Урок окружающего мира "По равнинам и горам"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Яковлева Елена Викторовна

   Цели:

  • Сформировать представление о равнинах и горах.
  • Познакомить с равнинами и горами на территории России.
  • Развивать познавательную активность, умение работать по карте.
  • Наблюдать, обобщать, делать выводы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться физической картой; находить с помощью условных обозначений горы, равнины; различать формы земной поверхности.

Оборудование: физическая карта России, картины и слайды с изображением изучаемых объектов, схемы, рисунок солнца

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytye_uroki_v_4_kl._okr_mir.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК   ОКРУЖАЮЩЕГО   МИРА

Тема:  По равнинам и горам.

Цели:

  • Сформировать представление о равнинах и горах.
  • Познакомить с равнинами и горами на территории России.
  • Развивать познавательную активность, умение работать по карте.
  • Наблюдать, обобщать, делать выводы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться физической картой; находить с помощью условных обозначений горы, равнины; различать формы земной поверхности.

Оборудование: физическая карта России, картины и слайды с изображением изучаемых объектов, схемы, рисунок солнца

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Фронтальный опрос /ответы на вопросы – с.53/.

- Индивидуальный опрос  /работа в тетради/.

Соединить стрелками условные обозначения и название полезных ископаемых.

Торф

Природный газ

Каменный уголь

Бурый уголь

Железная руда

Нефть

  1. Самоопределение к деятельности.

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

         Нет страны ее родней!          /О. Высотская/

Учитель:

- Как вы понимаете слова поэта?

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пойдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг.

- Нашим экскурсоводом будет физическая карта России. Сегодня она расскажет и покажет вам, как выглядит земная поверхность.

- Откройте учебник на с. 54 и прочитайте самостоятельно.

- Кроме карты нам ещё поможет во время путешествия природный объект, название которого вы узнаете из загадки.

                  Доброе, хорошее, на всех людей глядит,

                  А людям на себя глядеть не велит.        /солнце/

- Где встает солнце? /на востоке/

- С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения на физической карте.

- На что указывает цвет?   /вода и суша/

- Какие цвета ещё вы видите?   /зеленый, желтый, коричневый, тонкие синие линии в виде ниточек/.

4. Работа по теме урока.

- Работа по карте.

Учитель: * Давайте разберемся в этой цветовой гамме. Посмотрите на схему в нижнем левом углу карты на с. 50 учебника.

*Какие линии вы увидели на этой диаграмме?

*Что написано под сплошной линией? /моря и океаны/  Это называется уровнем  моря.

*Что находится ближе всего  к уровню моря? /низменности, они имеют зеленую окраску/.

*Что находится выше низменностей? /возвышенности и горы, у них желтая и коричневая окраска/

*Вот мы и познакомились с условным цветовым обозначением форм земной поверхности. А теперь пора отправляться в путь.

/Макет солнца закрепляется над полуостровом Камчатка/.

Учитель:

*Мы с вами на востоке России  - на полуострове Камчатка.

*Найдите полуостров Камчатка на ваших картах.

*Что вы скажите о поверхности полуострова? /с севера на юг по всему полуострову проходят горы/

*Обратите внимание на вулкан Ключевая Сопка. Какую высоту он имеет? /4688м/

*Вулкан Камчатка – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевая Сопка извергается каждые 6-7 лет, извержение продолжается по нескольку месяцев. Всего на полуострове 28 вулканов.

*Продолжим наше путешествие. /Солнце закрепляется над Среднесибирским плоскогорьем/

*Где остановилось солнце?

*Что вы видите на карте? /все три цвета: желтый, зеленый, коричневый/

*А что значит слово «плоскогорье»? /плоская гора/

* Толкование из словаря С.И. Ожегова: Плоскогорье – это место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря. /демонстрация рисунков с изображением Среднесибирского плоскогорья/

*Что вы можете сказать о поверхности /много возвышенностей, холмов/

*В целом Среднесибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, и выглядит так:

                                              Плоская вершина

      Равнина                

                                                Крутые склоны

*Но это тоже равнина, хотя и не совсем обычная. Такая равнина называется возвышенностью.

*А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее на юг Сибири /Солнце закрепляется над горами Алтай и Саяны/

*Какая здесь земная поверхность? /горы, они показаны темно-коричневым цветом/

*Как называются горы? /Саяны, Алтай/

*Что вы можете сказать о высоте гор? /высокие, т.к. темно-коричневый цвет/

*Как называется самая высокая гора Алтая? /Белуха, ее высота 4506м/

*Алтай входит в Список Всемирного наследия. /демонстрация гор Алтая/

*Продолжим наше путешествие. /Солнце закрепляется над Западно-Сибирской равниной/

*Что нам об этой равнине расскажет карта? /равнина занимает большую территорию, поверхность ровная, поэтому окрашена в зеленый цвет/

*Такая равнина называется низменностью. Западно-Сибирская равнина – это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина». Большая часть территории – это болота. По равнине течет много рек.

*Давайте выясним, почему на этой равнине так много болот. /опыт/

*Представьте себе, что вода, выпавшая в виде осадков и появившаяся в результате таяния снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины.

*Продолжим двигаться дальше за солнцем на запад. /Солнце закрепляется над Уральскими горами/

*Что вы видите на карте? /горы, т.к. окраска желтая и коричневая/

*Что вы можете сказать об этих горах, внимательно рассмотрев карту? /Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Но это невысокие горы, потому что нет темно-коричневого цвета, как на Алтае/

*Как называется самая высокая гора? /Народная, ее высота 1895м/

*Сравните две горы – Народную на Урале и Белуху на Алтае /гора Белуха на 2611м выше, чем гора Народная/

*Что это доказывает? /Горы Алтая высокие, а Уральские невысокие/

*Уральские горы в старину называли Каменным поясом земли Русской. Как вы думаете, почему? /они опоясывают страну с севера на юг, разделяют территорию России на европейскую и азиатскую части/

*Уральские горы называют старыми, потому что форма их стала плосковершинной. Посмотрите на эту схему:

*На рисунке изображены старые горы. Что вы можете сказать о вершинах гор? /вершины невысокие и неострые, склоны пологие/

*А теперь сделаем небольшой привал и отдохнем.

5.Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале….

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

6.Продолжение работы по теме урока.

- Работа по карте. /Солнце закрепляется над Восточно-Европейской равниной/

- Где мы остановились сейчас? Что вы можете рассказать, изучив условные обозначения на карте? /Мы остановились на Восточно-Европейской равнине, так написано на карте. Это равнина, потому что на карте она обозначена светло-зеленым цветом. На ней есть пятна желтого цвета/

- Попытаемся открыть тайну желтых пятен. /фотографии равнины/

- Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины? /поверхность неровная, встречаются возвышенности/

- Так что же такое желтые пятна? /это возвышенности/

- Да это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют холмистой. Прочитайте материал о равнине на с. 54.

- Как ещё называют Восточно-Европейскую равнину? /русской равниной/

- А сейчас держим путь на юго-запад. /Солнце над Кавказскими горами/

- Что рассказывает нам карта? /Это горы, они высокие, потому что обозначены коричневым цветом. Их называют Кавказскими горами. Самая высокая гора – Эльбрус, ее высота 5642м. Эльбрус даже выше Белухи на Алтае/.

- Демонстрация фотографий Кавказских гор.

- Что вы можете сказать об этих горах? /Это высокие горы, их вершины покрыты снегом/

- Наше солнце закатилось за горизонт, мы прошли с ним огромный путь от восточных границ до западных. Что вы можете сказать о земной поверхности России? /На территории страны встречаются горы, молодые и старые, равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья/.

Самостоятельная работа /ответы на вопросы/.

  1.  Из каких общих частей состоят холм и гора? /вершина, склон, подошва/
  2. Чем они отличаются? /холм имеет высоту до 200м, а у горы высота более 200м/
  3. О каких еще формах земной поверхности вы узнали?
  4. Какие существуют виды углублений на земной поверхности?
  5. Чем отличается овраг от балки? /у балки склоны поросли растительностью, склоны пологие, а у оврага крутые осыпающиеся склоны/

7. Рефлексия.

- Проверочная работа.

1. Какие горы называли «Каменный пояс земли Русской»? /Уральские/

2. Какая равнина раскинулась от западных границ до Уральских гор? /Восточно-Европейская/

3. Какая самая высокая гора России?  /Эльбрус/

4. Какая равнина расположена к востоку от Уральских гор? /Западно-Сибирская/

5. В каких горах самой высокой точкой является гора Белуха? /Алтай/

6. Как называются равнины с ровной поверхностью, обозначенные на карте зеленым цветом? /низменности/

7.Как называются равнины, где преобладают возвышенные пространства с плоской поверхностью?  /плоскогорья/

8. Какие горы внесены в Список Всемирного наследия? /Алтай/

9. Как называется углубление на земной поверхности, склоны которого поросли растительностью?  /балки/

10.Как называются углубления на земной поверхности с крутыми осыпающимися склонами?  /овраги/

8. Подведение итогов урока.

- Какие названия гор и равнин вам запомнились?

9. Домашнее задание.  С. 54-57, прочитать, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя», в тетрадь выписать вывод.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

Конспект урока по окружающему миру "Равнины и горы"

Конспект урока по окружающему миру "Равнины и горы" для учащихся 4 класса...

Урок окружающего мира"Равнины и горы"

Урок рассчитан на 2 часа. Это урок открытия новых знаний, где используется групповая форма работы. Проблемная ситуация создаётся в деятельности детей, где они сталкиваются с географическим...

Презентация к уроку окружающего мира "Равнины и горы"

Презентация для урока окружающего мира в 4 классе "Равнины и горы"...

Презентация по окружающему миру "Равнины и горы России"

Презентация по окружающему миру "Равнины и горы России" (4 класс). УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающий мир "Равнины и горы России"(УМК "Школа России, 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о горах и равнинах России.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 познакомить обучающихся с понятиями "гора", "равни...