Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России | 55.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса общеобразовательной школы разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования(с изменениями Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576 (начальное образование));
- программы формирования универсальных учебных действий;
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Шеломовская СОШ»;
- примерной программы по предмету «Окружающий мир» (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях, Часть 1, Москва «Просвещение» 2011)
- авторской программы А.А. Плешакова.«Окружающий мир 1 – 4 классы»;(«Школа России». Сборник рабочих программ 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2011)
- федерального перечня учебников.
- локального акта (Положение о рабочей программе педагога реализующего ФГОС второго поколения)
- учебного плана МБОУ «Шеломовская СОШ», утвержденного приказом № 58 от 01.09.2017г.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно-зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение предмета состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания предмета «Окружающий мир» являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Изучение окружающего мира в 3 классе направлено на решение следующих задач:
- формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
- овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
- формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
- систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;
- освоение основ адекватного природо- и культуро- сообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
- знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;
- существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой организации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижении окружающего мира.
Специфика предмета «Окружающий мир» во 2 классе состоит в том, что:
- имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой актуальностью экологического образования в современных условиях;
- имеет ярко выраженный интегративный характер;
- соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания;
- даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Учебный курс «Окружающий мир» в 3 классе соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание» базисного учебного плана.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе
следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Программа обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитии речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающихся.
Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В процессе ознакомления с миром природы и общества у детей развиваются наблюдательность, интеллектуальная активность, умение подмечать сходство и различие в наблюдаемом, умение рассуждать, формируются навыки общения.
Предмет «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты.
Описание места учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
На изучение предмета «окружающий мир» в 3классе базисным учебным планом отводится 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели ).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Окружающий мир»
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Окружающий мир»
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических
и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
Система оценки достижений учащихся
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по окружающему миру должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения окружающему миру во втором классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Все работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся в форме тестовых заданий и самостоятельной работы в рабочих тетрадях.
Тематический контроль по русскому языку проводится в устной форме.. Для тематических проверок выбираются основные вопросы темы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущихработ.
Содержание тем учебного предмета «Окружающий мир»
№ п\п | Название раздела тем | Кол-во часов по авторской программе | Кол-во часов рабочей программы | Характеристика деятельности учащихся |
1. | «Как устроен мир»
| 6 ч | 6 ч | - Знакомится с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир»,для 3 класса, с целями и задачами раздела; -понимать учебную задачу урока и стремится её выполнить; - доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей; - работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; - устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий; - работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни, моделировать в виде схемы воздействие человека на природу, - обсуждать, как каждый может помочь природе; работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своем городе (селе) участвовать в природоохранной деятельности; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
2. | «Эта удивительная природа»
| 18 ч | 18 ч | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ, наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку, моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; . - наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; - практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; . - работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану, использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков, - работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха; - исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; - работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; - работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради): - работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию; - работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды; - наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; - работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда: рассказывать по схеме о круговороте воды в природе осуществлять взаимопроверку: моделировать круговорот воды в природе, осуществлять самопроверку формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника; - работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды; - работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе (селе); - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
3. | «Мы и наше здоровье»
| 10 ч | 10 ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе; - характеризовать системы органов человека (их части и назначение); - обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены; - анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника; - практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану; - распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; - формулировать правила гигиены органов чувств; работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на урокеПонимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - практическая работа: изучить свойства кожи; - характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; - характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи; - работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи; - подготовить рассказ об уходе за кожей; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; - раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека; - следить за правильной осанкой на уроке и вне его; - выполнять физкультминутки; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания; - моделировать строение пищеварительной системы; - характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания; |
4. | «Наша безопасность»
| 7 ч | 7 ч | Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выполнить; - актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1-2 классах; - характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей; работать с терминологическим словариком; анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1-2 классах; - работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения; - обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; - выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте: - моделировать свои воздействия в ходе ролевой игры: - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять: - актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1 -2 классах: - анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам; - выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков; - моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах; - обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его; - работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
5. | «Чему учит экономика»
| 12 ч | 12 ч | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить; - раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; - различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг; - характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; - работать с терминологическим словариком; - работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на урокеПонимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; - приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; - прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий; - раскрывать роль науки в экономическом развитии; - работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на урокеопределять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»; - выявлять, при производстве каких товаров при меняются изучаемые полезные ископаемые; - характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки); - с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом; - работать с терминологическим словариком; - работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля - продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи; - раскрывать роль денег в экономике; - различать денежные единицы разных стран; - практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала и отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1-2 классах; - характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; - раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией; - обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоя шее время осуществляется экологическая экспертиза; - приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов; - моделировать экологические прогнозы; - работать с терминологическим словариком; - работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе; |
6. | «Путешествия по городам и странам»
| 15 ч | 15 ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; - рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; - узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; - составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; - моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - с помощью интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на урокеВ ходе выполнения проекта дети учатся: - собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал); оформлять экспозицию музея; готовить сообщения (экскурсии по музею); презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; - обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком: - с помощью дополнительной литературыПонимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом место положения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному и, из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; - соотносить государства и их флаги; - узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей; - составлять вопросы к викторине по странам севера Европы; - работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы: - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подгoтовить сообщения с показом местоположения - страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; - составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; - описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям; - выполнять задания электронного приложения к учебнику; Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы , (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям; выполнять задания по ;электронному приложению к учебнику; моделировать достопримечательности из пластилина; работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
Итого: | 68 ч | 68 ч |
Тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | дата |
«Как устроен мир» (6 ч) | |||
Природа. Разнообразие природы. | 1 | ||
Человек. Человек часть природы. | 1 | ||
Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | ||
Общество. Человек как член общества. | 1 | ||
Что такое экология. | 1 | ||
Природа в опасности! Положительное и отрицательное влияние человека на природу. | 1 | ||
«Эта удивительная природа» (18 ч) | |||
Тема, вещества, частицы. Знакомство с целями и задачами раздела. | 1 | ||
Разнообразие веществ в окружающем мире. Практическая работа № 1 по теме: «Разнообразие веществ». | 1 | ||
Воздух и его охрана. | 1 | ||
Вода как вещество. Практическая работа № 2 по теме: «Вода» | 1 | ||
Превращения и круговорот воды в природе. | 1 | ||
Берегите воду! Использование воды человеком. | 1 | ||
Как разрушаются камни. | 1 | ||
Что такое почва. Практическая работа № 3 по теме: «Почва» | 1 | ||
Разнообразие растений. | 1 | ||
Солнце, растения и мы с вами. | 1 | ||
Размножение и развитие растений. | 1 | ||
Охрана растений. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. | 1 | ||
Разнообразие животных. Классификация животных. | 1 | ||
Кто что ест? Проект: «Разнообразие природы родного края». | 1 | ||
Размножение и развитие животных. | 1 | ||
Охрана животных. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. | 1 | ||
В царстве грибов. | 1 | ||
Великий круговорот жизни. | 1 | ||
«Мы и наше здоровье» (10 ч) | |||
Организм человека. Практическая работа № 4 по теме: «Организм человека». | 1 | ||
Органы чувств человека. | 1 | ||
Надёжная защита организма. Практическая работа № 5 по теме: «Кожа как орган защиты». | 1 | ||
Опора тела и движение. | 1 | ||
Наше питание. Проект «Школа кулинаров». Практическая работа № 6 по теме: «Наше питание». | 1 | ||
Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 7 по теме: «Дыхание и кровообращение». | 1 | ||
Умей предупреждать болезни. | 1 | ||
Здоровый образ жизни. | 1 | ||
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. | 1 | ||
Презентация проектов «Богатства отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». | 1 | ||
«Наша безопасность» (7 ч) | |||
Огонь, вода и газ. | 1 | ||
Чтобы путь был счастливым. | 1 | ||
Дорожные знаки. | 1 | ||
Проект: «Кто нас защищает». | 1 | ||
Опасные места. | 1 | ||
Природа и наша безопасность. | 1 | ||
Экологическая безопасность. Практическая работа № 8 по теме: «Экологическая безопасность». | 1 | ||
«Чему учит экономика» (12 ч) | |||
Для чего нужна экономика. | 1 | ||
Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | ||
Полезные ископаемые. | 1 | ||
Растениеводство. Практическая работа № 9 по теме: «Растениеводство». | 1 | ||
Животноводство. | 1 | ||
Какая бывает промышленность. | 1 | ||
Проект: «Экономика родного края». | 1 | ||
Что такое деньги. Практическая работа № 10 по теме: «Что такое деньги». | 1 | ||
Государственный бюджет. | 1 | ||
Семейный бюджет. | 1 | ||
Экономика и экология. | 1 | ||
Взаимосвязь экономики и экологии. | 1 | ||
«Путешествия по городам и странам» (15 ч) | |||
Золотое кольцо России – слава и гордость страны. | 1 | ||
Города Золотого кольца и их достопримечательности. Сергиев-Посад, Переславль- Залесский, Ростов. | 1 | ||
Города Золотого кольца и их достопримечательности. Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир. | 1 | ||
Проект: «Музей путешествий». | 1 | ||
Наши ближайшие соседи. | 1 | ||
На севере Европы. | 1 | ||
Что такое Бенилюкс. | 1 | ||
В центре Европы. | 1 | ||
По Франции и Великобритании. Франция. | 1 | ||
По Франции и Великобритании. Великобритания. | 1 | ||
На юге Европы. | 1 | ||
По знаменитым местам мира. | 1 | ||
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. | 1 | ||
Презентация проектов: «Кто нас защищает», «Экономика родного края». | 1 | ||
Презентация проектов: «Музей путешествий». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...