Неживая и живая природа. Явления природы
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (2 класс)

Иванова Ольга Ивановна

Конспект и презентация урока помогут сформировать: положительное отношение к познавательной деятельности, этические чувства на основе анализа простых ситуаций, интерес к учебному материалу;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

МБОУ «Гимназия №1»

КОНСПЕКТ УРОКА

Используемый УМК: «Школа России»

Предмет:   Окружающий мир, 2 класс

Тема: «НЕЖИВАЯ И ЖИВАЯ ПРИРОДА. ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ»

Составитель: Иванова Ольга Ивановна

БИЙСК 2019


Тема: НЕЖИВАЯ И ЖИВАЯ ПРИРОДА. ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ.

Педагогическая цель

Создание условий для выделения признаков, присущих объектам живой природы, отличающих их от объектов неживой природы; уточнения  этих  понятий; знакомства  с понятиями  «явления природы», «сезонные явления».

Тип, вид урока

Решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные)

Обучающийся научится: различать объекты живой и неживой природы, явления природы, приводить примеры; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; получит возможность научиться: соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту и природной среде; описывать наблюдаемые объекты и явления природы, выделять их существенные признаки.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Личностные. У обучающего будут сформированы: положительное отношение к познавательной деятельности, этические чувства на основе анализа простых ситуаций, интерес к учебному материалу; получит возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.  

Регулятивные. Обучающий научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные. Обучающий научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные.  Обучающий научится: допускать существование различных точек зрения; использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для окружающих высказывания; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Формы и методы обучения

Фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический.

Основное содержание темы, понятия и термины

Живая и неживая природа. Животные и растения. Признаки, присущие объектам живой природы. Явления природы, сезонные явления. Главные условия существования живой природы на земле – свет, тепло, вода, воздух.

Образовательные ресурсы

Рисунки, образцы живой и неживой природы; картины «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; учебник, тетрадь на печатной основе; компьютер, проектор, презентация.

Оливер, Клер. Детская энциклопедия Земли [Текст]. / Клер Оливер, Кейт Петти. – М. : Эксмо, 2010.

Сороцкая, О. Н. Учебно-наглядное пособие [Текст] / О. Н. Сороцкая. – М. : Просвещение, 1990.

Этап урока, цель

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

осуществляемые действия

формируемые действия

1

2

3

4

5

6

I.

Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку; эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на весёлое стихотворение, пробуждающее любознательность.

Приветствие.

        Ну-ка, проверь, дружок,

        Ты готов начать урок?

        Всё ль на месте,

        Всё ль в порядке:

        Ручка, книжка и тетрадка?

        Все ли правильно сидят?

        Все ль внимательно глядят?

        Каждый хочет получать

        Только лишь оценку «пять».

(Учитель предлагает проверить готовность класса к уроку.)

Фронтальная беседа.

СЛАЙД №1.

II.

Подготовка к основному этапу урока. Постановка цели. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений.

Отвечают на вопросы учителя, рассказывают о летних впечатлениях.

Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют её решение.

Вступительная беседа.

        Посмотри, мой милый друг,

        Что находится вокруг?

        Небо светло-голубое,

        Солнце светит золотое,

        Ветер листьями играет,         

        Тучка в небе проплывает.

        Поле, речка и трава,

        Горы, воздух и листва,

        Птицы, звери и леса,

        Гром, туманы и роса.

        Человек и время года –

        Это всё вокруг… (природа)

- Что вы видели, наблюдали в природе летом?

- Какая бывает погода летом?

- Какие вы наблюдали дожди?

- Какая летом бывает вода в водоёмах – тёплая или холодная?

- Что интересного вы заметили в жизни растений?

- Видели ли вы насекомых, рыб, птиц и других животных?  Что интересного заметили в их жизни?

- Вы, ребята, молодцы. Очень многое увидели, рассказали. Учитывая всё вами сказанное, какой вывод можно сделать? (Мир, который нас окружает – разнообразен.)

(Учитель обобщает ответы детей, руководит работой учащихся по созданию вывода.)

- А как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

- Что бы вы хотели узнать?

- А для чего вам это нужно?

Фронтальная беседа для выявления уровня наблюдательности учащихся.

СЛАЙД №2.

III.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного знаний и способов действий связей и отношений в объекте изучения.

Смотрят в окно, называют предметы, видимые за окном.

Называют предметы.

Обосновывают свой выбор.

Объясняют свой выбор.

Проверяют правильность решения задания по изображению на слайде.

Проговаривают, выполняют движения.

Слушают и запоминают.

Отвечают на вопрос учителя.

Читают задание, выполняют.

Выполняют задания в группах.

Выбирают выступающего. Помогают, дополняют.

Размышляют над вопросами, высказывают предположения. Устанавливают причинно-следственные связи.

Анализируют объекты с выделением их отличительных признаков.

Под руководством учителя делают вывод.

Классифицируют объекты, осуществляют анализ с выделением существенных признаков.

Совместно с учителем и одноклассниками оценивают результат своих действий, вносят  соответствующие коррективы.

Осуществляют профилактику утомления.

Понимают заданный вопрос,  в соответствии с ним строят ответ  в устной форме.

Осуществляют поиск нужной информации в учебнике.

Учатся работать в группе.

Допускают существование различных точек зрения, используют в общении правила вежливости.

1. Знакомство с понятием природа в целом.

- На уроках природоведения мы изучаем природу. А что же такое природа? 

(Предлагает детям посмотреть в окно.)

- Что вы там видите? А как вы думаете, всё ли это природа? Почему?

- Давайте разберёмся вместе.

(Предлагает назвать объекты на слайде, найти лишний объект).

- Объясните свой выбор.

(Обобщает ответы детей).

Природа – это всё вокруг нас, что не сделано руками человека.

2. Знакомство с понятиями живая и неживая природа.

(Предлагает детям разбить объекты на 2 группы, объясняя свой выбор).

- По каким признакам вы их разделили? (Живая и неживая природа)

- Давайте проверим, правы ли вы?

- Так что же относится к живой природе? А к неживой?

- По каким признакам вы определили объекты  живой природы?

- А сейчас я предлагаю вам отдохнуть.

Скачет шустрая синица,

                        (прыжки на двух ногах)

Ей на месте не сидится.

                        (прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг-скок!

                        (прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок.

                        (кружатся на месте)

Вот присела на минутку,

                        (присели)

Почесала клювом грудку.

                        (встали, повороты головы)

И с дорожки – на плетень,

Тири-тири,

Тень, тень, тень!                (прыжки вокруг себя)

3. Знакомство с понятиями явления природы, сезонные явления.

- В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идёт дождь, то выпадает снег, то появится на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называют природными явлениями или явлениями природы. Очень многие явления природы связаны со сменой времён года (сезонов), поэтому они называются сезонными.

- Сколько вы знаете времён года (сезонов)? (Четыре – весна, лето, осень, зима).

- Посмотрите на слайды презентации и выполните задания.

(Делит класс на 4 группы. Каждой группе раздаёт картинки с изображением времени года. Даёт задание: рассмотреть картинку с заданным временем года, выявить не менее 5 сезонных явлений.)

(Выслушиваются выступления всех групп. Учитель ещё раз обращает внимание детей на предметы живой и неживой природы. Подводит итог работы в группах.)

Ввод нового понятия.

Фронтальная беседа.

СЛАЙД №3.

Ввод новых понятий.

СЛАЙД №4.

СЛАЙД №5.

СЛАЙД №6.

СЛАЙД №7

Физкульт-минутка

СЛАЙД №8.

Работа по учебнику (с.16).

Практическая работа.

СЛАЙД №9.

IV.

Закрепление и обобщение пройденного материала.

Рассматривают схему в учебнике и на слайде.

Отгадывают загадки, действуют по правилам игры.

Выполняют задания.

Принимают учебную задачу. Анализируют схему, выдвигают гипотезу. Делают вывод.

Воспринимают на слух загадки, анализируют, осуществляют классификацию объектов природы, учатся реагировать мгновенно.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Оценивают совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

  1. Работа по материалам учебника. (с. 14-15)

(Предлагает задание в учебнике, обращает внимание учащихся на объекты, не относящиеся к природе.)

- А как связаны между собой живая и неживая природа? Рассмотрите схему.

- Вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни? (Воздух, вода, пища, тепло, свет.)

  1. Игра «Живое - неживое».

(Предлагает детям поиграть, объясняет условия игры).

- Если тот объект, о котором я буду говорить, живой, то вы хлопаете в ладоши, если неживой - сидите тихо, словно замерли.

(Для себя на заметку отмечает детей, допускающих неточность.)

  1. Работа в тетради (с. 7).

(Предлагает детям коллективно выполнить задание № 2.)

- Молодцы, ребята! А кто из вас с уверенностью может сказать, что безошибочно может определить объекты живой или неживой природы? Вы выполняете самостоятельно задание № 3.

- Ребята, которые затрудняются – выполняют задание № 1.

(Комментирует задания.)

Работа по материалам учебника (с.14-15)

СЛАЙД №10.

Игровой момент.

(Если учащиеся ошиблись, необходимо пояснить, почему этот объект живой или неживой.)

Дифференцированная работа.

(При необходимости учитель корректирует выбор детей.)

V.

Подведение итогов. Рефлексия.

Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Отвечают на вопросы.

Систематизируют полученные знания, строят полные ответы.

Формируют представления о ценности и уникальности природного мира, охране природы.

- Что вы сегодня узнали на уроке?

- Назовите признаки живой природы.

- Что такое явления природы? (Все изменения, происходящие в природе.)

- Что называется сезонными явлениями? (Природные явления, которые связаны со сменой времён года.)

- Что необходимо растениям и животным для жизни? Что нужно делать, чтобы природа не была в опасности? (Беречь её.)

(Обращает внимание детей на вопросы, поставленные в начале урока.)

- Ответили ли мы на вопросы, которые поставили в начале урока?

- Что вы  ещё хотели бы узнать по этой теме?

Закрепляющая беседа.

СЛАЙД №11.

VI.

Домашнее задание.

Обеспечение понимания цели, содержания, способов действий.

Планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Принимают творческое задание.

- Предлагаю к следующему уроку приготовить загадки, стишки об объектах  природы: I вариант живой природы, II вариант – неживой природы.

Можно по желанию нарисовать эти объекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Неживая и живая природа. Явления природы."

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе в соответствии с ФГОС "Неживая и живая природа. Явления природы." В ходе урока используются ЭОР....

Презентация на тему "Явления неживой и живой природы" 2 класс.

Названия явлений природы дети угадывали в виде ребуса или анаграммы....

Неживая и живая природа. Явления природы.

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России". Знакомит детей с понятиями "неживая и живая природа", "явления природы"....

Урок окружающего мира во 2 классе. Тема: " Неживая и живая природа, явления природы".

Учащиеся познакомятся с понятием «явление природы», «сезонные явления».Объекты природы – это все то, что окружает нас.Природа бывает:живая и неживая....

Проверочная работа по темам"Объекты природы. Явления природы. Вещества"

Данная работа позволит  проверить знания по темам "Объекты природы. Явления природы. Вещества"...

Конспект урока окружающего мира. "Живая/неживая природа. Явления природы." 2 класс

Урок закрепления, основанный на выполнении заданий по формированию функциональной грамотности у учеников начальной школы....