Внеурочная деятельность - экологическая тропа
рабочая программа (4 класс)

Соловьёва Елена Владимировна

Материал для работы кружка "Экологическая тропа". расчитана на 34 часа, 1 час в неделю для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_-ekologicheskaya_tropa.docx44.01 КБ

Предварительный просмотр:

I.Пояснительная  записка.   

Рабочая программа кружка «Экологическая тропа» разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта  начального общего образования ,  программы внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии»   (автор В.А. Самкова ) ,« Положения о рабочей программе  МОУ «Краснояровская ООШ».

Задачи:

-развитие у младших школьников эколого-эстетического восприятия окружающего мира;

-формирование представлений об окружающем мире как целостной экологической системе;

-изучение народных традиций, отражающих отношение человека к природе; развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

-развитие представлений о различных способах (формах) познания природы (искусство, религия, наука);

-формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

-вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

II.Место  учебного курса в учебном плане.

В  соответствии с календарным учебным графиком МОУ «Краснояровская ООШ» на  2018-2019 уч. г. на кружок  « Экологическая тропа» отводится в неделю –1 час, в год 34 часа.

III.Общая характеристика учебного курса.

      Объектом изучения курса являются разнообразные взаимосвязи в окружающем мире. В процессе познания природы как целостного реального окружения требуется его осмысленное расчленение на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умений устанавливать причинно- следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, опыт, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

     Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение обучащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк,

водоем и т.п.).

           Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учится различать универсальные и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным

принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.

          Интегрированный, междисциплинарный характер курса несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших школьников потребности познания окружающего мира и своих связей с ним; экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь, гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эколого-эстетического восприятия, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности младшего школьника, способности к сочувствию, сопереживанию, состраданию.

IV. Содержание учебного курса  .

Экология и экономика — две науки о доме( 3 ч.)

Условия существования живых организмов. Обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека. Разнообразие потребностей (биологические и социальные; материальные и духовные). Мои личные потребности. Потребности — это все то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев). Потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление

своих интересов. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. «Экология» и «экономика» — две науки о доме (от греч. ойкос — дом). Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, включая человека, с окружающей средой. Экономика — «искусство ведения домашнего хозяйства». Взаимосвязь между экологией и экономикой. Четыре закона экологии Б. Коммонера, отражающие зависимость человека, его хозяйственной деятельности от природы.

Все связано со всем( 4ч.)

Проявление взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. Беседа по стихотворению С. Маршака «Гвоздь и подкова». Инсценировка сказки В. Бианки «Сова». Обсуждение причинно- следственных связей. Прямые и косвенные связи в природе и жизни человека, общества. Дом, в котором мы живем, — место для жизни семьи. Отношения, объединяющие (связывающие) членов семьи. Важность уюта, целесообразного порядка. Хозяйство — все имущество, принадлежащее семье и ее членам. Правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. Все, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, идеи, научные открытия). Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

Заботливое отношение к своей и чужой собственности. Планета — наш общий большой дом, о котором нужно заботиться и поддерживать в нем порядок и равновесие. Как связаны уют и порядок в нашем «маленьком» доме (жилище семьи) и «большом» доме (нашей планете)? Природа — всеобщее достояние. Почему проблема сохранения природы касается каждого из нас.

Все должно куда-то деваться( 4ч.)

Почему в природе не существует проблемы отходов. Круговорот веществ в природе. Как человек решает проблему отходов. Путешествие на машине времени (первобытнообщинный строй, древний мир, Средневековье, начало XX века). Проблема отходов в настоящее время. Почему некоторые вещества, которые создает человек, не включаются в природный круговорот? Загрязнение окружающей среды и состояние живых организмов (на примере растений и животных). Что такое биологическая индикация? Лишайники — индикаторы чистоты воздуха. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

Практические  работы: Составление рассказа-предположения «Что было бы, если… (исчезли дождевые черви, грибы, бактерии и т.п.)». Занятие с элементами исследования «Знакомство с лишайниками».

Игра «Опасные цепочки».

Природа знает лучше( 5 ч.)

В природе все должно идти своим чередом — нельзя покорять природу, а нужно сотрудничать с ней. Почему о человеке иногда говорят — «неразумное дитя природы»?

Гибель многих древних цивилизаций связана с нарушением законов природы. Древнейшие земледельческие цивилизации. Нарушения законов природы в истории нашей страны: осушение болот, распашка целины. Проекты, которые не были осуществлены: поворот северных рек, транспортировка айсбергов для пополнения запасов пресной воды и др. Безграничны ли возможности природы к самовосстановлению? Как человек помогает природе восстановиться?

Рисуночный т е с т «Что бы я попросил у Золотой Рыбки?».

Творческое задание «Что я изобрету для того, чтобы помочь природе?».

За все надо платить( 5 ч.)

Природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса) — источник богатства государства и благосостояния его населения. Природные богатства России. Источники богатства государства: природные ресурсы, результаты деятельности людей (интеллектуальной, творческой, трудовой). Источники богатства человека: результаты его деятельности, знания, умения, предприимчивость. Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные. Богатство и культура. Богатство и милосердие. Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счет налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы. Налоги на землю, природные ресурсы. Отчисления на охрану и восстановление природы. Закон разумного использования природы (рационального природопользования) — «за все надо платить». Ничто не дается нам даром: за ухудшение состояния окружающей среды человек расплачивается своим здоровьем; за повышение урожая — «платит» удобрениями; за рост отходов — природными территориями, на которых создаются свалки и полигоны для захоронения твердых отходов и др. Истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, сокращение разнообразия видов живых организмов — цена возрастающих потребностей человека. Необходимость разумного сокращения потребностей.

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее). К чему приводит нарушение законов экологии. Как природа наказывает человека за его неразумные поступки в погоне за прибылью и нежелание ограничивать свои потребности.

Чем опасны отходы и как с ними бороться( 9 ч.)

Увеличение количества промышленных и бытовых отходов. Способы утилизации отходов: сжигание и захоронение отходов. Повторное использование отходов (рециклинг). Вступительная беседа: что происходит с твердыми отходами после того, как мы выносим их из дома. Виртуальная экскурсия на мусороперерабатывающий завод (станцию по сортировке мусора, мусоросжигающий завод, полигон ТБО). Как повторно используется утиль и макулатура. Утилизация и повторное использование стекла. Как получают и что изготавливают из алюминия. Применение алюминия в авиации. Как работают автоматы по приему алюминиевых банок. Изучение состава пищевых отходов. Как могут использоваться пищевые отходы: биогаз, органические удобрения и т.д. Компостирование. Использование дождевых червей для получения органического удобрения — вермикультура. Утилизация бытовых приборов и техники: мобильных телефонов, компьютеров, телевизоров и др. Об акциях, проводимых магазинами бытовой техники (скидки при покупке, если сдан старый бытовой прибор). Программа утилизации старых автомобилей. Как каждый человек может уменьшить количество твердых бытовых отходов. Научим других тому, о чем узнали сами.

Практическая работа : Изготовление мини-компостера из пластиковых бутылок.

Коллективный проект : Составление мини-энциклопедии «Мусор от А до Я».

Виртуальная экскурсия : «Что происходит с твердыми отходами?».

Мы отвечаем за Землю: что может каждый из нас? ( 4 ч.)

Знакомство с разнообразными профессиями, имеющими непосредственное отношение к экологии (специалисты в области биологической экологии; экологии города и жилища; промышленной, медицинской космической экологии; палеоэкологии и т.д.). Профессии, в которых нужно знать экологию: архитектор, ландшафтный дизайнер, лесничий, цветовод, агроном. Необычные профессии: эколог на таможне, эколог, заботящийся о здоровье китов во время морской нефтедобычи др. Правила, которые должен знать и соблюдать каждый человек, чтобы сохранить наш общий дом — нашу планету. Итоговое занятие по курсу: Защита проектов,  викторина, КВН и т.п.).

V.Результаты освоения курса.

Личностными результатами освоения программы кружка являются:

—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

—развитие интеллектуальных и творческих способностей обучащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

—освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование

с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

—в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

—в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

—в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за

домашними питомцами;

—в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

—в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

VI. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение кружка « Моя первая экология»

Книгопечатная продукция

- Федеральный государственный образовательный стандарт НОО. Москва. Просвещение.2011.

        - В.А.Самкова. Наш чистый дом. Учебное пособие для 3-4 классов; внеурочная деятельность. Издательство « Планета», 2015 год

Технические средства обучения( ТСО)

  • Экспозиционный экран
  • Персональный компьютер
  • Мультимедийный проектор

VII.Календарно- тематическое планирование

п/п

Дата

по плану

Дата

по факту

Тема занятия

Содержание

Деятельность обучащихся

Результат

Экология и экономика: две науки о доме( 3 ч.)

1

Как мы взаимодействуем с окружающим миром.

Условия существования любого живого организма. Обмен веществом, энергией и информацией.

Отвечают на вопросы. Работают в группах, парах. Обмениваются мнениями

Ответы на вопросы

2

Потребности человека.

Потребности человека. Разнообразие потребностей (биологические и социальные; материальные и духовные). Мои личные потребности. Потребности — это все то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев). Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Потребности и желания

людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.

Отвечают на вопросы.

Характеризуют естественные потребности , характерные для всего живого.

Определяют  культурные потребности человека

Работа в паре

3

«Мы все одной крови — ты и я!».

Чтение фрагмента «Книги джунглей» Р. Киплинга. Беседа о том, почему волки при-

няли Маугли в свою стаю; о том, чему учили мальчика животные:медведь Балу, пантера Багира, удав Каа. Обобщение результатов.

Читают  фрагмент «Книги джунглей» Р. Киплинга. Участвуют в беседе. Участвуют в тренинге, в ходе которого записывают

признаки, объединяющие каждого из них с любимым домашним питомцем (любимым животным, растением). Обсуждают  выполненную работу.

Ответы на вопросы

Все связано со всем ( 4ч.)

О чем гласит первый закон экологии?

Беседа по стихотворению С. Маршака «Гвоздь и подкова». Инсценировка сказки В. Бианки «Сова». Обсуждение причинно-следственных связей. Прямые и косвенные связи в природе и жизни человека,

общества.

Принимают участие в беседе. Инсценируют сказку. Обсуждают причинно-следственные связи.

Фронтальный опрос

2(5)

3(6)

Дом «маленький» и дом «большой».

Дом, в котором мы живем, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразного порядка. Хозяйство — все имущество, принадлежащее семье и ее членам. Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. Планета — наш общий большой дом, о котором нужно заботиться и поддерживать в нем порядок и равновесие. Как связаны уют и порядок в нашем «маленьком» доме (жилище семьи) и «большом» доме (нашей планете)?

Отвечают на вопросы. Работают в группах, парах. Обмениваются мнениями.

Работа в группах

4(7)

Кому принадлежит природа?

Все, что принадлежит человеку — это его собственность. Личные вещи человека.

Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, идеи, научные открытия). Как человек ста-

новится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. Заботливое отношение

к своей и чужой собственности. Природа — всеобщее достояние. Беседа о том, почему проблема сохранения природы касается каждого из нас.

Принимают участие в беседе. Обсуждают  о том, что принадлежит человеку и как он становится собственником.

Работа в парах

Все должно куда-то деваться( 4ч.)

1(8)

Почему в природе не существует проблемы отходов.

Как бы выглядел обычный дом, если бы из него не выбрасывались отходы. Наша планета — это такой же дом. Все, что мы выбрасываем, в конце концов должно где-то скапливаться в пределах нашего дома — Земли. Круговорот веществ в природе. Составление рассказа-предположения «Что было бы, если… (исчезли дождевые черви, грибы, бактерии и т.п.)».

Обсуждают проблему отходов.

Составляют рассказ предположение

«Что было бы, если… (исчезли дождевые черви, грибы, бактерии и т.п.)».

Индивидуальная работа

2(9)

Как человек поступал с отходами в разные периоды

истории?

Как человек решает проблему отходов. Путешествие на машине времени (первобытнообщинный строй, древний мир, Средневековье, начало XX века). Проблема отходов в настоящее время. Почему некоторые вещества, которые создает человек,

не включаются в природный круговорот?

Обсуждают проблему отходов.

Принимают участие в беседе. Работают в паре.

Работа в паре

3(10)

Как загрязнение окружающей среды влияет на жи-

вые организмы?

Загрязнение окружающей среды и состояние живых организмов (на примере растений и животных). Что такое биологическая индикация? Лишайники — индикаторы чистоты воздуха. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

Принимают участие в беседе. Работают в паре. Знакомятся с понятием биологическая индикация.

Работа в паре

4(11)

«Опасные цепочки».

Подвижная игра, моделирующая накопление ядовитых веществ в цепях питания.

Принимают участие в подвижной игре

За все надо платить( 5 ч.)

1(12)

Природа — основа благосостояния челове-

ка.

Природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса) — источник богатства государства и благосостояния его

населения. Природные богатства России.

Принимают участие в беседе. Работают в парах, группах

Работа в паре, группе

2(13)

Закон разумного природопользования.

Закон разумного использования природы (рационального природо- пользования) — «за все надо платить». Ничто не дается нам даром: за ухудшение состояния окружающей среды человек расплачивается своим здоровьем; за повышение урожая — «платит» удобрениями; за рост отходов — природными территориями, на которых создаются свалки и полигоны для захоронения твердых отходов и др.

Принимают участие в беседе. Работают в парах, группах. Обмениваются мнениями.

Работа в паре, группе

3-4(14-

15)

«Хочу, могу, надо».

Истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, сокращение разнообразия видов живых организмов — цена возрастающих потребностей человека. Необходимость разумного сокращения потребностей. Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.

Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, ко-

торые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются

открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими

руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость. Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные. Богатство и культура. Богатство и милосердие. Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счет налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.

Принимают участие в беседе. Работают в парах, группах. Обмениваются мнениями.

Работа в паре, группе

5(16)

К чему приводит нарушение законов экологии.

Как природа наказывает человека за его неразумные поступки в погоне за прибылью и нежелание ограничивать свои потреб-

ности.

Принимают участие в беседе. Работают в парах, группах. Обмениваются мнениями.

Индивидуальная работа

Природа знает лучше( 5 ч.)

1(17)

Мудрость природы.

В природе все должно идти своим чередом — нельзя покорять природу, а нужно сотрудничать с ней. Почему человека называют «неразумное дитя природы»?

Принимают участие в беседе. Работают в парах, группах. Обмениваются мнениями.

Фронтальная работа

2(18)

От чего погибли древние цивилизации?

Гибель многих древних цивилизаций связана с нарушением законов природы. Древнейшие земледельческие цивилизации. Нарушения законов природы в истории нашей страны: осушение болот, распашка целины,

Принимают участие в беседе. Работают в парах, группах. Обмениваются мнениями.

Работа в паре, группе

3-4(19-

20)

Проекты, которые не осуществились.

Проекты преобразования природы, которые не были осуществлены: поворот северных рек, транспортировка айсбергов для попол-

нения запасов пресной воды и др. Обсуждение положительных и отрицательных сторон этих преобразований.

Принимают участие в беседе. Обсуждают положительные и отрицательные стороны преобразований природы

Работа в группе

5(21)

Безграничны ли силы природы?

Возможности природы к самовосстановлению. Как человек помогает природе восстановиться. Творческое задание «Что я изобрету для того, чтобы помочь природе?».

Принимают участие в беседе. Выполняют творческое задание

Индивидуальная работа

Чем опасны отходы и как с ними бороться( 9 ч.)

1- 2 (22-

23)

Отходы — проблема №1.

Увеличение количества промышленных и бытовых отходов. Способы утилизации отходов: сжигание и захоронение отходов. Повторное использование отходов (рециклинг).

Принимают участие в беседе. Обсуждают способы  утилизации отходов.

Работа в парах

3(24)

Что происходит с твердыми отходами?

Виртуальная экскурсия.

Вступительная беседа: что происходит

с твердыми отходами после того, как мы выносим их из дома. Виртуальная экскурсия на мусороперерабатывающий завод

(станцию по сортировке мусора, мусоросжигающий завод, полигон ТБО). Пишем вместе мини-энциклопедию «Мусор от А

до Я».

Принимают участие в беседе. Принимают участие в виртуальной экскурсии. Создают мини - энциклопедию

Работа в группах

4(25)

Бумага, утиль, стекло.

Из истории привычных вещей. Самое гениальное изобретение человечества — бума-

га. Как повторно используется утиль и макулатура. «Волшебное» стекло. Путешествие осколка.

Принимают участие в беседе. Работают в парах, группах. Обмениваются мнениями.

Работа в парах

5(26)

Удивительный металл — алюминий.

Как получают и что изготавливают из алюминия. «Крылатый» металл: почему алюминий нашел широкое применение в авиации. Что могла бы рассказать о себе обыкновенная алюминиевая банка. Как рабо-

тают автоматы по приему алюминиевых банок.

старыми мобильными телефонами, компьютерами, телевизора-

ми и другими предметами нашего повседневного быта.

Ответы на вопросы

6(27)

Пищевые отходы.

«Детективы» на кухне: изучаем состав пищевых отходов. Зачем нужна компостная куча на даче. Как могут использоваться пищевые отходы. Получение органических удобрений. Дождевые черви — неутомимые создатели плодородной почвы. Что такое «вермикультура».

Принимают участие в обсуждении состава пищевых отходов. Предлагают способы использования пищевых отходов. Знакомятся с новым понятием «вермикультура».

Ответы на вопросы

7(28)

Изготавливаем мини-компостер.

Практическая работа по изготовлению мини-компостера из пластиковых бутылок.

Выполняют практическую  работу по изготовлению мини-компостера из пластиковых бутылок.

Работа в группе

8(29)

От телефона до автомобиля.

Что происходит со старыми мобильными телефонами, компьютерами, телевизора-

ми и другими предметами нашего повседневного быта. Как избавиться от старого автомобиля? Программа утилизации старых автомобилей.

Принимают участие в беседе. Обсуждают способы утилизации старых мобильных телефонов, компьютеров, телевизоров и других  предметов повседневного быта. Работают в паре.

Работа в паре

9(30)

Азбука бережливости.

Простые правила на каждый день. Как каждый человек может уменьшить количество

твердых бытовых отходов. Научим других тому, о чем узнали сами.

старыми мобильными телефонами, компьютерами, телевизорами и другими предметами нашего повседневного быта. Работают в паре.

Работа в паре

Мы отвечаем за Землю:что может каждый из нас? ( 4 ч.)

1(31)

«Я б в экологи пошел, пусть меня научат…».

Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?». Знакомство с разнообразными профессиями, имеющими отношение к экологии (например, по направлениям экологии: специалисты в области биологической экологии; экологии города и жилища; промышленной, медицинской космической экологии; палеоэкологии и т.д.). Необычные профессии: эколог на таможне, эколог, заботящийся о здоровье китов во время морской нефтедобычи и др. Профессии, в которых нужно знать экологию: архитектор, ландшафтный дизайнер, лесничий, цветовод.

Читают  отрывок  из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?». Знакомятсяс разнообразными профессиями, имеющими отношение к экологии. Знакомятся профессиями, в которых нужно знать экологию: архитектор, ландшафтный дизайнер, лесничий, цветовод.

Ответы на вопросы

2(32)

Правила на каждый день.

Правила, которые должен знать и соблюдать каждый человек, чтобы сохранить наш

общий дом — нашу планету.

Принимают участие в беседе. Создают правила которые помогут сохранить нашу планету..

Работа  в  группе

3-4 (33-34)

Подведем итоги.

Итоговое занятие по курсу (защита проектов, викторина, КВН и т.п.).

Защищают проекты, принимают участие в викторине, КВНе

Защита проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Тропинка к своему Я» (урок...

Прграмма по внеурочной деятельности "Экологическая тропинка"

Программа разработана для систематического приобщения детей к заинтересованному приобщению к природе....

Программа внеурочной деятельности "Зелёная тропинка"

Программа внеурочной деятельности "Зелёная тропинка" для учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "По тропинкам Кузбасса"

Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению "Краеведение" для учеников 1-4 классов Составитель Г.Ф.Трухина...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Сказочные тропинки"

Программа поможет учителям начальных классов и воспитателям ГПД познакомить детей с волшебным миром сказок....

Программа внеурочной деятельности "Туристические тропинки" для учащихся начальной школы

Программа внеурочной деятельности «Туристические тропинки» разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования (2009 г.). Программа предполагает ин...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА ИССЛЕДОВАНИЙ» 2"б" класс

исследований» духовно - нравственного направления деятельности для 2 класса разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российс...