Программа " Мы живем в Мордовии"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_zhivyom_v_mordovii.rar24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа №9»

«Рассмотрено» на заседании методического объединения

учителей начальных классов

     Руководитель МО

___________________

/ Малышева О.А./

Протокол № 1 от

«28»августа 2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР

_____________

/Попкова В.Н./

   «29» августа 2018 г.

«Утверждаю»

     Директор школы

      /И.М. Иконникова /

         Приказ № 152

от «30» августа 2018г.

Рабочая программа

Малышевой Ольги Анатольевны

высшая квалификационная категория

         

         курса внеурочной деятельности «Мы живём в Мордовии»

       

        Класс: 4 А

        Количество часов  по программе: 34 часа

         

г.о. Саранск

2018 -19 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочному курсу « Мы живём в Мордовии» для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Закона Республики Мордовия от 8 августа 2013 года № 53-3  Об образовании в Республике Мордовия (в ред. Закона Республики Мордовия от 19.12.2014 N 103-З), планируемых результатов начального общего образования.

Цели реализации программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

  • формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;
  • прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
  • способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
  • расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

Воспитательные:

  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям города;
  • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

         содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
  • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
  • эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
  • выражать речь в устной и письменной форме;
  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Содержание программы ( 1 час в неделю. Всего 34 часа)

4 КЛАСС

Тема 1. МОЯ ЗЕМЛЯ -МОРДОВИЯ

Наш край на карте Родины.

Саранск- столица края.

Достопримечательности Мордовии.

Формы поверхности, характерные для нашего края.

Картины природы в лесной зоне. Взаимосвязь растительного и животного мира.

Грибы - часть живой природы.

Разнообразие птиц Мордовии. Птицы из Красной книги Мордовии

Лес - «легкие» Мордовии. Бережное использование лесных богатств  края.

Тема 2. ВОДОЁМЫ МОРДОВИИ

Реки и озёра Мордовии.

Хищные и растительноядные рыбы.

Минеральные, подземные воды -богатство нашего края.

Тема 3. ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН

Главные события в истории нашего края.

Исторические памятники Мордовии.

Замечательные люди Мордовии: поэты, писатели, художники, скульпторы композиторы.

Имена прославившие Мордовию.

Тема 4. ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО МОРДОВИИ

Предприятия Мордовии.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

1

2

1

Наш край на карте Родины.

Саранск- столица края.

1

2

Формы поверхности, характерные для нашего края.

1

3-4

Картины природы в лесной зоне. Взаимосвязь растительного и животного мира.

2

5

Грибы - часть живой природы.

1

6-7

Разнообразие птиц Мордовии. Птицы из Красной книги Мордовии.

2

8-9

Лес - «легкие» Мордовии. Бережное использование лесных богатств   края.

2

10-13

Достопримечательности Мордовии

4

2. ВОДОЁМЫ МОРДОВИИ

14-15

Реки и озёра Мордовии.

2

16-17

Хищные и растительноядные рыбы.

2

18-19

Минеральные, подземные воды - богатство нашего края.

2

3.  ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН

20-23

Главные события в истории нашего края.

4

24-27

Исторические памятники Мордовии.

4

28-31

.Замечательные люди Мордовии: поэты, писатели, художники, скульпторы композиторы.

4

Тема 4. ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО МОРДОВИИ

32- 34

Предприятия Мордовии

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по живому миру для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по живому миру для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП по предмету, пояснительную записку, содержание образовательной программы, нормы оценок, требования кЗУН....

Рабочая программа по живому миру для 4 класса коррекционной школы VIII вида

В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература....

Рабочая программа по живому миру 3 класс 8 вид

Рабочая программа по Живому миру составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.Предмет: Живой мир. 3 класс.Система обучения коррекционная...

рабочая программа кружка "Живое слово" 1 класс

Программа кружка является попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению русскому языку младших школьников, который должен на осознанном уровне использовать его в различных речевых и житейских...

Рабочая программа по живому миру и КТП для школ VIII вида

На основе программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 1-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по живому миру с учетом...

Рабочая программа по живому миру.

Рабочая программа по живому миру.Составитель: Сюникова А.В....

"Я живу в Мордовии"

Цикл занятий о Мордовии.(Жизнь и быт древней мордвы.Возникновение города Саранска.Символика Республики Мордовия.Особенности природы Мордовии.Климат.Известные люди Республики Мордовия.)...