Конспект урока ОМ " Снежные загадки" ПНШ 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Ардилан Людмила Сергеевна

Конспект урока по  Окружающему миру " Снежные загадки" 1 класс УМК " Перспективная начальная школа" и презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к уроку161.57 КБ
Файл Конспект урока345.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Снежные загадки Подготовила : Ардилан Л.С. Учитель начальных классов

Слайд 2

*** Учёным удалось установить 9 основных форм снежных кристаллов. Им дали названия: запонка, столбик,ёж , игла, звезда,пластинка .

Слайд 3

Японский профессор Накайя всю свою жизнь посвятил изучению тайн снежинок и выяснил, что форма снежинок зависит от температуры воздуха . **** Самые красивые снежные кристаллы –звёзды образуются при небольшом морозе .

Слайд 4

У всех снежинок 6 лучиков

Слайд 5

* *Где и как образуются снежинки?

Слайд 6

***Почему скрипит снег под ногами?

Слайд 7

Снежинка- льдинка

Слайд 8

Представленные образцы: №1 – с поля №2 –у дороги №3 –на школьном крыльце



Предварительный просмотр:

МБОУ «Коробицынская средняя общеобразовательная школа»

Выборгского района, Ленинградской области

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе

Тема урока:  «Снежные загадки»

УМК «Перспективная начальная школа»

Подготовила :

учитель начальных классов

Ардилан Людмила Сергеевна

Цель урока: дать учащимся элементарное представление об образовании снежинок; на основании опыта установить, чем может быть загрязнён снег.

Задачи:

  • расширить представления  обучающихся о сезонных изменениях в природе
  • сформировать у обучающихся представление об образовании снежинок
  • найти ответы на вопросы: Чист ли белый снег? Можно ли есть снег?
  • продолжить формировать у обучающихся УУД:

-умение работать в группе: уметь договариваться, распределять работу

-уметь находить и выделять необходимую информацию в рисунке, в тексте

-работать по предложенному плану, инструкции

-высказывать своё предположение на основе учебного материала

-осуществлять самоконтроль

  • развивать познавательную активность, творческое мышление и коммуникативные способности
  • способствовать развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской деятельности.

Оборудование:

  1. Учебник « Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов;

Хрестоматия« Окружающий мир».      УМК «ПНШ»

  1. ПК учителя,  мультимедийный проектор
  2. Стаканы с образцами снега, чистые стаканы, кусочки белой ткани, лупы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент3 мин.

- Проверка готовности к уроку.

-Ребята, сегодня ваши одноклассники приготовили для вас загадки.  Сможете отгадать?

-Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?( слайд 1)

Подготовленные ребята загадывают загадки:

1. Хлопья белые летят

Тихо падают, кружат

Стало всё вокруг бело,

Чем дорожки замело? ( снег)

2. Странная звёздочка с неба упала

Мне на ладошку легла – и пропала.

(снежинка)

- о снеге, о снежинках

2. Постановка целей урока     7 мин.

--Откройте учебник на странице 34-35, прочитайте тему урока.

-Рассмотрите внимательно разворот учебника. Какие условные обозначения вы заметили?

- Как вы думаете на какие вопросы мы должны сегодня ответить?

-Да,  сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Вы, конечно, догадались, что вы будете работать в группах и заниматься настоящим исследованием- проводить опыт.

-Что вы видите на отдельном  столе?

Для чего это?

-У меня в стаканах  чистый белый снег,  но он взят из разных мест:

 –со школьного крыльца

 – с поля

 – около дороги

 - Предположите ,где снег окажется самый чистый? А где будет больше загрязнений? Почему? КАК мы можем это проверить?

Что в результате опыта мы узнаем?

ДМ Подойдите к столу и посмотрите на снег в стаканчиках.

-можем ли мы сразу  определить в каком стакане снег взят с поля, у дороги и на крыльце?

-Хорошо, а пока наш снег тает мы с вами рассмотрим внимательно иллюстрации в учебнике.

Хорошо читающий ученик читает тему урока.

(дети открывают учебник, находят нужные страницы, проверяют правильность- читая тему урока)

-мы заметили условные обозначения: Подумай , проведи опыт и  осторожно!

- Мы узнаем, как образуются  снежинки?

И ответим на вопрос: чист ли белый снег?

- стаканы со снегом, пустые стаканы, белая ткань; -для того чтобы провести опыт.

-снег окажется более чистый в поле, а самый грязный у дороги, потому что там много грязи от машин.

-мы можем провести опыт, как показано в учебнике;

Мы узнаем где снег более чистый, а где грязный.

( ребята подходят к столику , смотрят , и затем мы ставим стаканчики на батарею)

- нет, надо подождать пока вода растает, лучше на батарее

Основная часть урока   15 мин.

Работа с разворотом учебника с.34-35

–Рассмотрите внимательно центральную иллюстрацию.

Беседа по вопросам:

-Снежная ли зима в этом году в посёлке Мирном? Как вы это определили?

 –А, кто из вас, ребята, заметил где больше снега: в поле или около забора? Объясните? Как  это люди используют?

( дома дети предварительно читали текст  хрестоматии « Зачем зимой на полях снег пашут»)

- Найдите Машу и Мишу на правой части разворота. Как вы думаете, почему так весело Мише?

-Что делают Маша и Жучка на левой части разворота?

- Зачем Маша сняла варежку?

-Чему так радуется Жучка?

--Вспомните, вы когда-нибудь наблюдали, как падает снег? Какие чувства у вас вызывает первый, чистый падающий снег?

-что происходит со снежинкой, если поймать её на ладонь?

-Удавалось ли вам когда-нибудь рассмотреть снежинку?

-Рассмотрите рисунки снежинок на левом развороте учебника.

Презентация слайдов №2,3,4,5.

-Ребята, а кто из вас может ответить на вопрос -Где образуются снежинки?

 -А как они образуются снежинки?

- Давайте откроем хрестоматию и узнаем об этом  из рассказа

 «Как рождаются снежинки» на стр. 24.

- -Можно ли сказать что снежинка –очень красивое изделие ?

Слайд №6

Как вы думаете, почему скрипит снег под ногами?

- Да вы правы, снежинки состоят из множества ледяных кристаллов, которые становятся очень хрупкими особенно на большом морозе.

Посмотрите, иногда снежинка полностью состоит из льдинки.(слайд 7)

- этой зимой в посёлке Мирном ещё выпало мало снега; на полях видна земля

- около забора и домов снега намело больше, потому, что они служат преградой и задерживают  снег, а вполе он разлетается и ветер его уносит.

- перегородки задерживают снег на полях ,чтобы ветер не унес его; чтобы весной было больше воды для растений.

- Миша с Машей слепили снеговика и рады наступлению зимы, что можно играть в снежки, кататься на санках и лыжах, валяться в снегу.

- гуляют, радуются падающему снегу

- она хочет поймать и рассмотреть снежинку на ладони

-Жучка тоже рада снегу и пытается поймать снежинки

-снег падает очень красиво, мы радуемся.

-она растает, потому что снег это вода.

- да, только если снежинка падала на рукав куртки или на варежку.

-снежинки образуются высоко, высоко над землёй, в облаках.

( выслушать предположения детей)

(дети открывают хрестоматию слушают и следят за чтением учителя)

- нет, так сказать нельзя, потому что изделие –это предмет сделанный  руками человека, а снежинку создала природа.

-это происходит потому, что под тяжестью тела человека хрупкие лучики снежинок ломаются. А так как их очень много, то мы слышим треск.

Проведение опыта -15 мин.

- Ребята, наш снег уже растаял и мы можем провести исследование, но чтобы у вас все получилось, давайте  вспомним какие правила нужно соблюдать, когда вы работаете вместе, в группе.

-Рассмотрите ,пожалуйста, правый разворот учебника, составьте план действий. В каком последовательности вы будете проводить опыт.

- каждый  стакан  имеет свой  номер команда № 1 возьмет стаканчик №1; команда №2 – стаканчик2, а  команда №3 – стаканчик под № 3.

Слайд №8

-Договоритесь, пожалуйста, кто из команды подойдет за оборудованием, кто будет держать ткань, кто будет переливать воду и кто будет отвечать.

 - Молодцы! Я вижу ,что вы готовы. Представители команд подойдите и возьмите оборудование.

-Всё ,хорошо, все закончили и готовы отвечать. Но сначала давайте, вспомним какое предположение вы сделали в начале урока? Где снег окажется самым чистым и где самым загрязнённым?

-Сейчас мы внимательно выслушаем все команды по очереди и проверим наше предположение.

( учитель помогает детям отвечать по плану с помощью наводящих вопросов)

  1. Где был взят ваш образец снега?
  2. Что вам удалось рассмотреть на ткани?
  3. Какой вывод можно сделать? Снег  чистый, не очень чистый или в нем много загрязнений.

Давайте разложим наши кусочки ткани на отдельном столике, чтобы все ребята смогли подойти и посмотреть результаты проведенных опытов другой команды.

(ДМ команды по очереди подходят и рассматривают все три образца)

-Внимание,ребята,  сделаем общий вывод: наше предположение о том, что самый загрязненный снег будет у дороги, подтвердилось?

- А как вы думаете, почему?

-Посмотрите  на страницы учебника, на какой вопрос мы ещё не ответили?

- Так и Почему нельзя есть снег?

-Да вы правы, нам кажется, что снег белый и  чистый, но в результате исследования мы узнали, что в снеге содержится очень много загрязнений.

Правила работы в группе:

1. Договориться между собой  и распределить кто что будет делать.

2. Работать тихо и дружно.

3.Говорить  по очереди, не перебивая друг друга.

- мы перельём растаявшую воду из стакана в чистый стакан через белую ткань и вся грязь останется на ткани. Тогда мы увидим, где снег самый чистый.

(  дети распределяют обязанности)

Каждая группа проводит опыт: переливает талую воду через марлю в чистый стакан. Рассматривает пятно на марле через лупу и готовиться отвечать.

- в начале урока мы предположили, что самый чистый снег будет на поле, а самый грязный у дороги.

Каждая команда поочередно отвечает и рассказывает о своих результатах.

К .№1 – ткань осталась белой и чистой, значит в поле снег чистый.

К.№№2 –на ткани мы заметили песчинки и черную мелкую пыль, снег не очень чистый.

К.№3 –на ткани мы увидели песок, серые разводы и волоски.

-нет, самый загрязненный снег  оказался на школьном крыльце;

-наверное потому что на крыльце ходит очень много людей, бегают кошки и собаки.

 -мы не ответили на вопрос- Почему нельзя есть снег?

-снег нельзя есть потому что он грязный и ещё он холодный, можно простудиться и заболеть .

Рефлексия и  итоги  урока – 5 мин.

-Молодцы, ребята! Все сегодня очень хорошо поработали.  И в конце урока немножко поиграем. Приготовьте, пожалуйста, веер.

Я буду читать утверждение, а вы оцените его –верно или неверно:

  • Снег при таянии превращается в воду +
  • Снег бесцветный -
  • Снег белый +
  • Все снежинки одинаковые -
  • У снежинок 6 лучей +
  • В  снеге есть загрязнения +
  • Снег можно есть, если он чистый -

-Очень хорошо, из  вас почти никто не ошибся. Умницы!

-Кто хочет, ребята, рассказать, что вам  понравилось или запомнилось  сегодня на уроке?

Что-то может вас удивило?

-Вы сегодня увидели очень много красивых снежинок.

-Если дома захотите, придумайте и нарисуйте свою неповторимую снежинку!

( ребята с помощью знаков + и – на веере оценивают высказывание)

(ребята делятся впечатлениями, одного мальчика очень удивило, что не бывает одинаковых снежинок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШ Тема: Сказка «Снежная королева»

Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШТема: Сказка «Снежная королева»...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»...