Урок-презентация окружающего мира в 3 классе по теме «"Золотые ворота" в Древнюю Русь»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок-презентация окружающего мира в 3 классе по теме «"Золотые ворота" в Древнюю Русь»
Цель:
1.познакомить учащихся с памятниками культуры Древней Руси : с древними городами, храмами, иконой, кириллицей, летописью;
2.развивать аналитическое мышление: умение выделять главное, делать обобщающие выводы;
3.воспитывать любовь к нашей Родине, интерес к изучению истории государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_.konspekt.docx | 29.31 КБ |
okr.mir_prezentatsiya.pptx | 545.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«"Золотые ворота" в Древнюю Русь»
Урок-презентация урока окружающего мира в 3 классе.
Учитель начальных классов Митриева Ирина Викторовна. г.Краснодар МБОУ СОШ №34
__________________________________________________________________________________
Цель:
1.познакомить учащихся с памятниками культуры Древней Руси : с древними городами, храмами, иконой, кириллицей, летописью;
2.развивать аналитическое мышление: умение выделять главное, делать обобщающие выводы;
3.воспитывать любовь к нашей Родине, интерес к изучению истории государства.
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит вам открыть много нового.
II. Мотивационное начало урока.(Слайд №2)
Русь великую, Русь святую, В окруженье седых берёз, Я не первый в стихах рисую, Как икону пишу, всерьёз.
| Я молюсь за неё, родную, С. Кадашников |
-Ребята, как вы думаете, почему наш урок начинается именно с такого стихотворения?
-Есть времена в истории родины, значение которых очень велико, каждое новое поколение хочет слышать о них. Слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род.
III. Актуализация знаний.
Ребята, а вы любите путешествовать ? А куда бы вы хотели попасть? Что бы вы хотели увидеть? Для чего?
-Увидеть что-то новое, интересное, любопытное можно и в нашей стране. Наш замечательный город Краснодар очень молод по сравнению с другими городами России. И посетим мы сегодня древние, старинные города, которыми славилась
Древняя Русь.
Первое наше путешествие будет по книге знаний- нашему учебнику. Загляните на стр.35.
- Посмотрите на первый славянский алфавит – кириллицу. Найдите знакомые и незнакомые вам начертания букв.
Первая буква пишется А, читается – аз, а обозначает - я. Вторая буква пишется Б, читается – буки, а обозначает – буква , книга.
(Слайд №3)
- Почему буквы стоят именно в таком порядке? Что хотели сказать потомкам создатели азбуки? Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий? Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составьте текст, объясните его. (Групповая работа)
Буква | Читается | Обозначает |
А | Аз | Я |
Б | Буки | Буква, книга |
В | Веди | Ведать, знать |
Г | Глагол | Говорю, слово |
Д | Добро | Добро |
Е | Есть | Есть |
Ж | Живете | Жизнь |
З | Земля | Земля |
И | И | И |
К | Како | Как |
Л | Люди | Люди |
М | Мыслите | Мыслить (Слайд №4) |
/Я, книга, знающая слово добра, есть жизнь земли и как люди мыслю.
Я – буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю./
Каждое название буквы несло большой смысл и нравственное содержание. Овладевший грамотой впитывал огромной глубины нравственные понятия, вырабатывал для себя линию поведения в жизни, получал понятия о добре и морали. Пусть и сегодня книга поможет вам овладеть добрыми знаниями.
Найдите на стр. 32 место, куда направились наши герои Анюта и Илюша.(Во Владимир)
(Слайд №5)
Виктор Широков
На сегодняшней карте найди
И тотчас поезжай во Владимир,
В Золотые ворота войди.
И откроется чуткому взору
Красота заповедных затей:
Соболиные шапки соборов
И могучие стрелы церквей.
Этот город назван в честь его основателя Владимира Мономаха. А побываем мы в городе во времена правления Андрея Боголюбского. Он был крупным государственным деятелем, отважным полководцем и хорошим дипломатом. При нём город Владимир стад крупнейшим очагом русской культуры. По словам летописца, Андрей “сильно устроил” Владимир, привлёк в него “купцов хитрых, ремесленников и рукодельников всяких.”
Каким волшебным образом ребята попали во Владимир 12 века?
(Слайд №6)
Перед вами Золотые ворота крепостной стены древнего Владимира. Они построены в XII веке.
- Как вы думаете, почему они так называются ? (версии детей)
Золотые ворота одновременно служили городу и узлом обороны, и торжественным въездом. Их мощный белокаменный куб, прорезанный огромной аркой и высоко увенчанный златоглавой церковью – замечательное сооружение крепостной архитектуры.
Заглянув на стр. 33, вы узнаете, что стояло в центре любого древнерусского города и являлось его гордостью и украшением. (главный храм) . Ребята, вы слышите?
Звон колоколов
(Слайд №7)
Войдём в город. Перед нами главный храм Владимира – Успенский собор. В этом соборе на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов, находилась величайшая русская святыня – икона Владимирской Богоматери, шедевр византийского искусства. Внутреннее убранство храма ослепительно сверкало золотом, серебром и драгоценными каменьями, что вызывало сравнение с легендарным библейским храмом царя Соломона.
Не зря храмы Древней Руси называют хранителями культуры. Ведь чем украшены храмы? Взгляните на стр. 34. (мозаикой, фресками, иконами)
Такие памятники, как Успенский собор, Золотые ворота - величайшие шедевры русского искусства. Не найти им подобных в иных странах, ибо могли они возникнуть только на русской земле, олицетворяя тот идеал красоты, который сложился и достиг столь замечательного расцвета в тогдашнем главном центре этой земли. Ведь именно в этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период его исторического развития, равно как сознание его национальной самобытности, любовь к своей земле, красоту которой они были призваны увенчать не только для своего времени, но и для всех последующих поколений русских людей.
Наши герои Анюта и Илюша пройдя через Золотые ворота, побывали только в одном древнерусском городе, а я вам предлагаю путешествие продолжить и познакомиться с другими древними городами и их украшением- древними храмами.
Но для этого нам нужно набраться сил, и поможет нам в этом
ФИЗМИНУТКА (музыкальная)
Недалеко от Владимира город Суздаль.
(Слайд№8)
Анатолий Мовшевич
Как торт роскошный, именинный,
Нарядный, весь в свечах церквей.
Красавец дивный, град старинный
Справлял свой славный юбилей.
Су́здаль — город в России — город-заповедник, входит в Золотое кольцо России.
В летописи Суздаль впервые упоминается, когда говорится о восстании волхвов в 1024 году
В начале XII века (при Юрии Долгоруком) Суздаль был центром Ростово-Суздальского княжества. В 1157 году Андрей Боголюбский перенёс столицу во Владимир, и княжество стало называться Владимиро-Суздальским.
Суздаль упоминается в берестяной грамоте , датируемой серединой XII века
С XVI века в Суздале вели строительство монастырей, расширяли старые, возводили новые. К XVI веку существовало 11 монастырей (к началу XIX века сохранилось 5 монастырских комплексов). Суздаль стал одним из религиозных центров на Руси.
В 1967 году был принят Генеральный план развития Суздаля, согласно которому он становился городом-музеем.
(Слайд №9)
Перед вами Рождественский Собор, Соборная колокольня и деревянная Никольская церковь.
Путешествуем дальше. (Слайд №10)
Мы в Великом Новгороде.
Благодатный Борис
Идут столетия, а он красив и молод
Историей своею знаменит
С лет незапямятных великий город
На берегах седого Волхова стоит
Великий Новгород, жемчужина Руси
Культуры древней древняя столица
Твой путь к свободе, вере и любви
Пускай в делах великих воплотится!
Вели́кий Но́вгород (до 1999 года официальное название — Но́вгород) — город на северо-западе России.
Великий Новгород — один из древнейших и известнейших городов России (в 2009 году официально отметил 1150-летие). Место призвания летописного Рюрика и зарождения российской государственности. В Средние века — центр Новгородской Руси и затем Новгородской земли. Период политической истории Новгородской земли начиная с 1136 года и резкого ограничения роли князя, до победы московского князя Ивана III Великого над новгородцами в 1478 году принято называть «Новгородская республика» (правительство которой использовало обозначение Господин Великий Новгород).
Новгород не подвергся татаро-монгольскому нашествию, хотя и платил дань, сохранив уникальные памятники древнерусской архитектуры домонгольского периода и был единственным из древних русских городов, избежавшим упадка и дробления в XI—XII вв. В 1136 году он стал первой вольной республикой на территории феодальной Руси. Славу Новгороду составил князь Александр Невский, разгромивший шведских и немецких рыцарей.
Главным храмом являлся Софийский собор. (Слайд №11)
Десятинный монастырь (Слайд №12)
Хутынский монастырь (Слайд №13)
Новгородский Кремль(Слайд№14)
Но ведь столица нашей Родины тоже древнерусский город. (Слайд №15)
Александр Пушкин
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва…как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
Москва – основана князем Юрием Долгоруким.. Возраст Москвы точно не известен. Самые древние археологические находки на территории Москвы относятся к каменному веку. С конца первого тысячелетия в районе современной Москвы поселились славяне: вятичи и кривичи. Вятичи составляли основную часть первоначального населения Москвы. Археологические раскопки, проведённые в районе Кремля, свидетельствуют, что к концу XI века там уже существовало поселение, защищённое валом и рвом.
Первым достоверным летописным упоминанием считается указание Ипатьевской летописи на субботу 4 апреля 1147 года, когда ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий принимал в городке под названием Москов своих друзей и союзников .
В 1237—1238 годах, во время монголо-татарского нашествия на Русь, Москва была разграблена и сожжена, однако её вскоре восстановили.
(Слайд №16)
Перед вами символ России, который знают во всем мире-Собор Василия Блаженного.
(Слайд №17)
А это Московский Кремль, с которого началась Москва.
На Руси были более древние города, но именно Москве было суждено стать столицей. Которой она является и в наше время.
IV.Домашнее задание.
Вот мы и вернулись в наш 21 век.
А закончим мы наше путешествие тем, с чего начинали. С книги.
Обратитесь к учебнику (с.36 последний абзац-), ответьте на вопрос на чём писали книги и кто их писал.
V. Итог урока.
Было ли полезно вам наше путешествие? Почерпнули ли вы что-то новое, мы сейчас узнаем. (групповая работа)
Каждый ряд получает «грамотку» (свернутый рулоном лист бумаги) Грамотки пустые, вы их будете заполнять. Первый ученик записывает ответ на первый вопрос и заворачивает часть грамоты, следующий- на второй вопрос и тоже заворачивает часть грамоты и т. д. Какая группа ответит правильно на большее число вопросов, та и выигрывает, а значит и получает «пятерки» (Слайд № 18)
1. (город)Укреплённое селение, в котором жили правители, торговцы и мастеровые люди.
2. (ремесленники)Мастера, которые ковали из железа инструменты и оружие, лепили из глины красивую посуду, шили одежду, строили дома, церкви.
3. (купцы)Люди, которые торговали разными товарами, ездили в далёкие страны и привозили диковинные вещи.
4.(кремль) укрепленная древняя крепость
5.(храм)Главное украшение Древнерусского города
6.(Успенский Собор) Главный храм города Владимира
7.(фрески) рисунок на влажной штукатурке
8.(мозаика)рисунок на окнах из разноцветных кусочков стекла
9.(икона) лик святого, изображенный на доске
10.(Собор Василия Блаженного) Храм-символ Москвы
VI.Релаксация.
На «листках настроения» раскрасьте урок окружающего мира подходящим для вашего настроения цветом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русь великую, Русь святую, В окруженье седых берёз, Я не первый в стихах рисую, Как икону пишу, всерьёз. Я молюсь за неё, родную, Среди ночи молюсь и дня, Я не первый её рисую, И последним пишу не я. С. Кадашников
Буква Читается Обозначает А Аз Я Б Буки Буква, книга В Веди Ведать, знать Г Глагол Говорю, слово Д Добро Добро Е Есть Есть Ж Живете Жизнь З Земля Земля И И И К Како Как Л Люди Люди М Мыслите Мыслить
Я, книга, знающая слово добра, есть жизнь земли и как люди мыслю. Я – буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.
Виктор Широков На сегодняшней карте найди И тотчас поезжай во Владимир, В Золотые ворота войди. И откроется чуткому взору Красота заповедных затей: Соболиные шапки соборов И могучие стрелы церквей.
Золотые ворота Владимир
Успенский собор
Анатолий Мовшевич Как торт роскошный, именинный, Нарядный, весь в свечах церквей. Красавец дивный, град старинный Справлял свой славный юбилей.
Суздаль Рождественский собор
Соборная колокольня
Деревянная Никольская церковь
Благодатный Борис Идут столетия, а он красив и молод Историей своею знаменит С лет незапямятных великий город На берегах седого Волхова стоит Великий Новгород, жемчужина Руси Культуры древней древняя столица Твой путь к свободе, вере и любви Пускай в делах великих воплотится!
Великий Новгород Софийский собор
Десятинный монастырь
Хутынский монастырь
Новгородский Кремль
Александр Пушкин Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва…как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось!
Москва Собор Василия Блаженного
Московский Кремль
1 Викторина 1. Укреплённое селение, в котором жили правители, торговцы и мастеровые люди. 2. Мастера , которые ковали из железа инструменты и оружие, лепили из глины красивую посуду, шили одежду, строили дома, церкви. 3. Люди , которые торговали разными товарами, ездили в далёкие страны и привозили диковинные вещи. 4 . Укрепленная древняя крепость. 5.Главное украшение Древнерусского города. 6.Главный храм города Владимира. 7 . Рисунок на влажной штукатурке. 8.Рисунок на окнах из разноцветных кусочков стекла. 9.Лик святого, изображенный на доске. 10.Храм-символ Москвы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по окружающему миру 3 класс на тему "Золотое кольцо России"
Уроа по окружающему миру 3 класс на тему «Золотое кольцо России»(учебник «Окружающий мир» автор Плешаков А.А.) Цель урока: познакомить детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» ...
Урок – презентация по окружающему миру (3 класс) Тема: «Полезные ископаемые»
На уроке показана работа в тетрадях "Проверочные работы". Работа над материалом урока ведётся с использованием технологии проблемного обучения и ИКТ технологии.Учащиеся на уроке выполняют практическую...
урок- презентация по окружающему миру . 4 класс тема Славные символы России
Целью урока является развитие познавательного интереса к своей Родине -- великой и могучей стране .Знакомство с понятиями ...
уроке - презентация по окружающему миру, 1 класс, на тему "Путешествие по городу"
Данный конспект урок+ презентация разработан мной с целью более глубокого изучения родного края, своего города (Йошкар Ола)...
урок -презентация по окружающему миру. Раздел "Времена года" тема урока "Осень" 2 класс автор А.А.Плешаков
тема урока, цели урока, тип урока, ход урока, составление кластера при помощи загадок, работа над темой, составление рассказа итд....
Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома, Плёс» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, кото...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые вх...