Урок окружающего мира "По равнинам и горам"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Цели:
- Сформировать представление о равнинах и горах.
- Познакомить с равнинами и горами на территории России.
- Развивать познавательную активность, умение работать по карте.
- Наблюдать, обобщать, делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться физической картой; находить с помощью условных обозначений горы, равнины; различать формы земной поверхности.
Оборудование: физическая карта России, картины и слайды с изображением изучаемых объектов, схемы, рисунок солнца
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytye_uroki_v_4_kl._okr_mir.docx | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема: По равнинам и горам.
Цели:
- Сформировать представление о равнинах и горах.
- Познакомить с равнинами и горами на территории России.
- Развивать познавательную активность, умение работать по карте.
- Наблюдать, обобщать, делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться физической картой; находить с помощью условных обозначений горы, равнины; различать формы земной поверхности.
Оборудование: физическая карта России, картины и слайды с изображением изучаемых объектов, схемы, рисунок солнца
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Фронтальный опрос /ответы на вопросы – с.53/.
- Индивидуальный опрос /работа в тетради/.
Соединить стрелками условные обозначения и название полезных ископаемых.
Торф | |
Природный газ | |
Каменный уголь | |
Бурый уголь | |
Железная руда | |
Нефть |
- Самоопределение к деятельности.
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней! /О. Высотская/
Учитель:
- Как вы понимаете слова поэта?
- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пойдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг.
- Нашим экскурсоводом будет физическая карта России. Сегодня она расскажет и покажет вам, как выглядит земная поверхность.
- Откройте учебник на с. 54 и прочитайте самостоятельно.
- Кроме карты нам ещё поможет во время путешествия природный объект, название которого вы узнаете из загадки.
Доброе, хорошее, на всех людей глядит,
А людям на себя глядеть не велит. /солнце/
- Где встает солнце? /на востоке/
- С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения на физической карте.
- На что указывает цвет? /вода и суша/
- Какие цвета ещё вы видите? /зеленый, желтый, коричневый, тонкие синие линии в виде ниточек/.
4. Работа по теме урока.
- Работа по карте.
Учитель: * Давайте разберемся в этой цветовой гамме. Посмотрите на схему в нижнем левом углу карты на с. 50 учебника.
*Какие линии вы увидели на этой диаграмме?
*Что написано под сплошной линией? /моря и океаны/ Это называется уровнем моря.
*Что находится ближе всего к уровню моря? /низменности, они имеют зеленую окраску/.
*Что находится выше низменностей? /возвышенности и горы, у них желтая и коричневая окраска/
*Вот мы и познакомились с условным цветовым обозначением форм земной поверхности. А теперь пора отправляться в путь.
/Макет солнца закрепляется над полуостровом Камчатка/.
Учитель:
*Мы с вами на востоке России - на полуострове Камчатка.
*Найдите полуостров Камчатка на ваших картах.
*Что вы скажите о поверхности полуострова? /с севера на юг по всему полуострову проходят горы/
*Обратите внимание на вулкан Ключевая Сопка. Какую высоту он имеет? /4688м/
*Вулкан Камчатка – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевая Сопка извергается каждые 6-7 лет, извержение продолжается по нескольку месяцев. Всего на полуострове 28 вулканов.
*Продолжим наше путешествие. /Солнце закрепляется над Среднесибирским плоскогорьем/
*Где остановилось солнце?
*Что вы видите на карте? /все три цвета: желтый, зеленый, коричневый/
*А что значит слово «плоскогорье»? /плоская гора/
* Толкование из словаря С.И. Ожегова: Плоскогорье – это место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря. /демонстрация рисунков с изображением Среднесибирского плоскогорья/
*Что вы можете сказать о поверхности /много возвышенностей, холмов/
*В целом Среднесибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, и выглядит так:
Плоская вершина
Равнина
Крутые склоны
*Но это тоже равнина, хотя и не совсем обычная. Такая равнина называется возвышенностью.
*А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее на юг Сибири /Солнце закрепляется над горами Алтай и Саяны/
*Какая здесь земная поверхность? /горы, они показаны темно-коричневым цветом/
*Как называются горы? /Саяны, Алтай/
*Что вы можете сказать о высоте гор? /высокие, т.к. темно-коричневый цвет/
*Как называется самая высокая гора Алтая? /Белуха, ее высота 4506м/
*Алтай входит в Список Всемирного наследия. /демонстрация гор Алтая/
*Продолжим наше путешествие. /Солнце закрепляется над Западно-Сибирской равниной/
*Что нам об этой равнине расскажет карта? /равнина занимает большую территорию, поверхность ровная, поэтому окрашена в зеленый цвет/
*Такая равнина называется низменностью. Западно-Сибирская равнина – это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина». Большая часть территории – это болота. По равнине течет много рек.
*Давайте выясним, почему на этой равнине так много болот. /опыт/
*Представьте себе, что вода, выпавшая в виде осадков и появившаяся в результате таяния снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины.
*Продолжим двигаться дальше за солнцем на запад. /Солнце закрепляется над Уральскими горами/
*Что вы видите на карте? /горы, т.к. окраска желтая и коричневая/
*Что вы можете сказать об этих горах, внимательно рассмотрев карту? /Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Но это невысокие горы, потому что нет темно-коричневого цвета, как на Алтае/
*Как называется самая высокая гора? /Народная, ее высота 1895м/
*Сравните две горы – Народную на Урале и Белуху на Алтае /гора Белуха на 2611м выше, чем гора Народная/
*Что это доказывает? /Горы Алтая высокие, а Уральские невысокие/
*Уральские горы в старину называли Каменным поясом земли Русской. Как вы думаете, почему? /они опоясывают страну с севера на юг, разделяют территорию России на европейскую и азиатскую части/
*Уральские горы называют старыми, потому что форма их стала плосковершинной. Посмотрите на эту схему:
*На рисунке изображены старые горы. Что вы можете сказать о вершинах гор? /вершины невысокие и неострые, склоны пологие/
*А теперь сделаем небольшой привал и отдохнем.
5.Физкультминутка.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале….
Вправо, влево повернись!
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!
6.Продолжение работы по теме урока.
- Работа по карте. /Солнце закрепляется над Восточно-Европейской равниной/
- Где мы остановились сейчас? Что вы можете рассказать, изучив условные обозначения на карте? /Мы остановились на Восточно-Европейской равнине, так написано на карте. Это равнина, потому что на карте она обозначена светло-зеленым цветом. На ней есть пятна желтого цвета/
- Попытаемся открыть тайну желтых пятен. /фотографии равнины/
- Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины? /поверхность неровная, встречаются возвышенности/
- Так что же такое желтые пятна? /это возвышенности/
- Да это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют холмистой. Прочитайте материал о равнине на с. 54.
- Как ещё называют Восточно-Европейскую равнину? /русской равниной/
- А сейчас держим путь на юго-запад. /Солнце над Кавказскими горами/
- Что рассказывает нам карта? /Это горы, они высокие, потому что обозначены коричневым цветом. Их называют Кавказскими горами. Самая высокая гора – Эльбрус, ее высота 5642м. Эльбрус даже выше Белухи на Алтае/.
- Демонстрация фотографий Кавказских гор.
- Что вы можете сказать об этих горах? /Это высокие горы, их вершины покрыты снегом/
- Наше солнце закатилось за горизонт, мы прошли с ним огромный путь от восточных границ до западных. Что вы можете сказать о земной поверхности России? /На территории страны встречаются горы, молодые и старые, равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья/.
Самостоятельная работа /ответы на вопросы/.
- Из каких общих частей состоят холм и гора? /вершина, склон, подошва/
- Чем они отличаются? /холм имеет высоту до 200м, а у горы высота более 200м/
- О каких еще формах земной поверхности вы узнали?
- Какие существуют виды углублений на земной поверхности?
- Чем отличается овраг от балки? /у балки склоны поросли растительностью, склоны пологие, а у оврага крутые осыпающиеся склоны/
7. Рефлексия.
- Проверочная работа.
1. Какие горы называли «Каменный пояс земли Русской»? /Уральские/
2. Какая равнина раскинулась от западных границ до Уральских гор? /Восточно-Европейская/
3. Какая самая высокая гора России? /Эльбрус/
4. Какая равнина расположена к востоку от Уральских гор? /Западно-Сибирская/
5. В каких горах самой высокой точкой является гора Белуха? /Алтай/
6. Как называются равнины с ровной поверхностью, обозначенные на карте зеленым цветом? /низменности/
7.Как называются равнины, где преобладают возвышенные пространства с плоской поверхностью? /плоскогорья/
8. Какие горы внесены в Список Всемирного наследия? /Алтай/
9. Как называется углубление на земной поверхности, склоны которого поросли растительностью? /балки/
10.Как называются углубления на земной поверхности с крутыми осыпающимися склонами? /овраги/
8. Подведение итогов урока.
- Какие названия гор и равнин вам запомнились?
9. Домашнее задание. С. 54-57, прочитать, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя», в тетрадь выписать вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
Конспект урока по окружающему миру "Равнины и горы"
Конспект урока по окружающему миру "Равнины и горы" для учащихся 4 класса...
Урок окружающего мира"Равнины и горы"
Урок рассчитан на 2 часа. Это урок открытия новых знаний, где используется групповая форма работы. Проблемная ситуация создаётся в деятельности детей, где они сталкиваются с географическим...
Конспек открытого урока по окружающему миру "Равнины и горы России"
Разработка открытого урока...
Презентация к уроку окружающего мира "Равнины и горы"
Презентация для урока окружающего мира в 4 классе "Равнины и горы"...
Презентация по окружающему миру "Равнины и горы России"
Презентация по окружающему миру "Равнины и горы России" (4 класс). УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока окружающий мир "Равнины и горы России"(УМК "Школа России, 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о горах и равнинах России.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 познакомить обучающихся с понятиями "гора", "равни...