Технологическая карта урока по окружающему миру "Живая и неживая природа"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Качанова Светлана Сергеевна

учебник «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов , 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов «Мультимедийный продукт для интерактивных досок» (ООО «Экзамен-Медиа»)  в начальной школе;  у учащихся – цветные карандаши, ножницы, клей, карточки для работы в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                       

Тип урока:

открытие нового знания

Цель урока:

- дать представление о живой и неживой природе

Задачи урока

- обучающиеся узнают какая бывает природа;

- научатся различать объекты неживой и живой природы;

- научатся находить связи между живой и неживой природой;

Формирование УУД:

Познавательные: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование урока:

учебник «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов , 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов «Мультимедийный продукт для интерактивных досок» (ООО «Экзамен-Медиа»)  в начальной школе;  у учащихся – цветные карандаши, ножницы, клей, карточки для работы в группах.

Организация работы на уроке:

фронтальная, групповая, индивидуальная. 

План урока:

1. Мотивация учебной деятельности

2. Актуализация знаний

3. Постановка учебной задачи

4. «Открытие» нового знания

5. Физ. минутка

6. Первичное закрепление

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

8. Итог (рефлексия учебной деятельности)

9.Выставление отметок

 Домашнее задание

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация учебной деятельности

Цель:

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

- Встали красиво, выровнялись. Садитесь.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

-Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение

- Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Личностные: Самоопределение

(мотивация учения)

2. Актуализация знаний

Цель: настроить детей на плодотворную работу.

Читает стихотворение.

-Подумай и ответь:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

В небе тучка проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг…

-Совершенно верно, т.е. природа- это всё существующее во вселенной.

Воспринимают информацию, осмысливают

природа

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

3. Постановка учебной задачи

Цель:        

- постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

- уточнение и согласование темы урока;

- определение средства (алгоритм);

- формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

- Скажите, а кто же сегодня снова пришел к нам на урок за знаниями?

(Муравьишка Вопросик)

- Он, как всегда принёс нам вопрос:

-Вспомните, когда вы сегодня шли в школу, что вы видели ?

- Подумайте, на какие 2 группы мы можем их разделить?

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

       

Поставьте цель сегодняшнего урока

 -Откройте учебник на стр.35 и прочтите в учебнике название нового раздела и темы для изучения в этом разделе.

-Прочитайте, какие учебные задачи мы будем выполнять.

 

Ставится проблема

-Что относится к живой, а что к неживой природе?

Фронтальная работа

Растения, облака, солнце, людей, машины, деревья здания и т. д.

Живые и неживые.

Формулировка темы урока детьми.

«Неживая и живая природа»

Чтение в учебнике, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

1. Узнаем, какая бывает природа.

2. Научимся различать объекты неживой и живой природы;

 3.Научимся находить связи между живой и неживой природой.

Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей).

Прогнозирование.

в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. «Открытие» нового знания

Цель:

- реализация построенного проекта в соответствии с планом;

- фиксация нового способа действия в речи;

- фиксация преодоления затруднения;

- уточнение общего характера нового знания;

Использование мультимедийного продукта для интерактивных досок в начальной школе (Экзамен Медиа) (Приложение 1)

http://festival.1september.ru/articles/502282/Image329.gif

- Рассмотрите изображения и сделайте вывод о том, какие объекты относятся к живой природе и какие к неживой.

-Назовите признаки живой природы.

- Скажите, а растения дышат?

Да, они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.

- Ребята, как Вы думаете, какими еще признаками живой природы обладают растения?

- Ребята, назовите признаки неживой природы?

Ребята, какие объекты относятся к живой природе?

- Ребята, какие объекты относятся к неживой природе?

Называют объекты живой и неживой природы

Они двигаются, едят, дышат

Затрудняются ответить.

Дышат, питаются, размножаются, умирают, рождаются

Не двигаются, не едят и не дышат.

Человек, растения, животные, грибы.

Солнце, воздух, звёзды, луна

Регулятивные УУД:

Целеполагание.

Планирование. Прогнозирование.

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Физ. минутка.

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Давай, с тобой покружимся, покружимся, покружимся.

И навсегда подружимся, подружимся, подружимся.

6. Первичное закрепление

Цель:

-  организовать закрепление знаний о живой и неживой природе, составление таблицы;

Работа по учебнику.

Стр.36. Рассмотрите рисунок и скажите,  что относится к неживой природе, а что – к живой.

Использованием мультимедийного   продукта для начальной школы «Заполни таблицу неживая и живая природа»

(Приложение 2)

-Подумайте и сделайте вывод, чем живые существа отличаются от объектов неживой природы .

Ребята, может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? Обоснуйте свой ответ

Предлагаю обратиться к собственному опыту и знаниям полученным на уроке.

Выполнение заданий  в рабочей тетради.

№1 с.7- по вариантам.

Проверка в парах.

№3 с.7

 Работают в парах.

Фронтальная работа, заполняют таблицу.

Делают вывод

Живая природа не может существовать без неживой и наоборот, т. к. все в мире взаимосвязано. Живые существа не могут жить без света, воздуха и воды.

И подтверждают его схемой в учебнике на стр. 27.

Животным, насекомым, птицам, растениям для полноценного существования требуется солнечный свет, воздух, и вода. Без этих трех составляющих ничто живое не могло бы существовать

Проверка в парах

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Цель:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

- организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;

Работа в группах . Отгадывание кроссворда. (Работа в больших группах)

(у каждой группы на столах кроссворд)

- Это задание Вы будете выполнять в группах. 1-й ряд, это первая группа. 2-й ряд, это вторая группа, а 3-й ряд, это третья группа.

Отгадайте слово и разделите слова отгадки на 2 группы 1- живая природа, а 2- неживая природа.

Какое ключевое слово у Вас получилось?

Работа в группах

Получилось слово ПРИРОДА. Объекты живой природы – это петух, белка, лиса, зебра. Объекты неживой природы – это мороз, радуга, молния.

Регулятивные УУД:

Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном)

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

8. Итог

(рефлексия учебной деятельности)

(6 мин)

Цель:

- фиксация нового содержания, изученного на уроке;                                              - оценивание учащимися собственной  деятельности на уроке;

- Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

- Какую цель ставили на уроке?

- Достигли ли цели? Преодолели ли возникшее затруднение?

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке?

знаю

               Я               хотел узнать

                    Узнал и научился

- Ребята, у вас у каждого на парте есть

шкалы, вам нужно поставить плюсик в соответствии с вашей работой сегодня на уроке. Если вы всё поняли и не испытывали никаких трудностей при выполнении заданий, то ставите плюсик в самом верху. Если вы что-то недопоняли, и выполнение заданий было для вас несколько затруднительным, то плюсик ставьте в середине шкалы. Если же вы совсем ничего не поняли, и выполнение заданий было для вас тяжелым, то ставьте плюсик в самом низу шкалы.

Делают выводы.

- Научились различать объекты живой и неживой природы, рассматривать взаимосвязи между живой и неживой природы, научиться беречь природу.

-Да, мы узнали, что относится к живой природе, а что к неживой.

Оценивают себя при помощи шкалы оценивания.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Коммуникативные УУД.

Рефлексия.

Познавательные УУД.

Смыслообразование.

Личностные УУД.

 

9.Выставление отметок.

Домашнее задание

Выставляет отметки в дневники учащихся.

Записываем в дневниках домашнее задание.

Записывают в дневник Рабочая тетрадь, страница 7, задание 2,5.

Коммуникативные УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: Природа в классе

ОБОГАЩЕНИЕ ЗНАНИЯ О КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ; ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ И ПРИМЕНЯТЬ НОВОЕ ЗНАНИЕ ...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Живая и неживая природа"

учебник «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов , 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов «Мул...

Технологическая карта урока окр мира Осень в неживой природе.

Урок окружающего мира.Цель урока :Дать понять детям целостно воспринять изменения в неживой природе осенью....

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Природа и наша безопасность"

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру "Природа и наша безопасность", 3 класс....

технологическая карта урока по окружающему миру "Царства живой природы"

В данной разработке представлен конспект и презентация  открытого урока по окружающему миру для 2 класса  на тему: "Царства живой природы". На уроке использована технология АМО....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Человек и природа. Связи в природе"

Создание условий для формирования у учащихся представлений о связях в природе....