Урок окружающего мира. 3 класс. "Влияние человека на растительный мир. Охрана растений"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Невзорова Оксана Геннадьевна

Урок окружающего мира. 3 класс. "Влияние человека на растительный мир. Охрана растений" (на материале о Кемеровской области)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_cheloveka_na_rastitelnyy_mir.docx811.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Цели урока:

1. Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека.

2. Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе; развитие умения  устной речи, кругозора, творческой фантазии, наблюдательности.

3. Показать важность охраны растений; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

Послушайте экологическую сказку.

- На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Петя забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Пети был такой красивый букет.

Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Петя был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …

Обсуждение сказки.

-Можно ли Петю назвать “добрым” мальчиком?

- Почему лось заплакал?

- Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.

Постановка цели урока

- Вы догадались, о чем на уроке пойдет речь? (ответы) Кроме этого мы повторим,  обобщим всё, что вы знаете о царстве растений. Нам нужно уточнить знания о том, как человек использует растения; выяснить, какие растения занесены в «Красную книгу»  и  почему появилась необходимость охранять природу.     На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о растениях: об их разнообразии, строении, размножении и развитии. Сегодня нам предстоит изучить ещё одну тему, посвященную миру растений. Но сначала вспомним предыдущий материал.

Без особой нужды, от скуки,

Если даже в лесу впервые,

Не ломайте деревьям руки,

Ведь живые они, живые.

I. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Почему автор  называет деревья живыми?

Ученики. Деревья относятся к живой природе: они дышат, питаются, размножаются, в конце жизни умирают.

– Какая наука изучает жизнь растений?

– На какие группы   разделили царство растений? Назовите отличительные особенности каждой группы

По горизонтали

По вертикали

      1. Самая большая группа растений.

      5. Растения, у которых не бывает корней, цветков и плодов с семенами.

6. У этого растени листьяя похожи на перья.

7. Одно из царств живой природы.

2. Растения - жители воды.

3. Наука о растениях.

4. Их листья - хвоинки.

Части растений

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

             

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

         

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

в

 

 

3

 

 

 

 

 

1

с

т

е

б

е

л

ь

 

 

6

 

 

е

 

т

 

 

и

 

 

 

п

 

 

м

 

о

 

 

с

 

 

 

л

 

 

е

 

к

 

 

т

 

5

к

о

р

е

н

ь

 

 

 

 

 

 

 

д

 

 

а

 

 

 

 

 

 

По горизонтали

По вертикали

  • Наземная часть растений, от которой растут листья, цветы;

5. Часть растения, закрепляющая его в земле;

2. Часть растения, которая находится в плодах;

3. Какую часть растения люди едят у петрушки, укропа и капусты;

4. Красивая часть растения, которая находится на стебле;

6. Что образуется у растения на месте цветка.

Проверка у доски

Проверка домашнего задания по теме: “Размножение и развитие растений”.

– Как происходит развитие растения из семени?

- Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений:

 Семя

Взрослое растение с плодами и семенами

Проросток с развивающимся корешком

Взрослое растение с цветками

Проросток с развивающимся стеблем и листочками

(Ответ: 1. Семя; 2. Проросток с развивающимся корешком; 3. Проросток с развивающимся стеблем и листочками; 4. Взрослое растение с цветками; 5. Взрослое растение с плодами и семенами).

– Какие приспособления есть у растений для того, чтобы распространяться?

- Как расселяются растения? Напиши после названия каждого растения, как распространяются у него семена:

Клён …

Одуванчик …

Сосна …

Репейник …

(Ответ: Клён – ветром; одуванчик – ветром; сосна – ветром, птицами (дятел), зверьми (белка); репейник – животными, человеком).

Составить кластер У ДОСКИ

-  Как человек использует растения?   (кислород, пища, лекарства, древесина, ткани - лён. хлопок)

-  Для животных  (пища, кислород, жилище, лекарства) Лес - это дом для животных.

- Может ли человек прожить без растений?

Вывод: Растения для человека – это источник кислорода, пищи, лекарства, строительного материала, материал для изготовления бумаги, мебели, топлива, удовольствия. Человек прожить без растений не сможет.

II. Работа над темой.

– Как вы думаете, зачем надо охранять растения? Какое отношение они имеют к жизни на нашей планете?

Обобщение: несомненно, жизнь животных, человека полностью зависят от растений. К сожалению, деятельность человека изменила условия жизни растений.

-Людей очень беспокоит, что растений на планете становится все меньше.

Рассмотрим причины исчезновения растений.

1. Вырубая  леса,  люди оставляют после себя опустошённые голые пространства с грудами обрубленных веток.

Сбор растений.

-Для чего люди собирают растения? (букеты, лекарственные растения, для пищи)

-А вы знаете, что привычка рвать цветы и травы привела к исчезновению многих растений.

2. Лесные пожары – это страшное бедствие. Это вторая причина исчезновения растений.

-Как вы думаете, какие причины лесных пожаров?

-80% пожаров происходит по вине людей (незатушенный костер, брошенный окурок)

- И только 20% по вине природы (от удара молний, в засушливые годы самовозгорание сухого мха и травы)

3. Вытаптывание

- Бывает, что люди, не срывая растения, губят их.

- О какой причине еще узнали?

- Что происходит, когда люди вытаптывают почву? 

Кто должен заботиться об охране растений?

– Что делает государство по охране природы? 

– Что возможно сделать в ваших силах, чтобы не нанести вреда природе?

2. Рассказ о Красной книге.

В 1948 г. был образован Международный союз охраны природы и природных ресурсов, а в 1963 появился первый список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира, получивший название

Red Data Book

- Кто переведет? (Красная книга фактов). Это была первая Красная книга.Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает.

- Почему эта книга красного цвета? ( Красный цвет- цвет опасности)

- Все растения и животные, занесенные в Красную книгу, нуждаются в особой охране.

В последнее издание Красной книги занесено 34000 растений.

В Кемеровской области  существует своя Красная книга. В  нее внесены 164 вида растений.

Идея «Красной книги» - спасти животный и растительный мир. Эта книга запрещает наносить животным и растениям какой-либо вред, а людей, которые это делают, привлекают к ответственности по закону. 

Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.

Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.

Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.

Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.

Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.

Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.


Сейчас мы познакомимся с некоторыми растениями  Красной книги Кемеровской области.  CООБЩЕНИЯ

Кандык сибирский

Купальница азиатская (огоньки)

Родиола розовая

Золотой корень  Маралий корень

Эдельвейс бледно-желтый

Кубышка желтая

Пион степной

Борец Паско

Венерин башмачок-  однаиз самых красивых северных орхидей. Крупная желтая губа- средний лепесток- имеет форму туфельки с загнутыми краями. Попав туда, пчелы начинают искать выход. Но пыльник суживает проход, и пчела выползает из цветка с большой подушечкой липкой пыльцы, прикленной к груди. Слабые насекомые иногда навсегда приклеиваются к пыльникам, загораживая  собой выход.

-Международный союз охраны природы опубликовал Черную книгу.

-Как вы думаете, что это за книга?

-В Черной книге издан список видов, исчезнувших с лица Земли. Представьте себе: мы уже никогда не увидим этих растений и животных.

 Работа в группах:  (3 минуты)

  А какие законы создали бы вы сами, чтобы сохранить и увеличить численность этих прекрасных видов? 
Дети " создают "законы по охране животного и растительного мира

  Прослушивание групп

Люди стали ограждать специальные территории, на которых постоянно охраняется природа: почвы, растительный и животный мир.

  (Заповедники)

-Хотите отправиться в путешествие?

Кузнецкий Алатау (высота более 2200 м)

Горная Шория (Шорский национальный парк)

В Чебулинском р-не на берегах Кии - “кладбище динозавров” -- огромное скопление костей жив-х, которые жили 130 млн. лет назад

50 млн. лет назад климат был мягче - на юге КО росли липы. Сохранились до сих пор и кажутся чуждыми среди хвойных лесов. (Липовый остров)Кузедеево

Заказник Томская писаница

- В Конституции нашей страны записано

Статья 52: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

- Как вы понимаете «каждый»? Каждый – это и мы с вами.

-Что мы можем сделать, чтобы помочь растениям?

Составим памятку друзей природы:

1.Нельзя разжигать костер в лесу.

2.Нельзя ломать ветки растений.

3.Нельзя резать кору деревьев.

4.Нельзя срывать цветы на букеты.

5.Нельзя вытаптывать растения.

6.Нельзя оставлять мусор.

- Если запретить собирать растения для букетов наша жизнь станет безрадостной. Что же делать? (Сажать цветы декоративные)

5 Оцените себя

Что для себя полезного вы сегодня взяли на уроке?

- Человек должен жить так, чтобы не вредить природе, а помогать ей.

Вывод.

- Ребята, какой бы вы сделали вывод по уроку?

(Каждый человек должен бережно относиться к растениям. Следует знать и соблюдать экологические правила.)

- Верно, ребята. Замечательный писатель К. Паустовский, всей душой любивший природу, сказал:

“Охранять природу – значит охранять Родину”

III. Рефлексия  отмечают стикерами

Д/з  тест, нарисовать природоохранительные знаки.

 Сейчас я прочту вам начало рассказа «Старик и дерево» из журнала «Юный натуралист».

На лесной поляне ребята свернули под развесистую сосну и развели костер. Собрали сучья и сложили их ближе к стволу, чтобы дождь не загасил пламя. Когда дождь кончился, ребята ушли.  

Однажды по лесу шел старик. Он увидел на поляне дерево, в котором огонь выжег глубокую выемку. Он спустился к реке, (набрал глины и замазал выжженное место, чтобы сосна не погибла). Когда работа была окончена, старик присел и долго о чем-то думал. Потом достал из кармана спички и выложил ими на мокрой глине: «Живи назло злым!»).

- Придумайте свою концовку.

- Послушайте, какой конец предложил автор.

- Какой след оставили после себя ребята на лесной полянке? Как это их характеризует?

- Как поступил старик? Легко ли ему было доставать глину?

- Как должен вести себя человек в лесу?

- Как вы понимаете выражение «Живи назло злым»?

- Как вы предполагаете, вы бы поступили в подобном случае так, как старик?

Учитель. Как мы с вами можем охранять растения?

Учащиеся. Соблюдать правила поведения в природе.

Учитель. Давайте попробуем сформулировать правила поведения в природе по охране растений. В этом нам помогут экологические знаки. Посмотрите внимательно на знаки и вспомните причины гибели растений, о которых говорилось в тексте.

Учитель на доске вывешивает экологические знаки.

Учитель. Перечитайте экологические правила на странице 86 учебника, запомните их, и обязательно выполняйте, чтобы быть настоящими друзьями природы.

Кластер – что это такое? В школе это возможность для детей проявить себя, показать, как они видят предложенную проблему или тему. Это свобода творчества. Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов. Кластер как метод критического мышления На что ориентирована современная система образования? На повышение самостоятельности младшего школьника.

Критическое мышление проходит три стадии: вызов, осмысление, рефлексия. Первый этап – стадия активизации. Происходит вовлечение всех учащихся в процесс. Его цель – воспроизведение уже имеющихся знаний по заданной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка проблемных вопросов по теме. Фаза осмысления характеризуется организацией работы с информацией. Это может быть чтение материала в учебнике, обдумывание или анализ имеющихся фактов. Рефлексия – это стадия, когда полученные знания перерабатываются в ходе творческой деятельности, после чего делаются выводы.

«Вызов» в более привычном для учителя названии звучит как «актуализация знаний» или «введение в проблему».

«Осмысление» - это не что иное, как «открытие нового знания учащимися». В свою очередь, «рефлексия» совпадает с этапом закрепления новых знаний и их первичной проверкой.

А оценивать ваши ответы вы будете в оценочном листе  ( Если доволен своей работой – красный цвет, старались но не всё получалось – жёлтый цвет, если не доволен – зелёный цвет)

Оцените себя

- Посмотрите на свои оценочные листы , кто сегодня доволен своей работой и справился со всеми заданиями ,возьмите красный стикер и прикрепите на карту

-Кто не совсем доволен, допускал ошибки –  возьмите жёлтый стикер и прикрепите на карту

-Кто не доволен работой и не справился с заданиями возьмите зелёный стикер и прикрепите на карту, вы же тоже работали, старались.    у вас всё получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс по теме "Растительный и животный мир тропических лесов"

В презентации представлены фотографии и краткий информационный материал по теме урока ( программа  " Школа 2100")...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Почва.Охрана почв."

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС.Нацелен на исследовательскую работу, работу в парах, развитие критического мышления учащихся. Имеет воспитательное значение:формирование экологическ...

Урок окружающего мира с мультимедийной презентацией. "Природа в опасности! Охрана природы."

На уроке ученики познакомятся с Красной книгой Красноярского края, узнают о животных и растениях, которые  находятся в опасности. Узнают и о животных, которые вновь получили распространение в кра...

Урок окружающего мира " Лес и человек. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов.".

Урок разработан для учащихся 4 классов, занимающихся  по УМК "Школа России"....

урок по окружающему миру 3 класс по программе "Школа России" "Охрана растений"

Конспект урока по окружающему миру по теме " Охрана растений"...

урок по окружающему миру 3 класс по программе "Школа России" "Охрана растений"

Презентация к уроку по окружающему миру по теме "Охрана растений"...

Конспект урока окружающего мира. 2 класс. ПНШ. СОЛНЦЕ,ВОЗУХ,ВОДА И…РАСТЕНИЯ Урок 18 УСЛОВИЯ,НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ

На уроке дети учаться наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений, анализировать результаты опытов, формулировать выводы...