Урок окружающего мира " Лес и человек. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов.".
методическая разработка (4 класс) на тему
Урок разработан для учащихся 4 классов, занимающихся по УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 26.32 КБ |
konspekt_uroka.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Лес и человек. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов.
Тип: изучение нового материала
Цель: раскрыть роль леса в природе и жизни людей, показать важность рационального использования и охраны лесов.
Задачи:
- сформировать у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экономическими проблемами леса, которые возникают по вине человека, с охраной деятельностью людей в зоне лесов; формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого за состояние природной среды;
- развивать речь, логическое мышление, наблюдательность, познавательные интересы учащихся;
- воспитывать ответственное отношение к учёбе, умение согласовывать свои действия, уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Формируемые УУД:
Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, моделировать объекты и явления окружающего мира;
Коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Личностные – приобретать новые знания, умения.
Ресурсы урока:
Информационный материал: учебник «Окружающий мир.1 ч.»
Демонстрационный материал: электронная презентация Power Point с тестовым заданием для проверки домашнего задания.
Раздаточный материал: карточки для выполнения задания отдельных групп.
Ход урока
- Организационный момент. (1 мин)
II. Проверка ранее усвоенных знаний учащихся (10 мин)
(Каждый ученик выполняет самостоятельно, затем меняются работами. Спрашиваю одного учащегося.).
1. Тест
- Какой лес мы называем тайгой?
а)Лиственный
б)Хвойный
в)смешанный.
- Как называется высокое стройное дерево с желтовато- красноватой или бурой корой? Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.
а)Ель
б)Лиственница
в)Сосна.
- Какое особое отличие есть у лиственницы?
а)Растёт в широколиственном лесу
б) Сбрасывает иголки
в)Имеет плоды-жёлуди.
- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
а)Кедровка
б)Сова
в)Сокол
- Какое дерево является символом России?
а)Дуб
б)Кедр
в)Берёза
- Какое животное умеет не только прыгать, но и летать?
а)Соболь
б)Бурундук
в) Белка-летяга
- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?
а)Липа
б)Осина
в)Ель
- Узнайте животное по описанию: «Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах?
а)Медведь
б)Рысь
в)Лось
- Плодами какого дерева являются жёлуди?
а)Дуба
б)Клёна
в)Пихты
- У какого животного пять чёрных полос на спине?
а)Лиса
б)Бурундук
в)Белка.
Ответы: б в б а в в а б а б
2. Работа в парах
Задание в презентации «Исправь ошибки в тексте»
III. Самоопределение к деятельности. (5 мин)
Работа в группах (Учащиеся делятся на группы по цвету природных зон. Вспоминают правила работы в группе). (2 мин)
- Прочитайте в группах стихотворение С.Никулина «Русский лес», обсудите его. Сделайте предположение: о чём пойдёт речь на уроке? (3 мин)
Сергей Никулин “Русский лес”
Нет ничего милее | Ищу грибов поляну |
А будет жажда мучить, | Лес очень любит пеших, |
Нагнусь к нему напиться – | Жизнь кажется иною, |
Нас ждут в лесу рябина, |
|
– О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
(Между человеком и лесом)
- Чем является лес для человека? (Дети высказывают свои мнения и предположения, о чём пойдёт речь на уроке. Учитель открывает запись на доске темы урока - «Лес и человек».)
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой?
- Что мы будем делать для достижения этой цели?
IV. Открытие нового знания (10-15 мин)
(Каждая группа получает задания и выполняет их с помощью учебника)
1 группа – роль леса в природе
2 группа – роль леса в жизни человека
3 группа – экологические проблемы
4 группа – охрана природы
5 группа – что может сделать каждый из нас для сохранения леса
(Затем представители каждой группы рассказывают о результатах своей работы, учитель обобщает ответы детей с помощью презентации).
V. Физкультминутка
VI. Включение нового знания в систему знаний (5 мин)
- Словарная работа: фитонциды – особые вещества, которые выделяют листья. От них погибают болезнетворные бактерии.
Работа в парах.
- Выполнение заданий в рабочей тетради №2, №3 на с.50,51.
VII. Подведение итогов урока (1-2 мин)
- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
VIII. Рефлексия. (1-2 мин)
- Какие знания вы сегодня для себя открыли?
- Где могут пригодиться в жизни новые знания?
- Кого из ребят можно поблагодарить за активную работу на уроке?
IX. Домашнее задание. (1 мин)
- Прочитать текст на с.103-109 учебника.
- Выполнить задания в рабочей тетради.
Приложение 1
Тест
1 Какой лес мы называем тайгой?
а)Лиственный
б)Хвойный
в)смешанный.
2 Как называется высоко стройное дерево с желтовато- красноватой или бурой корой? Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.
а)Ель
б)Лиственница
в)Сосна.
3.Какое особое отличие есть у лиственницы?
А)Растёт в широколиственном лесу
б) Сбрасывает иголки
в)Имеет плоды-жёлуди.
4.Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
а)Кедровка
б)Сова
в)Сокол
5.Какое дерево является символом России?
а)Дуб
б)Кедр
в)Берёза
6.Какое животное умеет не только прыгать, но и летать?
А)Соболь
б)Бурундук
в) Белка-летяга
7.Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?
а)Липа
б)Осина
в)Ель
8.Узнайте животное по описанию: «Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах?
А)Медведь
б)Рысь
в)Лось
9.Плодами какого дерева являются жёлуди?
а)Дуба
б)Клёна
в)Пихты
10.У какого животного пять чёрных полос на спине?
а)Лиса
б)Бурундук
в)Белка.
Приложение 2
Нет ничего милее | Ищу грибов поляну |
А будет жажда мучить, | Лес очень любит пеших, |
Нагнусь к нему напиться – | Жизнь кажется иною, |
Нас ждут в лесу рябина, |
|
Роль леса в природе.
Роль леса в жизни человека.
Экологические проблемы в зоне лесов.
Охрана природы.
Что может сделать каждый из нас, чтобы сохранить лес.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Лес и человек. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов.
Тип: изучение нового материала
Цель: раскрыть роль леса в природе и жизни людей, показать важность рационального использования и охраны лесов.
Задачи:
- сформировать у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экономическими проблемами леса, которые возникают по вине человека, с охраной деятельностью людей в зоне лесов; формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого за состояние природной среды;
- развивать речь, логическое мышление, наблюдательность, познавательные интересы учащихся;
- воспитывать ответственное отношение к учёбе, умение согласовывать свои действия, уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Формируемые УУД:
Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, моделировать объекты и явления окружающего мира;
Коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Личностные – приобретать новые знания, умения.
Ресурсы урока:
Информационный материал: учебник «Окружающий мир.1 ч.»
Демонстрационный материал: электронная презентация Power Point с тестовым заданием для проверки домашнего задания.
Раздаточный материал: карточки для выполнения задания отдельных групп.
Ход урока
- Организационный момент. (1 мин)
II. Проверка ранее усвоенных знаний учащихся (10 мин)
(Каждый ученик выполняет самостоятельно, затем меняются работами. Спрашиваю одного учащегося.).
1. Тест
- Какой лес мы называем тайгой?
а)Лиственный
б)Хвойный
в)смешанный.
- Как называется высокое стройное дерево с желтовато- красноватой или бурой корой? Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.
а)Ель
б)Лиственница
в)Сосна.
- Какое особое отличие есть у лиственницы?
а)Растёт в широколиственном лесу
б) Сбрасывает иголки
в)Имеет плоды-жёлуди.
- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
а)Кедровка
б)Сова
в)Сокол
- Какое дерево является символом России?
а)Дуб
б)Кедр
в)Берёза
- Какое животное умеет не только прыгать, но и летать?
а)Соболь
б)Бурундук
в) Белка-летяга
- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?
а)Липа
б)Осина
в)Ель
- Узнайте животное по описанию: «Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах?
а)Медведь
б)Рысь
в)Лось
- Плодами какого дерева являются жёлуди?
а)Дуба
б)Клёна
в)Пихты
- У какого животного пять чёрных полос на спине?
а)Лиса
б)Бурундук
в)Белка.
Ответы: б в б а в в а б а б
2. Работа в парах
Задание в презентации «Исправь ошибки в тексте»
III. Самоопределение к деятельности. (5 мин)
Работа в группах (Учащиеся делятся на группы по цвету природных зон. Вспоминают правила работы в группе). (2 мин)
- Прочитайте в группах стихотворение С.Никулина «Русский лес», обсудите его. Сделайте предположение: о чём пойдёт речь на уроке? (3 мин)
Сергей Никулин “Русский лес”
Нет ничего милее | Ищу грибов поляну |
А будет жажда мучить, | Лес очень любит пеших, |
Нагнусь к нему напиться – | Жизнь кажется иною, |
Нас ждут в лесу рябина, |
|
– О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
(Между человеком и лесом)
- Чем является лес для человека? (Дети высказывают свои мнения и предположения, о чём пойдёт речь на уроке. Учитель открывает запись на доске темы урока - «Лес и человек».)
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой?
- Что мы будем делать для достижения этой цели?
IV. Открытие нового знания (10-15 мин)
(Каждая группа получает задания и выполняет их с помощью учебника)
1 группа – роль леса в природе
2 группа – роль леса в жизни человека
3 группа – экологические проблемы
4 группа – охрана природы
5 группа – что может сделать каждый из нас для сохранения леса
(Затем представители каждой группы рассказывают о результатах своей работы, учитель обобщает ответы детей с помощью презентации).
V. Физкультминутка
VI. Включение нового знания в систему знаний (5 мин)
- Словарная работа: фитонциды – особые вещества, которые выделяют листья. От них погибают болезнетворные бактерии.
Работа в парах.
- Выполнение заданий в рабочей тетради №2, №3 на с.50,51.
VII. Подведение итогов урока (1-2 мин)
- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
VIII. Рефлексия. (1-2 мин)
- Какие знания вы сегодня для себя открыли?
- Где могут пригодиться в жизни новые знания?
- Кого из ребят можно поблагодарить за активную работу на уроке?
IX. Домашнее задание. (1 мин)
- Прочитать текст на с.103-109 учебника.
- Выполнить задания в рабочей тетради.
Приложение 1
Тест
1 Какой лес мы называем тайгой?
а)Лиственный
б)Хвойный
в)смешанный.
2 Как называется высоко стройное дерево с желтовато- красноватой или бурой корой? Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.
а)Ель
б)Лиственница
в)Сосна.
3.Какое особое отличие есть у лиственницы?
А)Растёт в широколиственном лесу
б) Сбрасывает иголки
в)Имеет плоды-жёлуди.
4.Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
а)Кедровка
б)Сова
в)Сокол
5.Какое дерево является символом России?
а)Дуб
б)Кедр
в)Берёза
6.Какое животное умеет не только прыгать, но и летать?
А)Соболь
б)Бурундук
в) Белка-летяга
7.Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?
а)Липа
б)Осина
в)Ель
8.Узнайте животное по описанию: «Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах?
А)Медведь
б)Рысь
в)Лось
9.Плодами какого дерева являются жёлуди?
а)Дуба
б)Клёна
в)Пихты
10.У какого животного пять чёрных полос на спине?
а)Лиса
б)Бурундук
в)Белка.
Приложение 2
Нет ничего милее | Ищу грибов поляну |
А будет жажда мучить, | Лес очень любит пеших, |
Нагнусь к нему напиться – | Жизнь кажется иною, |
Нас ждут в лесу рябина, |
|
Роль леса в природе.
Роль леса в жизни человека.
Экологические проблемы в зоне лесов.
Охрана природы.
Что может сделать каждый из нас, чтобы сохранить лес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб
Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...
Урок окружающего мира по теме "Человек и природа"
Цель. Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы. Задачи: доказать детям, что Земля – наш дом, бережем дом – бер...
Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Почва.Охрана почв."
Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС.Нацелен на исследовательскую работу, работу в парах, развитие критического мышления учащихся. Имеет воспитательное значение:формирование экологическ...
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"...
Урок окружающего мира во 2 классе. Тема: " Неживая и живая природа, явления природы".
Учащиеся познакомятся с понятием «явление природы», «сезонные явления».Объекты природы – это все то, что окружает нас.Природа бывает:живая и неживая....
Технологическая карта по окружающему миру 2 класс УМК "Перспектива" по теме: "Охрана природы весной"
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: Формирование представлений о особенностях охраны природы в весенний период;Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1....
Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: «Экологические проблемы современного города»
Конспект урока окружающего мира3 классТема: «Экологические проблемы современного города»Цель урока: ознакомить учащихся с причинами возникновения экологических проблем сов...