Технологическая карта урока. Тема: Явления природы. Практическая работа "Знакомство с устройством термометра".
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс)

Калашникова Светлана Леонидовна

Окружающий мир 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

УМК «Школа России»

Предмет: окружающий мир                   класс: 2

Учитель: Калашникова Светлана Леонидовна

Школа: МБОУ «СОШ № 81 г. Челябинска»

Тема урока

Явления природы. Практическая работа "Знакомство с устройством термометра".

Тип урока открытия новых знаний

Целевые установки урока

(для учителя)

познакомить с понятием «явления природы», «сезонные явления», с различными видами термометров и правилами пользования ими; научить измерять температуру воздуха, воды, тела человека.

Планируемые результаты

(для ученика)

Предметные

Личностные (личностные УУД)

Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД)

Знать, что такое явления природы, термометр (давать

определения);

различать объекты и явления природы;

различать явления неживой и живой природы;

приводить примеры явлений в неживой и живой при

роде, в том числе сезонных;

определять сезон по характерным природным явлениям;

проводить опыты с термометром;

измерять температуру воздуха, воды, тела человека

и фиксировать результаты измерений.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; различать способ и результат действия; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Материально-техническое обеспечение урока

Учебно-методическая литература

Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. 1 часть

Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь 1 ч. Плешаков А.А.

ЦОР

Презентация к уроку

Ход урока

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

Учитель задает вопросы: - Чему учились на прошлом уроке? Откройте в учебнике заглавную страницу (шмуцтитул) раздела «Природа» и перечитайте первый пункт. Выполнили

мы его? О чём мы ещё не говорили?

Сформулируйте тему урока.

Отвечают на вопросы, работают с учебником. Приходят к выводу, что пункт раздела выполнен не полностью. Делают вывод, что не говорили о явлениях природы.

Формулируют тему урока.

Дети с ЗПР: дополнительное проговаривание темы урока, тема написана на карточке.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; строить речевое высказывание в устной форме; формулировать собственное мнение и позицию.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Обращает внимание на вопросы на стр.28 (вверху).

Как вы понимаете, что такое явление природы? Попробуйте привести примеры.

Дети называют объекты неживой и живой природы, говорят о Солнце

как источнике тепла и света для всего живого на Земле.

Дети с ЗПР: активное слушание, ответы на вопросы учителя

Пытаются привести примеры, сформулировать определение.

Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; строить монологическое высказывание; устанавливать причинно-следственные связи.

Выявление места и причины затруднения

- Почему возникают трудности?

Приходят к выводу, что знаний не достаточно.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания).

Учитель просит подумать, что (какие процессы) может наблюдать из своего муравейника Муравьишка Вопросик. Подумайте, можно ли назвать это явлениями природы?

Как мы можем проверить наше предположение?

Учитель предлагает более подробно познакомиться с явлениями природы, проследить изменения в разные времена года, познакомиться с прибором для измерения температуры и потренироваться измерять температуру воды, воздуха и тела. (Этапы выводятся на слайд).

Перечисляют явления, делают предположение, предлагают воспользоваться учебником, проверяют предположение, читая текст на стр.28. Учащиеся, опираясь на текст учебника, дают определение, приводят примеры.

Дети с ЗПР:

Работают с иллюстрацией «Муравейник в лесу». После беседы получают опорную карточку с этапами работы.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Реализация построенного проекта.

Руководит самостоятельной работой учащихся в тетради и учебнике.

Учитель оказывает индивидуальную помощь и осуществляет контроль.

После этого учитель просит учащихся по заданию учебника (с. 29, вверху) привести свои примеры явлений в неживой и живой природе. Обращает особое внимание на изменение температуры воздуха.

(Таблица выводится на слайд)

Дает понятие сезона и сезонных явлений.

- Какие времена года (сезоны) вы знаете? (Ответы детей.) В какой последовательности они сменяются? Какое время года сейчас?»

- Какое главное изменение в неживой природе происходит с изменением сезона?

- С помощью чего и как люди узнают об изменениях температуры?

Учитель предлагает потренироваться в изменении температуры воздуха, воды и тела.

Знакомство с разнообразием термометров проводится демонстрационно.

Учитель обращает внимание детей на опасность, которую несёт ртуть,

если по неосторожности термометр будет разбит. Акцентирует внимание на том, что о болезни

свидетельствует температура выше 37.0.

После чего выполняют задание № 1 в рабочей тетради (пункт 1). Определение следует видоизменить и записать в тетрадь.

Затем выполняется задание с рисунком на с. 28 учебника. Учащиеся работают в парах, после чего проводится коллективное обсуждение. Пусть дети сначала назовут объекты неживой природы и скажут, какие явления с ними могут происходить; затем то же сделают в отношении живых

существ. 

Дети с ЗПР:

выбирают события из тех, что предложены на карточке.

Говоря о Луне, дети вспоминают о своих наблюдениях в прошлом учебном году

и рассказывают о них, используя «Научный дневник»

для 1 класса (задание № 2).

Дети с ЗПР:

Активное слушание, ответы на вопросы учителя, проговаривание основных понятий.

Работа в парах при выполнении задания № 2 в рабочей тетради.

Сначала дети приводят примеры

устно, выступая перед классом, а затем работают индивидуально: заполняют таблицу в рабочей тетради (задание № 3).

Дети с ЗПР:

Работают по карточке с опорными словами

Далее выполняют занимательное задание № 4 в рабочей тетради по вариантам (1 й вариант работает с рисунком «Лето»,

а 2 й вариант — с рисунком «Весна»).

Доказывают правильность своего решения. 

Выполняют задания на с. 29 учебника.

Рассказывают о своих наблюдениях

за сезонными явлениями в жизни дерева. (можно использовать «Научный дневник» для 1 класса.

Учащиеся делают вывод об изменениях температуры.

Учащиеся совместно с учителем формулируют цели  практической работы «Учимся измерять температуру», сравнивают с формулировкой в тетради. Работа

проводится в группах по заданиям учебника с использованием рабочей тетради (задания № 1, пункт 2; № 5).

Дети с ЗПР получают индивидуальную инструкцию.

По завершению работы заслушиваются по одному выступающему от группы. Учащиеся заслушивают и оценивают выступления. Делают запись в тетради о том, достигнута ли цель.

Дети с ЗПР:

делают запись под руководством учителя

Измерение температуры тела учащиеся  с помощью ртутного медицинского термометра проводят у доски под наблюдением учителя.

Умения использовать знаково-символические средства при решении учебной задачи; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Рефлексия

Учитель предлагает ответить на вопросы учебника на стр.31

- Что мы узнали и чему научились на уроке? Как мы шли к достижению своей цели? Какие трудности испытывали?

Оценивает учащихся.

Отвечают на вопросы. Делают вывод. Сравнивают с выводом на стр.31 учебника.

Дети с ЗПР:

активное слушание, повторяют и проговаривают новые понятия.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; различать способ и результат действия; строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Домашнее задание

В учебнике: повторить вывод на

с. 31, перечитать информационный текст на с. 28. В рабочей тетради: задания №6, № 7 (выполняется с помощью взрослых). Принести на следующий урок «Научный дневник» для 1 класса.

Дети с ЗПР:

Задание в учебнике, индивидуальное на карточке.

Диагностика достижения планируемых результатов:

Перечисление способов достижения цели.

«Я знаю…, я понимаю…, я умею…»

Дети с ЗПР: выполняют контрольные задания на ПК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающий мир "Природа России" по теме "У Черного моря"

Материал поможет учителю построить урок согласно требованиям ФГОС....

2 класс. Технологическая карта по теме: "Краски природы в наряде русской красавицы"

Цели деятельности учителя:расширить представление о русском народном костюме женщины;выполнить орнамент в русском народном стиле. Планируемые результаты:Личностные:понимание значения русского нар...

Конспект урока Тема: Явления природы 2 класс

Тема: Явления природы Класс: 2 Цель: создание условий для формирования представления о явлениях природы   Задачи  Планируемые результаты ДидактическиеСистематизировать зн...

Технологическая карта урока и презентация "Природа-волшебные двери к добру и доверию"

Вашему вниманию предлагаетсятехнологическая карта урока и презентация по ОРКСЭ. Тема "Природа -волшебные  двери к добру и доверию"....

Технологическая карта урока окружающего мира «Природа в опасности!» 3 класс

Тема урока «Природа в опасности!» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.З...

Технологическая карта урока литературного чтения "Природа для поэта – любимая и живая". А. Екимцев «Осень», Ю. Коринец «Тишина» (УМК Перспективная Начальная Школа); 2 класс

Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе знакомства с произведениями А. Екимцева «Осень» и Ю. Коринц...

технологическая карта урока окружающего мира «Природа – волшебные двери к добру и доверию» (УМК "Школа России", 4 класс)

Тема урока: «Природа – волшебные двери к добру и доверию»Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока:  формирование представления учащихся о природе как ...