занятия (10,5 ч.): экскурсии – «Где растут деревья?» (в парк), в краеведческий музей; викторины – «Что это за листья?», «В мире животных»; практическая работа – «Памятка о поведении в природе», карта растений; книга «Зелёный мир вокруг нас»; игры, загадки, пословицы о животных и растениях.
Тема 2.3 Повторение. Работа над проектами – 2 ч.
Теоретические занятия (0,5 ч.): обобщение пройденного, подведение итогов.
Практические занятия (1,5 ч.): изготовление газеты «Мой край» или книги «Природа Кемеровской области».
Раздел III. История земли Кузнецкой (34 ч.) -3год обучения
Тема 3.1 Введение – 1ч.
Теоретические занятия (1 ч.): карта Кемеровской области, местоположение Новокузнецка и его влияние на занятия людей.
Тема 3.2 Первые страницы истории Кузнецкого города – 4 ч.
Теоретические занятия (1,5 ч.): рудознатец Фёдор Еремеев; указ царя Фёдора Михайловича, поход томских казаков к верховьям реки Томь; основание острога – 1618 г.; получение статуса города – 1622 г.; первые жители Кузнецка («служивые люди»).
Практические занятия (2,5 ч.): занятия первых жителей Кузнецка; экскурсия в историко-архитектурный музей «Кузнецкая крепость».
Тема 3.3 Сибирский город Кузнецк в XVIII-XIX веках – 5 ч.
Теоретические занятия (3 ч.): облик города и жилища горожан; образование и медицина в Кузнецке; И.С. Конюхов – глава Кузнецка, городской судья, купец третьей гильдии; «Кузнецкая летопись» И.С. Конюхова.
Практические занятия (2 ч.): хозяйство населения города Кузнецка; экскурсия «Памятники истории и архитектуры г. Кузнецка».
Тема 3.4 Кузнецк в начале XX века – 4 ч.
Теоретические занятия (3 ч.): строительство Сибирской железной дороги, её значение в развитии города; город во времена установления советской власти; железнодорожная станция Кузнецк, первый вокзал.
Практические занятия (1 ч.): жизнь Кузнецка – развитие торговли, образования, занятия жителей.
Тема 3.5 Второе рождение города – 4 ч.
Теоретические занятия (3 ч.): строительство Кузнецкого металлургического комбината – Горбуновская площадка, героический труд людей, строители комбината; образование Новокузнецка из посёлка Сад-город – июль 1931 г., объединение Новокузнецка и Кузнецка – март 1932 г., переименование в Сталинск – май 1932 г.; В. Маяковский «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка».
Практические занятия (1 ч.): экскурсия в научно-технический музей им. Бардина.
Тема 3.6 Сталинск в годы Великой Отечественной войны – 4 ч.
Теоретические занятия (1,5 ч.): промышленность города; самоотверженный труд жителей города; эвакогоспитали Сталинска.
Практические занятия (2,5 ч.): предприятия, эвакуированные в Сталинск; боевые подвиги земляков; экскурсия в мемориальный комплекс КМК.
Тема 3.7 Сталинск в послевоенные годы – 6 ч.
Теоретические занятия (3 ч.): промышленные предприятия города; строительство города; переименование Сталинска в Новокузнецк – ноябрь 1961 г.
Практические занятия (3 ч.): жизнь горожан в послевоенное время; образовательные, медицинские и культурные учреждения города; экскурсия на железнодорожный вокзал Новокузнецка.
Тема 3.8 Современный Новокузнецк – 4 ч.
Теоретические занятия (2 ч.): влияние развития промышленности на экологию города; органы управления Новокузнецка (глава города и его заместители).
Практические занятия (2 ч.): проект журнала «Жизнь Новокузнечан»; памятники и культурные учреждения города.
Тема 3.9 Повторение. Работа над проектами – 2 ч.
Теоретические занятия (0,5 ч.): подведение итогов.
Практические занятия (1,5 ч.): создание газеты, книги, презентации по выбору «Мой город», «Мы – Новокузнечане».
Раздел IV. История Кемеровской области (34 ч.) – 3-ый год обучения
Тема 4.1 Кузнецкая земля в древности – 6 ч.
Теоретические занятия (1 ч.): жилище, быт, орудия труда, оружие древнего человека.
Практические занятия (3 ч.): люди древнего Кузбасса; хозяйство древнего человека; памятники древности («Томская Писаница»); экскурсия в музей-заповедник «Томская писаница».
Тема 4.2 Народы нашего края – 6 ч.
Теоретические занятия (4 ч.): тагарцы, переселение народов, тюрки и их потомки (шорцы и телеуты); крещение шорцев и телеутов.
Практические занятия (2 ч.): инсценирование эпизодов из жизни древних людей земли кузнецкой.
Тема 4.3 Кемеровская область сегодня – 10 ч.
Теоретические занятия (2 ч.): предпосылки образования Кемеровской области (эвакуация промышленных предприятий в годы ВОВ); города и районы нашего края.
Практические занятия (8 ч.): область в годы Великой Отечественной войны, герои-кузбассовцы; замечательная жизнь населения Кемеровской области; главные автомобильные и железнодорожные магистрали Кузбасса, их влияние на развитие экономики; известные трудовые династии, писатели, художники края; историко-культурные достопримечательности кемеровской области (музей-заповедник «Томская Писаница, историко-архитектурный музей «Красная горка», историко-архитектурный музей «Кузнецкая Крепость», новокузнецкий планетарий); экскурсия в новокузнецкий планетарий; викторина «Моя малая Родина».
Тема 4.4 Мифы и легенды кемеровской области – 6 ч.
Теоретические занятия (4 ч.): «Легенда о Хозяине леса» (кузбасский йети); чебулинские динозавры; тисульская царевна; связь космической станции «Орбита» (г. Кемерово) с НЛО; «Русский Стоунхендж» в Горной Шории.
Практические занятия (2 ч.): проектная деятельность «Каким я представляю снежного человека» (сочинения, рисунки, поделки).
Тема 4.5 Проектная деятельность – 6 ч.
Практические занятия (6 ч.): работа над проектом «Мой край» (на выбор рельефная карта, презентация, сценическая постановка).
Термины
Археология – наука, изучающая древнюю историю по сохранившимся вещам и предметам, которые находят методом раскопок.
Архитектура - (лат. architectura - от греч. architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др.
Бронзовый век – период истории с III по II тысячелетие до н.э., когда бронза стала основным материалом для изготовления орудий труда и оружия.
Вождь – глава племени.
Город - крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр.
Деревня - от слов деру, драть (подготовка участка земли, выдирали кусты, деревья).
Железный век – период истории с середины I тысячелетия до н.э. до I тысячелетия н.э., когда железо было основным материалом для изготовления орудий труда и оружия.
Заимка - в старину: земельный участок, занятый кем-нибудь по праву первого владения, обычно вдали от других поселений.
Идол – статуя, изваяние, предмет, которому поклоняются как божеству.
История - (от греч. historia - рассказ о прошедшем - об узнанном), 1) Процесс развития природы и общества. 2) Комплекс общественных наук изучающих прошлое.
Каменный век – самый первый в истории человечества период, начавшийся 2,6 миллиона лет назад и закончившийся в III тыс. до н.э. основным материалом для изготовления орудий и оружия был камень.
Кемерово - город, центр Кемеровской области. Расположен на обоих берегах реки Томи. На месте современной центральной части города, при впадении в Томь реки Искитим, в начале XVIII века крестьянином Щегловым была основана деревня, названная по его фамилии. Впоследствии деревня превратилась в крупное село Щеглово (Щегловское), получившее статус города в 1918 г. и название Щегловск. В 1923 г. Щегловск был переименован в г.Кемерово по названию Кемеровского рудника. Кемеровский рудник был назван по имени небольшой деревни Кемерово, основанной в начале XIX века безвестным крестьянином Кемеровым. Возможно, он выходец из тюрко-язычной среды. Фамилия Кемеров могла возникнуть от прозвища Кемер - «крутой берег», или Комур - «уголь».Есть и еще одно толкование происхождения названия Кемерово.До прихода русских при владении реки Акаевой в Томь был расположен Темир улус - «железный улус», в котором жили представители местных тюрок. Русские поселенцы до конца XIX века называли Темир улус Темировой деревней, позже Темеровой деревней. Представители старших поколений и в настоящее время называют город то Кемерово, то Темерово. Переход начальной «т» в «к» был вполне возможен.
Краеведение - изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения.
Мезолит – среднекаменный век, период каменного века с 12-го по 8-е тысячелетие до н.э.
Неолит – новокаменный век, последний период каменного века с 8-го по 6-е тысячелетие до н.э.
Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов, памятников естественной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Новокузнецк – крупнейший город области. Возник сначала как Кузнецкий острог. Потом стал городом Кузнецком, еще позднее – Сталинском, и позже - городом Новокузнецком.
Область – 1).Часть страны, государственной территории. 2).Крупная административно-территориальная единица.
Областной центр - город с административными, промышленными и другими учреждениями.
Община – объединение людей в древности для совместной хозяйственной жизни.
Острог – крепость, город, селение, укреплённое стенами, рвом и валом.
Переселенцы – человек, переселившийся с постоянного места жительства в новые, обычно необжитые места.
Писаница –наскальные рисунки дрквних людей.
Площадь - незастроенное большое и ровное место (в городе, селе), от которого в разные стороны расходятся улицы.
Почетный гражданин города - почетный - пользующийся почетом (уважением, оказываемым обществом, окружающими людьми), заслуживающий его; гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
Процесс – последовательная смена состояний в развитии.
Разрез - открытая горная разработка.
Район - административно-территориальная единица большого города.
Рельеф – франц ( relief - от лат. relevo - поднимаю), совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту.
Улус – у некоторых народов Сибири: селение.
Факт - имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации.
Шаман – служитель первобытного культа, посредник между миром людей и миром духов.
Шахта - горнопромышленное предприятие, ведущее подземную добычу полезного ископаемого место добычи его.
Юрта – у некоторых кочевых народов Южной Сибири: переносное конусообразной формы жилище, крытое звериными шкурами.
Явления - общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников.
Язычество – вера во множество духов и богов, свойственная в основном для раннего периода истории.
- Тематическое планирование 1-й год обучения
№ п/п | Раздел программы Тема занятия | Общее кол-во часов | Теорети-ческое | Практичес- кое | Виды деятельности уч-ся |
I. | Введение. | 1 | 1 | ||
1.1 | «Краеведение – это…» | 1 | 1 | Рассуждать о понятии «краеведение» Выбирать из предложенных иллюстраций изображения, раскрывающие тему занятия | |
II. | Правила краеведческой деятельности учащихся | 8 | 3 | 5 | |
2.1 | Какую пользу человеку приносят экскурсии и прогулки. Правила поведения на экскурсии | 1 | 1 | Рассказывать о пользе экскурсий и прогулок Выбирать из предложенных иллюстраций ситуации, полезные для человека | |
2.2 | Экскурсия «Наша школа» | 1 | 1 | Применять изученные правила поведения на экскурсии Рассказывать о красоте объектов экскурсии Изображать увиденное на экскурсии Работать в группах | |
2.3-2.5 | Как ориентироваться в своей школе и на рядом расположенных улицах. Правила взаимодействия с товарищами | 3 | 1 | 2 | Видеть и понимать условные обозначения, помогающие ориентироваться в школе и на улице Соблюдать правила поведения в школе, на улице во время экскурсий Изображать условные обозначения, помогающие ориентироваться в школе и на улице ть правила взаимодействия с товарищами Учиться избегать конфликты |
2.6-2.7 | Улица, на которой я живу и учусь. Экскурсия | 2 | 1 | 1 | Применять изученные правила поведения на экскурсии Рассказывать о красоте объектов экскурсии, о своей улице Изображать увиденное на экскурсии Работать в группах |
2.8 | Обобщающее занятие «Я знаю правила краеведа» | 1 |
| 1 | Выбирать из предложенных ситуаций те, которые раскрывают изученные правила Понимать важность соблюдения правил Работа в группах: инсценировка различных ситуаций, демонстрирующих правила краеведа |
III. | Мой город (посёлок, станция) | 9 | 5 | 4 | |
3.1 | Где мы живём и учимся (Россия, город Новокузнецк). Имя моего города (посёлка, станции) | 1 | 1 | Рассказывать о городе (посёлке, станции) в котором живём Выбирать из предложенных иллюстраций знакомые виды города (посёлка, станций) Изображать любимые места своего города (посёлка, станции) | |
3.2 | Символы нашего города (посёлка, станции) | 1 | 1 | Сравнивать символы разных населённых пунктов, находить в них общее и отличия Объяснять с помощью учителя обозначения на символах Раскрашивать символ своего населённого пункта и города Новокузнецка | |
3.3 | Заочная экскурсия по городу Новокузнецку | 1 | 1 | Работа в группах Группировать предложенный иллюстрированный материал по темам: «Улицы нашего города», «Памятники нашего города», «Культурные учреждения нашего города» с помощью учителя Представлять результаты работы в группах | |
3.4 | Обзорная экскурсия по городу Новокузнецку | 1 | 1 | Применять изученные правила поведения на экскурсии Рассказывать о красоте объектов экскурсии Изображать увиденное на экскурсии | |
3.5 | Профессии города (посёлка, станции). Где работают родители | 1 | 1 | Беседа по содержанию Работа в парах: где работают родители | |
3.6 | Экскурсия на одно из предприятий города | 1 | Применять изученные правила поведения на экскурсии Слушать и понимать рассказ экскурсовода Изображать увиденное на экскурсии | ||
3.7 | Известные люди города Новокузнецка (моего посёлка, станции) | 1 | 1 | Слушать, понимать и объяснять (с помощью учителя) роль человека в развитии города Рассказывать об известных людях своего населённого пункта | |
3.8. | Моя маленькая родина. За что люблю, что бы изменил. | 1 | 1 | Беседа по содержанию. Работа в группах | |
3.9 | Конкурс газет «Наш город», «Здесь мы живём» | 1 | 1 | Проектная деятельность Выбирать цель работы, систематизировать собранный материал по выбранной теме с помощью учителя | |
IV. | Наша область | 9 | 4 | 5 | |
4.1 | Кемеровская область на карте. Особенности географического положения | 1 | 1 | Беседа по содержанию Работа в парах: в соответствии с представленным образцом карты находить область на карте России Практическая работа: обводить контуры области на контурной карте | |
4.2 | История возникновения Кемеровской области | 1 | 1 | Слушать и понимать факты из истории возникновения Кемеровской области Работа в парах: формулировать вопросы по содержанию | |
4.3 | Символика Кемеровской области | 1 | 1 | Беседа по содержанию Понимать и объяснять символику Практическая работа: раскрашивать герб Кемеровской области Работа в парах | |
4.4 | Коренные жители нашей области | 1 | 1 | Беседа: первичное представление о коренных жителях нашей области. Работа в парах: рассказывать «Какими я представляю коренных жителей нашей области?» | |
4.5 | Богатства нашей земли. Уголь – главное богатство Кузбасса | 1 | 1 | Беседа: важнейшие богатства нашего края. Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых. Обсуждать значение каменного угля в хозяйстве человека | |
4.6-4.7 | Традиционные ремесла моего края | 2 | 1 | 1 | Беседа: познакомить с народными и художественными промыслами края. Практическая работа: кузнецкая матрёшка |
4.8 | Труд людей Кемеровской области | 1 | 1 | Беседа по содержанию Обсуждать значение профессий для жизни людей | |
4.9 | Игра «Звёздный час» | 1 | 1 | Взаимодействовать в команде Соблюдать правила игры | |
V. | Природа Кемеровской области | 4 | 3 | 1 | |
5.1 | Климат Кемеровской области | 1 | 1 | Рассказывать о собственных наблюдениях за погодой в разные времена года Беседа по содержанию Изображать любимую погоду | |
5.2 | Растения нашей области | 1 | 1 | Группировать растения по видам: травы, кустарники, деревья Понимать значение растительного мира для животных и человека Запоминать названия растений, в том числе занесённых в Красную книгу Кемеровской области | |
5.3. | Животные нашей области | 1 | 1 | Группировать животных по видам: насекомые, звери, птицы Понимать значение животного мира для окружающей среды Запоминать названия животных, в том числе занесённых в Красную книгу Кемеровской области | |
5.4 | Экскурсия «Природа нашего края» на примере города Новокузнецка | 1 | 1 | Познакомиться с правилами поведения в природе Применять изученные правила поведения на экскурсии Рассказывать о красоте объектов экскурсии Изображать увиденное на экскурсии | |
VI. | Работа над проектом | 2 | |||
6.1-6.2 | Изготовление книги о Кемеровской области | 2 | 2 | Работа в группах Выбирать тему книги Отбирать (с помощью учителя) необходимый материал Представлять готовый проект |
Тематическое планирование 2-й год обучения
№ п/п | Раздел программы Тема занятия | Общее кол-во часов | Теорети-ческое | Практичес- кое | Виды деятельность учащихся |
I. | Мой край на карте | 10 | 5 | 5 | Рассуждать о понятии «краеведение» Беседа по содержанию Работа в парах: в соответствии с представленным образцом карты находить область на карте России Практическая работа: наносить контуры области на контурной карте, отмечать города Новокузнецк и Кемерово, раскрашивать карту поверхности и природных зон Объяснять (с помощью учителя) зависимость климата от географического положения области Рассуждать (с помощью учителя) о разнообразии природных зон на территории области Рассказывать о поверхности территории своего населённого пункта Рассматривать полезные ископаемые, Выделять (с помощью учителя) полезные ископаемые, используемые для содержания железной дороги Соблюдать правила поведения при посещении музея |
1.1 | Что изучает краеведение? Повторение | 1 | 1 | ||
1.2 | Природа – наш второй дом | 1 | 1 | ||
1.3 | Территория и географическое положение Кемеровской области и Новокузнецка | 1 | 1 | ||
1.4-1.5 | Поверхность нашего края | 2 | 1 | 1 | |
1.6-1.7 | Полезные ископаемые нашей области. Экскурсия в выставочный зал | 2 | 1 | 1 | |
1.8 | Климат Кемеровской области | 1 | 1 | ||
1.9 | Разнообразие природных зон Кемеровской области | 1 | 1 | ||
1.10 | Мой край на карте. Сообщения учащихся | 1 | 1 | Работа в группе: Взаимодействовать в группе Работать по предложенному плану Отбирать (с помощью учителя) необходимый иллюстративный и текстовый материал Слушать выступления одноклассников и высказывать мнение об услышанном | |
II. | Животные и растения Кемеровской области | 22 | 11,5 | 10,5 | |
2.1 | Какую пользу приносят деревья? | 1 | 1 | Работа в группе: Взаимодействовать в группе Слушать выступления одноклассников и высказывать мнение об услышанном Составлять схемы (с помощью учителя) | |
2.2 | Как правильно ходить на прогулке и экскурсия. Повторение | 1 | 1 | Обобщать и систематизировать(с помощью учителя) материал Работать в паре | |
2.3 | Экскурсия «Где растут деревья?» | 1 | 1 | Иллюстрировать увиденное на экскурсии Рассуждать (с помощью учителя) о влиянии человека на природу | |
2.4 | Лиственные и хвойные деревья региона. | 1 | 1 | Выделять существенные признаки лиственных и хвойных деревьев Составлять (с помощью учителя) таблицы Рассказывать о деревьях, произрастающих на территории своего населённого пункта | |
2.5 | Викторина «Что это за листья?» | 1 | 1 | Взаимодействовать в группе Соблюдать правила викторины | |
2.6 | Кустарники и травянистые растения нашего региона. | 1 | 1 | Группировать растения по категориям Выделять существенные признаки трав и кустарников Составлять таблицу (с помощью учителя) Рассказывать о кустарниках и травянистых растениях, произрастающих на территории своего населённого пункта | |
2.7 | Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе). | 1 | 0,5 | 0,5 | Рассуждать (с помощью учителя) о влиянии человека на природу Обсуждать ситуации, связанные с поведением человека в природе, оценивать его деятельность Взаимодействовать в группе Практическая работа: изготовление памятки о поведении в природе |
2.8 | Дикорастущие растения нашего региона. | 1 | 1 | Выделять существенные признаки дикорастущих растений Запоминать названия растений Работа в парах Практическая работа: нанесение на карту места произрастания растений Рассказывать о дикорастущих растениях, произрастающих на территории своего населённого пункта | |
2.9 | Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. | 1 | 1 | Выделять существенные признаки культурных растений Запоминать названия растений Работа в парах Составлять таблицу названий культурных растений Соотносить названия растений с их изображением | |
2.10 | Лекарственные растения нашего края. | 1 | 1 | Запоминать названия растений Составлять схему (с помощью учителя) воздействия лекарственных трав на болезни человека Отличать лекарственные и ядовитые растения Рассказывать о лекарственных растениях, произрастающих на территории своего населённого пункта Раскрашивать лекарственные растения | |
2.11 | Зелёный мир вокруг нас. Изготовление книги | 1 | 1 | Взаимодействовать в группе Работать по предложенному плану Отбирать (с помощью учителя) необходимый иллюстративный и текстовый материал Представлять результаты работы Слушать выступления одноклассников и высказывать мнение об услышанном | |
2.12 | Что такое Красная книга? Какие растения нашего края занесены в Красную книгу? | 1 | 1 | Запоминать названия растений Составлять таблицу «Растения, занесённые в Красную книгу» | |
2.13 | Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях. | 1 | 1 | Взаимодействовать в группе Подбирать литературный материал для занятий Представлять результаты работы Слушать выступления одноклассников и высказывать мнение об услышанном | |
2.14 | Дикие и домашние животные нашего региона. | 1 | 1 | Группировать животных по категориям Выделять существенные признаки диких и домашних животных Рассказывать о домашних животных, содержащихся в хозяйстве семьи учащихся Раскрашивать животных | |
2.15 | Роль домашних животных в жизни человека. | 1 | 1 | Рассказывать о роли домашних животных Составлять таблицу (с помощью учителя) «Домашние животные в жизни человека | |
2.16 | Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? | 1 | 1 | Запоминать названия животных Составлять таблицу «Животные, занесённые в Красную книгу» | |
2.17 | Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. | 1 | 1 | Взаимодействовать в группе Подбирать литературный материал для занятий Представлять результаты работы Слушать выступления одноклассников и высказывать мнение об услышанном | |
2.18 | Викторина «В мире животных». | 1 | 1 | Взаимодействовать в группе Соблюдать правила викторины
| |
2.19 | Кто такие птицы. Домашние и дикие птицы Кемеровской области. | 1 | 1 | Группировать птиц по категориям Выделять существенные признаки птиц Рассказывать о домашних птицах, содержащихся в хозяйстве семьи учащихся Раскрашивать птиц | |
2.20 | Какие птицы нашего края занесены в Красную книгу? | 1 | 1 | Запоминать названия птиц Составлять таблицу «Птицы, занесённые в Красную книгу» | |
2.21 | Игры, загадки, пословицы, поговорки о птицах. | 1 | 1 | Взаимодействовать в группе Подбирать литературный материал для занятий Представлять результаты работы Слушать выступления одноклассников и высказывать мнение об услышанном | |
2.22 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | 1 | Соблюдать правила поведения в музее и при передвижении по городу Изображать увиденное в музее | |
III. | Повторение. Работа над проектами | 2 | 0,5 | 1,5 | Составлять схему «Природа нашего края» Работать в паре Слушать выступления одноклассников и высказывать мнение об услышанном Отбирать материал, необходимый для работы Взаимодействовать в группе Слушать выступления одноклассников и высказывать мнение об услышанном |
3.1-3.2 | Что мы узнали за год? Подведение итогов. Работа над проектом по выбору: изготовление газеты «Мой край» или изготовление книги «Природа Кемеровской области» | 2 | 0,5 | 1,5 |
Тематическое планирование 3-й год обучения
№ п/п | Раздел программы Тема занятия | Общее кол-во часов | Теорети-ческое | Практичес- кое | Виды деятельности учащихся |
I. | Введение | 1 | 1 | ||
1.1 | Город Новокузнецк на карте Кемеровской области | 1 | 1 | Рассматривать карту Кемеровской обл. Рассуждать о местоположении Новокузнецка и влиянии расположения на климат и занятия людей | |
II. | Первые страницы истории Кузнецкого города | 4 | 1,5 | 2,5 | |
2.1 | Строительство Кузнецкого острога | 1 | 1 | Отбирать необходимую информацию по предложенному плану. Доносить результаты работы до одноклассников. Слушать выступающих. Высказывать собственное мнение о результатах работы Работать в группе | |
2.2 | Град Кузнецкий | 1 | 1 | Составлять план занятия (с помощью учителя). Отбирать необходимую информацию. Коллективно оценивать правильность отобранной информации | |
2.3 | Первые жители Кузнецка | 1 | 0,5 | 0,5 | Отбирать иллюстративный материал. Составлять рассказ на заданную тему |
2.4 | Экскурсия в историко-архитектурный музей «Кузнецкая крепость» | 1 | 1 | Слушать экскурсовода. Соблюдать правила поведения в музее | |
III. | Сибирский город Кузнецк в XVIII-XIX веках | 5 | 3 | 2 | |
3.1 | Облик города и жилища горожан | 1 | 1 | Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме | |
3.2 | Хозяйство населения Кузнецка | 1 | 1 | Отбирать иллюстративный материал. Составлять рассказ на заданную тему | |
3.3 | Как учились и лечились в Кузнецке | 1 | 1 | Составлять план занятия (с помощью учителя). Отбирать необходимую информацию. Коллективно оценивать правильность отобранной информации | |
3.4 | Летопись И.С. Конюхова | 1 | 1 | Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме | |
3.5 | Памятники истории и архитектуры г. Кузнецка. Экскурсия | 1 | 1 | Составлять список памятников г. Кузнецка | |
IV. | Кузнецк в начале XX века | 4 | 3 | 1 | |
4.1 | Строительство Сибирской железной дороги | 1 | 1 | Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме | |
4.2 | Жизнь Кузнецка | 1 | 1 | Отбирать иллюстративный материал. Составлять рассказ на заданную тему. Слушать выступающих. Высказывать собственное мнение о результатах работы. Работа в группе | |
4.3 | Кузнецк в эпоху перемен | 1 | 1 | Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме | |
4.4 | Рождение станции Кузнецк | 1 | 1 | Знакомство с литературой о развитии станции. Составление краткого обзора понравившихся источников (с помощью учителя). Работа в паре | |
V. | Второе рождение города | 4 | 3 | 1 | |
5.1 | Кузнецкий металлургический комбинат | 1 | 1 | Воспринимать предлагаемую информацию. Рассуждать (с помощью учителя) о возможности строительства металлургического комбината на территории Кузнецка | |
5.2 | Экскурсия в научно-технический музей им. Бардина | 1 | 1 | Слушать экскурсовода. Соблюдать правила поведения в музее. Иллюстрировать понравившиеся экспонаты | |
5.3-5.4 | От посёлка к городу. Сталинск | 2 | 2 | Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме. Составлять схему «От посёлка к городу» | |
VI. | Сталинск в годы Великой Отечественной войны | 4 | 1,5 | 2,5 | |
6.1 | Промышленность города. Эвакуированные предприятия | 1 | 0,5 | 0,5 | Рассуждать о возможности эвакуации предприятий в город. Составлять список эвакуированных предприятий |
6.2 | Военные будни города. Эвакогоспитали Сталинска | 1 | 1 | Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме. Отбирать иллюстративный материал | |
6.3 | Боевые подвиги наших земляков | 1 | 1 | Составлять презентацию (с помощью учителя). Отбирать материал, необходимый для работы Взаимодействовать в группе Слушать выступления одноклассников и высказывать мнение об услышанном | |
6.4 | Мемориальный комплекс КМК. Экскурсия | 1 | 1 | Слушать экскурсовода. Соблюдать правила поведения в музее. Излагать в письменном виде свои впечатления | |
VII. | Сталинск в послевоенные годы | 6 | 3 | 3 | |
7.1 | Жизнь горожан в послевоенное время | 1 | 1 | Отбирать иллюстративный материал. Составлять рассказ на заданную тему. Слушать выступающих. Высказывать собственное мнение о результатах работы. Работа в группе | |
7.2 | Промышленные предприятия города | 1 | 1 | Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме. | |
7.3 | Строительство города | 1 | 1 | Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме. | |
7.4 | Образовательные, медицинские и культурные учреждения города | 1 | 1 | Отбирать иллюстративный материал. Составлять рассказ на заданную тему. Слушать выступающих. Высказывать собственное мнение о результатах работы. Работа в группе | |
7.5 | От Сталинска к Новокузнецку | 1 | 1 | Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме. | |
7.6 | С чего начинается город. Железнодорожный вокзал города Новокузнецк. Экскурсия | 1 | 1 | Слушать экскурсовода. Соблюдать правила поведения в общественных местах. Размышлять об удобстве современного вокзала | |
VIII. | Современный Новокузнецк | 4 | 2 | 2 | |
8.1 | Развитие промышленности. Экология города | 1 | 1 | Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме. Рассуждать об источниках загрязнения окружающей среды | |
8.2 | Работа над проектом журнала «Жизнь новокузнечан» | 1 | 1 | Отбирать иллюстративный материал. Составлять рассказ на заданную тему. Слушать выступающих. Высказывать собственное мнение о результатах работы. Работа в группе | |
8.3 | Памятники и культурные учреждения Новокузнецка | 1 | 1 | Отбирать иллюстративный материал. Составлять рассказ на заданную тему. Слушать выступающих. Высказывать собственное мнение о результатах работы. Работа в группе | |
8.4 | Кто в городе главный? | 1 | 1 | Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме. | |
IX. | Повторение. Работа над проектами | 2 | 0,5 | 1,5 | Составлять презентацию (с помощью учителя) Работать в паре Отбирать материал, необходимый для работы Взаимодействовать в группе Слушать выступления одноклассников и высказывать мнение об услышанном |
9.1-9.2. | Что мы узнали за год? Подведение итогов. Работа над проектом по выбору: «Мой город», «Мы -Новокузнечане» | 2 | 0,5 | 1,5 |
Тематическое планирование 4-й год обучения
№ п/п | Раздел программы Тема занятия | Общее кол-во часов | Теорети-ческое | Практичес- кое | Виды деятельность учащихся |
I. | Кузнецкая земля в древности | 5 | 1 | 4 | |
1.1 | Люди древнего Кузбасса | 1 | 1 | Работа с иллюстративным материалом. Высказывание предположений. Работа с текстом | |
1.2 | Хозяйство древнего человека | 1 | 1 | Работа с иллюстративным материалом. Высказывание предположений Работа с текстом | |
1.3 | От камня к металлу | 1 | 1 | Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме | |
1.4 | Памятники древности | 1 | 1 | Отбирать иллюстративный материал. Составлять рассказ на заданную тему. Слушать выступающих. Высказывать собственное мнение о результатах работы. Работа в группе | |
1.5 | Экскурсия в музей-заповедник «Томская Писаница» | 1 | 1 | Воспринимать предлагаемую информацию. Соблюдать правила поведения в музее. Составлять список увиденных экспонатов | |
II. | Народы нашего края | 6 | 4 | 2 | |
2.1 | Тагарцы | 1 | 1 | Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме. Отбирать иллюстративный материал | |
2.2 | Великое переселение народов. | 1 | 1 | Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме. | |
2.3 | Империя тюрков и их потомки | 1 | 1 | Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме. Отбирать иллюстративный материал | |
2.4 | Крещение шорцев и телеутов | 1 | 1 | Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме. | |
2.5-2.6 | Кузнецкая земля в древности в миниатюрах (подготовка и инсценирование эпизодов из жизни древних людей земли кузнецкой) | 2 | 2 | Отбирать необходимый текстовый материал из литературных источников. Взаимодействовать в группе по изготовлению декораций и костюмов, распределению ролей | |
III. | Кемеровская область сегодня | 10 | 2 | 8 | |
3.1 | Предпосылки образования Кемеровской области | 1 | 1 | Воспринимать предлагаемую информацию. Работать с картой. Рассуждать (с помощью учителя) о предпосылках образования области | |
3.2-3.3 | Великие будни. В дни Великой Отечественной войны. Герои-кузбассовцы | 2 | 2 | Самостоятельно работать с литературными источниками. Доносить информацию до слушателей. | |
3.4 | Город Кемерово – лицо области | 1 | 1 | Отбирать иллюстративный материал. Составлять рассказ на заданную тему. Слушать выступающих. Высказывать собственное мнение о результатах работы. Работа в группе | |
3.5-3.6 | Города и районы нашего края. Их замечательная жизнь | 2 | 1 | 1 | Воспринимать предлагаемую информацию. Самостоятельно работать с различными источниками информации. Доносить информацию до слушателей. |
3.7 | «Пути-дороги» нашей области | 1 | 1 | Работать с картой. Составлять таблицу «Дороги Кемеровской области» | |
3.8 | Люди нашего края (известные трудовые династии, писатели, художники) | 1 | 1 | Самостоятельно работать с различными источниками информации. Доносить информацию до слушателей. | |
3.9 | Историко-культурные достопримечательности кемеровской области (музей-заповедник «Томская писаница», историко-архитектурный музей «Красная горка», историко-архитектурный музей «Кузнецкая крепость», новокузнецкий планетарий) | 1 | 1 | Работа в группе. Отбирать иллюстративный материал. Составлять рассказ на заданную тему. Слушать выступающих. Высказывать собственное мнение о результатах работы. | |
3.10 | Экскурсия в новокузнецкий планетарий | 1 | 1 | Воспринимать предлагаемую информацию. Высказывать собственное мнение | |
3.11 | Викторина «Моя малая Родина» | 1 | 1 | Соблюдать принятые правила викторины. Оценивать результаты своей и коллективной деятельности | |
IV. | Мифы и легенды Кемеровской области | 6 | 4 | 2 | |
4.1 | Загадка кузбасского йети. «Легенда о Хозяине леса» | 1 | 1 | Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме. Отбирать иллюстративный материал. | |
4.2 | Влияние легенды о снежном человеке на развитие культуры в нашем регионе | 1 | 1 | Воспринимать предлагаемую информацию. Рассуждать (с помощью учителя) о развитии региона | |
4.3-4.4 | Проектная деятельность «Каким я представляю снежного человека» (сочинение, рисунок, поделка) | 2 | 2 | Работа в группе. Самостоятельно работать с различными источниками информации. Высказывать собственное мнение и принимать мнение других. Защита проекта | |
4.5 | Чебулинские динозавры. Тисульская царевна | 1 | 1 | Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме. Отбирать иллюстративный материал. | |
4.6 | Связь космической станции «Орбита» с НЛО. «Русский Стоунхендж» в Горной Шории | 1 | 1 | Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме. | |
V. | Обобщение. Работа над проектами | 6 | 6 | ||
5.1-5.7 | Работа над проектом «Мой край» | 6 | 6 | Работа в группе. Самостоятельно работать с различными источниками информации. Выбирать (из предложенных) продукт проекта. Высказывать собственное мнение и принимать мнение других. Защита проекта. |
- Методическое обеспечение программы по внеурочной деятельности «Мой родной край»
В программу включены: темы занятий, содержание работы. Активными формами занятий являются исследования, проекты, экскурсии, викторины, игры.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации свободного выбора поступка по отношению к себе и окружающим. Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания.
В программе определены способы организации учебных ситуаций:
- методические и дидактические средства, в том числе - провоцирующие детей на осуществление действий, порядок взаимодействия учащихся;
- включение ребенка в систему коллективных творческих дел.
Для реализации программы по внеурочной деятельности «Мой родной край» используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательский метод, метод проектов
№ п/п | Раздел Тема | Организация занятий | Методы | Дидактический материал | Форма подведения итогов |
I. | Край, в котором я живу (обзорный курс по Кемеровской области) | ||||
1.1 | Введение | Беседа | Объяснительно-иллюстративный | Презентация «Краеведение» | |
1.2 | Правила краеведческой деятельности учащихся | Беседа Экскурсия Практикум | Объяснительно-иллюстративный Рассказ, наблюдение | Иллюстрации Условные обозначения | Рисунки Инсценирование ситуаций, связанных с правилами краеведа |
1.3 | Мой город (посёлок, станция) | Работа в группах Исследование Экскурсия | Рассказ Объяснительно-иллюстративный Наблюдения Проектный | Правила работы в группах Иллюстрации | Рисунки Сообщения Конкурс газет «Наш город», «Здесь мы живём» |
1.4 | Наша область | Работа в парах Практическая работа | Исследовательский Практический Объяснительно-иллюстративный | Иллюстрации Карты Материал для раскрашивания | Контурные карты Образ кузнецкой матрёшки Игра «Звёздный час» |
1.5 | Природа Кемеровской области | Беседа Исследование Экскурсия | Объяснительно-иллюстративный Исследовательский Рассказ, наблюдение | Иллюстрации растений и животных Образцы полезных ископаемых | Рисунки Сообщения |
1.6 | Работа над проектом | Работа в группах Проектная деятельность | Объяснительно-иллюстративный Метод проектов | Рисунки детей | Книга о Кемеровской области |
II. | Природа Кемеровской области | ||||
2.1 | Мой край на карте | Практическая работа Работа в группах Исследование | Распознавание, определение признаков Демонстрация натуральных объектов Объяснительно-иллюстративный Исследовательский | Демонстрационные карты, контурные карты Образцы полезных ископаемых | Контурные карты Сообщение «Мой край на карте» |
2.2 | Животные и растения Кемеровской области | Практическая работа Беседа Работа в паре Экскурсия | Распознавание, определение признаков Объяснительно-иллюстративный Рассказ, наблюдения | Презентация «Правила поведения в природе» Изображения растений и животных Шаблоны для схем | Рисунки Схемы Сообщения Викторины «Что это за листья?», «В мире животных» Книга «Зелёный мир вокруг нас» Подборка игр, загадок, пословиц о растениях и животных |
2.3 | Повторение. Работа над проектами | Работа в группе Практическая работа Проектная деятельность | Объяснительно-иллюстративный Распознавание, определение признаков Метод проектов | Детские рисунки Шаблоны схем | Схема «Природа нашего края» Сообщения Газета «Мой край» или книга «Природа Кемеровской области» |
III. | История земли Кузнецкой | ||||
3.1 | Введение | Беседа | Эвристическая беседа | Атласы Кемеровской области Карта кемеровской области | |
3.2 | Первые страницы истории Кузнецкого города | Работа в группе Коллективное обсуждение Экскурсия | Беседа Распознавание, определение признаков Рассказ | Иллюстрации. фотографии Текстовый материал Правила поведения в музее | Самооценка деятельности Сообщения |
3.3 | Сибирский город Кузнецк в XVIII-XIX веках | Коллективное обсуждение Работа в группе Исследовательская деятельность | Рассказ Распознавание, определение признаков | Текстовый материал Иллюстрации, фотографии Летопись И.С. Конюхова | Список памятников г. Кузнецка Самооценка деятельности |
3.4 | Кузнецк в начале XX века | Работа в группе Индивидуальная работа | Объяснительно-иллюстративный Распознавание, определение признаков Рассказ | Текстовый материал Иллюстрации, фотографии | Обзор литературных источников Сообщения |
3.5 | Второе рождение города | Коллективное обсуждение Экскурсия Индивидуальная работа Практическая работа | Рассказ Наблюдения Распознавание, определение признаков | Иллюстрации, фотографии Текстовый материал | Иллюстрации экспонатов музея Схема «от посёлка к городу» |
3.6 | Сталинск в годы Великой Отечественной войны | Исследовательская деятельность Экскурсия Практическая работа в группе | Распознавание, определение признаков Объяснительно-иллюстративный Рассказ | Иллюстрации, фотографии Текстовый материал | Презентация «Боевые подвиги наших земляков», сообщение Список эвакуирован ных предприятий Отзыв об экскурсии |
3.7 | Сталинск в послевоенные годы | Работа в группе Индивидуальная работа Экскурсия | Рассказ Объяснительно-иллюстративный | Иллюстрации, фотографии Текстовый материал Правила поведения в общественных местах | Самооценка деятельности Сообщения |
3.8 | Современный Новокузнецк | Коллективное обсуждение Проектная деятельность Исследовательская деятельность | Объяснительно-иллюстративный Рассказ Распознавание, определение признаков | Детские рисунки Иллюстрации, фотографии Текстовый материал | Журнал «Жизнь новокузнечан» Сообщения |
3.9 | Повторение. Работа над проектами | Проектная деятельность Работа в паре | Объяснительно-иллюстративный Распознавание, определение признаков | Детские рисунки Иллюстрации, фотографии | Презентация «Мой город» или «Мы-Новокузнечане» |
IV. | История Кемеровской области | ||||
4.1 | Кузнецкая земля в древности | Индивидуальная работа Коллективное обсуждение Работа в группе Экскурсия | Рассказ Объяснительно-иллюстративный Наблюдения | Иллюстрации Текстовый материал | Самооценка деятельности Сообщения Список экспонатов музея |
4.2 | Народы нашего края | Работа в группе Индивидуальная работа | Рассказ Распознавание, определение признаков Моделирование | Декорации, костюмы Иллюстрации Текстовый материал | Инсценирование эпизодов из жизни древних людей |
4.3 | Кемеровская область сегодня | Индивидуальная работа Работа в группе Исследовательская деятельность Практическая работа Экскурсия | Рассказ Распознавание, определение признаков Объяснительно-иллюстративный | Карта Кемеровской области Иллюстрации, фотографии Текстовый материал | Сообщения о героях-кузбассовцах и «Замечательная жизнь городов и районов нашего края», «Люди нашего края» Таблица «Дороги Кемеровской области» Отзыв об экскурсии Викторина «Моя малая Родина» |
4.4 | Мифы и легенды Кемеровской области | Работа в группе Проектная деятельность Индивидуальная деятельность | Проект Рассказ Объяснительно-иллюстративный | Карта Кемеровской области Иллюстрации, фотографии Текстовый материал | Самооценка деятельности Сочинение, рисунок, поделка «Каким я представляю снежного человека» |
4.5 | Проектная деятельность | Работа над проектом | Проект | Карта Кемеровской области Иллюстрации, фотографии Текстовый материал Декорации, костюмы | Рельефная карта, сочинения, сценическая постановка «Мой край» |
Основная литература для педагога
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст]/ И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.
Дополнительная литература
- Николаева, С. Н. Юный эколог: учебное пособие [Текст] / С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.-416 с.
- Шорыгина, Т. А. Экология для малышей, Зелёные сказки: учебное пособие [Текст] / Т. А. Шорыгина. - М.: Книголюб, 2005.-310 с.
- Кропочева, Т.Б. Родной край: Учебное пособие [Текст] / Т.Б. Кропочева.-Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004. 126 с.
- Лаврина, В. Л. История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени /В. Л. Лаврина. - Изд. 3-е, стереотип. - Кемерово : Кузбасс, 2007. - 80 с.: ил. (Краеведение для детей)
- Новокузнецк : альбом - Издание 3-е. - 2008. - 180 с. : фотоил
- Скалон, Н. В. Животный мир Горной Шории : учебное пособие для учащихся школ региональный компонент / Н. В. Скалон.- Кемерово : «СКИФ» ; Кемерово: Кузбасс, 2007. - 103 [1] с. : ил. - (Природные богатства Кузбасса)
- Скалон, Н. В. Земноводные и пресмыкающиеся Кемеровской области : учебно-методическое пособие и справочник-определитель для преподавателей, учащихся и студентов / Н. В. Скалон . - Кемерово : «СКИФ», Кемерово: Кузбасс, 2005. - 128 с. : ил. фотоил. - (Природные богатства Кузбасса)
- Цибизова, Е. Б. "Мой город - Новокузнецк" / Е. Б. Цибизова ; Комитет образования и науки Администрации г. Новокузнецка, Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детско-юношеский центр "Орион". - Новокузнецк : [б. и.], 2006. - 163, [1] с. : ил. - Библиогр.: с. 160-164. - ISBN 5-8441-0228-2
Электронные пособия:
- Ишимова О.А. История России в рассказах для детей. Издательство: 1С, 2013
- Энциклопедия великих путешествий и путешественников. Издательство: 1С, 2013
- Энциклопедия русских обрядов. Издательство: 1С, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"
Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности чело...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Уроки нравственности 1 класс
Внеурочная деятельность...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 2 класса "Азбука нравственности"
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Разноцветный мир»
программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Разноцветный мир»...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"
Программа ВД "Уроки нравственности" (1-4 класс)...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Родничок"
Данная рабочая программа была разработана мной на конкурс программ внеурочной деятельности и заняла 1 место....