Конспект урока окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Класс: 1 - Б
УМК «Школа России»
Дата: 25.10.2018г.
Предмет: окружающий мир.
Тема урока: Кто такие рыбы?
Продолжительность: 1 урок (35 минут).
Технологии:
- учебник «Окружающий мир. 1 класс, часть 1» (А.А. Плешаков),
- карточки с заданиями для парной работы (№ 1),
- карточки для саморефлексии,
- презентация.
Планируемые результаты:
Предметные:
- узнавать рыб на рисунке,
- приводить примеры речных и морских рыб,
- получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять,
- рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию,
- отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные:
Регулятивные:
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления
Познавательные:
- освоить способы решения проблем творческого и поискового характера, овладеть логическими действиями: сравнения, анализа, классификации по признакам.
Коммуникативные:
- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Оборудование: ноутбук, презентация, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 класс (1 часть), демонстрационный и раздаточный материал.
Ожидаемый результат: Внешним результатом учебной деятельности на данном уроке является открытие нового знания и способность к его применению при решении учебной задачи (узнавать рыб на рисунке, приводить примеры речных и морских рыб, знать их строение).
На внутреннем уровне результатом является развитие личности учащихся (мыслительных операций, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений, активности, самостоятельности, ответственности)
Структура урока:
- Организационный момент.
- Постановка проблемного вопроса.
- Актуализация знаний и формулирование темы урока.
- Совместное открытие нового.
- Физкультминутка.
- Первичное закрепление (обучение способам применения)
- Практическая часть урока (начало формирования умений).
- Физкультминутка.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель урока: Познакомиться с признаками и разнообразием рыб. Расширить понятийную базу учащихся за счёт включения в неё новых элементов (знакомство с признаками и разнообразием рыб) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с понятием кто такие рыбы, с их внешним строением.
- Познакомить детей с признаками и разнообразием рыб.
- Расширить знания детей о рыбах пресных водоёмов и морей;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения.
- Продолжать формирование элементов экологической культуры.
- Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа.
- Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы.
- Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности.
Ход урока:
Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята. На наш урок пришли гости, и, как полагается, гостей нужно поприветствовать. Повернитесь, пожалуйста, к ним, улыбнитесь, поздоровайтесь, развернитесь, садитесь.
Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах.
- Ребята, вы любите путешествовать? А почему?
- В какую погоду лучше всего путешествовать?
- Давайте проведём минутку синоптика!
- А теперь покажите ручками солнышко или тучку, то, что соответствует вашему настроению на начало урока.
- Прекрасно, не смотря на то что за окном осень, в нашем классе сегодня ясный солнечный денёк.
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество - внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.
- Я рада, что у всех нас прекрасное настроение, а это значит - можно отправляться в путь.
- Актуализация знаний и формулирование темы урока.
1.Беседа.
- Я предлагаю вам вспомнить, о какой группе животных мы говорили с вами на прошлом уроке? (О зверях)
- Что нового вы узнали о зверях? (Звери-это животные, тело которых покрыто шерстью, своих детёнышей вскармливают молоком)
- Приведите примеры зверей, которые вам известны…
2. Проверка знаний.
- А Мудрая Черепаха приготовила вам вопросы для проверки. Если вы согласны, то хлопаем в ладоши 1 раз, если нет – то разводим руки в стороны.
1. Тело зверя состоит из головы, груди и брюшка? (нет)
2. Летучая мышь – это зверь? (да)
3. У зверя 4 лапы? (да)
4. У зверей тело покрыто перьями? (нет)
5. Дельфин - это млекопитающее? (да)
6. У зверей есть хвост? (да)
7. У бабочки 6 крыльев? (нет)
8. У зверей теплая кровь? (да)
Физкультминутка:
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
- Бабочка долго кружилась над водой.
- Кого же она могла увидеть? Отгадайте!(слайд 2)
1. Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю. (РЫБЫ)
3.Постановка проблемного вопроса.
- Муравьишка – Вопросик говорит, что живет в лесу и не знает, кто такие рыбы.
-Давайте расскажем ему: по каким признакам можно отличить рыб от других животных? (Рыбы живут в воде, у большинства есть чешуя, есть плавники.)
- Кто догадался, какая тема урока? (Кто такие рыбы?)(слайд 3)
Какие цели поставим?
УЗНАТЬ, ПОЗНАКОМИТЬСЯ, ЗАПОМНИТЬ.
- Ребята, а где могут жить рыбы? (в водоемах: реках, озерах, морях, океанах)
- Как вы думаете, в любой ли воде могут жить рыбы? (нет, только в чистой)
- А в какой воде им трудно будет жить и они могут погибнуть? (в грязной воде)
- Что должен сделать человек, чтобы рыбы не гибли? (не загрязнять водоемы, не вылавливать редких рыб)
- О чем нам нужно помнить?
Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя загрязнять водоемы – реки, озера, моря, океаны.
- Муравьишка Вопросик хотел бы знать: А могут ли рыбы жить на суше?
- Как вы думаете? (Нет)
- Кто согласен – поднимите руку!
- А Муравьишка сомневается. Давайте докажем, что рыбы не могут жить на суше.
- А для этого - давайте вместе с Муравьишкой рассмотрим рыбку в учебнике на с.34
Перед нами рыба, что у нее есть? (Слайды 4,5,6)
- Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает. (слайд 8,9)
- Под жаберной крышкой расположены жабры.
- Как вы думаете, зачем рыбе нужны жабры? ( Жабры устроены так, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащённая кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели). (слайд 10,11)
- Так могут ли рыбы жить на суше? (Нет)
- Что необходимо им для жизни? (ВОДА)
-Почему? (Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь)
- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут?
(Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде) (слайд 12) - Молодцы!
Физкультминутка
Рыбки плавали, плескались
В чистой, светленькой воде.
То нырнут, то вдруг всплывают,
То зароются в песке.
А сейчас – поработаем в парах:
- Назовите части тела рыбы, которые у вас есть на столах.
- Соберите рыбку вместе со своим соседом.(расположите фигуры, так чтобы числа стояли в порядке возрастания!)
А чего у нас не хватает? Правильно плавников. А для чего нужны плавники? Чтобы наша рыбка получилась красивой, мы должны добавить плавники, для этого вам нужно решить примеры, которые есть на плавниках. Я зачитываю пример, вы показываете ответ на пальцах руки.
3+2 = 5
4 - 1 = 3
4+3=7
(По мере того как решается пример, к телу рыбки прикрепляется плавник.)
- У кого рыбка получилась – поднимите парой руки!
4. Исследовательская работа.
- Мудрая Черепаха приготовила загадку. О ком она? (слайд 13)
И у мамы, и у деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы).
- Какое слово помогло догадаться, что это рыбы? (Монетки - чешуйки).
- Тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она?
(Чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет) (слайд 14)
Практическая работа.
Знакомство с речными и морскими рыбами.
- Давайте ещё раз вспомним, в каких водоемах могут жить рыбы? (в реках, морях и океанах)
- Одни могут жить только в пресной воде – в озерах, прудах, речках.
- А другие выбирают соленую воду в морях и океанах.
-Муравьишка желает проверить, знаете ли вы рыб?
- Я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы отгадывать.
1. Под водою проплыла
Рыба с пастью, как пила.
Всех пугала эта злюка.
Кто она, скажите? (Щука)
2. До чего ж его иголки
Велики и очень колки.
Что за рыба, словно еж?
Догадались? Это... (Ёрш)
3. Он всем рыбам говорил:
- Я к зиме зароюсь в ил,
Буду спать в нем до весны
И смотреть цветные сны.
Я не хрюшка, ил – не грязь,
А зовут меня…(Карась)
4. На дворе зима ли, осень,
В глубине родной реки
Мы тельняшки гордо носим,
Как лихие моряки. (Окуни.)
5.На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)
У сома в отличие от других рыб тело не покрыто чешуёй, оно голое. Его защищает толстая кожа.
- По сравнению с другими нашими рыбами - сом великан. Это хищник.
- Сом - неповоротливый, ленивый. Гоняться за добычей не любит, предпочитает хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.
-Как вы думаете, где обитают все эти рыбы? (в реке) (слайд 16)
-Итак, все названные рыбы – речные. Постараемся их запомнить.
Физкультминутка
А теперь тихонько встали,
Быстро руки вверх подняли-
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
-А теперь опустимся на дно моря.
- Проверим, знаете ли вы морских обитателей?
- Я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы отгадывать.
1.Блещет в море чистом
Спинкой серебристой. (Сельдь)
2. Я в пятнах вся такая,
Но рыба не речная.
Я хищница морская,
Скажи, кто я такая? (Треска)
- Зубы в пасти в три ряда.
Это целая беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он - морской бандит. (Акула)
4. Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живёт на самом дне.
Очень странные дела.
Эта рыба … (Камбала).
Ляжет камбала на песчаное дно - и не видно ее. Однажды проделали опыт: положили ее в банку, раскрашенную полосками, оставили. Приходят через какое-то время, а рыба вся полосатая, словно кусочек занавески в банке забыли.
Про нее много можно интересного рассказать. У камбалы – крошки два глаза, как у всех рыб, по обеим сторонам головы. Малек камбалы похож на обычную рыбку, только на дно ложится боком: одним глазом смотрит вверх, а другим вниз, на дно. Постепенно тот глаз, что смотрит на дно, начинает перебираться на верхнюю сторону и скоро оказывается рядом с первым.
- Повторим, где обитают эти рыбы? (В море)
- А что вы узнали об этих рыбах? (Среди этих рыб есть хищники – акула, треска, морской окунь)
- Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы.
- Это морские рыбы. Постараемся запомнить этих рыб. (слайд 17)
- Ребята, а у нас в Крыму какие есть моря? (Черное и Азовское)
- Значит, каких рыб мы можем встретить в водах Черного и Азовского морей? (морских)
- Кроме перечисленных рыб, в Черном море водится осетр, белуга - рыбы, которые занесены в Красную книгу.
-Кто знает, что это значит? (Показать ребятам том «Красной книги» - про рыб)
- находится под охраной государства, ее ловля запрещена.
-А теперь давайте сравним сколько у нас речных рыб и сколько морских? Каких больше? На сколько? Каких меньше? На сколько? Как это записать математически?
Практическая работа.
-Как вы думаете, только ли в природных водоемах (реках, морях, океанах) могут жить рыбы? (нет)
-А где ещё могут жить рыбы? - Отгадайте загадку!
Посмотрите, дом стоит.
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
(АКВАРИУМ - от латинского слова АКВА - вода) (слайд 18)
-Посмотрите, какие разнообразные рыбки могут жить в аквариуме - это гуппи, гурами, петушки, золотые рыбки.
- В аквариуме можно наблюдать рыбок не выходя из дома.
-А у кого дома есть аквариум?
-Какие рыбки живут в вашем аквариуме?
-Дома рассмотрите рыбок. К следующему уроку подготовьте сообщение о своих рыбках.
- Опишите их внешний вид, расскажите о правилах ухода за рыбками. Подготовьте об этом сообщение. Нарисуйте своих рыбок.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО (слайд 19)
- А сейчас мы с вами поработаем ,я вам приготовила задание. Нужно по картинке узнать рыбу и рассказать о ней по плану.
План описания рыбы:
- Название рыбы.
- Речная или морская.
- Размеры (большая, средних размеров, маленькая).
- Окраска туловища, плавников.
- Проверка выполнения задания. У кого есть дополнения к ответу?
- Молодцы! Справились с заданием.
7. Итог урока.
- На какой вопрос мы отвечали сегодня на уроке? (Кто такие рыбы? Как их отличить от других животных?)
- Так кто такие рыбы?
(Рыбы - это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй)
- В каких водоемах могут жить рыбы? (в реках, морях, океанах)
-Какие части рыб вы запомнили?
- Каких речных рыб запомнили?
- Каких морских рыб запомнили?
- Какие правила поведения у водоема должны помнить люди, чтобы рыбы могли жить в воде? (не загрязнять водоем)
-Вы очень хорошо работали. Молодцы!
- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке.
- Самооценка.
- У вас на партах лежат рыбки, оцените свою работу с помощью рыбки!
- Оранжевая рыбка: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки
- Желтая рыбка: если вы запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, но вам еще нужна помощь.
- Красная рыбка: если на уроке вы ничего не запомнили, и вам было трудно.
- Давайте запустим в наш аквариум ваших рыбок, которых вы выбрали!
8. - На память о рыбах – картинка. Раскрасьте её дома, чтобы ваши рыбки приплывали к нам на урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...
План-конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир» Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Тема: «Старинная женская работа»
Тема урока: «Старинная женская работа» ...
Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...