Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе "Что такое погода?"
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему
УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_okruzhayushchego_mira_vo_2_klasse_umk.docx | 41.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе УМК «Школа России», учитель Храмцова Л.А.
Тема урока | Что такое погода? (учебник, 1 часть, с. 32-35; рабочая тетрадь, 1 часть, с. ) | ||||||
Цели | Образовательные: Дать общее представление о погоде; познакомить с наукой метеорологией, условными метеорологическими знаками для обозначения погодных явлений, с народными и научными предсказаниями погоды; научить наблюдать и описывать состояние погоды, приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.) Формировать УУД: - Личностные УУД: Формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося. - Регулятивные УУД: Принимают, сохраняют и выполняют поставленную учебную задачу. Развивают навык контроля и самоконтроля. Определяют и формулируют цель учебной деятельности; определяют наиболее эффективные способы достижения результата; отвечают на итоговые вопросы. - Коммуникативные УУД: Вступают в общение, выражают и аргументируют свою точку зрения, слушают собеседника; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Применяют правила групповой работы. - Познавательные УУД: Наблюдают и сравнивают учебный материал, проводят аналогии, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, обобщают собственные понятия. Определяют границу между знанием и незнанием. | ||||||
Тип урока | Урок освоения нового материала | ||||||
Планируемый результат | Предметные: Уметь: Научатся определять понятие «погода», «Метеорология» называть времена года; наблюдать погодные явления; определять основные свойства воздуха и воды; пользоваться условными метеорологическими знаками обозначения погодных явлений. Личностные: Знать и придерживаться установленных правил общения. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характера допущенных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать собеседника; вести диалог; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ учебной информации; обобщать собственные представления; отвечать на поставленные вопросы (Познавательные УУД). | ||||||
Основные понятия | Погода, метеорология, осадки, температура воздуха, облачность | ||||||
Межпредметные связи | Русский язык, окружающий мир, литературное чтение | ||||||
Методы обучения | Словесный, наглядный, практический. | ||||||
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник «Окружающий мир» 1 часть, 2 класс, Тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 часть, 2 класс Учебная презентация, карточки с вопросами, условные обозначения погодных условий. | ||||||
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах | ||||||
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | Промежуточный контроль | ||
Предметные | УУД | ||||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин.) Цели: - эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала; - уточнение типа урока; - уточнение тематических рамок. | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку и готовность оборудования; уточняет тип урока; эмоционально настраивает на учебную деятельность. | Слушают учителя; демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место (проверяют наличие учебника, рабочей тетради, пишущих принадлежностей). Проговаривают правила поведения на уроке. Отвечают: Да | Приветствие (можно проговаривать хором) Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжки и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят? Все готовы слушать? Ну, тогда: - будем работать творчески с интересом; - пусть урок принесёт нам радость общения; - много нового узнаем. - Сегодня у нас урок окружающего мира не простой, урок-исследование. Нас ожидают интересные задания, новое открытие, а поможет нам внимание и находчивость. | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. | Наблюдение за организацией учащимися рабочего места | ||
2. Подготовительная работа (групповая) ( 2 мин.) Цели: - подготовить учащихся к освоению нового материала; - организовать групповую работу. | Организует работу по трём группам, предлагает выбрать карточку с изображением фигуры (квадрат, треугольник, круг) | Делятся на три группы (в соответствии с выбранными карточками), приветствуют друг друга, распределяют роли и выполняют инструкции | - Выберите одну карточку на подносе. Разделимся на три группы. - Вспомните правила работы в группе: 1. БУДЬ ВЕЖЛИВ 2. УМЕЙ СЛУШАТЬ 3.ВЫБЕРИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ДЛЯ ОТВЕТА - Поприветствуйте друг друга! | Наблюдение и оценивание активности работы. | |||
3.Проверка домашнего задания ( 5 мин.) Цели: - установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания; - выявить пробелы в знаниях и способах деятельности. | Организует проверку домашнего задания в виде теста Диагностика результатов теста учителем. | Индивидуальная работа.. Тест.. | - Выполним тест по пройденному материалу: 1.Чем измеряют температуру? (барометром; термометром; линейкой; градусником) 2. От какой точки на термометре ведут отсчёт температуры воздуха? (от нижнего деления; от нулевой отметки; от верхнего деления) 3. При какой температуре теплее всего? (+10ᵒ; 0ᵒ; -20ᵒ) 4. Закончи предложения об изменениях в неживой природе осенью. Самое заметное изменение в неживой природе – это (похолодание). Небо часто закрыто (тучами). Идёт мелкий, моросящий (дождь). Вода в реках, прудах и озёрах становится (холоднее). Почва стала (промерзать). Над водоёмами часто бывают (туманы). 5. Подчеркни в списке явления природы: ЛЁД, ТАЯНИЕ ЛЬДА, СКВОРЕЦ, ПРИЛЁТ СКВОРЦОВ, ЯБЛОНЯ, ЦВЕТЕНИЕ ЯБЛОНИ | Проверка и закрепление знаний предыдущего урока | К – оформляют свои мысли в устной форме, слушают собеседника | Устные ответы, наблюдения учителя за выполнением домашнего задания, проверка. | |
4. Актуализация знаний: а) целеполагание ( 3 мин.) Цели: - формулирование темы урока учащимися с помощью учителя; б) создание проблемной ситуации ( 2 мин.) Цели: - создать проблемную ситуацию для решения познавательной задачи | Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися Организует работу по созданию проблемной ситуации, формирует интерес учащихся к освоению нового материала | Отвечают на вопросы; определяют тему урока с помощью учителя; определяют цель работы на уроке. Составляют из букв слово, высказывают свои предположения, отвечают на вопросы Ответ: короткая, длинная, широкая, узкая Ответ: дождливая, холодная, пасмурная, ветреная Высказывают свои предположения | - Что удивительного и интересного окружает нас? - Все ли явления мы можем объяснить? - Что нужно сделать для того, чтобы получить знания? - Кто наши помощники? (Мудрая черепаха и муравьишка) - Помогите собрать слово: ПАДООГ (ПОГОДА) - Что получилось? - Предположите, какая тема урока? - Что такое погода? - Какие времена года вы знаете? - Как вы думаете, одинакова ли погода в разное время года? - Какими словами нельзя охарактеризовать погоду? - Как мы можем охарактеризовать погоду осенью? - Зачем нам знать, какая сегодня погода? - Можем ли мы зимой выйти на улицу в шортах? - Откройте учебник на с. 32. - Подумайте, как надо организовать работу по теме урока? | Прогнозирование работы по изучению темы. | П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификации; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Р – ориентируются в материале учебника; контролируют учебные действия; корректируют допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. | Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся Наблюдение за высказываниями учащихся | |
4. Работа по теме урока (открытие нового знания) ( 7 мин.) Цели: - обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала; - содействовать усвоению способов, которые приведут к выводу; - учить извлекать и представлять информацию. | Организует групповую поисковую работу по восприятию, осмыслению и усвоению учащимися нового материала. Помогает учащимся извлекать новую информацию из материала учебника | Берут карточку №1 на столе, отвечают на вопросы, пользуясь материалом учебника (работа в группе), готовят сообщение | - Предлагаю вам ответить на вопросы Карточка №1, пользуясь учебником с. 33 1. Что такое погода? 2. Что такое температура? 3. Как записывают температуру? 4. Что такое осадки и облачность? - Послушаем сообщения представителей групп. - Оцените свою работу. | Понятия «погода», «температура воздуха», «облачность», «осадки». Определение и запись температуры. Условные обозначения ветра, осадков, облачности. | Наблюдение за правильностью выполнения задания, оценка работы группы и выступающих учащихся | ||
5. Физкультминутка (1 мин.) Цели: - дать возможность учащимся отдохнуть, подвигаться. | Организует стихотворную физкультминутку, следит за правильным выполнением упражнений. | Выполняют задания физкультминутки. Прыжки на месте с поочерёдной сменой ног Руки вытянуть вверх, потянуться на носочках Садятся на места. | Меж еловых лап Дождик кап, кап, кап. Где сучок давно засох – серый мох, мох, мох. Где листок к листку прилип, Вырос гриб, гриб, гриб. Кто нашёл его, друзья? Это я, я, я! | Л – осознают важность двигательной активности в жизни | |||
6. Закрепление новых знаний и способов действий ( 7 мин.) Цели: - обеспечить закрепление у учащихся знаний и способов действий; - обеспечить в ходе закрепления материала повышенного уровня осмысления изучаемого материала, глубины его понимания. | Организует фронтальную работу по закреплению знаний и способов действий. | Отвечают на вопросы: Температура – это ощущение холода или тепла. Выполняют задание карточки№2 (записывают температуру воздуха) Делают вывод: летом температура выше нуля градусов (тепло), зимой – ниже нулевой отметки (холодно), весной и осенью – выше нуля, но ниже, чем летом. Ответ: Осадки- это дождь, град, снег. Солнце нагревает землю, вода испаряется и влага попадает в атмосферу. Там влага охлаждается и образуются капельки воды. Ответ: В зависимости от времени года осадки могут выпадать в виде дождя, снега, тумана, росы и инея. Ответ: Ветер-это потоки воздуха. Воздушная оболочка земли давит на поверхность. Это давление называют атмосферным, оно может меняться. Из-за разницы давления образуется ветер. Чем больше разница, тем сильнее ветер. Высказывают предположения. Ответ: наличие туч и облаков на небе. Ответ: погода-это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра. Ответ: метеорология. Ответ: метеорологами. | - Что такое температура воздуха? Карточка №2. - Температура зависит от времени года. Перед вами 4 времени года. Запишите температуру, характерную для каждого времени года. - Какой вывод мы можем сделать? - Что такое осадки? - Как они образуются? - Приведите примеры осадков. - Зависят ли осадки от времени года? Приведите примеры. - Какие условные обозначения используют для записи осадков? - Что такое ветер? - Как образуется ветер? - Какие явления погоды, связанные с ветром вы знаете? - Что такое облачность? - Какой вывод можем сделать: что такое погода? - Как называется наука, изучающая погоду? - Как называют людей, которые предсказывают погоду? | Понятия «температура воздуха», зависимость температуры воздуха от времени года, «осадки», условные обозначения осадков, зависимость осадков от времени года, «ветер». Понятия: «ураган», «тайфун», «смерч» (сильные, опасные ветры), «бриз», «муссон»(тихие, слабые ветры). Понятия: «метеорология», «метеоролог» | П – осуществляют анализ, синтез; выдвигают гипотезы и их обосновывают; производят поиск необходимой информации; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевые высказывания. Р – осуществляют контроль; оценивают свои достижения. К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения; координируют в сотрудничестве разные позиции. Л – осуществляют смыслообразование. | ||
7. Применение знаний и умений в новой ситуации ( 8 мин.) Цели: - обеспечить усвоение и формирование учащимися знаний, умений и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях | Организует групповую практическую работу Рассказ учителя о народных и научных предсказаниях | Составляют по картинке рассказ, используя план для ответа Изучают материал учебника, анализируют информацию с целью нахождения ответа на поставленный вопрос. Высказывают предположения. Слушают, запоминают информацию, определяют границы между знанием и незнанием | Карточка №3 - Составьте по картинке рассказ о погоде, по плану. Учебник с. 34 - Найдём ответ на вопрос: для чего нужен прогноз погоды? - Как вы думаете, как раньше люди предсказывали погоду? - Расскажу вам о народных и научных предсказаниях погоды. | Понятия: «народные приметы» определения погоды | Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся. | ||
8. Обобщение и систематизация знаний ( 3 мин.) Цели: - обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся; - обеспечить усвоение учащимися метапредметных и межпредметных знаний; - обеспечить формирование обобщённых понятий | Организует фронтальную работу по обобщению и систематизации знаний. Предлагает разгадать кроссворд | Читают вопросы к кроссворду. Отвечают на вопросы. Проверяют правильность выполненного задания на доске. | Кроссворд:
| Понятия - метеорология; - осадки; - температура воздуха; - ясно; - погода; - облачность; - ветер. | Оценивание правильности ответов на вопросы | ||
9. Итог урока. Рефлексия деятельности. ( 5 мин.) Цели: - инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности; - подвести итог урока; - оценить работу учащихся на уроке. | Организует рефлексию. Контролирует степень усвоения материала, для планирования следующего урока. Выявляет проблемные места в знаниях учащихся. Выставляет оценки за работу на уроке с комментированием. | Отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность. | - Что нового вы узнали на уроке? - Какие приметы погоды вы знаете? - Что такое «метеорология»? - Зачем нам знать какая погода сегодня? - Предлагаю вам заполнить оценочные листы. Я УЗНАЛ… БЫЛО ИНТЕРЕСНО… Я ДОВОЛЕН РАБОТОЙ НА УРОКЕ… | П- ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к урокам окружающего мира; понимают значение знаний в жизни человека. | Устные ответы | ||
8. Домашнее задание (1 мин.) Цели: - закрепление знаний и умений учащихся, полученных на уроке; - инструктаж по выполнению домашнего задания. | Организует инструктаж по выполнению домашнего задания | Задают уточняющие вопросы Записывают домашнее задание | - Запишем домашнее задание: Учебник с. 32-35 читать, пересказывать Рабочая тетрадь с. | Р – принимают и сохраняют учебную задачу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"
Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Что такое экономика?"
Работа на уроке открытия новых знаний проходит в группах. Раскрывая понятие "экономика", дети создают коллективный проект, частичным материалом которого являются групповаые проекты....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»
Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Что такое деньги?"(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.Задачи урокаДидактические:Познакомить с опре...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Такие разные праздники", 4 кл., УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о праздниках в России, их различиях и особенностях.Задачи урокаДидактические:Познакомить с праздниками, которые отмечают ...