РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» для 3 класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Килеева Светлана Николаевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» для 3 класса по УМК «Школы России»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Менделеевского муниципального района Республики Татарстан

«Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ № 3»

________/Ямщиков Е. А./

Приказ № 10

от «29» августа 2016 г.

протокол № 1

педагогического совета

от «29» августа 2016г.

«Рассмотрено»                        «Согласовано»

Руководитель ШМО                        Заместитель директора по УВР

_______/Аликбарова А.Р./                МБОУ «СОШ № 3»

Протокол № 1 от                        _______/Султанова С.Р. /

«27» августа 2016 г.                        «27» августа 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Окружающий мир»

для 3 «Б» класса

Составитель:

Килеева Светлана Николаевна,

учитель начальных классов

первой  квалификационной категории

Менделеевск 2017

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

«Человек и природа».

  • различать (узнавать)  изученные  объекты  и  явления живой и неживой  природы;
  • описывать на основе предложенного  плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их  основные существенные  признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков  или известных  характерных  свойств и проводить  простейшую классификацию  изученных  объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения  и ставить опыты, используя простейшее  лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении  наблюдений и опытов;
  • использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации;использовать готовые модели (глобус, карта, план) для  объяснения  явлений или выявления свойств объектов;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой  природой, взаимосвязи  в живой природе;  использовать их для объяснения необходимости бережного  отношения  к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния  этих отношений на природные объекты, на здоровье  и безопасность человека;
  • понимать необходимость  здорового образа жизни, соблюдения  правил безопасного  поведения;  использовать  знания   о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
  • осознавать ценность природы и необходимость   нести ответственность за  её  сохранение, соблюдать правила экологического поведения  в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии)  и в природе;
  • пользоваться  простыми навыками самоконтроля и саморегуляции   своего самочувствия для  сохранения здоровья, осознанно  выполнять  режим дня, правила рационального питания  и  личной  гигиены.
  • выполнять правила безопасного поведения в природе,  оказывать  первую помощь при несложных несчастных  случаях.

Регулятивные

Обучающийся научится:

понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах

урока);

выделять из темы урока известные и неизвестные знания

и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить

примеры);

планировать свои действия в течение урока;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств,

разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

оценивать правильность выполнения заданий, используя

«Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

контролировать и корректировать своё поведение с учётом

установленных правил;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

выделять существенную информацию из литературы разных

типов (справочной и научно-познавательной);

использовать знаково-символические средства, в том числе

элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков,

фотографий, таблиц;

анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных при-

знаков;

классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

сравнивать объекты по различным признакам;

осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

проявлять индивидуальные творческие способности при

выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

моделировать различные ситуации и явления природы

(в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

 • формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не пере-

бивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того,

о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

высказывать мотивированное, аргументированное суждение

по теме урока;

проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

признавать свои ошибки, озвучивать их;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини,

пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо

за замечание, я его обязательно учту» и др.;

понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей,

норм);

готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью

взрослых;

составлять рассказ на заданную тему;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

овладение основами гражданской идентичности личности

в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего

и любящего её природу и культуру;

проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе

через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран,

в том числе стран зарубежной Европы;

целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и

культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей

в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

формирование начальных навыков адаптации в мире через

освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание

личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

осознание личностной ответственности за свои поступки,

в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью

окружающих, к объектам природы и культуры;

эстетические чувства, впечатления через восприятие при-

роды в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также

через освоение норм экологической этики;

способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное

поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению,

в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе),

правил экологической безопасности в повседневной жизни;

мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям

в ходе освоения знаний из области экономики.

«Человек и общество».

  • различать государственную  символику Российской Федерации;   описывать  достопримечательности столицы и родного края;  находить на карте Российскую  Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
  •  различать прошлое, настоящее, будущее;  соотносить основные (изученные)  исторические события  с датами,  конкретную дату с веком;  находить место  изученных событий на «ленте времени»;
  • используя  дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах  (семья, общество сверстников  и т.д.);
  • использовать различные  справочные издания  (словари, энциклопедии)  и  детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска   и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных  устных или письменных высказываний;
  • соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость  здорового образа жизни.
  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными  окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;  оценивать их возможное влияние  на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства  внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы,  профессионального сообщества, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные  договорённости и правила, в том числе правила общения  со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.



Содержание учебного предмета

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Как устроен мир

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы.

Связи в природе. Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память,

мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.

Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.

7

Эта удивительная природа

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.

Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.

Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

 «Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.

18

Итоговый тест №1 по теме «Эта удивительная природа»

1

     Мы и наше здоровье

Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.

Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

6

Итоговый тест №2 по темам: «Разнообразие животных», «Мы и наше здоровье»

1

Наша безопасность

Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.

Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.

Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.

Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.

8

Чему учит экономика

Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.

Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека.

Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.

11

Итоговый тест №3 по темам: «Наша безопасность», «Чему учит экономика»

1

Путешествие по городам и странам

Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.

Бережное отношение к культурному наследию человечества.

13

Итоговый тест №4 по теме: «Путешествие по городам и странам»

1

Календарно-тематическое планирование

Окружающий мир 3 класс. Учебник в двух частях. А. А. Плешаков М.: Просвещение, 2017 г.

Изучаемый раздел, тема урока

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Календарные сроки

Приме

чание

план

факт

I  четверть (18 ч)

Как устроен мир (7 ч)

1

Природа.

Разнообразие природы.

Царства живой природы.

Ценность природы для людей.

1

Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей. Предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, осуществлять самопроверку.

5.09

2

Человек.

Человек – часть природы.

Внутренний мир человека. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека.

7.09

3

Проект «Богатства отданные людям».

1

Учиться распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал; подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостающие иллюстрации, оформлять стенд; презентовать проект; оценивать результаты работы.

11.09

4

Общество.Семья, народ, государство – части общества. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

1

Определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; сопоставлять формы правления в государствах мира. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

15.09

5

Что такое экология.

Мир глазами эколога. Экологические связи, их разнообразие.

1

Анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

18.09

6

Природа в опасности!

Охрана природы. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.

1

Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки.

22.09

7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир».

1

Актуализировать сведения о полученных знаний. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

25.09

Эта удивительная природа (19 ч)

8

Тела, вещества, частицы.

Естественные и искусственные тела. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами

1

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества.

29.09

9

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ.

1

Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты.

Ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради.

2.10

10

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.Охрана природных богатств воздуха.

1

Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха. Исследовать с помощью опытов свойства воздуха.

6.10

11

Вода.Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

1

Исследовать по инструкции учебника свойства воды. Анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды. Рассказывать об использовании в быту воды как растворителя.

9.10

12

Превращения и круговорот воды в природе.Три состояния воды.

1

Высказывать предположения о состояниях воды в природе. Наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара.

13.10

13

Берегите воду!

Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию.

1

Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника. Обсуждать способы экономного использования воды. Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели.

14

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы.

1

Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их. Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента.

15

Разнообразие растений.

1

Знакомиться с группами растений по материалам учебника. Классифицировать растения из предложенного списка; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений.

16

Солнце, растения и мы с вами.

Роль растений в жизни животных и  человека.

1

Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений. Моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы.

17

Размножение и развитие растений

Наблюдение роста растений, фиксация изменений.

1

Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения. Наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев. Выявлять роль животных в размножении и развитии растений.

18

Охрана растений.

Меры охраны растений.

Правила поведения в природе.

Итоговый тест №1 по теме «Эта удивительная природа»

1

Актуализировать сведения об исчезающих и редких растениях. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Оформлять памятку «Берегите растения».

II четверть (14 ч)

19

Разнообразие животных.

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Классифицировать животных.

20

Кто что ест. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).

1

Характеризовать животных по типу питания, приводить примеры животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания. Характеризовать защитные приспособления растений и животных. Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе. Составлять и презентовать «Книгу природы родного края».

21

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края».

1

Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе. Составлять и презентовать «Книгу природы родного края».

22

Размножение  и развитие животных.(насекомые, рыбы, птицы, звери).

1

Характеризовать животных разных групп по способу размножения, моделировать стадии размножения животных разных групп. Рассказывать, как заботятся домашние животные о своём потомстве.

23

Охрана животных.

Правила поведения в природе.

Меры по охране животного мира.

1

Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе. Создать книжку-малышку «Береги животных».

24

В царстве грибов.

Разнообразие грибов.

Правила сбора грибов.

1

Характеризовать строение шляпочных грибов. Моделировать различие грибов-двойников.

25

Великий круговорот жизни.

Роль почвы в круговороте веществ.Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.Влияние человека на природные сообщества.

1

Характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. Моделировать круговорот веществ в природе.

26

Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа».

1

Выполнять задания; проверять свои знания.

Мы и наше здоровье (10 ч)

27

Организм человека.

Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма.

1

Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма. Характеризовать системы органов человека. Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. Анализировать схемы расположения органов человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника. Практическая работа в паре: измерение роста и массы человека.

28

Органы чувств.

Гигиена органов чувств.

1

Самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану. Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Формулировать правила гигиены органов чувств.

29

Надежная защита организма.

Первая помощь при  обмораживании, ожогах, ранах, ушибах.

1

Практическая работа: изучить свойства кожи. Осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи. Подготовить рассказ об уходе за кожей.

30

Опора тела и движение.

Осанка и ее роль.

1

Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека.

31

Наше питание. Пищеварительная система.

Гигиена питания.

1

Определять наличие питательных веществ в продуктах питания. Моделировать строение пищеварительной системы. Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания. Обсуждать правила рационального питания. Составлять меню здорового питания.

32

Наши проекты:

«Школа кулинаров»

1

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

III четверть (19 ч)

33

Дыхание и кровообращение.

1

Актуализировать знания о лёгких и сердце. Характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме. Моделировать строение дыхательной системы. Характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме. Моделировать строение кровеносной системы. Измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке.

34

Умей побеждать болезни.

Правила поведения в случае заболевания.Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

1

Характеризовать и формулировать факторы закаливания. Составлять памятку по закаливанию. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний.

35

Ценность здоровья и здорового образа жизни.Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

1

Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать.

36

Обобщение знаний по теме: «Мы и наше здоровье».

Итоговый тест №2 по темам: «Разнообразие животных», «Мы и наше здоровье»

1

Выполнять задания; проверять свои знания.

Наша безопасность (8 ч)

37

Огонь, вода и газ.

Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

1

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Актуализировать знания об опасностях в быту. Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги.

38

Чтобы путь был счастливым.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах

1

Актуализировать правила безопасного поведения на улице. Изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте; готовить сообщения. Обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными. Моделировать свои действия в ходе ролевой игры. Выполнять тесты о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте.

39

Дорожные знаки.

1

Актуализировать знание дорожных знаков. Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам. Моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков. Выполнять тесты с выбором ответа, требующие знание дорожных знаков.

40

Наши проекты: «Кто нас защищает»

1

Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых Силах России, деятельности полиции, службы пожарной безопасности, МЧС. Интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС. Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

41

Опасные места.

Правила поведения в опасных местах.

1

Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест.

42

Природа и наша безопасность.Правила безопасного поведения в природе: в лесу, на водоеме в разное время года.

1

Характеризовать опасности природного характера. Находить информацию о ядовитых растениях и грибах. Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. Различать гадюку и ужа.

43

Экологическая безопасность.

Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности.Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

1

Анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения. Моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды.

44

Обобщение знаний по теме: «Наша безопасность».

1

Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги.Анализировать свои действия на улице и в транспорте.

Анализировать разные типы знаков.

Чему учит экономика? (12 ч)

45

Для чего нужна экономика?

Потребности людей.

1

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг. Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. Работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня.

46

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Бережное использование природных богатств.

1

Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Выяснять роль профессий родителей в экономике.

47

Полезные ископаемые.

Значение, способы добычи. Охрана полезных ископаемых.

1

Актуализировать знания о полезных ископаемых. Определять полезные ископаемые. Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых.

48

Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства.

1

Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях. Исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану. Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством. Характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов. Выявлять связь растениеводства и промышленности. Работа со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства.

49

Животноводство как отрасль сельского хозяйства.

1

Актуализировать знания о диких и домашних животных. Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных. Характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов. Выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности. Исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня. Работа со взрослыми: интервьюировать работников животноводства.

50

Какая бывает промышленность. Отрасли промышленности.

1

Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров. Соотносить продукцию и отрасли промышленности. Выявлять взаимосвязь отраслей промышленности. Характеризовать труд работников отраслей промышленности. Работа со взрослыми: выявить, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе.

51

Наши проекты: «Экономика родного края».

Итоговый тест №3 по темам: «Наша безопасность», «Чему учит экономика»

1

Собирать информацию об экономике своего края (города, села). Оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д. Коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края». Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

52

Что такое деньги.

Роль денег в экономике.

1

Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля-продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи. Раскрывать роль денег в экономике. Рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их.

IV четверть (16 ч)

53

Государственный бюджет.

1

Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства. Моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач.

54

Семейный бюджет.

1

Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. Выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными. Моделировать семейный бюджет.

55

Экономика и экология.

1

Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду. Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией.

56

Обобщение знаний по теме: «Чему учит экономика».

1

Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе.

Путешествия по городам и странам (14 ч)

57

Золотое кольцо России – слава и гордость страны.

1

Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России.

58

Золотое кольцо России.

1

Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д.

59

Города Золотого кольца – Иваново, Суздаль, Владимир  и их достопримечатель-ности.

1

Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. С помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца.

60

Наши проекты: «Музей путешествий»

1

Собирать экспонаты для музея, составлять этикетки. Оформлять экспозицию музея. Готовить сообщения, презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.

61

Наши ближайшие соседи.

1

Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Готовить сообщение о странах, граничащих с Россией.

62

На севере Европы.

Страны севера Европы.

1

Самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Соотносить государства и их флаги. Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы.

63

Что такое Бенилюкс?

1

Самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга.

64

В центре Европы.

Страны центра Европы.

1

Самостоятельно изучить материал о странах центра Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Моделировать достопримечательности из пластилина. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии.

65

Путешествие по Франции и Великобритании.

1

Самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины о Франции. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции.

66

На юге Европы.

1

Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели международного туризма. Находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения.

67

Итоговый тест №4 по теме: «Путешествие по городам и странам»

1

Выполнять задания; проверять свои знания.

68

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.Обобщение знаний по теме: «Путешествие по городам и странам».

1

Самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины по Греции и Италии. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии.

69

Повторение по теме: «Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств)»

1

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

70

Повторение на тему «Водоёмы родного края».  ОБЖ Правила безопасности в природе, на водоёмах

1

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету " Окружающий мир" 1 класс " Школа России"

Представлена рабочая программа по предмету " Окружающий мир" авт. А.А.Плешаков....

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 2 класс

Рабочая программа к предмету "Окружающий мир" 2 класс (авторы Дмитриева, Казаков) создана с учетом ФГОС второго поколения....

рабочая программа по предмету окружающий мир 3 класс "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Мос...

Рабочая программа по предмету"Окружающий мир" 3 класс система Занкова Л.В. с учётом требований ФГОС НОО (автор учебника Дмитриева Н.Я.)

Рабочая программа составлена с учётом требований ФГОС НОО, на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я. и др.. В программе освещены Планируемые результаты освоения обучающимися, в календарно-тематиче...

Рабочая программа по предмету окружающий мир 1 класс

Программа разработана по УМК "Перспективная начальная школа"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3 КЛАСС НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»)

Настоящие рабочая программа и календарно-тематический план разработаны на основеОбразовательной системы «Школа 2100».А.А. Вахрушев. Окружающий мир. Программа «Окружающий мир». – 2-е изд., перераб. и д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...