Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 2 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме

Рабочая программа к предмету "Окружающий мир" 2 класс (авторы Дмитриева, Казаков) создана с учетом ФГОС второго поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc252.5 КБ

Предварительный просмотр:

КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Гимназия г.Уржума»                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                         Утверждаю:

Директор    

КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 

 «Гимназия г.Уржума»

_________________________

Д.Н.Феофилатов

Приказ № _____ от _________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ,

2 класс

на 2011 – 2012 уч.год

Автор составитель:

Соболева Г.К.,

учитель начальных классов.

Уржум 2011

Пояснительная записка  «Окружающий мир»

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе  авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Мы и окружающий мир», утверждённой МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров», 2007) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения  (2009).

Цель изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе –  формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное  развитие  и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 2-го класса учащиеся должны

иметь представление:

– о связи между движением Земли, сменой дня и ночи, сменой времён года,

– о природных явлениях и стихийных бедствиях на Земле и в своей местности,

– о том, как изучают окружающий мир,

– о царствах живой природы: растениях, животных, грибах, бактериях;

устанавливать связи:

– между растениями и животными,

– между деятельностью человека и природой;

владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

– осуществлять группировку объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании количества групп);

– подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (природа живая и неживая, классы животных, группы растений);

– пользоваться источниками информации об окружающем мире (наблюдать, проводить измерения и опыты);

– доказывать (устно) высказываемые утверждения;

– описывать (устно) объекты (явления) природы;

– пользоваться учебной и дополнительной литературой;

знать:

– что Земля – планета, Солнце – звезда, Луна – спутник Земли;

– названия материков и океанов;

– что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;

– устройство компаса и правила пользования им;

– три состояния воды, основные свойства воды и воздуха, причины круговорота воды в природе;

– условия, необходимые для жизни растений и животных;

– особенности рельефа, погоды, растительного и животного мира своей местности;

– правила поведения в природе и меры ее охраны;

уметь:

– ориентироваться на местности относительно своего тела;

– определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;

– показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоемы;

– различать вещества и тела;

– измерять температуру воды, воздуха и своего тела;

– различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы; диких и домашних животных; животных разных групп;

– приводить примеры представителей разных групп растений и животных;

– ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц зимой;

– выполнять правила личной гигиены.

Универсальные учебные действия:

  1. развитие знаково-символического и пространственного  мышления на основе развития способности к моделированию и отображению объекта и процесса его преображения в форме моделей (рисунков, планов, схем);
  2. развитие умения произвольно регулировать поведение и деятельность: построение предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом;
  3. развитие основ гражданской идентичности;
  4. развитие положительного отношения к школе, чувство необходимости учения; преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях, понимание возможности различных позиций и      точек  зрения на какой - либо предмет или вопрос;  

 

В соответствии с лицензией уровень изучения программы повышенный.

Тематическое планирование рассчитано на 68 часов в год  (2 часа в неделю).

3. Содержание изучаемого курса «Окружающий мир», 2 класс

Разделы программы и темы

Количество

 часов

Знать, уметь, иметь представления.

Человек и природа.

 

54

Времена года.

Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Погода,  ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).

4

Описывать сезонные изменения в природе;

Характеризовать признаки времен года;

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений)связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.

Проверять достоверность народных примет о погоде;

Природа вокруг нас.

Роль растений в очищении воздуха и обеспечении пищей животных. Отличие животных от растений -подвижность  и чувствительность. Уход человека за одомашненными растениями и животными. Их многообразие и важные для человека свойства. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Экскурсия в природу.

5

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями;

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности;)

Природа живая и неживая. 

Вещество – это то ,из чего состоят все природные объекты и предметы. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости и газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.  Погода, ее составляющая(температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе. Значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Растения, их разнообразие. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, Названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Деревья, кустарники, травы.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных(насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, работы с гербарными экземплярами растений; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различие ядовитых растений и грибов.

 Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение веществ в воде, фильтрование. Определение направления ветра с помощью флюгера.

16

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние -дикие животные; культурные-дикорастущие растения;

Группировать (классифицировать) объекты живой природы или неживой природы по отличительным признакам;

Приводить примеры веществ, описывать их ;

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха;

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра;

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды;

Характеризовать свойства воды в природе.

Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их различия(на примере своей местности).Определять части цветкового растения.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы;

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений;

Рассказывать о роли растений в природе и жизни человека;

Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа).

Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности);

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни человека;

Описывать внешний вид, характеристику особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей(на примере своей местности).

Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности;

Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, примеры работы на пасеке;

извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях и животных  своего региона и обсуждать полученные сведения;

Единство живого и неживого

Разнообразие веществ в окружающем мире.

1

Приводить примеры веществ;

Различать твердые тела, жидкости и газы.

Человек – часть природы.

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в  том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.  Красная книга России, отдельные представители растений и животных Красной книги.  

Экскурсия в природу, в краеведческий музей.  Ознакомление с экологическим состоянием своей местности

 

9

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях(в парке, в лесу, на рек и озере).

Оценивать конкретные примеры поведения в природе;

Оценивать чистоту воздуха, необходимую для здоровья человека, растений, животных, в своем городе.

Оценивать чистоту воды в водоемах и в системе водоснабжения своего края.

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера;

Моделировать ситуацию по сохранению природы и ее защите;

Различать правильные и неправильные формы поведения в природе;

Тело человека

Система органов (органы чувств). Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека.

Личная  ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.  Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств, находящихся в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. .

Знакомство с лупой, термометром. Измерение температуры тела.

3

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья;

Измерять температуру тела;

Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, свое отношение к людям с ограниченными возможностями;

Наша страна на карте и глобусе.

Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета. Общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Формы земной   поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление примитивного компаса.

Экскурсия в природу.

Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня; за погодой, фиксация признаков погоды при помощи условных знаков, наблюдения за фазами Луны.

16

Характеризовать особенности звезд и планет на примере солнца и Земли;

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и  карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков;

Ориентироваться на местности ( в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии;

Сравнивать день и ночь, времена года;

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года.

Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности);

Сравнивать и различать разные формы водоемов.

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоемы своей местности;

Человек и общество

 

5

Я - школьник

Правила безопасной жизнедеятельности.

Личная гигиена школьников. Правила  безопасного поведения в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, водой. Правила безопасного поведения в природе. Экскурсия к водоёму: наблюдение за состоянием водоёма в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоёма.

4

Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах;

Проводить наблюдения в группах во время экскурсий по своему городу;

Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;

Выявлять потенциально опасные ситуации   для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества;

Моя Родина

Родной край-частица Родины.

 

Страницы истории Отечества.

Наиболее важные и яркие события общественной  и культурной жизни. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

1

Представлять образ одного из выдающихся соотечественников как возможный пример для подражания;

Страны и народы мира.

 

Резерв

9

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

Название раздела, темы, урока

Кол-во

часов

Тип урока

Форма урока

Информ. сопровождение

Дата

По

плану

Факт

ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА ЗЕМЛЮ

5

1

Что вы уже знаете об окружающем мире и нашей планете? Лето.  Летние месяцы. Признаки лета.

1

Изучение нового материала

Эвристическая беседа.

Компьютерная игра – энциклопедия «Живая планета»

03.09

03.09

2

Россия – родина космонавтики. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

1

Изучение нового материала

Беседа

Презентация «Россия – родина космонавтики»

07.09

07.09

3

 Материки, их название, расположение на глобусе и карте.

1

Комбинированный

Урок – диагностика ЗАР и ЗБР.

Презентация «Материки и части света»

10.09

10.09

4

Океаны, их название, расположение на глобусе и карте. Северный ледовитый океан. Моря.

1

Комбинированный

Практикум

12.09

12.09

5

Проверочная работа. Обобщающие задания.

1

Контроль и коррекция знаний и умений.

Урок – тест

Самостоятельная работа № 1

21.09

21.09

КАК ИЗУЧАЮТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

8

6

Экскурсия в природу « Признаки осени  (похолодание, листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке)».

1

Комплексное применение знаний и умений.

Экскурсия

23.09

23.09

7

Органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус. 

Практическая работа.

1

Изучение нового материала.

Практикум

28.09

28.09

8

Осязание. Как сохранить здоровыми  органы чувств? Их роль в жизнедеятельности организма

1

Комбинированный

Беседа

Презентация «Кем работает наш нос?», Н. Боброва, сайт viki rdf. ru.

30.09

30.09

9

Книги. Наблюдения, рассуждения, выводы. Их роль в познании окружающего мира. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом.

1

Комбинированный

Библиотечный урок

Презентация «Что такое спелеология?» авт: Л. Пономаренко, сайт viki rdf. ru.

05.10

05.10

10

Приборы помогают изучать окружающий мир. Практическая работа. Правила измерения температуры тела человека.

1

Изучение нового материала.

Практикум

Презентация «Инструменты и приборы» авт: Л. Пономаренко, сайт viki rdf. ru.

07.10

07.10

11

Тела и вещества. Твердые тела, жидкости, газы.

1

Изучение нового материала.

Беседа

19.10

21.10

12

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Свойства веществ. Демонстрация опытов.

1

Комбинированный.

Практикум

22.10

22.10

13

Экология. Значение природы для существования всего живого на Земле.

1

Комбинированный.

Диспут

Презентация «Экологические катастрофы», О. Озорнова, сайт viki rdf. ru.

Самостоятельная работа № 2

26.10

26.10

КОСМОС И ЗЕМЛЯ.

14

14

Космос. Солнце – звезда.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.

1

Изучение нового материала 

Беседа

Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», Урок 4. Земля и Солнце.

Рабочая тетрадь, задание  №,23.

28.10

28.10

15

Строение Солнечной системы. Планеты.

1

Изучение нового материала

Рабочая тетрадь, задание  № 22.

02.11

02.11

16

Звёзды и созвездия. Практическая работа «Как найти полярную звезду»

1

Комбинированный.

Практикум

Презентация «Знаки и созвездия», О Князева, сайт viki rdf. ru.

Рабочая тетрадь, задание № 24,25

09.11

11.11

17

Луна – спутник Земли. Затмение Луны и Солнца.

1

Изучение нового материала

Беседа

Презентация

«Луна – спутник Земли», Н Зиновьева, сайт viki rdf. ru.

Самостоятельная работа № 3

12.11

15.11

18

Зима. Признаки зимы(короткая продолжительность дня, низкое небо, холод, особенности зимней жизни птиц и зверей).

1

Комбинированный.

Экскурсия  

16.11

18.11

19

Земля-планета. Горизонт.

1

Изучение нового материала

Беседа

30.11

30.11

20

Общее представление о форме и размерах Земли.

1

Комплексное применение знаний

Групповая работа

02.12

01.12

21

Планета Земля. Ее строение.

1

Изучение нового материала

Беседа

Рабочая тетрадь , задание № 27.

07.12

02.12

22

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Практическая работа «Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу,  местным признакам»

1

Комбинированный

Практикум

Презентация «Ориентирование на местности», Е. Берюкова, сайт viki rdf. ru.

Рабочая тетрадь, задание №32.

09.12

07.12

23

Компас. Практическая работа «Изготовление примитивного компаса». Народные приметы ориентирования.

1

Комбинированный

Практикум

Рабочая тетрадь задание № 33, 34.

14.12

24

Глобус как модель Земли. Географическая карта. Практическая работа «Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов»

1

Комбинированный

Практикум

14.12

25

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги, общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте.

1

Изучение нового материала.

Игра – путешествие

Презентация «Ландшафт», В Кузнецова, сайт viki rdf. ru.

21.12

26

Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

1

Комплексное применение знаний

Экскурсия

Рабочая тетрадь, задание  № 28.

23.12

27

 Контрольная работа за I полугодие.

1

Контроль и коррекция знаний и умений

Рабочая тетрадь, задание № 35,36, 37.

Самостоятельная работа № 4

28.12

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИЛ ПРИРОДЫ.

22

28

Обобщающие задания.

Обобщение и ситематизация.

Самостоятельная работа

30.12

29

Тепловые пояса Земли. Солнце- источник света и тепла для всего живого на Земле.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Игра – путешествие

 Рабочая тетрадь, задание № 1,2(работа с контурной и физической картами полушарий).

11.01

30

Времена года. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.

1

Комбинированный

Групповая работа

Рабочая тетрадь, задание № 38,39.

Работа с теллурием.

14.01

31

Суша под Солнцем.

1

Комбинированный

Практикум (опыт с нагреванием воды, металлического предмета, камня)

18.01

32

Внутренние силы Земли. Стихийные бедствия.

1

Комбинированный

20.01

33

Вода. Свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха, принимает форму любого сосуда).

1

Изучение нового материала.

Практикум определение свойств воды.

Презентация «Вода в природе»

Е. Берюкова, сайт viki rdf. ru. Рабочая тетрадь, задание №40.

25.01

34

Тепло и вода. Экология океанов.

1

Комбинированный

Практикум (нагревание воды, камня).

28.01

35

Три состояния воды. Водяной пар.

1

Комбинированный

Практикум

Рабочая тетрадь, задание №41,42,45.

01.02

36

Вода в твёрдом состоянии.

1

Комбинированный

Практикум

Рабочая тетрадь, задание № 41,43,44,47, 52,53

03.02

37

Вода – растворитель.

1

Комбинированный

Практикум

Рабочая тетрадь, задание № 48,51

08.02

38

Очистка воды от примесей фильтрованием.

1

Комбинированный

Практикум

Рабочая тетрадь, задание № 49,50.

10.02

39

Подземные воды. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Использование человеком.

1

Изучение нового материала

Игра – путешествие

Рабочая тетрадь, задание № 15,16.

15.02

40

 Водоемы  искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного поведения на водоемах в разное время года.

1

Изучение нового материала

 

17.02

41

Атмосфера.  Воздух-смесь газов.

1

Изучение нового материала

29.02

42

Свойства воздуха  (не виден,  не имеет запаха, летуч, занимает форму любого сосуда, легко сжимается, является условием горения)

1

Комбинированный

Презентация  «Воздух», Е. Муталиева, сайт viki rdf. ru.

Рабочая тетрадь, задание № 54, 55

02.03

43

Что такое ветер.  Погода и ее составляющая.

1

Комбинированный

Практикум по определению направления ветра с помощью флюгера.

07.03

44

Круговорот воды в природе. Положительное и отрицательное  влияние деятельности человека на природу.

1

Изучение нового материала.

Беседа

 Презентация «Вода в природе»

Е. Берюкова, сайт viki rdf. ru. Рабочая тетрадь, задание № 56

09.03

45

Работа воды и ветра. Использование  человеком богатств  природы (ветер, вода)

1

Комплексное применение знаний.

Экскурсия

14.03

46

Охрана природных богатств: воды, воздуха. Проблемы экологии.

1

Комбинированный.

Урок-фестиваль

Рабочая тетрадь, задание №57

16.03

47

Природные явления и стихийные бедствия в нашей местности. Бережное отношение к окружающему миру.

1

Комбинированный

Экскурсия

21.03

48

Проверочная работа по теме.

1

Контроль и коррекция знаний и умений.

Самостоятельная работа.

Контрольная работа

«Внутренние силы Земли»

23.03

49

Обобщающий урок

1

Обобщение и систематизация знаний и умений.

КВН

Рабочая тетрадь, задание № 58\

28.03

ЖИВАЯ ПРИРОДА

19

50

Жизнь – особенность нашей планеты.

1

Изучение нового материала.

Игра – путешествие

Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия»

Урок 5. Условия жизни на Земле.

30.03

51

Царство живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Роль растений в очищении воздуха и обеспечении пищей животных.

1

Изучение нового материала

Беседа

Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия»

Урок 7. Растения — живые существа.

Рабочая тетрадь, задание № 60.

04.04

52

Хвойные и цветковые растения. Части растений.  Растения - представители Красной книги.

1

Комбинированный

Практикум

Рабочая тетрадь, задание № 61.

06.04

53

Весенние изменения в жизни растений и животных Дикорастущие и культурные растения (на примере растений своей местности).

1

Комбинированный

Экскурсия.

Презентация «Дикорастущие и культурные растения», О Ткачёва, сайт viki rdf. ru.

09.04

54

Условия, необходимые растениям для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода, минеральные вещества почвы).

1

Комплексное применение знаний и умений.

Исследовательская работа

Рабочая тетрадь, задание № 62, 63.

18.04

55

Растения, которые мы едим. Уход человека за одомашненными растениями. Их многообразие и важные для человека свойства.

1

Комбинированный

Практикум

Презентация «Распространения плодов и семян» Е. Берюкова, сайт viki rdf. ru. Рабочая тетрадь, задание №64.

20.04

56

Растения – путешественники Роль растений в природе и в жизни людей, бережное отношение человека к растениям.  Правила поведения в парке, в лесу.

1

Комбинированный

Урок – фестиваль

Презентации сообщений учащихся. Рабочая тетрадь, задание № 65,66

21.04

57

Грибы. Использование человеком богатств природы(лес)

1

Изучение нового материала

Беседа

Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия» Урок 9. Грибы и бактерии.

25.04

58

Грибы съедобные и несъедобные нашего края. . Правила сбора грибов.

1

Комплексное применение знаний и умений.

КВН

Презентация «Грибы и грибочки» Л. Федосеева, сайт viki rdf. ru. Рабочая тетрадь, задание № 67.

27.04

59

Животные.  Отличие животных от растений  –подвижность и чувствительность. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

1

Изучение нового материала

Беседа

Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия» Урок 8. Животные — живые организмы.

02.05

60

Группы животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери нашего края.

1

Комбинированный

Экскурсия

Краеведческий музей, Рабочая тетрадь, задание № 70,71.

04.05

61

Группы животных. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

1

Комплексное применение знаний и умений.

Практикум

Презентация «Классы животных» Е. Елизарова, сайт viki rdf. ru. Рабочая тетрадь, задание № 72,73.

08.05

62

Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери)

1

Изучение нового материала.

11.05

63

Среда обитания. Питание животных. Обмен информацией между животными в природе.

1

Комбинированный.

Презентация «Типы питания животных», Е. Берюкова, сайт viki rdf. ru.

Рабочая тетрадь, задание № 74,75.

16.05

64

Дикие и домашние животные нашего края. Уход человека за одомашненными животными. Их многообразие и важные для человека свойства.

1

Комбинированный.

Урок – фестиваль.

Рабочая тетрадь, задание № 76,77,78.

18.05

65

Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека.  Личная гигиена школьника.  

1

Комбинированный.

Презентация «Бактерии», В. Кузнецова, сайт viki rdf. ru.

23.05

66

 Охрана растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.

1

Повторение.

Игра – путешествие

25.05

67

Годовая контрольная работа.

1

Контроль и коррекция знаний и умений

Самостоятельная работа

30.05

68

Праздник « Земля – наш дом родной». Правила безопасного поведения на водоеме, лесу, на дорогах.

1

Обобщение и систематизация материала.

Урок – праздник

Рабочая тетрадь, задание стр. 41-42(задание на лето)

31.05

4. Ресурсное обеспечение рабочей программы

4.1. Литература основная и дополнительная

  1. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007. -272с
  2. Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Мы и окружающий мир: учебник. 2 класс. – Самара: Издательство «Учебная                   литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.
  3. Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. др. Рабочая тетрадь «Мы и окружающий мир». 2 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
  4. Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир». 1–2 классы. – Самара:  Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.
  5. Русских Г. А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: Пособие для учителя. – Москва, Ладога – 100, 2002

        4.2.Медиаресурсы и пр.

Диски:

  1. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия»
  2. Компьютерная игра – энциклопедия «Живая планета», ЗАО «Новый диск» Москва.
  3. Презентации: сайт  viki rdf. ru.

Разделы программы и темы

Количество

 часов

Количество часов по классам

1кл

2кл

3кл

4кл

Человек и природа.

 

108

35

54

Времена года.

12

7

4

Природа вокруг нас.

15

7

5

Природа живая и неживая.

24

13

16

Единство живого и неживого

10

-

1

Человек – часть природы.

5

4

9

Тело человека.

12

-

3

Наша страна на карте и глобусе.

30

4

16

Человек и общество

 

108

31

5

 Я - школьник.

7

5

-

Правила безопасной жизнедеятельности.

7

3

4

Моя Родина

11

5

-

Родной край-частица Родины.

 

15

7

-

Человек – член общества.

3

2

-

Значение труда для человека и общества.

5

2

-

Наша Родина – Россия, Российская федерация.

27

3

-

Страницы истории Отечества.

27

2

1

Страны и народы мира.

 

6

2

-

Резерв

54

-

9

Содержание:

  1. Пояснительная записка ………………………………………………………………………………… 2
  2. Содержание изучаемого курса ………………………………………………………………………...  5
  3. Календарно – тематическое планирование …………………………………………………………...  9
  4. Ресурсное обеспечение программы …………………………………………………………………... 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для учащихся  третьего класса  Гридинской основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стан...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к учебнику А.А.Плешакова. УМК "Школа России". Автор программы Плешаков А.А.

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир. 1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую харак...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", "Школа России", учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир" - 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общег...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование с 1 по 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 класс  УМК "Школа России"...