Мультимедийная разработка урока математики по системе Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова. Тема: решение задач с помощью схем.
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Смолина Людмила Анфилофьевна

Цель: освоение обучающимися способа моделирования отношений (схема), представленных в условии задачи.

 

Урок №1.

Задача учителя: создать ситуацию необходимости введения новой модели – схемы, как одной из форм записи условия задач с большим количеством отношений и объектов.

 

Задача обучающегося:  осознать  необходимость введения новой модели (схемы) для записи условия задачи, принять новый вид схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл multimediynaya_razrabotka_uroka_mat-ki_smolina_l.a._.pptx111.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Смолина Людмила Анфилофьевна учитель начальных классов город Нефтеюганск, 2012 год Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Начальная школа – детский сад №15»

Слайд 2

Урок математики в 3 классе по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова . Тема урока: Решение задач с помощью схем . Цель : освоение обучающимися способа моделирования отношений (схема), представленных в условии задачи. Урок №1. З адача учителя : создать ситуацию необходимости введения новой модели – схемы, как одной из форм записи условия задач с большим количеством отношений и объектов . Задача обучающегося : осознать необходимость введения новой модели (схемы) для записи условия задачи, принять новый вид схемы .

Слайд 3

Формы : фронтальная, парная, самостоятельная. Методы: практический, проблемный, частично – поисковый, словесный. Конечный результат : обучающийся умеет строить схему к задаче, включающей несколько отношений. Тип урока : постановка учебной задачи. Оборудование: карточки для парной работы , для домашнего задания. ТСО – компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Слайд 4

1 этап - Организационный момент. (1 минута) Цель: создание положительного эмоционального настроя. 2 этап - С оздание ситуации успеха . ( 5 минут) Цель: актуализация опорных знаний. Метод обучения: практический. Форма работы: самостоятельная. Деятельность педагога Деятельность обучающихся Как вы думаете, каким будет задание? ? а с а с ? с а ? - С оставить выражение к модели. Самостоятельная работа в тетради. Составление выражений к чертежам: а + с а - с с + а

Слайд 5

Деятельность педагога Деятельность учащихся Проверка по образцу. - Оцените свою работу по «линейке знаний». з наю, умею выполнять такие задания испытываю затруднения не знаю, не умею выполнять такие задания -Поднимите руки, кто отметил выполнение задания на нижней части линейки. -Поднимите руки, кто отметил выполнение задания на средней части линейки. -Поднимите руки, кто отметил выполнение задания на верхней части линейки. -Как вы все смогли записать решение, ведь ни объекты, ни величина, ни мерка вам незнакомы? Дети сверяют свою работу с образцом. И оценивают выполнение задания по «линейке знаний». Отмечают знаком х. Никто не поднял руки. Никто не поднял руки. Все обучающиеся подняли руки. -Мы смогли записать решения, потому что увидели отношения между объектами на чертеже.

Слайд 6

Деятельность педагога Деятельность учащихся Задание. -Перед вами текст задачи, сможете вы записать условие без моей помощи? -Если возникнут трудности, к кому вы обратитесь за помощью? - Предлагаю вам выполнить задание в паре и обозначить на оценочной линеечке трудно или легко было его выполнить. Для этого распределите роли: один читает отношение в задаче, второй оформляет условие задачи в модели. Одной паре предложено выполнить работу на обратной стороне доски. На работу – 5 минут. В аллее растёт 27 клёнов, берёз на 4 меньше, чем клёнов, а лип на 10 больше, чем берёз, дубов на 15 меньше, чем лип. Сколько всего деревьев растёт в аллее? -Да, сможем. -Обратимся д руг к другу. Распределяют роли, договариваются. Работают в паре, оценивают. 3 этап - Постановка задачи . (10 минут ) Цель: создание ситуации « разрыва», позволяющей определить границу знания и незнания. Метод обучения: проблемный. Форма работы : парная. Формируемые умения : умение определять границы знания – незнания, умение организовывать сотрудничество.

Слайд 7

Деятельность педагога Деятельность учащихся -Как оценили выполнение задания? -Поднимите руку, кто не смог выполнить задание? -Кто испытывал затруднение? -Прежде чем выяснить в чём затруднение, давайте проверим работу выполненную на доске. 27 на 4 ? на 10 ? ? на 15 ? -Поднимите руку у кого работа выполнена так же. Поднимают руку 6 человек. Все остальные. Проверяют работу и показывают знаками согласия или несогласия. Приходят к выводу, что работа выполнена верно. Большинство детей выполнили работу без ошибок. л егко выполнить затрудняюсь трудно выполнить

Слайд 8

Деятельность педагога Деятельность учащихся -В чем же тогда затруднение, ведь все отношения, представленные в задаче показаны на чертеже? -Что тогда нужно сделать? -Какая учебная задача стоит перед нами на уроке? -Опираясь на этот чертёж невозможно решить задачу. -Легко запутаться в решении. - Чертёж получился неудобный, пересекаются линии, много отношений и объектов, значит мы не справимся с решением задачи. -Изменить модель к задаче. Обучающиеся понимают, что способ моделирования условия задачи, которым они владеют, применить затруднительно для решения данной задачи, и чертёж здесь не подходит. -Найти удобную модель для записи условия задачи с большим количеством отношений и объектов (рядом с чертежом фиксируется знак вопроса – задача на урок).

Слайд 9

4 этап - Решение поставленной задачи . (20 минут) Деятельность педагога Деятельность учащихся -Как можно расположить объекты, чтобы не было пересечения отношений? -Можно ли объекты обозначать другими значками? -Давайте обозначим объекты клеточкой. Варианты ответов: -Расположить дальше друг от друга. -Обозначить объекты по – другому: кружочком, треугольником и т.п. Работают в тетради, обозначая все 4 объекта клеточками. Цель: создание ситуации «открытия» способа моделирования условия задачи с большим количеством отношений и объектов. Метод обучения: частично – поисковый. Форма работы: фронтальная. Формируемые умения : моделирование; умение выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Слайд 10

Деятельность педагога Деятельность учащихся -Можно рассказать задачу по этому рисунку? -Как показать? -Как покажем разностное отношение: больше, меньше? -Договоримся, что будем использовать стрелку, направление которой будет указывать на отношение между объектами. -К какому числу будет направлена стрелка , к большему или меньшему? -Но ведь непонятно, где какой объект. - Надо их подписать. К. Б. Л. Д. всего деревьев -Нет. Необходимо указать отношения. - С помощью линий. Варианты ответов: «Указать стрелкой», «Подписать отношения на линии» - К большему как на числовой прямой.

Слайд 11

Деятельность педагога Деятельность учащихся Такое изображение называется схемой. -Какие данные мы можем внести в схему? -Как вы думаете, закончена ли модель? -Для чего вы ее составляли? -Сравните с предыдущей формой записи и сделайте вывод. К. Б. Л. Д. на 4 на 10 всего дерев. Обучающиеся записывают в схему известные данные из условия задачи: 27 клёнов, берёз на 4 меньше, чем клёнов, лип на 10 больше, чем берёз, дубов на 15 меньше, чем лип. -Да. -Чтобы она помогла нам решить задачу. Сравнивают чертёж и схему к этой задаче и приходят к выводу: наиболее удобной моделью для решения этой задачи является схема.

Слайд 12

Деятельность педагога Деятельность учащихся -В чем преимущество данного изображения? -Как проконтролировать себя, чтобы правильно решить задачу? Запись решения в тетрадях и на доске. -Какое преимущество вы ещё видите в данной схеме? Действительно промежуточные ответы позволяют нам видеть дальнейший ход решения. Проверка по схеме. -Все ли объекты найдены? Запись ответа. -Линии отношений не пересекаются, всё видно. -Рассказывать условие задачи с опорой на схему. -Можно внести промежуточный ответ Записывают решение задачи в тетрадь, вносят в схему промежуточные ответы. К. Б. Л. Д. 27 на 4 на 10 на 15 всего деревьев -Все объекты найдены. На вопрос задачи ответили. Записывают ответ. 23 33 18 101

Слайд 13

Деятельность педагога Деятельность учащихся Построение и поэтапное наращивание схемы. Задание. Построить схему по отношениям. Величина А больше величины С на М; Величина К больше величины А на В; Найти сумму величин А, С, К. -В чем преимущество схемы? Выстраивают схему постепенно к каждому отношению. Работа у доски. на М А С на В К -Схема более наглядно представляет объекты и отношения, линии не пересекаются, можно вносить промежуточные ответы, что показывает дальнейший ход решения задачи.

Слайд 14

5 этап - Рефлексия (3 минуты) Деятельность педагога Деятельность учащихся Какую задачу ставили перед собой? Решили мы ее? Зачем понадобилась новая модель? Оцените свою работу на уроке на оценочной линейке: умею составлять схему к задаче, затруднюсь; не умею. - Найти удобную модель для записи условия задачи с большим количеством объектов и отношений. -Решили. -Для того, чтобы успешно решать задачи с несколькими объектами и отношениями. Оценивают по «линейке знаний» Цель: – выделение и осознание обучающимся того, что усвоено на уроке. Метод обучения: словесный. Форма работы: фронтальная. Формируемые умения : способность характеризовать новые знания по предмету. умею составлять схему затрудняюсь не умею

Слайд 15

Деятельность педагога Деятельность учащихся -Кто считает, что научился легко строить схему к задаче? -Кто пока ещё затрудняется строить схему к задаче? -Какую задачу перед собой поставим на следующий урок? Никто. Все. Учиться записывать условия задач схемами. 6 этап – Домашнее задание (1 минута) Я предлагаю вам по заготовленной схеме составить задачу и представить её на следующем уроке математики. Схему вы получите на карточке.

Слайд 16

Составить задачу по схеме и представить её на следующем уроке математики. н а ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей на уроках математики по системе Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова. Презентация

Изучение математики по системе Эльконина-Давыдова  организуется в коллективно-распределительных формах деятельности. Это групповая и парная работа. Предметом учебной деятельности является не усвоение ...

Методическая разработка урока математики в системе РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

Урок решения частных задач на умножение и деление.Урок разработан в сотрудничестве с методистами ЛОИРО....

Урок математики по развивающей системе Л.В.Занкова на тему "Решение задач. Работа со схемами"

Данный конспект может быть использован на уроках математики в 1 классе при знакомстве учащихся с задачей, её составных частей. Урок разработан с использованием технологии деятельностного подхода....

Конспект урока по теме "Решение задач с помощью чертежа. " (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, 1 класс)

Цель:·        развивать умение решать с помощью чертежа задачи, умение находить значение целого и частей, представленных чертежом.Планируемые образовательные...

Конспект урока математики 4 класс (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) Тема. Анализ средств для самоконтроля при составлении краткой записи и решении задач.

Конспект урока математики 4 класс (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)Тема. Анализ средств для самоконтроля при составлении краткой записи и решении задач.Тип урока. Урок рефлексии.Цель. Форми...

Урок математики с элементами финансовой грамотности в 3 классе на тему: «Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость»»

Процесс формирования финансовой грамотности может проходить как во время учебного процесса, так и во внеклассной деятельности. Но особая роль в формировании финансовой грамотности отводится математике...