Урок окружающего мира по теме: ''Зона степей'' 4 класс (УМК «Школа России»)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок окружающего мира по теме:

''Зона степей'' 4 класс (УМК «Школа России»)

Цели: Развитие умений учащихся привлекать имеющиеся знания и личный опыт, выполнять практическую работу, высказывать оценочные суждения.

Задачи:

  • обобщить и конкретизировать у учащихся представления о природных зонах;

  • сформировать у учащихся представление о природной зоне степей;

  • познакомить с её географическим положением, особенностями животного и растительного мира;

  • о деятельности человека в степной зоне.

Формирование универсальных учебных действий:

Познавательные: развивать умение работать с картой, атласом и дополнительной литературой; развивать познавательный интерес, строить несложные рассуждения, сравнение, сопоставление, классификацию и обобщение по заданным критериям.

Регулятивные: принимать учебную задачу, сформулированную с учителем, выполнять учебные действия во внутренней и внешней речи.

Коммуникативные: строить монологические высказывания с учётом поставленной задачи; принимать участие в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Личностные - ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; осознавать роль человека в освоении природы.

Ресурсы урока:

Для учителя:

Учебник, презентация, видеофильм, материал для теста

Для учащихся:

Учебник «Окружающий мир»

Рабочая тетрадь

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx174.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме:

''Зона степей'' 4 класс (УМК «Школа России»)

Цели: Развитие умений учащихся привлекать имеющиеся знания и личный опыт, выполнять практическую работу, высказывать оценочные суждения.

Задачи:

  • обобщить и конкретизировать у учащихся представления о природных зонах;
  • сформировать у учащихся представление о природной зоне степей;
  • познакомить с её географическим положением, особенностями животного и растительного мира;
  • о деятельности человека в степной зоне.

Формирование универсальных учебных действий:

Познавательные: развивать умение работать с картой, атласом и дополнительной литературой; развивать познавательный интерес, строить несложные рассуждения, сравнение, сопоставление, классификацию и обобщение по заданным критериям.

Регулятивные: принимать учебную задачу, сформулированную с учителем, выполнять учебные действия во внутренней и внешней речи.

Коммуникативные: строить монологические высказывания с учётом поставленной задачи; принимать участие в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Личностные - ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; осознавать роль человека в освоении природы.

Ресурсы урока:

Для учителя:

Учебник, презентация, видеофильм, материал для теста

Для учащихся:

Учебник «Окружающий мир»

Рабочая тетрадь

ХОД УРОКА

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

Актуализация необходимых знаний

- Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

Проверка домашнего задания (тест)

1 вариант

Леса России. Лес и человек

  1. За что лес называют «лёгкими планеты»?
  • за защиту водоёмов
  • за охрану почвы
  • за очистку воздуха
  1. Какие леса образуют тайгу?
  • лиственные
  • смешанные
  • хвойные
  1. Какое дерево не является широколиственным?
  • осина клён вяз
  1. К какой группе животных относится летяга?
  • птицы
  • звери
  • пресмыкающиеся
  1. Какое животное не является хищником?
  • лось рысь сокол
  1. Какое растение не встречается в лесах России?
  • берёза калина ягель
  1. Какой заповедник находится в лесной зоне?
  • Таймырский
  • Печоро-Илычский
  • Дальневосточный
  1. Какая птица занесена в Красную книгу?
  • филин кедровка глухарь
  1. В каком месте можно разводить костёр?
  • на сухой траве
  • под деревьями
  • в выкопанном углублении
  1. В какую погоду нельзя разводить костёр?
  • в холодную
  • в сухую
  • в сырую

2 вариант

Леса России. Лес и человек.

  1. Найди ошибочное высказывание.
  • Лес - дом для растений, животных и грибов.
  • Лес - источник древесины.
  • Лес - место для захоронения отходов человеческой деятельности.
  1. Какое дерево не является хвойным?
  • кедр каштан пихта
  1. Какое дерево не является теплолюбивым?
  • дуб липа лиственница
  1. Какой зверь не водится в лесной зоне?
  • лемминг бурундук рысь
  1. Вставь недостающее звено в цепи питания: жёлуди - ... - соболь.
  • глухарь заяц полёвка
  1. Какая птица не водится в лесной зоне?
  • глухарь
  • белая куропатка
  • кедровка
  1. Для чего вдоль дорог сажают деревья?
  • чтобы водитель не сбился с пути
  • чтобы на листьях деревьев оседали пыль и копоть
  • чтобы вдоль дорог было удобно собирать грибы
  1. Какой зверь занесён в Красную книгу?
  • бурый медведь
  • лось
  • амурский тигр
  1. Как называется верхний слой почвы?
  • трава дёрн земля
  1. Чем нельзя гасить костёр?

водой

песком

сухими ветками

- Сегодня мы с вами будем учеными и отправимся в путешествие, а куда вы мне скажите чуть позже сами.

- Но сначала проверим себя: готовы ли вы к путешествию?

Слайд: «Проверь себя»

  • Что такое природная зона?
  • Почему их несколько?
  • Какие природные зоны знаете?

- А теперь применим свои знания о природных зонах:

Слайд: «Найдите лишнее»

- Какое животное лишнее и почему?

  • Морж, северный олень, белая куропатка, песец
  • Белка, белый медведь, росомаха, глухарь
  • Суслик, бобр, лисица, заяц

-

Письменно на листочках отвечают на вопросы теста.

Потому что они не растут в Тундре, Тайге, Смешанных лесах.

Испытывают затруднение.

Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:- формирование умения слушать и слышать.

Мотивация познавательной деятельности

Назовите растения и животные степей.

- Почему затрудняетесь?

- Сформулируйте тему урока («Зона степей»)

- Какие задачи будут стоять перед нами?

- Чтобы решить данные задачи мы проведем с вами исследование.

- Отправляемся в путешествие, но как и перед любым путешествием что мы должны узнать? (расположение, климат)

Слайд.- Расскажите, пожалуйста, по рисункам о климате степи.

Заполните личную таблицу «Знаю -Хочу знать –Узнал»

Высказывают предположения о климате следующей зоны: зона ближе к экватору, чем ранее изученные зоны, значит может быть летом жарко.

Работают с картой природных зон. Высказывают предположения

Отвечают на вопросы.

Познавательные:

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Подведение под понятие.

Регулятивные:

Выполнение пробного учебного действия

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и четкостью.

Аргументация своего мнения.

Учет разных мнений.

Использование критериев для обоснования своего суждения.

Организация познавательной деятельности

В путешествие отправляются три группы ученых: биологи, зоологи, экологи.

1 колонка – биологи, 2 колонка – зоологи, 3 колонка – экологи.

- Что вы будете исследовать?

- Что вам поможет в решении этого задания? (учебник)

- Вспомним правила работы в группе:

hello_html_m7b343e09.jpg

Исследовательская работа учащихся в группах.

Карточка для 1 группы:

Все растения степи … , растут на … почве. Растения к жизни в степи приспосабливаются по-разному: у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения … …… . Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются ……… . Совсем по-другому приспособились … и … . Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья …. и … узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни …….. в землю.

Карточка для 2 группы:

В степях нет … , но есть травяной покров, поэтому в … живёт множество … : … , … , … . Раз есть насекомые, значит есть много и …. : …. , …. , …. , …. . Животные степи …. , их жизнь связана с землёй, в которой они делают … , чтобы … . В степи живут … , … , … . В … они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть …. : … , … , … . Окрас у степных животных под цвет … .

Карточка для 3 группы:

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина - … . Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей люди …. …. . Неумеренный … приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: … , … , … , … , … . Есть ещё одна проблема – это … . Чтобы гнёзда, построенные на полях, не были разорены во время полевых работ, учёные создают специальные …. . Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубатор, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо …. , …. , … , … .

//По итогам работы в группах заполняется таблица

Продол-житель-ность времени года

Распеределение осадков

Некото-рые особен-ности расте-ний

Некото-рые особен-ности живот-ных

Степи


Работают в группах.

По ходу чтения учебника заполняют карточку.

Коммуникативные: - умение работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации.

Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи

Регулятивные:- открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Подведение итогов:

- Исследовав природную зону - степь, какие задачи мы выполняли? (…)

- Оцените, как работала группа:

.чел.

чел.

чел.


Познавательные:

Контроль и оценка процессов результатов деятельности.

Личностные:

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успеха \ неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и четкостью.

Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Жизнь древних славян" 4 класс УМК Школа России

Открытый урок и презентация по теме "Жизнь древних славян" .  4 класс. Используется технология РКМЧП. Часть 1....

22 апреля - День Земли. Урок окружающего мира, посвященного «Дню Земли». 2 класс, УМК «Школа России»

Тема: День Земли.Цель: формировать экологическое самосознание ребят.Задачи:Образовательные:- формировать экологическое сознание и чувство уважение к планете Земля;- закрепить знание о Конаковском боре...

Урок окружающего мира "Где живут слоны?" 1 класс УМК "Школа России"

Урок в форме экспедиции, во время которой дети узнают что такое саванна, тропический лес и чем отличается Африканский слон от Индийского....

Урок окружающего мира "Формы земной поверхности" 2 класс УМК "Школа России"

Предоставляю конспект урока, презентацию к уроку и соответствующие приложения к уроку....

Методическая разработка урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 1 класс УМК "Школа России"

Тема: «Кто такие насекомые».       Тип урока: Урок введения новых знанийЦель урока:  научить отличать насекомых от других животных по основному  признаку.Задачи...

Конспект урока окружающего мира «Что такое погода?» 2 класс (УМК «Школа России»)

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Что такое погода?» 2 класс...