РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА ИССЛЕДОВАНИЙ» 2"б" класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
исследований» духовно - нравственного направления деятельности для 2 класса разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373, в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования МАОУ СОШ №5, на основе авторской программы В.А.Самковой "Моя первая экология " Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. — 168 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_tropa_issledovanii.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________/_______/ «______»___________2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ №5 _____________/________/ Приказ №____ от «____»_________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Экологическая тропа исследований»
2"б" класс
Разработчик: | Петухова Г.В. Учитель начальных классов первой квалификационной категории |
Лабытнанги, 2017 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Экологическая тропа исследований» духовно - нравственного направления деятельности для 2 класса разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373, в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования МАОУ СОШ №5, на основе авторской программы В.А.Самковой "Моя первая экология " Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. — 168 с.
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания - следствие из вышесказанного.
Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но все же только часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.
Цель курса – формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Таким образом, конкретно формулируются задачи экологического воспитания:
- Понимание самоценности природы.
- Осознание себя как части природы.
- Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
- Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
- Воспитание активной жизненной позиции.
- Обучение азам экологической безопасности.
- Формирование умения рационально использовать природные богатства.
- Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
- Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный (лекция, вводная беседа, разъяснительная беседа);
репродуктивный (работа по типовому плану);
проблемное обучение (проблемные задания, создание проблемных ситуаций, решение учебных проблем);
частично-поисковый и исследовательский (эвристическая беседа, творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации);
игровые.
Формы проведения :
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Творческая работа
Формы творческих работ (тематический альбом, школьная стенгазета, сочинение, сценарий праздника, викторина, доклад, реферат, презентация и др.) Планирование, подготовка и реализация творческой работы. Представление творческих работ, проектов, оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов; проведение итогового мероприятия по результатам поисково-исследовательской деятельности.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Особенности структуры и содержания программы
Цель данной программы:
- осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека;
- постижение причинно-следственных связей в окружающем мире;
- формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья;
- формирование начала экологического мировоззрения и культуры.
Гармоничное развитие личности ребенка в целом и экологическое воспитание школьника в частности опирается на систему знаний. Эта система включает в себя элементарные знания о биосфере, ноосфере, сущности вещей и явлений (живая природа - растения, животные, человек - и неживая природа), об экологическом пространстве, здоровье, жизни, смерти, движении - основных началах природоведения. Особое значение в этой системе занимают знания о человеке как части природы, как самого разумного существа, от которого в значительной степени зависит ее сохранение.
Чтобы знания перешли в потребностно-мотивационную сферу личности ребенка, необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой.
чувством сопричастности, единения с ней, любовью к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи учащихся, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности учителя и детей.
Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий. Она состоит из 4 разделов. В первом разделе «Мир вокруг нас» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающего мира (отдельные объекты и явления). Последующие разделы дают дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Раздел «Планета - наш дом, а мы - хозяева в нем» является обобщающим по отношению к предшествующим.
В каждом разделе выделены 2 части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).
Реализация программы предполагает интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и др.
Содержание программы рассчитано на 30 часов в 1 классе и 34 часа во 2-4 классах. Работа с учащимися проводится 1 час в неделю. Материал скомпонован по тематическим разделам, каждый из которых имеет свое целеполагание и содержание. Содержание разработано таким образом, что одновременно представляет систему сведений и подходов, которые должен усвоить ученик, и является доступным по форме рассказом, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выделены основные принципы, на основе которых закладывается экологическое сознание школьника. Педагоги имеют возможность самостоятельно выбирать материал в соответствии с сезоном, особенностями контингента детей, личными интересами.
Цель курса:
Развитие личностно-значимого отношения к познанию природы, развитие понимания и уважения природы, места человека в окружающем мире и формирование экологически целесообразного поведения личности.
Задачи курса:
- Углублять и расширять представления в области экологии.
- Формировать умение проведения самостоятельного исследования в области изучения окружающей среды.
Программа включает два направления:
- экологическое;
- исследовательская деятельность.
Особенности экологического направления
Особенность данного направления состоит в том, что в нем
- расширяется кругозор обучающихся;
- пополняются знания об окружающем мире.
В 1-2 классах:
- раскрываются законы, по которым живет и развивается природа, и обучающиеся учатся в своих поступках руководствоваться этими законами;
- расширяются представления о природных связях Земли,
- выявляется необходимость сохранения всего многообразия жизни.
В 3-4 классе: - развиваются представления о человеке как части природы, его назначении;
- раскрывается сущность происходящих экологических катаклизмов;
• акцентируется внимание на современных проблемах экологии и осознании их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности.
Особенности направления «исследовательская деятельность»
Особенность данного направления состоит в том, что вся исследовательская деятельность в течение года делится на три части:
- тренинговые занятия,
- исследовательская практика,
- мониторинг.
В тренинговой части обучающиеся приобретают специальные знания и развивают умения и навыки исследовательского поиска.
Занимаясь исследовательской практикой, обучающиеся проводят самостоятельные исследования и выполняют творческие работы. При этом степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
В третьей части «Мониторинг» организуются и проводятся мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, семинары, конференции, диспуты, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Эта часть очень важна, т.к. ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан.
III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№п/п | Содержание | |
экология | исследовательская деятельность | |
Организм и окружающая среда. Что такое экология. Сущность и значение экологии | Знакомство с понятием «исследование», «методы исследования». Как и где человек исследует окружающий мир? Как животные исследуют окружающий мир, и почему детеныши животных так любят играть? Что такое научные исследования? | |
Распознавание встречающихся в данной местности растений и животных. Простейшая классификация экологических связей: - связи между живой и неживой природой; - связи внутри живой природы; - связи между природой и человеком. Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края | Наблюдение как метод исследования. Наблюдательность. «Что такое классификация». «Учимся задавать вопросы». Главный способ получения научной информации -эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | |
Представители редких организмов (грибов, растений животных): гриб-баран, подснежник альпийский, эдельвейс, земляничное дерево, бабочка-аполлон, горилла, снежный барс; их особенности. Причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны | Как рождаются гипотезы и провокационные идеи. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Учимся высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Коллективная игра «Предполагаем, анализируем, делаем выводы» | |
Солнце как источник света и тепла для живых организмов. Приспособление животных и растений к различным условиям окружающей среды (теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые растения), к сезонным изменениям климата. Понятие листопад, его значение. Значение света, воды и воздуха в жизни живых организмов. Роль ветра в жизни животных и растений. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги | Что такое парадоксы. Эксперименты с парадоксальными явлениями. Тренировочное занятие «Я - исследователь» по методике проведения самостоятельных исследований. Как сделать сообщение о результатах исследования | |
Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, эдельвейс, земляничное дерево, бабочка-аполлон, горилла, снежный барс; их особенности. Причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны | Как рождаются гипотезы и провокационные идеи. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Учимся высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Коллективная игра «Предполагаем, анализируем, делаем выводы» | |
Экологические связи в живой природе. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Экосистема. Семинар «Защитные приспособления у растений и животных» (острые шипы, жгучие волоски, горький вкус, защитная слизь, иглы, окраска, поза и др.) | Наблюдения. Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Интуиция и создание гипотез. «Искусство делать сообщения». «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования» | |
Вода и цивилизация. Разнообразные живые обитатели водоемов. Чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы | Практические задания на анализ и синтез. Как сделать обобщение. Практическое занятие: «Проведение экспериментов». «Искусство задавать вопросы и отвечать на них». Семинар «Как подготовиться к защите» | |
Разнообразные живые обитатели почв. Их роль в поддержании почвенного плодородия. Эрозии почв, причины возникновения. Заражение почв промышленными отходами, возможные последствия. Способы охраны почв | «Учимся оценивать идей, выделять главное и второстепенное». Предварительная защита собственных исследовательских проектов. Конференция «В защиту экологического проекта». Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | |
Сезонные изменения погоды. Почему меняется климат. Роль ветра в жизни растений и животных. Загрязнение воздуха промышленными отходами, возможные последствия. Мозговой штурм «Способы охраны воздуха» | Работа со схемами, таблицами. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | |
Примеры активных действий человека по охране живого мира (Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных; питомники редких видов). Охраняемые природные территории (заповедники, заказники, националь | Защита исследовательских работ и творческих проектов | |
«Отношение человека к окружающему | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | |
Топором и плугом. Изменение лика Земли. Пустеющие кладовые Земли. Реки, текущие вспять. Угроза богатствам живой природы. Химическая война с Землей и человеком. Экология и войны | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Предварительная защита собственных исследовательских проектов | |
На экологическом материале | «Культура мышления». Тренировка в использовании методов исследования в ходе |
Ключевые понятия:
Аналогия, ассоциация, гипотеза, интуиция, исследование, классификация, коллекция, научный прогноз, парадокс, понятие, предсказание, природный катаклизм, проблема, суждения, умозаключения, экология, экологические связи, экологическая пирамида, экосистема, эксперимент.
IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Планируемые воспитательные результаты курса внеурочной деятельности:
—формирование представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
— наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
— владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
— умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
— знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) освоения учебного курса внеурочной деятельности 1-4 классы
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нор мам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | теоретических | практических | форма работы | дата |
Экологические связи в живой природе | 10 | 6 | 4 | |||
1 | Понятие «экология». Понятие «исследование». | 1 | 1 | Инструктаж, заочная экскурсия | ||
2 | Осенняя» экскурсия; мини-семинар по результатам экскурсии «Самый наблюдательный». | 1 | 1 | Беседа, экскурсия | ||
3 | Человек в созданной им среде. | 1 | 1 | Бесеа | ||
4 | Человек в созданной им среде. | 1 | 1 | Бесеа | ||
5 | Викторина «Сезонные изменения в природе» | 1 | 1 | наблюдения | ||
6 | Викторина «Сезонные изменения в природе» | 1 | 1 | викторина | ||
7 | Беседа «В один из осенних дней» | 1 | 1 | Беседа | ||
8 | Беседа «В один из осенних дней» | 1 | 1 | КВН | ||
9 | Выставка творческих работ и сочинений на тему «Подарки щедрой осени» | 1 | 1 | выставка | ||
10 | Зимняя сказка на школьном дворе | 1 | 1 | Коллективная игра | ||
Вода. Охрана воды. | 7 | 4 | 3 | |||
11 | Вода и её свойства | 1 | ||||
12 | Эксперимент. Вода-растворитель | 1 | 1 | Чтение, беседа | ||
13 | Эксперимент. Вода принимает форму сосуда. Эксперимент. Вода - текуча | 1 | 1 | Семинар «Как подготовится к защите» | ||
14 | Викторина «Свойства воды». | 1 | 1 | викторина | ||
15 | Исследовательская работа «Живой родник» | 1 | 1 | Тренировочное занятие «Я-исследователь | ||
16 | Исследовательская работа «Живой родник» | 1 | 1 | Исследовательская работа | ||
17 | Защита исследовательской работы «Живой родник» | 1 | 1 | Защита работ | ||
Почвы. Охрана почв | 6 | 4 | 2 | |||
18 | Почва, ее свойства. | 1 | 1 | Игра-путешествие | ||
19 | Почва и их использование | 1 | 1 | Конкурс фотографий | ||
20 | Трудовой десант "Человечество спасет мир" | 1 | 1 | Трудовой десант | ||
21 | Трудовой десант "Человечество спасет мир" | 1 | 1 | Трудовой десант | ||
22 | Операция "Защита почв от разрушении" | 1 | 1 | Конкурсы рисунков | ||
23 | Операция "Защита почв от разрушении" | 1 | 1 | |||
Воздух. Охрана воздуха. «Исследуем самостоятельно». | 4 | 2 | 2 | |||
24 | Состав воздуха | 1 | 1 | презентация | ||
25 | Охрана воздуха | 1 | 1 | беседа | ||
26 | Эксперимент. Воздух прозрачен. | 1 | 1 | исследование | ||
27 | Эксперимент. Воздух бесцветен. | 1 | 1 | исследование | ||
Способы охраны природы | 7 | 4 | 3 | |||
28 | Тайны лесных тропинок –экологическая игра | 1 | 1 | экологическая игра | ||
29 | Они нуждаются в защите .Красная книга. Акция «Помоги птицам», постройка кормушек и кормление птиц - «Птичья столовая» | 1 | 1 | конкурс | ||
30 | Конструирование из бумаги «Птица счастья». День птиц | 1 | 1 | КВН Коллективная игра | ||
31 | Коллективная игра «Умею видеть проблемы». Проект «Земля наш общий дом» | 1 | 1 | конструирование Проект |
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Контроль ЗУН | ||||
теория | практика | всего | |||||
1 класс | |||||||
1 | Понятие «экология». Понятие «исследование» | 6 | 6 | Дискуссия на тему «Почему детеныши животных любят играть» | |||
2 | Методы исследовательской деятельности | 3 | 3 | 6 | «Осенняя» экскурсия; мини-семинар по результатам экскурсии «Самый наблюдательный» | ||
3 | Угроза исчезновения | 3 | 2 | 5 | Коллективная игра «Предполагаем, анализируем, делаем выводы» | ||
4 | Роль неживой природы в жизни живого | 7 | 3 | 10 | Тренировочное занятие «Я - исследователь» | ||
5 | Многообразие флоры и фауны. Их охрана | 4 | 3 | 7 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | ||
2 класс | |||||||
1 | Экологические связи в живой природе | 6 | 4 | 10 | Мини-семинар «Защитные приспособления у растений и животных» | ||
2 | Вода. Охрана воды | 4 | 3 | 7 | Семинар «Как подготовиться к защите» | ||
3 | Почвы. Охрана почв | 4 | 2 | 6 | Конференция «В защиту экологического проекта» | ||
4 | Воздух. Охрана воздуха. «Исследуем самостоятельно» | 3 | 1 | 4 | Мозговой штурм «Способы охраны воздуха» | ||
5 | Способы охраны природы | 4 | 3 | 7 | Защита исследовательских работ и творческих проектов | ||
3 класс | |||||||
1 | Здоровье человека и окружающая среда | 6 | 3 | 9 | Тест «Здоровье человека и окружающая среда» | ||
2 | Влияние человека на окружающую среду | на основе защиты исследовательских работ | 7 | Защита исследовательских работ | |||
3 | Мини-курс «Я -юный исследователь» | 6 | 4 | 10 | Коллективная игра «Умею видеть проблемы». | ||
4 | Природные катаклизмы | 5 | 3 | 8 | Защита исследовательских работ и творческих проектов | ||
4 класс | |||||||
1 | Учимся передавать свои знания другим ребятам | 6 | 3 | 9 | Викторины, конкурсы, беседы | ||
2 | Человек в созданной им среде | на основе защиты исследовательских работ | 7 | Защита исследовательских работ | |||
3 | Деловые игры | 6 | 4 | 10 | Коллективная игра | ||
4 | Вопросы задает природа | 5 | 3 | 8 | Защита исследовательских работ и творческих проектов |
К концу 4 класса учащиеся должны:
Направление курса | Знать | Уметь | ||
Экологическое | Ключевые понятия, классификацию экологических связей, представителей редких организмов, правила поведения в природе, особенности природы родного края | Владеть ключевыми понятиями; распознавать растения и животных родного края | ||
Исследовательское | Ключевые понятия, методы исследовательской деятельности, технологию проведения собст- | Видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифициро- | ||
венных исследований и выполнения творческих работ | вать, применять методы исследовательской деятельности, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, проводить собственные исследования и выполнять творческие работы, презентовать результаты собственных исследований, аргументировать собственные суждения |
VI. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения:
Классная доска
Мультимедийный проектор
Компьютер
Принтер
Интерактивная доска
Оборудование класса:
Ученические столы одноместные с комплектом стульев.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Стол учительский с тумбой.
Литература
- Алексеев, СВ. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников
[Текст] / СВ. Алексеев, Л.В. Симонова // Начальная школа. - 2009. -№ 1. - Ахромеев, А.М. Формирование экологического мышления в курсах физической географии
[Текст] / А.М. Ахромеев // География в школе. - 2007. - № 6. - Гаврина, СЕ. Сто кроссвордов о растениях и животных [Текст] / СЕ. Гаврина, Н.Л. Кутявина. -
Ярославль: Академия развития, 2010. - Захлебный, А.М. Экологическое образование школьников во внеурочной работе [Текст] / А.М.
Захлебный, И.Т. Суравегина. - М., 2009. - Зверев, И.Д. Организация экологического образования в школе [Текст] / И.Д. Зверев. - М., 2008.
- Исаева, Н.Н. Научить понимать и любить природу [Текст] / Н.Н. Исаева // Начальная школа
плюс и минус. - 2008. - № 8. - Квасцова, Л.С О некоторых аспектах экологического образования школьников [Текст] /
Л.С. Квасцова, Н.А. Фролова//Биология в школе. -2010. -№3. - Климцова, Т.А. Экология в начальной школе [Текст] / Т.А. Климцова // Начальная школа. -
2008.-№6. - Колесникова, Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками [Текст] / Г.И. Колесни
кова // Начальная школа. - 2009. - № 6. - Красная книга Ульяновской области.
- Кузнецов, В.Н. Программы: Экология [Текст] / В.Н. Кузнецов. - М.: Просвещение, 2008.
- Мойснер, Г.П. Все начиналось с экологической тропы [Текст] / Г.П. Мойснер // Начальная школа.-2009.-№ 3.
- Павленко, Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников [Текст] /
Е.С. Павленко // Начальная школа. - 2005. - № 5.
Интернет сайты:
http://www.biodat.ru/db/fen/index.htm
http://www.librero.ru/article/
http://www.umk-garmoniya.ru/matemat
Медиа-презентации.
216
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Тропинка к своему Я» (урок...
Прграмма по внеурочной деятельности "Экологическая тропинка"
Программа разработана для систематического приобщения детей к заинтересованному приобщению к природе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Экологический клуб «Почемучки»
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе...
Рабочая программа внеурочной деятельности "По тропинкам Кузбасса"
Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению "Краеведение" для учеников 1-4 классов Составитель Г.Ф.Трухина...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологические исследования" (1 год обучения)
Программа по внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы Гукепшевой И.А. в соответствии с требованиями ФГОС. Цели программы:Обеспечение усвоения учащимися основных пол...
Рабочая программакурса внеурочной деятельности "Готовлюсь к школьной олимпиаде по математике" 2 класс УМК ПНШ
1. Пояснительная запискаИзучение математики играет системообразующую роль в образовании младшего школьника, формируя познавательные способно...
Внеурочная деятельность - экологическая тропа
Материал для работы кружка "Экологическая тропа". расчитана на 34 часа, 1 час в неделю для 4 класса....