2 | Актуализация знаний - Ребята, какую вы тему изучали на прошлом уроке? - Чтобы проверить ваши знания, давайте выполним задания, которое указаны у вас в карточках, лежащих на партах. Приложение 2 № 1. Найдите лишний объект: а) пруд, море, река, океан; б) море, река, озеро, ручей; в) устье, исток, склон, приток. № 2. Разделите водоемы на группы по происхождению (с помощью стрелок):
№ 3. Тест 1. Водоемы - это: А) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей Б) место обитания животных и растений В) место для купания 2. С водоемами связана жизнь следующих животных: А) утки, лебеди, цапли Б) трясогузки, совы, кукушки В) орлы, аисты, кедровки 3. Что не следует делать? А) строить очистные сооружения Б) мыть в реке машины В) расчищать родники и ручьи На выполнение заданий вам дается 6 минут. Давайте проверим. |
Значение водных богатств и их охрана
Пруд Море Склон
Естественные (река, ручей, море, озеро, океан) Искусственные (пруд, канал, водохранилище)
А
А
Б
| Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. - Сегодня очень важный урок для всех нас, а почему он важен, вы ответите в конце. А тему урока вы сейчас определите. 1. Работа парами. На столах лежат разрезные буквы, соберите их: 1 пара собирает полезные, 2 пара – ископаемые, 3 пара – области. Приложение 3 - А как называется наша область? (Белгородская). - Сформулируйте, пожалуйста, тему и цель урока. - На какие вопросы вы бы хотели услышать ответ? Какие полезные ископаемые есть в Белгородской области? Местонахождение полезных ископаемых. Их применение. - Какие полезные ископаемые вы знаете? |
Учащиеся высказывают свои предположения.
Отвечают на поставленный вопрос Формулируют тему и цель урока. Ответы детей | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
| - А где применяются полезные ископаемые и для чего они нужны человеку? - Почему их называют полезными ископаемыми? - Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. - Я назову слова, а вы скажите, какое слово лишнее? Почему?
Железная руда, мел, гранит, нефть, песок, каменный уголь, геолог, медь, торф.
- Я предлагаю вам выступить в роли туристов-геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые.
А сейчас блиц - опрос ”Дополни высказывание”. Блиц-опрос. 1. Ископаемые называют полезными, так как (приносят пользу людям) 2. Скопление полезных ископаемых в земле называют…(месторождение) 3. Если добыча полезных ископаемых ведется, открыто - на воздухе, то подобный способ добычи называют (открытый). 4. Роют шахты при добычи полезных ископаемых при … способе добычи (закрытый). - Мы с вами выясним, что означает полезные ископаемые? Полезный - приносящий пользу. Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные. | Учащиеся выполняют работу ИНДИВИДУАЛЬНО.
Высказывания
Учитель читает, ученики, добавляют высказывания
Высказывания детей. | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
| - На Земле очень много полезных ископаемых. - Природа не обделила наш край этими богатствами. Приложение 4.
- Осмотритесь вокруг и назовите вещи, которые изготовлены из полезных ископаемых.
- Сегодня мы с вами узнаем о самых важных полезных ископаемых Белгородской области.
- Вы готовы отправиться в путь? Один из основных инструментов геолога – это карта. Она будет нашим помощником. Рассмотрите карту полезных ископаемых и определите, самые распространённые полезные ископаемые в Белгородской области. Приложение 4.
- Прежде чем мы отправимся в геологоразведочную экспедицию по Белгородской области, вы в словарях найдите понятие о способах добычи полезных ископаемых: карьер и шахта.
- Карьерным способом железная руда добывается на Лебединском ГОКе, он является крупнейшим в России предприятием по добыче железной руды. Добыча руды осуществляется открытым способом. - Лебединский ГОК дважды занесен в книгу рекордов Гиннесса и его видно из космоса. - На Яковлевском руднике железную руду добывают закрытым способом, и вы, конечно же, помните, на экскурсии в районном краеведческом музее экскурсовод рассказывала, что месторождение на Яковлевском руднике не имеет аналогов в мире.
- Достаньте из выбранного вами конверта листок с заданием. - Найдите среди предложенных образцов тот, с которым вам придётся работать. (образцы подписаны) - Поработайте индивидуально со статьёй и попытайтесь самостоятельно заполнить ту строку таблицы, где идёт речь о полезном ископаемом, с которым вы работаете. (р.т. стр.57) Хозяйка подземных богатств В своё царство не пустит нас, Пока об ископаемых Белгородской области Не услышит подробный рассказ. - У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись из экспедиции по Белгородской области и нашли залежи такого полезного ископаемого, как ….”. Распределите роли для работы в группе. - Вспомните, в чем залог успеха работы группы? (Необходимо правильно распределить работу, выслушивать мнение каждого, следовать плану и следить за временем), и помните о технике безопасности с сыпучими материалами. Прежде, чем приступить к заданию, отгадайте загадку и про этот полезный ископаемый вы должны рассказать. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. Глина По доске он бегает, Нужное дело делает. Порешал, прописал, Раскрошился и пропал. Мел. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он на стройках и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. Песок. Она варилась долго В доменной печи, Чтобы потом нам сделали Ножницы, ключи… Железная руда. - В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее. Каждая группа геологов готовит сообщение по плану. Приложение 5 Работая в группе, учащиеся заполняют таблицу: Название | Свойства | Применение | Местонахождение в Белгородской области |
|
|
|
|
I группа – Мел. Наиболее крупные месторождения качественного мела находятся в Белгородской области. Разведано свыше 29 месторождений мела. К наиболее крупным разведанным месторождениям мела относятся Лебединское и Стойленское, Шебекинское, Волоконовское, Чернянское, Фироновское, Чураевское. Одним из старейших месторождений мела, эксплуатируемых уже несколько десятилетий, является Белгородское, расположенное практически в черте города. На базе этого месторождения работает Белгородский комбинат строительных материалов (БКСМ), который производит известь, силикатный кирпич и порошковый мел. Мел – хрупкое вещество, имеет белый цвет. Благодаря тому, что он хрупкий, мы и пишем им на доске . II группа - Глинистое сырье. Песок. Глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета. Используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич, а также применяется для изготовления посуды. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством. На территории области разведано и оценено уникальное месторождение тугоплавких и огнеупорных глин – Краснояружское. В настоящее время месторождение эксплуатирует Борисовский керамический завод. На территории области учтено 13 месторождений строительных песков. Используются в качестве строительных материалов, для производства силикатных изделий, формовочных, закладочных, стекольных и прочих изделий. Залежи глины находятся во многих районах нашей области. Здесь же находятся заводы по её использованию. Наиболее известным является Борисовкий керамический завод. III группа - Железная руда. На территории Белгородской области сосредоточено 80% запасов богатых железных руд Курской магнитной аномалии (КМА) и 40% всех разведанных запасов этих руд в России. Руда признана одной из лучших в мире по качеству. На Восточном участке Гостищевского, Шемраевском и Большетроицком месторождениях ведутся опытные работы по отработке технологии скважинной гидродобычи рыхлых богатых железных руд. Железистые кварциты разведаны в Оскольском железорудном районе. Железная руда – твердое, непрозрачное, очень плотное, негорючее, темно-коричневого цвета. Основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл. |
Стены класса построены из песка, гипса, мела. Двери, окна выкрашены краской, которая изготовлена из нефти. Батареи отопления, трубы, металлические детали парты изготовлены из чугуна, который, в свою очередь, изготовлен из руды.
В толковом словаре находят понятия.
У некоторых учащихся на листке напечатан готовый текст о том полезном ископаемом, о котором не говорится в учебнике. Это те виды, которые встречаются в БО: мел различного назначения, железная руда, виды песка, глина у других учащихся на листке указан номер страницы учебника, где содержится рассказ о тех полезных ископаемых, которые встречаются повсеместно: железная руда с.154-155, песок и глина с. 156, известняк с. 157
На данном этапе учащиеся работают индивидуально. Статья для работы не должна превышать половины страницы печатного текста. При возникновении вопросов, ученик поднимает руку и молча ждёт помощи от учителя. Время работы 10 минут
| Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
10 | Беседа с элементами рассказа об экономном и рациональном использовании полезных ископаемых. - Безграничны ли запасы полезных ископаемых? Полезные ископаемые - это богатство Земли. В нашей стране добывают свыше 80 разных видов полезных ископаемых. Но запасы их в недрах Земли не являются безграничными. Со временем они могут исчерпаться, а потому тратить их необходимо экономно. Бережливое отношение к полезным ископаемым - это бережливое отношение к вещам, которые из них изготовлены и построены. Полезных ископаемых в Белгородчине очень много, но всё же их надо беречь, как хлеб берегут, иначе быстро опустеет «подземное царство» и правнукам нашим ничего не достанется. Самостоятельная работа с заданиями. Взаимопроверка. Об ископаемых много знаете вы, Ответы достойны похвалы. Открыты ворота подземной страны, Любые залежи на карте найдёте вы. Отметить на контурной карте с помощью условных знаков 1 вариант залежи железной руды в Белгородской области, 2 вариант залежи песка. Приложение 6 |
Отвечают на вопрос
Выполняют задание по контурной карте области. | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
11 | - Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых, которые таят в себе недра Белгородской области. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого. 1. Рефлексия. Напишите синквейн на тему «Ископаемые Белгородской области»: 1-я строка - тема (существительное); 2-я строка - описание темы (2 прилагательных); 3-я строка - действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме); 4-я строка - чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме); 5-я строка - повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное). Выберите ключевое слово в теме урока – существительное Ископаемые Выберите 2 ключевых прилагательных к теме урока: Полезные, Белгородской. Выберите 3 глагола по теме урока: Находят, добывают, используют. Фраза из 4 слов, выражающих ваше отношение к теме Необходимы человеку во все времена. Предлагаю вам закончить следующие предложения: 1. Урок был – полезный, познавательный… 2. На уроке чувствовал себя…. 3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке… 4. Я благодарен за урок …… 2. Оценивание учителем, самооценка. - Вспомните цель нашего урока. - Достигли ли мы поставленной цели? - Поставьте себе оценку. - У кого совпали, что поставили в начале урока и что в конце. |
Составляют синквейн.
Заканчивают предложения высказываниями
Заносят самооценку в карточку успеха
| Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |