Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе "Что такое погода?"
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему

Храмцова Людмила Анатольевна

УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе УМК «Школа России», учитель Храмцова Л.А.

Тема урока

Что такое погода?   (учебник, 1 часть, с. 32-35;   рабочая тетрадь, 1 часть, с. )

Цели

Образовательные:

Дать общее представление о погоде; познакомить с наукой метеорологией, условными метеорологическими знаками для обозначения погодных явлений, с народными и научными предсказаниями погоды; научить наблюдать и описывать состояние погоды, приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.)

Формировать УУД:

- Личностные УУД: Формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

- Регулятивные УУД: Принимают, сохраняют и выполняют поставленную учебную задачу. Развивают навык контроля и самоконтроля. Определяют и формулируют цель учебной деятельности; определяют наиболее эффективные способы достижения результата; отвечают на итоговые вопросы.

- Коммуникативные УУД: Вступают в общение, выражают и аргументируют свою точку зрения, слушают собеседника; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Применяют правила групповой работы.

- Познавательные УУД: Наблюдают и сравнивают учебный материал, проводят аналогии, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, обобщают собственные понятия. Определяют границу между знанием и незнанием.

Тип урока

Урок освоения нового материала

Планируемый результат

Предметные:

Уметь: Научатся определять понятие «погода», «Метеорология» называть времена года; наблюдать погодные явления; определять основные свойства воздуха и воды; пользоваться условными метеорологическими знаками обозначения погодных явлений.

Личностные: Знать и придерживаться установленных правил общения.

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки  и характера допущенных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать собеседника; вести диалог; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ учебной информации; обобщать собственные представления; отвечать на поставленные вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Погода, метеорология, осадки, температура воздуха, облачность

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир, литературное чтение

Методы обучения

Словесный, наглядный, практический.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Окружающий мир» 1 часть, 2 класс,

Тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 часть, 2 класс

Учебная презентация, карточки с вопросами, условные обозначения погодных условий.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Промежуточный контроль

Предметные

УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(1 мин.)

Цели:

- эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала;

- уточнение типа урока;

- уточнение тематических рамок.

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку и готовность оборудования; уточняет тип урока; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Слушают учителя; демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место (проверяют наличие учебника, рабочей тетради, пишущих принадлежностей). Проговаривают правила поведения на уроке.

Отвечают: Да

Приветствие (можно проговаривать хором)

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

Все готовы слушать?

Ну, тогда:

- будем работать творчески с интересом;

- пусть урок принесёт нам радость общения;

- много нового узнаем.

- Сегодня у нас урок окружающего мира не простой, урок-исследование. Нас ожидают интересные задания, новое открытие, а поможет нам внимание и находчивость.

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.

Наблюдение за организацией учащимися рабочего места

2. Подготовительная работа (групповая)

( 2 мин.)

Цели:

- подготовить учащихся к освоению нового материала;

- организовать групповую работу.

Организует работу по трём группам, предлагает выбрать карточку с изображением фигуры (квадрат, треугольник, круг)

Делятся на три группы (в соответствии с выбранными карточками), приветствуют друг друга, распределяют роли и выполняют инструкции

- Выберите одну карточку на подносе. Разделимся на три группы.

- Вспомните правила работы в группе:

1. БУДЬ ВЕЖЛИВ

2. УМЕЙ СЛУШАТЬ

3.ВЫБЕРИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ДЛЯ ОТВЕТА

- Поприветствуйте друг друга!

Наблюдение и оценивание активности работы.

3.Проверка домашнего задания ( 5 мин.)

Цели:

- установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания;

- выявить пробелы в знаниях и способах деятельности.

Организует проверку домашнего задания в виде теста

Диагностика результатов теста учителем.

Индивидуальная работа.. Тест..

- Выполним тест по пройденному материалу:

1.Чем измеряют температуру?

(барометром; термометром; линейкой; градусником)

2. От какой точки на термометре ведут отсчёт температуры воздуха?

(от нижнего деления; от нулевой отметки; от верхнего деления)

3. При какой температуре теплее всего?

(+10ᵒ;  0ᵒ;  -20ᵒ)

4. Закончи предложения об изменениях в неживой природе осенью.

Самое заметное изменение в неживой природе – это (похолодание). Небо часто закрыто (тучами). Идёт мелкий, моросящий (дождь). Вода в реках, прудах и озёрах становится (холоднее). Почва стала (промерзать). Над водоёмами часто бывают (туманы).

5. Подчеркни в списке явления природы:

ЛЁД, ТАЯНИЕ ЛЬДА, СКВОРЕЦ, ПРИЛЁТ СКВОРЦОВ, ЯБЛОНЯ, ЦВЕТЕНИЕ ЯБЛОНИ

Проверка и закрепление знаний предыдущего урока

К –  оформляют свои мысли в устной форме, слушают собеседника

Устные ответы, наблюдения учителя за выполнением домашнего задания, проверка.

4. Актуализация знаний:

а) целеполагание 

( 3 мин.)

Цели:

-  формулирование темы урока учащимися с помощью учителя;

б) создание проблемной ситуации

 ( 2 мин.)

 Цели:

- создать проблемную ситуацию для решения познавательной задачи

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися

Организует работу

по созданию проблемной ситуации, формирует интерес учащихся к освоению нового материала

Отвечают на вопросы; определяют тему урока с помощью учителя; определяют цель работы на уроке.

Составляют из букв слово, высказывают свои предположения, отвечают на вопросы

Ответ: короткая, длинная, широкая, узкая

Ответ: дождливая, холодная, пасмурная, ветреная

Высказывают свои предположения

- Что удивительного и интересного окружает нас?

- Все ли явления мы можем объяснить?

- Что нужно сделать для того, чтобы получить знания?

- Кто наши помощники? (Мудрая черепаха и муравьишка)

- Помогите собрать слово:

ПАДООГ (ПОГОДА)

- Что получилось?

- Предположите, какая тема урока?

- Что такое погода?

- Какие времена года вы знаете?

- Как вы думаете, одинакова ли погода в разное время года?

- Какими словами нельзя охарактеризовать погоду?

- Как мы можем охарактеризовать погоду осенью?

- Зачем нам знать, какая сегодня погода?

- Можем ли мы зимой выйти на улицу в шортах?

- Откройте учебник на с. 32.

- Подумайте, как надо организовать работу по теме урока?

Прогнозирование работы по изучению темы.

П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификации; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

Р – ориентируются в материале учебника; контролируют учебные действия; корректируют допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся

Наблюдение за высказываниями учащихся

4. Работа по теме урока (открытие нового знания)

( 7 мин.)

Цели:

- обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала;

- содействовать усвоению способов, которые приведут к выводу;

- учить извлекать и представлять информацию.

Организует групповую поисковую работу по восприятию, осмыслению и усвоению учащимися нового материала. Помогает учащимся извлекать новую информацию из материала учебника

Берут карточку №1 на столе, отвечают на вопросы, пользуясь материалом учебника (работа в группе), готовят сообщение

- Предлагаю вам ответить на вопросы Карточка №1, пользуясь учебником с. 33

1. Что такое погода?

2. Что такое температура?

3. Как записывают температуру?

4. Что такое осадки и облачность?

- Послушаем сообщения представителей групп.

- Оцените свою работу.

Понятия «погода», «температура воздуха», «облачность», «осадки».

Определение и запись температуры.

Условные обозначения ветра, осадков, облачности.

Наблюдение за правильностью выполнения задания, оценка работы группы и выступающих учащихся

5. Физкультминутка

(1 мин.)

Цели:

- дать возможность учащимся отдохнуть, подвигаться.

Организует  стихотворную физкультминутку, следит  за правильным выполнением упражнений.

Выполняют задания физкультминутки.

Прыжки на месте с поочерёдной сменой ног

Руки вытянуть вверх, потянуться на носочках

Садятся на места.

Меж еловых лап

Дождик кап, кап, кап.

Где сучок давно засох – серый мох, мох, мох.

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

Кто нашёл его, друзья?

Это я, я, я!

Л – осознают важность двигательной активности в жизни

6. Закрепление новых знаний и способов действий

( 7 мин.)

Цели:

- обеспечить закрепление у учащихся знаний и способов действий;

- обеспечить в ходе закрепления материала повышенного уровня осмысления изучаемого материала, глубины его понимания.

Организует фронтальную работу по закреплению знаний и способов действий.

Отвечают на вопросы:

Температура – это ощущение холода или тепла.

Выполняют задание карточки№2 (записывают температуру воздуха)

Делают вывод: летом температура выше нуля градусов (тепло), зимой – ниже нулевой отметки (холодно), весной и осенью – выше нуля, но ниже, чем летом.

Ответ:

Осадки- это дождь, град, снег.

Солнце нагревает землю, вода испаряется и влага попадает в атмосферу. Там влага охлаждается и образуются капельки воды.

Ответ:

В зависимости от времени года осадки могут выпадать в виде дождя, снега, тумана, росы и инея.

Ответ: Ветер-это потоки воздуха.

Воздушная оболочка земли давит на поверхность. Это давление называют атмосферным, оно может меняться. Из-за разницы давления образуется ветер. Чем больше разница, тем сильнее ветер.

Высказывают предположения.

Ответ: наличие туч и облаков на небе.

Ответ: погода-это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

Ответ: метеорология.

Ответ: метеорологами.

- Что такое температура воздуха?

 Карточка №2.

- Температура зависит от времени года. Перед вами 4 времени года. Запишите температуру, характерную для каждого времени года.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Что такое осадки?

- Как они образуются?

- Приведите примеры осадков.

- Зависят ли осадки от времени года? Приведите примеры.

- Какие условные обозначения используют для записи осадков?

- Что такое ветер?

- Как образуется ветер?

- Какие явления погоды, связанные с ветром вы знаете?

- Что такое облачность?

- Какой вывод можем сделать: что такое погода?

- Как называется наука, изучающая погоду?

- Как называют людей, которые предсказывают погоду?

Понятия «температура воздуха», зависимость температуры воздуха от времени года, «осадки», условные обозначения осадков, зависимость осадков от времени года, «ветер».

Понятия: «ураган», «тайфун», «смерч» (сильные, опасные ветры), «бриз», «муссон»(тихие, слабые ветры).

Понятия: «метеорология», «метеоролог»

П – осуществляют анализ, синтез; выдвигают гипотезы и их обосновывают; производят поиск необходимой информации; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевые высказывания.

Р – осуществляют контроль; оценивают свои достижения.

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения; координируют в сотрудничестве разные позиции.

Л – осуществляют смыслообразование.

7. Применение знаний и умений в новой ситуации

(  8 мин.)

Цели:

- обеспечить усвоение и формирование учащимися знаний, умений и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Организует групповую практическую работу

Рассказ учителя о народных и научных предсказаниях

Составляют по картинке рассказ, используя план для ответа

Изучают материал учебника, анализируют информацию с целью нахождения ответа на поставленный вопрос.

Высказывают предположения.

Слушают, запоминают информацию, определяют границы между знанием и незнанием

Карточка №3

- Составьте по картинке рассказ о погоде, по плану.

Учебник с. 34

- Найдём ответ на вопрос: для чего нужен прогноз погоды?

- Как вы думаете, как раньше люди предсказывали погоду?

- Расскажу вам о народных и научных предсказаниях погоды.

Понятия: «народные приметы» определения погоды

Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся.

8. Обобщение и систематизация знаний

( 3 мин.)

Цели:

- обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся;

- обеспечить усвоение учащимися метапредметных и межпредметных знаний;

- обеспечить формирование обобщённых понятий

Организует фронтальную  работу по обобщению и систематизации знаний.

Предлагает разгадать кроссворд

Читают вопросы к кроссворду. Отвечают на вопросы. Проверяют правильность выполненного задания на доске.

Кроссворд:

  1. Наука о погоде
  2. Снег, дождь, град – это…
  3. Её узнает наш термометр
  4. Небо чистое, солнечно. Мы говорим…
  5. Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра называют…
  6. От количества облаков на небе зависит…
  7. Потоки воздуха – это…

Понятия

- метеорология;

- осадки;

- температура воздуха;

- ясно;

- погода;

- облачность;

- ветер.

Оценивание правильности ответов на вопросы

9. Итог урока.

Рефлексия деятельности.

( 5 мин.)

Цели:

- инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности;

- подвести итог урока;

- оценить работу учащихся на уроке.

Организует рефлексию.

Контролирует степень усвоения материала, для планирования следующего урока. Выявляет проблемные места в знаниях учащихся. Выставляет оценки за работу на уроке с комментированием.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою деятельность.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие приметы погоды вы знаете?

- Что такое «метеорология»?

- Зачем нам знать какая погода сегодня?

- Предлагаю вам заполнить оценочные листы.

Я УЗНАЛ…

БЫЛО ИНТЕРЕСНО…

Я ДОВОЛЕН РАБОТОЙ НА УРОКЕ…

П- ориентируются в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к урокам окружающего мира; понимают значение  знаний в жизни человека.

Устные ответы

8. Домашнее задание

(1 мин.)

Цели:

- закрепление знаний и умений учащихся, полученных на уроке;

- инструктаж по выполнению домашнего задания.

Организует инструктаж по выполнению домашнего задания

Задают уточняющие вопросы

Записывают домашнее задание

- Запишем домашнее задание:

Учебник с. 32-35 читать, пересказывать Рабочая тетрадь с.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Что такое экономика?"

Работа на уроке открытия новых знаний проходит в группах. Раскрывая понятие "экономика", дети создают  коллективный проект, частичным материалом которого являются групповаые проекты....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Что такое деньги?"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.Задачи урокаДидактические:Познакомить с опре...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Такие разные праздники", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о праздниках в России, их различиях и особенностях.Задачи урокаДидактические:Познакомить с праздниками, которые отмечают ...