Явления природы. Практическая работа.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Цели урока.
• Дать представление о различных явлениях природы, о взаимосвязи природных явлений, об их многообразии.
• Расширить знания детей об изменениях в неживой природе.
• Воспитывать эстетическое восприятие природы.
• Обучение работы со словарем.
• Развивать творческие способности учащихся.
• Активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы.
• Развивать умение работать в команде.
• Уметь излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_8.docx | 502.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Явления природы. Практическая работа.
Цели урока.
• Дать представление о различных явлениях природы, о взаимосвязи природных явлений, об их многообразии.
• Расширить знания детей об изменениях в неживой природе.
• Воспитывать эстетическое восприятие природы.
• Обучение работы со словарем.
• Развивать творческие способности учащихся.
• Активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы.
• Развивать умение работать в команде.
• Уметь излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
Формировать УУД.
Предметные: получить возможность расширить и систематизировать свои знания о природе; познакомиться с разными видами термометров.
Личностные: вызывать интерес к учебной деятельности, развивать доброжелательное отношение к окружающему нас миру.
Метапредметные:
•регулятивные УУД - предвидеть возможность получения конкретного результата при выполнении исследовательской деятельности; контролировать свои действия; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
•познавательные УУД - учиться выдвигать предположения, использовать полученные знания о явлениях природы для решения задач творческого характера;
•коммуникативные УУД - учиться слушать друг друга, обмениваться мнениями, строить понятные, логические речевые высказывания, формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Ход урока.
I. Организационный момент урока.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Cтихотворение В. Лукша «Живой барометр».
- О чем говорится в стихотворении? (О природе.)
- Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О явлениях природы.)
- Вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. Я медленно прочитаю стихотворение еще раз. Ваша задача: если вы услышите слово, которое относится к неживой природе, вы поднимаете одну руку. Если слово будет относиться к предметам живой природы – поднимаете обе руки.
Работа с классом. Если допущены ошибки – заострить внимание, объяснить еще раз разницу между живой и неживой природой.
III. Постановка целей урока.
- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о явлениях неживой природы, узнаем: откуда берутся облака, почему дует ветер и почему во время грозы гремит гром.
Для этого я вам предлагаю перенестись в сказку.
Жила-была матушка-природа. И все у нее было в порядке. Весной журчали ручьи. Зимой землю укутывал снег, осенью лили дожди, а лето радовало теплым солнцем. Но однажды случилась беда. Появилась злая колдунья, и все явления заколдовала и спрятала в разных местах. Исчезли дожди и ветры, грозы и туманы.
Предлагаю вам на сегодняшний урок превратиться в отважных путешественников! Мы отыщем спрятанные сокровища и вернем природе все явления. Но путь к сокровищу долог и труден. Нужно будет решить немало головоломок и задач, ответить на многие вопросы, чтобы добраться до спрятанного клада. Вы согласны? Тогда – в путь!
IV. Объяснение темы.
- Нам предстоит отыскать явления природы. Как вы думаете, что означает слово «явление». И что это такое «явление природы»?
- Явление - всякое проявление чего-либо, что можно увидеть, обнаружить.(Ожегов)
Явление природы – изменения в состоянии природы.
- Мы выяснили, что такое явление природы. Но где же нам их искать? К счастью, нам досталась карта, которую колдунья обронила, когда убегала.
- Что это написано на указателе? Загадка. Но загадка зашифрована.
НЕСГ на полях,
ДЁЛ на реках,
ВГЮЬА гуляет,
Когда это бывает?
- Переставьте буквы в словах так, чтобы получились правильные слова и отгадайте загадку.
- Мы оказались в царстве зимы. А что вы знаете о снеге, вьюге и ледоставе?
Снег – это вид атмосферных осадков. Зимой воздух холодный, и капельки воды, которые скапливаются в тучах, зимой замерзают и превращаются в снежинки. Рассматривали ли вы когда-нибудь снежинки? Какие они по форме? На что похожи?
Ученые еще не могут объяснить, почему снежинки имеют такие правильные, чёткие линии. Но по их наблюдениям, в мире не существует двух снежинок, похожих друг на друга! Только представьте, миллионы, миллиарды снежинок – и все разные! Удивительные чудеса творит природа.
- Как вы думаете, зачем нужен снег природе? (Снег укутывает землю, сохраняет тепло и влагу.)
- А что же происходит на реках? (В сильные морозы вода замерзает.)
- Это явление называется ледостав.
- Почему же вода замерзает?
- Вспомните, что произойдет с водой, если ее налить в бутылку и положить в морозильник? (Вода превратится в лед.)
То же самое происходит и с водой в реках. Когда зимой температура воздуха опускается до нуля градусов, вода замерзает. И чем дольше стоят морозы, тем толще будет лед.
Но лед образуется не только на реках. Лед появляется и на улицах городов. И тогда очень трудно ходить по тротуарам, а машины по дорогам двигаются медленно-медленно. Как называется это явление природы? (Гололедица.)
- А вот еще одно явление природы, которое вы можете наблюдать зимой. Послушайте, что зашифровано в загадке?
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька.)
- Итак, мы нашли уже некоторые явления природы. Отправляемся дальше. Вот новый указатель. Что же нас ждет здесь?
И. Левитан "Весна. Большая вода"
А. Куинджи "Ранняя весна"
Ф. Васильев "Мокрый луг".
- Перед вами три картины известных русских художников. Какое время года изображено на картинах?
(Весна.)
- По каким признакам вы это определили?
- Какие явления природы происходят весной? (Воздух прогревается, становится теплее, снег начинает таять, лед на реках ломается, начинается ледоход, первые грозы.)
- Самое грозное и самое радостное явление весной – это гроза.
- Наблюдали ли вы когда-нибудь грозу?
- Опишите, что происходит во время грозы? (Ветер, гремит гром, сверкает молния, идет дождь.)
- Вот сколько явлений мы отыскали здесь! Откуда же появляется дождь, и почему гремит гром? Как вы думаете?
- Весной солнце начинает пригревать землю. Снег тает, превращается в лужи и ручейки. А что происходит с водой, если ее нагревать? (Она испаряется.)
То же происходит и в природе. Под действием солнечных теплых лучей вода начинает испаряться. Этот пар скапливается в небе. Так появляются облака. Они становятся все больше и больше. Из белых облачка превращаются в темные тучи. Это значит, что пара уже в них скопилось столько, что они не могут больше удерживать ее в воздухе. И вот края тучи темнеют, а скопившаяся вода начинает выливаться обратно на землю. И начинается дождь.
Кроме воды тучи накапливают еще и электричество. Ветер гонит тучи, сталкивает их друг с другом. И от этого столкновения происходит электрический разряд. Это очень похоже, если соприкоснуться два оголенных провода. Так возникает молния.
А гром – это тот звук, который получается в результате этого электрического разряда.
Мы нашли уже немало явлений природы. Отправляемся дальше. Что это у нас на указателе? Задание: прослушайте песню и найдите явления природы.
Звучит 1 куплет песни "Вот оно какое, наше лето"
Итак, мы оказались в летнем царстве. Какие явления природы упоминаются в песне? (Ветер и дождь.)
Какие еще явления природы вы наблюдаете летом? (Дожди, град, радуга.)
Почему идет дождь, мы уже с вами знаем. Но летом очень часто вместе с дождем идет град. Град – это та же вода, которая скапливается в тучах. Но в высоких облаках часть воды замерзает. Градины не могут долго удерживаться в облаке и падают на землю. Видели вы когда-нибудь град? На что похожи градинки?
- А что же такое ветер?
Ветер – это движение воздуха. Чем быстрее двигается воздух, тем сильнее дует ветер. Он может быть могучим и сильным. Помните как у Пушкина "Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч." А может быть ветер легкий и ласковый.
Какие ветры дуют летом? (Легкие.)
В какое время года мы наблюдаем сильный ветер? (Весной и осенью.)
А иногда ветер разгоняется с такой силой, что сметает все на своем пути. Такой ветер называют ураганом.
Физкультминутка.
- Мы нашли немало явлений природы. А впереди еще одна остановка. Посмотрите, что это зашифровано на указателе?
ПЛИОТСАД, МАНУТ, СОРА (Листопад, туман, роса.)
- В какое время года мы можем наблюдать это явление природы? (Осенью.)
- Почему деревья сбрасывают листья осенью?
- Какого цвета туман? (Серый, молочный, белый.)
Туман – то же облако. Просто оно еще не успело подняться до неба. Капельки воды собираются вместе и образуют облако у самой поверхности земли. Иногда таких капелек так много, что даже вытянутой руки не видно.
Туманы могут появляться в любое время года. Но чаще всего они образуются осенью.
• А что такое роса?
Капельки росы – это вода, которая испаряется из растений с наступлением ночи. Ближе к утру роса самая обильная. По народной примете – если много выпало росы, то день будет ясный.
Чем ближе зима, тем меньше росы.
А с наступлением морозов роса замерзает – так появляется иней.
- Итак, мы нашли самые главные явления природы. Но явлений этих намного больше. Порой природа творит настоящие чудеса. Многие из этих явлений вы знаете.
V. Закрепление темы.
Класс разделить на 4 группы. Каждая группа получает картинку с изображением одного времени года. Задание: Собрать пазл, объяснить, что за время года изображено на картине, подобрать явления природы, характерные для этого времени года. Объяснить свой выбор.
VI. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие задания вам понравилось выполнять?
- Что вам было непонятно?
VII. Оценивание учащихся.
VIII. Домашнее задание.
1. Записать, какие явления природы вы будете наблюдать в эти дни.
2. Творческое задание: подготовить сообщение о каком-либо явлении природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Неживая и живая природа. Явления природы."
План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе в соответствии с ФГОС "Неживая и живая природа. Явления природы." В ходе урока используются ЭОР....
Исследовательская работа по теме: «ГОЛУБИНАЯ ПОЧТА – УДИВИТЕЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ ИЛИ ЗАСЛУГА ЧЕЛОВЕКА?»
В данной работе ученица исследует можно ли выдрессировать почтового голубя, что такое голубеграмма, какие существуют породы почтовых голубей, как их разводят, кормят и тренируют?...
1.Конспект урока в 1 классе по теме: Природа и мы. Практическая работа: Составление памятки правильного поведения в природе (ОС «Школа 2100».)
Тема: Природа и мы. Практическая работа: Составление памятки правильного поведения в природе.Цели: формировать умения правильного поведения в природе; умения работать в пар...
Неживая и живая природа. Явления природы.
Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России". Знакомит детей с понятиями "неживая и живая природа", "явления природы"....
Урок окружающего мира во 2 классе. Тема: " Неживая и живая природа, явления природы".
Учащиеся познакомятся с понятием «явление природы», «сезонные явления».Объекты природы – это все то, что окружает нас.Природа бывает:живая и неживая....
Проверочная работа по темам"Объекты природы. Явления природы. Вещества"
Данная работа позволит проверить знания по темам "Объекты природы. Явления природы. Вещества"...