Неживая и живая природа. Явления природы
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (2 класс)
Конспект и презентация урока помогут сформировать: положительное отношение к познавательной деятельности, этические чувства на основе анализа простых ситуаций, интерес к учебному материалу;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
МБОУ «Гимназия №1»
КОНСПЕКТ УРОКА
Используемый УМК: «Школа России»
Предмет: Окружающий мир, 2 класс
Тема: «НЕЖИВАЯ И ЖИВАЯ ПРИРОДА. ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ»
Составитель: Иванова Ольга Ивановна
БИЙСК 2019
Тема: НЕЖИВАЯ И ЖИВАЯ ПРИРОДА. ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ.
Педагогическая цель | Создание условий для выделения признаков, присущих объектам живой природы, отличающих их от объектов неживой природы; уточнения этих понятий; знакомства с понятиями «явления природы», «сезонные явления». |
Тип, вид урока | Решение учебной задачи. |
Планируемые результаты (предметные) | Обучающийся научится: различать объекты живой и неживой природы, явления природы, приводить примеры; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; получит возможность научиться: соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту и природной среде; описывать наблюдаемые объекты и явления природы, выделять их существенные признаки. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Личностные. У обучающего будут сформированы: положительное отношение к познавательной деятельности, этические чувства на основе анализа простых ситуаций, интерес к учебному материалу; получит возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении. Регулятивные. Обучающий научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные. Обучающий научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные. Обучающий научится: допускать существование различных точек зрения; использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для окружающих высказывания; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. |
Формы и методы обучения | Фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Живая и неживая природа. Животные и растения. Признаки, присущие объектам живой природы. Явления природы, сезонные явления. Главные условия существования живой природы на земле – свет, тепло, вода, воздух. |
Образовательные ресурсы | Рисунки, образцы живой и неживой природы; картины «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; учебник, тетрадь на печатной основе; компьютер, проектор, презентация. Оливер, Клер. Детская энциклопедия Земли [Текст]. / Клер Оливер, Кейт Петти. – М. : Эксмо, 2010. Сороцкая, О. Н. Учебно-наглядное пособие [Текст] / О. Н. Сороцкая. – М. : Просвещение, 1990. |
№ | Этап урока, цель | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Методический комментарий | |
осуществляемые действия | формируемые действия | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. | Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку; эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на весёлое стихотворение, пробуждающее любознательность. | Приветствие. Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке: Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять». (Учитель предлагает проверить готовность класса к уроку.) | Фронтальная беседа. СЛАЙД №1. |
II. | Подготовка к основному этапу урока. Постановка цели. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений. | Отвечают на вопросы учителя, рассказывают о летних впечатлениях. | Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют её решение. | Вступительная беседа. Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это всё вокруг… (природа) - Что вы видели, наблюдали в природе летом? - Какая бывает погода летом? - Какие вы наблюдали дожди? - Какая летом бывает вода в водоёмах – тёплая или холодная? - Что интересного вы заметили в жизни растений? - Видели ли вы насекомых, рыб, птиц и других животных? Что интересного заметили в их жизни? - Вы, ребята, молодцы. Очень многое увидели, рассказали. Учитывая всё вами сказанное, какой вывод можно сделать? (Мир, который нас окружает – разнообразен.) (Учитель обобщает ответы детей, руководит работой учащихся по созданию вывода.) - А как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? - Что бы вы хотели узнать? - А для чего вам это нужно? | Фронтальная беседа для выявления уровня наблюдательности учащихся. СЛАЙД №2. |
III. | Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного знаний и способов действий связей и отношений в объекте изучения. | Смотрят в окно, называют предметы, видимые за окном. Называют предметы. Обосновывают свой выбор. Объясняют свой выбор. Проверяют правильность решения задания по изображению на слайде. Проговаривают, выполняют движения. Слушают и запоминают. Отвечают на вопрос учителя. Читают задание, выполняют. Выполняют задания в группах. Выбирают выступающего. Помогают, дополняют. | Размышляют над вопросами, высказывают предположения. Устанавливают причинно-следственные связи. Анализируют объекты с выделением их отличительных признаков. Под руководством учителя делают вывод. Классифицируют объекты, осуществляют анализ с выделением существенных признаков. Совместно с учителем и одноклассниками оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы. Осуществляют профилактику утомления. Понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме. Осуществляют поиск нужной информации в учебнике. Учатся работать в группе. Допускают существование различных точек зрения, используют в общении правила вежливости. | 1. Знакомство с понятием природа в целом. - На уроках природоведения мы изучаем природу. А что же такое природа? (Предлагает детям посмотреть в окно.) - Что вы там видите? А как вы думаете, всё ли это природа? Почему? - Давайте разберёмся вместе. (Предлагает назвать объекты на слайде, найти лишний объект). - Объясните свой выбор. (Обобщает ответы детей). Природа – это всё вокруг нас, что не сделано руками человека. 2. Знакомство с понятиями живая и неживая природа. (Предлагает детям разбить объекты на 2 группы, объясняя свой выбор). - По каким признакам вы их разделили? (Живая и неживая природа) - Давайте проверим, правы ли вы? - Так что же относится к живой природе? А к неживой? - По каким признакам вы определили объекты живой природы? - А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Скачет шустрая синица, (прыжки на двух ногах) Ей на месте не сидится. (прыжки на левой ноге) Прыг-скок, прыг-скок! (прыжки на правой ноге) Завертелась как волчок. (кружатся на месте) Вот присела на минутку, (присели) Почесала клювом грудку. (встали, повороты головы) И с дорожки – на плетень, Тири-тири, Тень, тень, тень! (прыжки вокруг себя) 3. Знакомство с понятиями явления природы, сезонные явления. - В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идёт дождь, то выпадает снег, то появится на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называют природными явлениями или явлениями природы. Очень многие явления природы связаны со сменой времён года (сезонов), поэтому они называются сезонными. - Сколько вы знаете времён года (сезонов)? (Четыре – весна, лето, осень, зима). - Посмотрите на слайды презентации и выполните задания. (Делит класс на 4 группы. Каждой группе раздаёт картинки с изображением времени года. Даёт задание: рассмотреть картинку с заданным временем года, выявить не менее 5 сезонных явлений.) (Выслушиваются выступления всех групп. Учитель ещё раз обращает внимание детей на предметы живой и неживой природы. Подводит итог работы в группах.) | Ввод нового понятия. Фронтальная беседа. СЛАЙД №3. Ввод новых понятий. СЛАЙД №4. СЛАЙД №5. СЛАЙД №6. СЛАЙД №7 Физкульт-минутка СЛАЙД №8. Работа по учебнику (с.16). Практическая работа. СЛАЙД №9. |
IV. | Закрепление и обобщение пройденного материала. | Рассматривают схему в учебнике и на слайде. Отгадывают загадки, действуют по правилам игры. Выполняют задания. | Принимают учебную задачу. Анализируют схему, выдвигают гипотезу. Делают вывод. Воспринимают на слух загадки, анализируют, осуществляют классификацию объектов природы, учатся реагировать мгновенно. Принимают и сохраняют учебную задачу. Оценивают совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий. |
(Предлагает задание в учебнике, обращает внимание учащихся на объекты, не относящиеся к природе.) - А как связаны между собой живая и неживая природа? Рассмотрите схему. - Вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни? (Воздух, вода, пища, тепло, свет.)
(Предлагает детям поиграть, объясняет условия игры). - Если тот объект, о котором я буду говорить, живой, то вы хлопаете в ладоши, если неживой - сидите тихо, словно замерли. (Для себя на заметку отмечает детей, допускающих неточность.)
(Предлагает детям коллективно выполнить задание № 2.) - Молодцы, ребята! А кто из вас с уверенностью может сказать, что безошибочно может определить объекты живой или неживой природы? Вы выполняете самостоятельно задание № 3. - Ребята, которые затрудняются – выполняют задание № 1. (Комментирует задания.) | Работа по материалам учебника (с.14-15) СЛАЙД №10. Игровой момент. (Если учащиеся ошиблись, необходимо пояснить, почему этот объект живой или неживой.) Дифференцированная работа. (При необходимости учитель корректирует выбор детей.) |
V. | Подведение итогов. Рефлексия. Выявление качества и уровня овладения знаниями. | Отвечают на вопросы. | Систематизируют полученные знания, строят полные ответы. Формируют представления о ценности и уникальности природного мира, охране природы. | - Что вы сегодня узнали на уроке? - Назовите признаки живой природы. - Что такое явления природы? (Все изменения, происходящие в природе.) - Что называется сезонными явлениями? (Природные явления, которые связаны со сменой времён года.) - Что необходимо растениям и животным для жизни? Что нужно делать, чтобы природа не была в опасности? (Беречь её.) (Обращает внимание детей на вопросы, поставленные в начале урока.) - Ответили ли мы на вопросы, которые поставили в начале урока? - Что вы ещё хотели бы узнать по этой теме? | Закрепляющая беседа. СЛАЙД №11. |
VI. | Домашнее задание. Обеспечение понимания цели, содержания, способов действий. | Планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей. | Принимают творческое задание. | - Предлагаю к следующему уроку приготовить загадки, стишки об объектах природы: I вариант – живой природы, II вариант – неживой природы. | Можно по желанию нарисовать эти объекты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Неживая и живая природа. Явления природы."
План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе в соответствии с ФГОС "Неживая и живая природа. Явления природы." В ходе урока используются ЭОР....
Презентация на тему "Явления неживой и живой природы" 2 класс.
Названия явлений природы дети угадывали в виде ребуса или анаграммы....
Неживая и живая природа. Явления природы.
Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России". Знакомит детей с понятиями "неживая и живая природа", "явления природы"....
Урок окружающего мира во 2 классе. Тема: " Неживая и живая природа, явления природы".
Учащиеся познакомятся с понятием «явление природы», «сезонные явления».Объекты природы – это все то, что окружает нас.Природа бывает:живая и неживая....
Проверочная работа по темам"Объекты природы. Явления природы. Вещества"
Данная работа позволит проверить знания по темам "Объекты природы. Явления природы. Вещества"...
2 класс. Окружающий мир Тема: "Живая и неживая природа, Явления природы."
Урок по предмету "Окружающий мир" 2 класс...
Конспект урока окружающего мира. "Живая/неживая природа. Явления природы." 2 класс
Урок закрепления, основанный на выполнении заданий по формированию функциональной грамотности у учеников начальной школы....