Методическая разработка урока окружающего мира "Наш край Красноярский"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Никитина Тамара Иннокентьевна

Обощение и систематизация знаний учащихся о Красноярском крае.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Никитина Т. И.

учитель начальных классов

МОУ Стойбинская ООШ.

Мир вокруг нас

      Тема урока. «Наш край Красноярский»

      Цель урока: вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы «Наш край» через повторение и обобщение.

      Задачи урока:

-повторить географическое положение нашего края на карте России, обобщить знания учащихся о растениях и животных края, вспомнить историю образования края;

-развивать логическое мышление, память, внимание, учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

-воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

        Оборудование: карта Красноярского края, гербарий, кроссворд, тест, фотографии заповедников, животных.

Ход урока

I. Организационный момент.                                                                                                                                            II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Дорогие ребята, сегодня тема нашего урока «Наш край Красноярский»  (Слайд №1)

Отгадайте, пожалуйста, ребус

Р 1 А

                                  

(Слайд №2)

-Что вы понимаете под словом «Родина», какой смысл вы в него вкладываете?

    Вывод: Родина- место, где мы родились, выросли, живём. Это наше село, наш район, наш край, а в широком понимании – это наша страна – Россия. На уроке мы будем говорить о нашем родном Красноярском крае, Партизанском районе, о селе Стойба, где мы живём. Эпиграфом к уроку будут строчки из стихотворения красноярского поэта Анатолия  Третьякова

              Родимый край! Саянские отроги,

              И степь, и тундра…. И во всей красе

               Тайга на скалах, где кипят пороги,

              Весь в облаках, как в льдинах Енисей.

              Какая мощь в тебе, мой край таёжный!

              И нет тебя прекрасней и родней,

              Как хорошо, что здесь порою можно

              С природою побыть наедине

Оценивать свою   работу на уроке вы будете сами. На столах у вас лежат маршрутные листы, за каждый правильный ответ вы ставите 1 балл.

III. Обобщение пройденного.

Обобщая тему, мы будем условно листать страницы книги и путешествовать по ней. Итак,

1 страница « Географическая» (Слайд № 3,4. Карта Красноярского края)

-Расскажите о географическом положении края, покажите границы края.                                        

  Ответы детей. Наш край занимает огромную территорию от Северного Ледовитого океана на севере до Саянских гор. Он протянулся с севера на юг почти на 3000 км, а с запада на восток на 1250 км в самом широком месте. Большая часть края расположена на Среднесибирском  плоскогорье.  На юге края границами служат горы Восточного и Западного Саян, Абаканский хребет и Кузнецкое Алатау. Площадь края-2,4 млн. кв. км. В состав края

входят Хакасия, Таймыр, Эвенкия.

-Какие реки протекают по территории края?

   Дети. По территории края с юга на север протекает самая большая река Восточной Сибири – Енисей. Он образуется слиянием двух рек Бий – Хем и Ка -  Хем (Большой и Малый Енисей). Его притоками являются  реки: Ангара, которая вытекает из озера Байкал, Средняя и Нижняя Тунгуска. Кроме этих рек по территории края протекают реки Чулым, Кеть, Хатанга. Кроме рек в Красноярском крае есть озёра: озеро Таймыр на Таймырском полуострове, которое промерзает до дна, озеро Лама, Глубокое, Хантайское. На юге, в Минусинской котловине, есть озеро Шира, Учум, Тагарское. На севере наш край омывает Карское море, в которое впадает река Енисей, и море Лаптевых. Наш край разделён на районы. Мы живём в Партизанском районе, районный центр – село Партизанское, в шести километрах от которого расположено наше село Стойба. По территории района протекают реки Манна и наша маленькая река Рыбная.

     2 страница «Историческая» (Беседа по вопросам)

-Когда был образован Красноярский край?

(7 декабря 1934 года)                                                                                                                    

-Как назывался раньше наш край?

          (Енисейская губерния, основана в 1642 году)

-Какой первый город был построен в крае?

          (Мангазея – Туруханск, 1601 год)

-Какой город является центром края и кто его основатель?

         (Красноярск, Андрей Ануфриевич Дубенский, 1628 год)

Скажите, ребята, какие народности жили на территории края до прихода русских?

         (Татары, киргизские племена, которые воевали между собой)

-Кто первым проложил дорогу в Сибирь?

        (Ермак Тимофеевич)

  -Знаменитый сибирский художник Василий Иванович Суриков написал картину «Покорение Сибири Ермаком». Глядя на репродукцию этой картины мы можем себе представить, как это происходило. (Слайд №5)

-Чем же манила к себе Сибирь русских землепроходцев и промышленников?

(Рыбная ловля, охота за ценным пушным зверем, полезные ископаемые, особенно золото)

    Итак, давайте подведём итоги нашей работы. Сосчитайте,

 сколько вы заработали баллов, кому нужно подтянуться, а кто может быть собой доволен.

   IV. Физминутка.

                          Потрудились – отдохнём,

                                 Встанем, глубоко вздохнём.

                                 Руки в стороны, вперёд,

                                 Влево, вправо поворот.

                                 Три наклона, прямо встать.

                                 Руки вниз и вверх поднять.

                                 Руки плавно опустили,

                                 Всем улыбки подарили.

3 страница « Зоологическая».

   Учитель. Ребята, вы сказали, что Красноярский край протянулся с севера на юг на 3000 км. Вспомните, какие природные зоны расположены на территории края?

   Дети. Ледяная зона, зона тундры, зона лесов и зона степей. Почти все природные зоны, значит, в крае обитают животные разных природных зон.

     Учитель. Разгадайте кроссворд « Животные Красноярского края», определите, в какой зоне они живут, расскажите об одном, дополните ещё названиями животных этой зоны. ( Слайд № 6, индивидуальная работа с компьютером).

  -Вспомните, какие животные занесены в Красную книгу?

4 страница «Ботаническая».

            Работа в группах.

Учитель. Ребята, почему наш край называют лесной державой?

- Лес занимает большую часть территории, 150 млн. га, 1/5 часть всех лесов России.

Класс разделен на две группы (на столах у каждой группы гербарий).

Задание: выбрать растения нашего края, найти лишние, определить в какой зоне растут эти растения, привести примеры растений этой зоны.

 ( Слайд № 7, индивидуальная работа с компьютером).

Задание: выбрать из предложенного списка правильный ответ.

5 страница «Экологическая».

Учитель. Ребята, вы знаете, что экология – это наука о взаимоотношениях человека и природы.

- Давайте вспомним, что сделано в крае для охраны природных богатств?

Ребята рассказывают о том, что в Красноярске создан заповедник «Столбы», который уникален своими причудливыми горными скалами.  Создан «Таймырский» заповедник, под охраной которого находятся дикие животные ледяной зоны, обращают внимание на «Саяно-Шушенский» заповедник, который славится красотой природы (слайд № 8,9,10).

Учитель.  Наш урок я хочу закончить словами:

Милая Родина! Ты год от года

                                         Должна становиться краше.

   Охрана природы – дело народа,

                                          Мое, твое, наше!

V. ИТОГ УРОКА

Дорогие ребята, вот и закончилось наше заочное путешествие по краю, но настоящее путешествие у вас будет продолжаться всю жизнь. Вы увидите синие горы Саяны, красоту и мощь Енисея, наши города. Ведь кто знает, куда занесет вас судьба, кем вы будете по профессии, но мне хочется, чтобы вы выросли настоящими людьми.

Давайте подведем итог нашей работы на уроке. Подсчитайте свои баллы и оцените свою работу.

Самоанализ

урока по окружающему миру с использованием ИКТ в 4-ом классе, учителя начальных классов

 Никитиной Т.И.

Тема урока. «Наш край Красноярский»                                      

Цель урока: вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы «Наш край Красноярский» через повторение и обобщение.                                      

Задачи урока:                                                                                                

-повторить географическое положение нашего края на карте России, обобщить знания учащихся о растениях и животных края, вспомнить историю образования края;                                                                                                            

-развивать логическое мышление, память, внимание, учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;  

-воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

На изучение раздела «Родной край – часть большой страны» в курсе окружающего мира отводится 11 часов. Данный урок был заключительным в этом разделе.

Урок был проведён с использованием ИКТ. Большой экран, на который проецировались слайды, компьютеры для самостоятельной работы, гербарии – всё способствовало активизации мыслительной деятельности учащихся.

Для проведения данного урока была проведена большая работа на предыдущих уроках по теме «Наш край». Тщательно изучалось географическое положение края, учащиеся учились показывать на карте территориальные границы края, водоемы, населенные пункты, выделялись природные зоны, изучалось животноводство края.

Урок был построен как урок путешествие по книге края. Условно листались страницы: географическая, зоологическая, ботаническая, экологическая, историческая. Казалось, можно было бы не включать в урок историческую страницу, но именно с темы история образования Красноярского края началось изучение родного края. Ребятам интересно было узнать, когда началось освоение родных земель, они узнали историю образования села Стойба, на уроке был показан фрагмент фильма «Ермак».

Поэтому историческая страница стимулировала  изучению последующих тем, воспитывала любовь, гордость, уважение к родному краю, а, значит, и ко всей стране.

    Особое внимание уделялось животным и растениям края. Ребятам интересно было знакомиться с обитателями лесов, водоёмов. К урокам они готовили рефераты, читали дополнительную литературу. Дети были горды тем, что в Стойбе растёт цветок венерин башмачок, занесённый в Красную книгу. Этот урок учил ребят анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Во время индивидуальной работы с компьютером при решении кроссворда и выполнении теста учитель видел результат труда каждого учащегося в отдельности по теме.

  На предыдущих уроках учащиеся узнали о природных богатствах родного края, о том, как человек использует эти богатства, а целью заключительного урока было показать, как люди относятся к природе, какие созданы в крае заповедные места, коротко рассказать о них.

   Для выполнения поставленных задач я использовала различные методы: репродуктивный, иллюстративный, исследовательский, ИКТ, что особенно актуально для развития когнитивных способностей детей. Все этапы урока четко прослеживаются и направлены на достижение цели. Соблюдены здоровьесберегающие технологии. Создана эмоционально – комфортная психологическая атмосфера, соблюдались гигиенические нормы, проводилась физминутка.

   Вывод.

   Урок с применением ИКТ сокращает время на подготовку дидактического материала, на смену наглядности, обеспечивает быстрое оценивание усвоения знаний учащимися, вызывает интерес и творческую самостоятельность у учащихся. Считаю, что цель урока: вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение достигнута.



Предварительный просмотр:

Найди названия 11 животных.

Ц

Б

Е

Л

К

А

Н

В

О

Л

К

Р

П

М

В

У

Б

У

Р

У

Н

Д

У

К

Е

Ж

В

А

А

З

А

Я

Ц

Ж

Э

Л

И

С

А

А

П

Р

С

О

Б

О

Л

Ь

Л

Д

М

Ы

Ш

Ь

Р

А

Л

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

Т

Л

О

С

Ь

Л

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:…

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лесов,  полей и рек

Жить не может человек.

Так давайте сбережём

Наш земной природный дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Методическая разработка урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Спасём первоцветы».

День открытых дверей.Окружающий мир. 2 класс.Тема урока: «Спасём первоцветы».Фрагмент урока: знакомство  с новым материалом.Цели урока:     1....

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония

Методическая разработка урока окружающего мира  в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты"  2016г.,ФГОС...

Методическая разработка урока окружающего мира для 4 класса УМК "Школа Росии" Тема: Подземные богатства нашего края

Цель: 1. Формирование представления о полезных ископаемых Белгородской области; их основные местонахождения: Яковлевский рудник, Лебединский ГОК, умение определять полезные ископаемые по их основным п...

Методическая разработка урока окружающий мир. Тема урока: «Наш край родной»

СценарийТема урока: «Наш край родной»Цель – Формировать у детей патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особе...