Явления природы
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Назарова Ирина Владимировна

Явления природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yavleniya_prirody.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова.

Тема урока: Явления природы.

Тип урока: Открытие нового знания.

Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.

Задачи:

  1. Дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой природе.
  2. Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года. Способствоватьразвитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
  3. Воспитывать через элементы театрализации, музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы, культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

– выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);
– умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);
– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);
– умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Планируемый результат.

Предметные:

Иметь представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме урока (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа;
  • парная;
  • индивидуальная.

Ход урока

I. Самоопределение к учебной деятельности

– Улыбнитесь, и поздоровайтесь с нашими замечательными гостями. Спасибо, тихонечко садитесь!
– Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? 
(Интересным, весёлым, познавательным)
– Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.

II. Актуализация опорных знаний (2 мин)

Слайд 2. Учитель читает загадку:

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое, 
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … природа.

- Обратите, пожалуйста, внимание на выделенные слова?   Как можно по-другому назвать: ветер, гром, туман, росу?

–   Определите тему  нашего урока? (Явления природы.)

III. Постановка учебной задачи. (1мин)

– Какие цели поставим? (узнать о явлениях природы.)

– Сегодня, ребята, у нас урок-путешествие по временам года. Мы поговорим о явлениях природы, характерных для каждого времени года.

– А как вы понимаете  слова “явления природы”?

– Где можно узнать точное толкование слова?  Посмотрите, сколько интересных книжек лежит на  столе? (в словаре)

IV. ”Открытие” нового знания (14 мин)

1.   Изменения, которые происходят в природе, независимо от воли человека называются явлениями природы.

– Итак, мы начинаем наше путешествие.

2. – Как вы думаете, с какого времени года мы начнем наше путешествие?
– Как догадались?  
– Итак, вы готовы представить, что мы отправляемся в путешествие по осеннему лесу?

3. Давайте представим, что мы идем по осеннему лесу, а под ногами разноцветный ковер. Смотрите – красный фонарь – это листок уронила осинка, дальше – желтая звездочка – подарил ее клен, а  вот милая ивушка рассыпала рыбки – листочки – узкие,  длинные, тонкие. Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая сухая листва. Что-то грустное, прощальное слышится в осеннем лесу.
– Ребята, как называется природное явление, которое бывает только осенью? 
(Листопад.)
Слайд3

– Правильно, это природное явление называется листопадом, от слов листья падают.
– А чем же огорчит нас осень?– Что бывает осенью часто? (
Дождь) Слайд 4

Вдруг подул сильный ветер, деревья закачались, листья закружились в воздухе. 
– Давайте поднимем руки и покажем, как деревья закачались.
– Ударил гром. 
(Хлопки в ладоши.)
– Пошел дождь. 
(Стучат пальцами по столу.)– Какие еще явления природы мы назвали? (Листопад, гром, дождь, ветер.)

Послушайте, как описывает осенние дожди писатель Г. Скребицкий.

“Осенние дожди, совсем не похожи на летние.  Осенью  под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь”.

4. Наблюдай, делай опыты. Практическая работа. Слайд5

– Можно ли назвать осеннее небо “свинцовым”?

Учитель показывает свинец.

– Сравните свинец и небо.

– Как вы думаете, какой свинец тяжелый или легкий? Какого он цвета?

Посмотрите, какого цвета небо? Сравните их

– Почему небо называют свинцовым?

– А еще, какое явление природы можно наблюдать осенью? Отгадайте загадку.

Молоко над речкой плыло, 
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман) Слайд 6

– Когда чаще всего можно наблюдать туманы?

Туманы бывают во все времена года. Осенью они стелются над землей, кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. 5. – А мы продолжаем своё путешествие. – Какие еще явления природы мы назвали? (Листопад, гром, дождь, ветер, туман.)

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? Зимой. Слайд 7

О каких явлениях природы говорится в загадке? (о снеге).

А когда идет сильный снег, можно сказать “валит снег” – как называется это явление природы? Снегопад.

Изобразите действием мой текст.
Вы – снежинки. Вас кружит ветер, он  то подбрасывает вас вверх, то снова опускает на землю. Днём вы блестите от солнышка, а ночью, когда кружит метель, вам хочется танцевать снежный вальс.
– Спасибо, присаживайтесь.

А по утрам, зимой, деревья бывают одеты в белоснежный серебристый наряд из многочисленных снежинок.

Как называется такое явление? Иней. Слайд 8.

А когда идет снег и сильно дует ветер? Небо становится темным-темным, ветер можно сказать “завывает”. Как называются эти явления? (Вьюга, метель). Слайд 10

6. Мы продолжаем свое путешествие и оказываемся в следующем времени года.

Выросла сосулька 
За ночь у окна.
Ручеек забулькал.
Что это?... Весна. Слайд 12

– Какие же явления характерны для весны?

7. Работа по учебнику.

Найдите и выберите явления природы в учебнике с. 40-41, положите красные фишки на нужные картинки.

Назовите эти явления природы. (Сосульки, таяние снега, ледоход)

Слайды 13,14.

Весной, когда повышается температура воздуха, начинают появляться сосульки. Днем подтаивает снег  и начинается капель, а ночью всё замерзает. Особенно много сосулек свисает с крыш.

Как надо вести себя, когда с крыш свисают очень большие сосульки? Под крышами можно ходить?

- А мы продолжаем наше путешествие.

Если дует ветер теплый, хоть и с севера.
Если луг – в ромашках и комочках клевера.
Все в природе расцвело, роща зеленью одета,
Это значит, что пришло…Что пришло, ребята?   (Лето) Слайд 15

Конечно, лето – это самое любимое время года и детей и взрослых.

– Какие же явления природы можно наблюдать летом?

Найдите картинки и пометьте   зелёными фишками явления, относящие к лету.

Назовите эти явления.

(Летний гром и молния, теплый летний дождь, а после дождя радуга).

Слайд 16-19

V. Первичное закрепление (8 мин)

  Работа в группах.

- Ребята, я хочу  вам предложить интересное задание в группах.  Каждой группе я предлагаю собрать пазлы.  У вас должна получиться картинка с каким-нибудь природным явлением.  Ваша задача – узнать, что это за природное явление и рассказать какие ещё природные явления характерны для этого времени года.

Слайд 20

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

– Наше путешествие по временам года закончилось.

Сделаем вывод.

– О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового? Хочется узнать ещё больше по этой теме?

Слайд 21.

Изменения в природе: дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это явления природы.

– Достигли ли поставленных целей?

– Понравился ли вам урок и какое настроение он у вас вызвал?

–   Покажите сигналы светофора.

Спасибо всем за урок, все ребята молодцы, хорошо поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неблагоприятные явления природы на Кубани

Презентация знакомит учащихся с различными явлениями природы, оказывающими негативное воздействие на природу Кубани....

"Неживая и живая природа. Явления природы."

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе в соответствии с ФГОС "Неживая и живая природа. Явления природы." В ходе урока используются ЭОР....

Неживая и живая природа. Явления природы.

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России". Знакомит детей с понятиями "неживая и живая природа", "явления природы"....

Урок окружающего мира во 2 классе. Тема: " Неживая и живая природа, явления природы".

Учащиеся познакомятся с понятием «явление природы», «сезонные явления».Объекты природы – это все то, что окружает нас.Природа бывает:живая и неживая....

Проверочная работа по темам"Объекты природы. Явления природы. Вещества"

Данная работа позволит  проверить знания по темам "Объекты природы. Явления природы. Вещества"...

Неживая и живая природа. Явления природы

Конспект и презентация урока помогут сформировать: положительное отношение к познавательной деятельности, этические чувства на основе анализа простых ситуаций, интерес к учебному материалу...