Урок окружающего мира по теме: ''Зона степей'' 4 класс (УМК «Школа России»)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок окружающего мира по теме:
''Зона степей'' 4 класс (УМК «Школа России»)
Цели: Развитие умений учащихся привлекать имеющиеся знания и личный опыт, выполнять практическую работу, высказывать оценочные суждения.
Задачи:
обобщить и конкретизировать у учащихся представления о природных зонах;
сформировать у учащихся представление о природной зоне степей;
познакомить с её географическим положением, особенностями животного и растительного мира;
о деятельности человека в степной зоне.
Формирование универсальных учебных действий:
Познавательные: развивать умение работать с картой, атласом и дополнительной литературой; развивать познавательный интерес, строить несложные рассуждения, сравнение, сопоставление, классификацию и обобщение по заданным критериям.
Регулятивные: принимать учебную задачу, сформулированную с учителем, выполнять учебные действия во внутренней и внешней речи.
Коммуникативные: строить монологические высказывания с учётом поставленной задачи; принимать участие в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Личностные - ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; осознавать роль человека в освоении природы.
Ресурсы урока:
Для учителя:
Учебник, презентация, видеофильм, материал для теста
Для учащихся:
Учебник «Окружающий мир»
Рабочая тетрадь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 174.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира по теме:
''Зона степей'' 4 класс (УМК «Школа России»)
Цели: Развитие умений учащихся привлекать имеющиеся знания и личный опыт, выполнять практическую работу, высказывать оценочные суждения.
Задачи:
- обобщить и конкретизировать у учащихся представления о природных зонах;
- сформировать у учащихся представление о природной зоне степей;
- познакомить с её географическим положением, особенностями животного и растительного мира;
- о деятельности человека в степной зоне.
Формирование универсальных учебных действий:
Познавательные: развивать умение работать с картой, атласом и дополнительной литературой; развивать познавательный интерес, строить несложные рассуждения, сравнение, сопоставление, классификацию и обобщение по заданным критериям.
Регулятивные: принимать учебную задачу, сформулированную с учителем, выполнять учебные действия во внутренней и внешней речи.
Коммуникативные: строить монологические высказывания с учётом поставленной задачи; принимать участие в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Личностные - ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; осознавать роль человека в освоении природы.
Ресурсы урока:
Для учителя:
Учебник, презентация, видеофильм, материал для теста
Для учащихся:
Учебник «Окружающий мир»
Рабочая тетрадь
ХОД УРОКА
Содержание деятельности обучающихся:
УУД
Актуализация необходимых знаний
- Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
Проверка домашнего задания (тест)
1 вариант
Леса России. Лес и человек
- За что лес называют «лёгкими планеты»?
- за защиту водоёмов
- за охрану почвы
- за очистку воздуха
- Какие леса образуют тайгу?
- лиственные
- смешанные
- хвойные
- Какое дерево не является широколиственным?
- осина клён вяз
- К какой группе животных относится летяга?
- птицы
- звери
- пресмыкающиеся
- Какое животное не является хищником?
- лось рысь сокол
- Какое растение не встречается в лесах России?
- берёза калина ягель
- Какой заповедник находится в лесной зоне?
- Таймырский
- Печоро-Илычский
- Дальневосточный
- Какая птица занесена в Красную книгу?
- филин кедровка глухарь
- В каком месте можно разводить костёр?
- на сухой траве
- под деревьями
- в выкопанном углублении
- В какую погоду нельзя разводить костёр?
- в холодную
- в сухую
- в сырую
2 вариант
Леса России. Лес и человек.
- Найди ошибочное высказывание.
- Лес - дом для растений, животных и грибов.
- Лес - источник древесины.
- Лес - место для захоронения отходов человеческой деятельности.
- Какое дерево не является хвойным?
- кедр каштан пихта
- Какое дерево не является теплолюбивым?
- дуб липа лиственница
- Какой зверь не водится в лесной зоне?
- лемминг бурундук рысь
- Вставь недостающее звено в цепи питания: жёлуди - ... - соболь.
- глухарь заяц полёвка
- Какая птица не водится в лесной зоне?
- глухарь
- белая куропатка
- кедровка
- Для чего вдоль дорог сажают деревья?
- чтобы водитель не сбился с пути
- чтобы на листьях деревьев оседали пыль и копоть
- чтобы вдоль дорог было удобно собирать грибы
- Какой зверь занесён в Красную книгу?
- бурый медведь
- лось
- амурский тигр
- Как называется верхний слой почвы?
- трава дёрн земля
- Чем нельзя гасить костёр?
водой
песком
сухими ветками
- Сегодня мы с вами будем учеными и отправимся в путешествие, а куда вы мне скажите чуть позже сами.
- Но сначала проверим себя: готовы ли вы к путешествию?
Слайд: «Проверь себя»
- Что такое природная зона?
- Почему их несколько?
- Какие природные зоны знаете?
- А теперь применим свои знания о природных зонах:
Слайд: «Найдите лишнее»
- Какое животное лишнее и почему?
- Морж, северный олень, белая куропатка, песец
- Белка, белый медведь, росомаха, глухарь
- Суслик, бобр, лисица, заяц
-
Письменно на листочках отвечают на вопросы теста.
Потому что они не растут в Тундре, Тайге, Смешанных лесах.
Испытывают затруднение.
Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:- формирование умения слушать и слышать.
Мотивация познавательной деятельности
- Назовите растения и животные степей.
- Почему затрудняетесь?
- Сформулируйте тему урока («Зона степей»)
- Какие задачи будут стоять перед нами?
- Чтобы решить данные задачи мы проведем с вами исследование.
- Отправляемся в путешествие, но как и перед любым путешествием что мы должны узнать? (расположение, климат)
Слайд.- Расскажите, пожалуйста, по рисункам о климате степи.
Заполните личную таблицу «Знаю -Хочу знать –Узнал»
Высказывают предположения о климате следующей зоны: зона ближе к экватору, чем ранее изученные зоны, значит может быть летом жарко.
Работают с картой природных зон. Высказывают предположения
Отвечают на вопросы.
Познавательные:
Анализ, синтез, сравнение, обобщение
Подведение под понятие.
Регулятивные:
Выполнение пробного учебного действия
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные:
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и четкостью.
Аргументация своего мнения.
Учет разных мнений.
Использование критериев для обоснования своего суждения.
Организация познавательной деятельности
- В путешествие отправляются три группы ученых: биологи, зоологи, экологи.
1 колонка – биологи, 2 колонка – зоологи, 3 колонка – экологи.
- Что вы будете исследовать?
- Что вам поможет в решении этого задания? (учебник)
- Вспомним правила работы в группе:
Исследовательская работа учащихся в группах.
Карточка для 1 группы:
Все растения степи … , растут на … почве. Растения к жизни в степи приспосабливаются по-разному: у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения … …… . Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются ……… . Совсем по-другому приспособились … и … . Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья …. и … узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни …….. в землю.
Карточка для 2 группы:
В степях нет … , но есть травяной покров, поэтому в … живёт множество … : … , … , … . Раз есть насекомые, значит есть много и …. : …. , …. , …. , …. . Животные степи …. , их жизнь связана с землёй, в которой они делают … , чтобы … . В степи живут … , … , … . В … они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть …. : … , … , … . Окрас у степных животных под цвет … .
Карточка для 3 группы:
Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина - … . Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей люди …. …. . Неумеренный … приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: … , … , … , … , … . Есть ещё одна проблема – это … . Чтобы гнёзда, построенные на полях, не были разорены во время полевых работ, учёные создают специальные …. . Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубатор, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо …. , …. , … , … .
//По итогам работы в группах заполняется таблица
Продол-житель-ность времени года
Распеределение осадков
Некото-рые особен-ности расте-ний
Некото-рые особен-ности живот-ных
Степи
Работают в группах.
По ходу чтения учебника заполняют карточку.
Коммуникативные: - умение работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;
Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации.
Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи
Регулятивные:- открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Подведение итогов:
- Исследовав природную зону - степь, какие задачи мы выполняли? (…)
- Оцените, как работала группа:
.чел.
…чел.
…чел.
Познавательные:
Контроль и оценка процессов результатов деятельности.
Личностные:
Самооценка на основе успешности
Адекватное понимание причин успеха \ неуспеха в учебной деятельности.
Коммуникативные:
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и четкостью.
Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Жизнь древних славян" 4 класс УМК Школа России
Открытый урок и презентация по теме "Жизнь древних славян" . 4 класс. Используется технология РКМЧП. Часть 1....
22 апреля - День Земли. Урок окружающего мира, посвященного «Дню Земли». 2 класс, УМК «Школа России»
Тема: День Земли.Цель: формировать экологическое самосознание ребят.Задачи:Образовательные:- формировать экологическое сознание и чувство уважение к планете Земля;- закрепить знание о Конаковском боре...
Урок окружающего мира "Где живут слоны?" 1 класс УМК "Школа России"
Урок в форме экспедиции, во время которой дети узнают что такое саванна, тропический лес и чем отличается Африканский слон от Индийского....
Урок окружающего мира "Формы земной поверхности" 2 класс УМК "Школа России"
Предоставляю конспект урока, презентацию к уроку и соответствующие приложения к уроку....
Методическая разработка урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 1 класс УМК "Школа России"
Тема: «Кто такие насекомые». Тип урока: Урок введения новых знанийЦель урока: научить отличать насекомых от других животных по основному признаку.Задачи...
Конспект урока окружающего мира «Что такое погода?» 2 класс (УМК «Школа России»)
Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Что такое погода?» 2 класс...