Жизнь древних славян. Урок по окружающему миру в четвертом классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Тема: Жизнь древних славян
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование представления о жизни древних славян
Задачи урока:
- познакомить с бытом, занятиями и верованиями древних славян,
- формировать умение работать с исторической картой,
- воспитывать интерес к истории Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_drevnih_slavyan.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Жизнь древних славян
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование представления о жизни древних славян
Задачи урока:
- познакомить с бытом, занятиями и верованиями древних славян,
- формировать умение работать с исторической картой,
- воспитывать интерес к истории Отечества.
Регулятивные УУД: уметь самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Коммуникативные УУД: уметь доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Личностные УУД: положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира, привить любовь к Родине.
Планируемые результаты:
Предметные:
-знать, как и где жили древние славяне, о быте и их веровании,
- уметь давать определения некоторым историческим терминам.
Личностные:
- уважение к культуре, быту, историческому прошлому предков.
Метапредметные:
-понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценить свои достижения,
- работать в группе: договариваться о выполнении задания, делать выводы, осуществлять самопроверку, уметь работать с информацией.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Для учащихся: карточки с надписями, листы оценивания, шумовые инструменты, учебник «Окружающий мир» 4 класс Плешаков А.А., рабочая тетрадь, предметы быта.
Ход урока
I. Организационный этап.
(Учитель зажигает свечу.)
- Посмотрите на свечу и подумайте о чем-нибудь светлом. Ещё предки считали, что огонь очищает. Пусть этот лёгкий, спокойный и таинственный огонь свечи очистит наши души от обид, злобы, жадности и поможет всем нам обрести спокойствие и веру в себя и тех, кто рядом, поможет всем нам стать красивее душой. (Учитель тушит свечу.)
- Я вижу, что вы стали добрее и настроились на работу.
- Мы с вами совершим путешествие по дороге истории.
Мы разделились на группы (общины). В каждой общине нам нужно выбрать старейшину, чтеца, творца, летописца, который будет записывать необходимые материалы на карточках.
Карточка
«Славяне заселили огромную площадь Восточной Европы. Их территория находится
между _____________ и _______________ морями.
Восточные славяне были предками ______________, ______________ и _____________.
Для жилья славяне выбирали безопасное место, около ______________, ______________.
Главными занятиями славян были ____________________, ___________________,
______________, _____________. Развивались ремесла: ____________, ______________,
____________, _____________. Восточные славяне были язычниками. Они поклонялись
многим богам. Таким как _______________________________________________________
Кроме богов природы, были у славян и другие духи. Это ____________________________
Перед вами листы оценивания. С каким настроением отправляетесь в путешествие? Поставьте на своих листах смайлик.
Посмотрите предметы быта, которые лежат у вас на столе. Кому принадлежат эти предметы?
На доске:
Современники
Предки
Потомки
-Итак, куда отправляемся путешествовать?
-Отправляемся в путешествие к предкам.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Перед вами текст. Чтец 1 группы прочитай, пожалуйста.
Чтец 2 группы прочитай выделенные слова.
Наши предки жили по берегам таких рек, как Днепр, Волхов, Ока и Западная Двина. Пришли они на эту Землю с предгорий Гималаев (из Индии). Доказательством этому является похожее звучание слов мать, сестра, нос, двое, как у нас, так и в Индии. Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных наших предков, воинов – богатырей, часто вовлекали в войны, как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечем и копьем, в простых рубахах, а то и полуголые.
- Что вы можете сказать о выделенных в тексте словах? (это однокоренные слова с корнем слав и общим значением)
- Вы узнаете, как называли наших предков, если дополните схему, используя корень данных однокоренных слов
славяне
Итак, что мы сегодня будем изучать?
- О жизни наших предков, славян.
- Молодцы, мы с вами изучим, как жили славяне?
- Чем занимались?
- Где поселились?
- Какими они были?
III. Актуализация знаний.
У каждой общины на партах лежат листочки с текстом. Сейчас чтец прочитает текст своей общине. Всей общине нужно подготовиться представить свой текст, а летописец будет записывать информацию.
Где поселились славяне?
Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек Днепр, Западная Двина, Волхов, Ока от берегов Черного моря до берегов Балтийского моря. Жили славяне племенами: восточные славяне, западные славяне, южные славяне. Племя восточных славян занимало наибольшее пространство. Славяне жили в небольших поселениях племенами, обнесённых частоколом. Жилищами им служили деревянные избы, крытые соломой или древесной корой. Печи в таких избах топились «по-чёрному». Труб у них не было, и дым от сгоревших дров выходил на улицу через окно и двери. Ранним утром люди принимались за работу. Трудились все от мала до велика. Мужчины пахали землю, женщины занимались домашним хозяйством, дети пасли коров и овец. От восточных славян позднее произошли русские, украинцы и белорусы.
Представление 1 общины.
- В какой части Европы было поселение славян? (Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы.)
- Какие национальности позднее произошли от Восточных славян? (От восточных славян позднее произошли русские, украинцы и белорусы.)
- Как жили славяне? (Жили славяне племенами.)
Чем занимались славяне?
Главным занятием славян было земледелие. Обычно сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Заниматься земледелием в густых, непроходимых лесах было тяжело. Прежде чем посеять зерно, нужно было вырубить деревья, выкорчевать пни и сжечь их. Только после этого поле становилось пригодным для пашни. После нескольких урожаев земля истощалась, и приходилось расчищать от леса новый участок. Славяне разводили домашний скот – коров, лошадей, овец, а также занимались охотой, рыболовством, собирали в лесах мёд диких пчёл. Почти в каждом их поселении были искусные мастера, занимавшиеся изготовлением орудий труда и оружия из железа. Жизнь людей в те далёкие времена была полна лишений и опасностей. В любой момент можно было ожидать внезапного нападения. Славяне почти никогда не расставались с оружием. Бортничество – славяне занимались сбором меда, так как в леммах обитало много диких пчел. Использовали мед и в пищу и в качестве лекарства. Собирательство меда лесных пчел называлось бортничеством (борть – "дупло дерева", где жили дикие пчелы).
Представление 2 общины.
- Чем занимались мужчины? (Все мужчины были охотниками, рыболовами.)
- На кого они охотились? (Охотились они на кабанов, медведей,
косуль.)
- Кто такие бортники? (Они собирали мед диких пчел.)
- Чем занимались женщины? (Женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, пряли, шили. Многие из них занимались врачеванием, готовили лекарственные снадобья из трав.)
Как выглядели славяне?
Славяне были рослыми, сильными и красивыми людьми. У них были серые или голубые глаза, светлые волосы и правильные черты лица. Одевались они в домотканую одежду, носили обувь из кожи и лыка. На рассвете, вместе с первыми лучами солнца просыпался славянский посёлок. Одежду шили изо льна и шерсти.) Каждый день их был полон трудовых забот. Их налаженную жизнь могло потревожить появление недругов, какое-либо бедствие
Представление 3 общины.
- Почему славяне были крепкими, выносливыми? (Каждый день их был полон трудовых забот. Их налаженную жизнь могло потревожить появление недругов, какое-либо бедствие.)
- Из чего шили одежду Древние славяне? (Одежду шили изо льна и шерсти.)
Праздники славян.
С почитанием различных богов и явлений природа, связаны были и праздники древних славян. Эти праздники дошли и до наших дней. Одни из них сохранили своё название, до нашего времени, а другие называются немного по-другому. Сейчас мы с ними познакомимся. Одним из важных праздников славяне считали Праздник Ивана Купалы, который празднуется в наше время 7 июля. Праздновался этот праздник в честь бога Купало – бога лета, полевых плодов и летних цветов.
Праздник берёзы и трав. В наше время этот праздник называется – Праздник Троицы.
– Что вы знаете про этот праздник?
Праздник сбора плодов, ныне Яблочный спас, празднуется 19 августа.
Праздник Коляды. Святки с 7 января – по 19 января. Эти дни наши предки считали днями нечистой силы. Подземных богов и духов. С этими днями связаны такие сказочные герои как Баба-Яга и Кощей Бессмертный.
Масленица праздник проводов зимы и встреча весны.
Представление 4 общины.
- Какие праздники Древних славян вы запомнили? (Праздник Ивана Купалы, в честь Солнца.)
- Почему верования славян были так тесно связанны с природой? (Их жизнь сильно зависела от природы: урожай, охота, и т.д.)
IV. Физкультминутка.
- Славяне работали и отдыхали, устраивали праздники. Мы тоже отдохнем.
Встанем в общий хоровод с инструментами. Каждый играет свою мелодию. (Все проходят в хороводе, выполняя разные движения.)
Соберём инструменты в узелок. Отправляемся дальше в путешествие.
V. Первичное усвоение новых знаний.
- Почему славяне жили племенами? (Сообща занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес.)
- Как Древние славяне выбирали место для жилья? (Место выбирали безопасное, вблизи рек, где-нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме.)
- Опишите дом древних славян. (Жилища до половины уходили в землю. В доме было; деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Топилась изба по-черному, без трубы. Дым выходил наружу через небольшие открытые окошки и низенькую дверь. Стекол не было. От холода окна прикрывали досками, соломой, ветками.)
- Какая посуда была? (Посудой служили глиняные горшки и сковородки.)
На ваших партах есть предметы.
-Из чего сделаны эти предметы? Кто их сделал? Какое ремесло развивалось у древних славян?
- Кузнечное ремесло.
- Гончарное дело.
- Столярное ремесло
- Плетение, рукоделие.
VI. Первичное закрепление.
1. Работа в тетради.
С. 14, №2
- Прочитайте утверждения.
- Найдите одно неверное утверждение. (6.)
- Отметьте это утверждение знаком « - ».
2. Вера древних славян. ( показ слайдов).
Творцу из каждой общины розданы карточки, где говорится о богах, почитаемых славянами. Богов было много, но мы познакомимся с особо почитаемыми.
(Творцы рассказывают).
Перун. Грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями. Это был грозный бог, его считали еще богом войны.
Сварог. Бог неба ("сваро" – небо). Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нем готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог являлся покровителем кузнецов.
Даждьбог. Сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает.
Велес. Бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними.
Макошь. Одни из самых главных богинь восточных славян, "ма"-мать, "кошь"-корзина. Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ. От количества урожая зависела судьба человека, поэтому и была еще названа богиней судьбы.
Ярило. Божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о теплом лете, хорошем урожае.
Славяне считали, что их родную природу населяют духи и фантастические существа. Одни, по мнению славян, были добрыми духами, а другие – злыми.
Леший. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда он идет лесом, то равен с лесом, когда идет по траве равен траве, а людям являлся в образе человеческом.
Домовой. Живет в домах. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит, так хозяина разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой около печки.
Русалка. Полу дух женского рода. Русалки живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего – возвращаются в реку
- Назовите главного из богов славян. (Перун - бог грома и молнии.)
- В кого еще они верили? (Верили, что дом охраняет домовой, в лесу водится леший, в реках и озерах живет водяной и русалки.)
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Написать сочинение «Жизнь древних славян»
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Выполним тестовые задания на оценочных листах. Оценим свои результаты.
ТЕСТ
1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:
а) восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.
2. Древние славяне жили:
а) в одиночку;
б) семьями;
в) племенами.
3. Богом грома и молнии у древних славян был:
а) Зевс;
б) Перун;
в) Марс.
4. Свои дома славяне строили из:
а) камня;
б) кирпича;
в) столбов деревьев.
5. Славяне носили одежду из:
а) льна и шерсти;
б) хлопка;
в) шёлка.
Лист самооценки ученика (цы) ____ класса
________________________________________
Критерии | Мои комментарии | Оценка (1-5 баллов) |
Готовность к уроку | ||
Активность на уроке | ||
Личный вклад в работу группы | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Здоровый образ жизни"
На данном уроке дети познакомятся с правилами здорового образа жизни, научатся бережно относиться к своему здоровью....
конспект урока по окружающему миру в 1 классе Жизнь птиц зимой"
Подробный конспект урока во 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"...
Проект урока по окружающему миру в 4 классе "Жизнь луга"
Данная работа содержит разработку по разделу окружающего мира в 4 классе "Родной край-часть большой страны" - проект урока по теме "Жизнь луга"...
Урок-презентация окружающего мира в 3 классе по теме «"Золотые ворота" в Древнюю Русь»
Урок-презентация окружающего мира в 3 классе по теме «"Золотые ворота" в Древнюю Русь» Цель: 1.познакомить учащихся с памятниками культуры Древней Руси : с древними городами, храмами, иконой...
Конспект урока окружающего мира в четвертом классе по программе "Начальная школа ХХI века"
Тема урока "Организм человека" - обобщающий урок. Задания в группах охватывают все темы раздела "Мы и наше здоровье" и дают возможность ярко, интересно и познавтельно повторить пройденный материал....
Урок по окружающему миру в 4 классе `Жизнь древних славян` Школа России.
Урок по окружающему миру в 4 классе `Жизнь древних славян...