Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 3 класс. УМК "Начальная школа XXI века".
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Бочковская Ирина Раисовна

В данной работе предоставлено поурочное планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, планируемые предметные результаты освоения учебного предмета (перед изучением каждой темы). Темы "Реализуемые элементы программы развития ИКТ-компетентности" вносятся каждым учителем самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.mir_3.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

3 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

Название раздела

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

(кол-во часов)

Темы проектной деятельности

1.

Земля – наш общий дом

7

Ориентироваться в понятии  «историческое время». Различать понятия «век», «столетие», «эпоха». Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее. Характеризовать условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло, свет). Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды (воздуха). Называть источники воды, характеризовать различные водоемы. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.

2.

Человек изучает Землю

4

Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте. Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений. Определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.

3.

Царства природы.

26

«Охрана животных в России» или «Охрана растений в России» (по желанию)

Объяснять отличия грибов от растений. Различать грибы съедобные и ядовитые. Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводить примеры (конструировать) цепи питания. Составлять описательный рассказ о животных разных классов. Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных. Ориентироваться в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных. Характеризовать значение растений для жизни. Различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их. Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения. Проводить несложные опыты по размножению растений. Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

4.

Наша Родина: от Руси до России.

11

Воспроизводить названия русского государства в различные исторические эпохи. Узнавать символы царской власти. Знать имя президента современной России. Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя. Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

5.

Как люди жили в старину.

12

Составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?». Описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы, славян. Воспроизводить дату крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события. Объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, Древняя Русь, московская Русь); рассказывать об основных исторических событиях, проходивших в это время.

6.

Как трудились в старину.

7

Ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их. Рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника. Приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России. Называть древние города, описывать их достопримечательности. Ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист».

Тема урока

Формы контроля

Реализуемые элементы программы развития

ИКТ -компетентности

Дата

Название темы в соответствии с ОПП НОО

Авторская тема

Раздел 1 «Земля – наш общий дом»

Планируемые результаты

Обучающиеся научатся

Обучающиеся получат возможность научиться

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
  • следовать инструкциям, правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

1.

Счет лет в истории. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.

Где и когда ты живешь.

2.

Природные объекты и предметы, созданные человеком. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

Солнечная система.

Опыт «Распространение тепла от его источника».

История возникновения компьютера. Профессия – программист.

3.

Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.

Солнечная система.

4.

Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Свойства воды.

Условия жизни на Земле.

5.

Комплексная работа за 2 класс «Издалека долго течет река Волга».

6.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.

Условия жизни на Земле.

Практическая  работа «Смена сезонов, дня и ночи».

7.

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Условия жизни на Земле.

Контрольная работа №1 по разделу «Земля – наш общий дом».

Раздел 2 «Человек изучает Землю»

Планируемые результаты

Обучающиеся научатся

Обучающиеся получат возможность научиться

  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

8.

Глобус как модель Земли.

Человек познает мир.

Правила поведения в компьютерном классе. Включение и выключение компьютера.

9

Географическая карта и план.

Человек познает мир.

Практическая работа   «Работа с картой»

10.

Ориентирование на местности. Компас.

Человек познает мир.

11.

Важнейшие природные объекты своей страны, района.

Человек познает мир.

Контрольная работа №2 по разделу «Человек изучает Землю»

Раздел 3 «Царства природы»

Планируемые результаты

Обучающиеся научатся

Обучающиеся получат возможность научиться

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
  • следовать инструкциям, правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

12.

Бактерии.

13.

Грибы: съедобные и ядовитые.

Грибы.

14.

Правила сбора грибов.

Грибы.

15.

Дикорастущие и культурные растения.

16.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Если бы на Земле не было растений.

Опыт «Роль света и воды в жизни растений»

17.

Растения прекрасные, но опасные. Ядовитые растения.

18.

Растения, их разнообразие.

Разнообразие растений на Земле.

Практическая работа    «Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами»

19.

Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Разнообразие растений на Земле.

20.

Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

Как живет растение.

Практическая работа  «Сравнение плодов. Распределение плодов по группам»

21.

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Как живет растение.

22.

Размножение растений. Вегетативные способы размножения.

23.

Размножение растений.

Опыт «Выращивание растения»

24.

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Культурные растения в жизни человека.

Опыт «Состав почвы»

25.

Культурные растения в жизни человека.

26.

Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений Красной книги.

27.

Охрана природных богатств: растительного мира.

Красная книга России.

28.

Контрольная работа  по теме «Растения»

29.

Животные, их разнообразие.

Разнообразие мира животных.

30.

Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Разнообразие мира животных.

31.

Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери).

Животные – живые существа (организмы)

32.

Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Животные – живые существа (организмы)

33.

Насекомые.

Беспозвоночные животные.

34.

Рыбы, птицы, звери, их отличия.

Позвоночные животные.

35.

Позвоночные животные.

36.

Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).

Природные сообщества.

37.

Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Охрана природных богатств: животного мира. Заповедники, их роль в охране природы.

Почему люди приручили диких животных.

38.

Контрольная работа  по теме «Животные»

Раздел 4 «Наша Родина: от Руси до России»

Планируемые результаты

Обучающиеся научатся

Обучающиеся получат возможность научиться

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах  образовательной организации, социума, этноса, страны;

39.

(Как люди узнают о прошлом). Наука «история». Методы изучения прошлого.

40.

Восточнославянские племена.

41.

Счет лет в истории.

Первые русские князья.

42.

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь.

Первые русские князья.

43.

Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Как Москва стала столицей.

44.

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство.

Иван IV Грозный – первый русский царь.

45.

История Отечества.

Петр I Великий.

46.

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская Империя.

Екатерина II Великая.

47.

Последний российский император Николай II.

48.

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: СССР, Российская Федерация.

Советская Россия. СССР.

49.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Контрольная работа  по разделу «Наша Родина: от Руси до России».

Раздел 5  «Как люди жили в старину»

Планируемые результаты.

Обучающиеся научатся

Обучающиеся получат возможность научиться

  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах  образовательной организации, социума, этноса, страны;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

50.

(Из истории имен). История происхождения имен, отчеств, фамилий.

51.

Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Какими людьми были славяне.

52.

Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России.

Какими людьми были славяне.

53.

Картины быта людей в разные исторические времена.

(Скажи, какой у тебя дом). Предметы старины. Строительство домов.

54.

(Скажи, какой у тебя дом). Особенности крестьянского дома.

55.

Картины быта людей в разные исторические времена.

По одежке встречают.

56.

Культурные традиции людей в разные исторические времена.

По одежке встречают.

57.

(По одежке встречают). Особенности одежды славян разных сословий и разных исторических периодов.

58.

Картины быта людей в разные исторические времена.

Русская трапеза.

59.

Духовно-нравственные традиции людей в разные исторические времена.

Верования языческой Руси.

60.

Принятие христианства на Руси.

61.

Контрольная работа

 Раздел  6 «Как трудились в старину»

Планируемые результаты.

Обучающиеся научатся

Обучающиеся получат возможность научиться

  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы.

62.

Картины труда людей в разные исторические времена.

Что создавалось трудом крестьянина?

63.

День весны и труда. Оформление стенной газеты к общественному празднику.

Что создавалось трудом крестьянина?

64.

Картины труда людей в разные исторические времена.

Что создавалось трудом ремесленника?

65.

Особенности труда людей родного края, их профессии.

Что создавалось трудом ремесленника?

66.

Картины труда людей в разные исторические времена.

Что создавалось трудом рабочего?

Проведение дня памяти выдающегося земляка.

67.

Контрольная работа

68.

Выдающие люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

Открытия, которые совершил человек в XIX-XX веках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование для 3 класса "Начальная школа 21 века"

Тематическое планирование для 3 класса по всем предметам. Соответствует требованиям ФГОС...

Календарно-тематическое планирование для 1 классов УМК "Школа 21 века"

Календарно-тематическое планирование для 1 классов УМК "Школа 21 века" предназначено учителям начальных классов, работающих по данной программе....

Поурочное планирование за 1 класс "Начальная школа 21 века"

Календарно- тематическое планирование 1 класс " Начальная школа 21 века"...

Календарно-тематическое планирование "Технология" 2 класс (Начальная школа ХХI века"

В данной разработке представлено календарно-тематическое планирование по курсу "Технология" 2 класс (УМК "Начальная школа ХХI века")...