Технологическая карта урока окружающий мир "Равнины и горы России"(УМК "Школа России, 4 класс)
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о горах и равнинах России.
Задачи урока
| Планируемые результаты |
Дидактические: 1 познакомить обучающихся с понятиями "гора", "равнина" 2 дать представление о горах и равнинах России | Предметные: 1 совершенствование навыков работы с контурной картой 2 знать где на контурной карте отмечать горы и равнины России |
Развивающие: 1 развивать мышление, речь 2 развивать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки | Личностные: 1 развивать эмоционально-ценностное отношение к Родине, природе 2 способность к познанию мира; умение применять полученные знания в собственной деятельности |
Воспитательные: 1 воспитывать любовь к своей Родине 2 воспитывать самостоятельность |
УМК: учебник "Школа России" 4 класс 1 часть Плешаков А.А., рабочая тетрадь 4 класс 1 часть Плешаков А.А., презентация, раздаточный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Окружающий мир | 126.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 30.09.2022 Школа: МАОУ №148 Класс: 4 "к" Урок: 4 Время: 10:45-11:25 Кабинет: 105 | Студент: Низамутдинова О.Н. Группа: 46 Учитель: Долгих А.А. Методист: Пометун Н.Н. |
Тема урока « Равнины и горы России»
Тип урока: "открытия" нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о горах и равнинах России.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1 познакомить обучающихся с понятиями "гора", "равнина" 2 дать представление о горах и равнинах России | Предметные: 1 совершенствование навыков работы с контурной картой 2 знать где на контурной карте отмечать горы и равнины России |
Развивающие: 1 развивать мышление, речь 2 развивать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки | Личностные: 1 развивать эмоционально-ценностное отношение к Родине, природе 2 способность к познанию мира; умение применять полученные знания в собственной деятельности |
Воспитательные: 1 воспитывать любовь к своей Родине 2 воспитывать самостоятельность |
УМК: учебник "Школа России" 4 класс 1 часть Плешаков А.А., рабочая тетрадь 4 класс 1 часть Плешаков А.А., презентация, раздаточный материал
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
I. Этап самоопределения к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровн | Форма организации:фронтальная Группа словесных методов:беседа Группа наглядных методов:метод демонстраций Форма контроля:внешний контроль | -Здравствуйте ребята, меня зовут Олеся Нурисламовна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. | Приветствуют учителя, занимают свои места | Л: показывает внутреннюю готовность к работе на уроке | Презентация Слайд №1 |
II. Актуализация знаний и мотивация | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Форма организации:фронтальная Группа словесных методов:беседа, дискуссия Группа наглядных методов:метод демонстраций Форма контроля:внешний контроль | Над Россией Солнце светит, И дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете Нет страны ее родней! - Почему в целом свете нет родней страны? ННо сначала повторим условные обозначения физической карты. Посмотрите на физическую карту России и скажите, что вы видите. - Давайте разберемся в этой цветовой гамме. Посмотрите на стр. 58 учебника. Что интересного вы увидели на этой диаграмме? -. Что находится ближе всего к уровню моря? - | Россия - это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить.Цвет на карте указывает, где вода, а где суша -На карте России несколько цветов:зеленый, желтый и коричневый Главная линия на диаграмме - это «уровень моря», она из всех линий сплошная, а остальные - пунктирные. Ближе всего находятся низменности, на карте они имеют зеленую окраску. Возвышенности и горы, у них желтая окраска и коричневая. | Л:строит речевое высказывание М: активно участвует в общей работе П: учится структурировать знания | Презентация Слайд №2 Слайд №3 Учебник |
III. Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Форма организации:фронтальная Группа словесных методов:беседа Группа наглядных методов:метод демонстраций Форма контроля:внешний контроль | -Для того чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно отгадать загадку -Далеко, конца не видно, Расстилается. Носит бабка Снежную шапку. Каменные бока. Закутаны в облака -Как вы думаете какая тема нашего урока? -Отлично, а какую цель мы поставим на урок? -Правильно | Равнина, гора -Равнины и горы России -узнаем что такое горы и равнины, узнаем какие горы и равнины есть в России | М: учится формулировать учебную задачу, осуществляет целеполагание | Презентация Слайд №4 |
IV. Открытие нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Форма организации:фронтальная Группа словесных методов:беседа, дискуссия Группа наглядных методов:метод демонстрации, метод иллюстрации Форма контроля:внешний контроль Группа практических методов:упражнение Группа практических методов:упражнение Группа практических методов:упражнение | Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди. нУ нас есть спутник, вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его! Доброе, хорошее, На всех людей глядит, А людям на себя Глядеть не велит. Конечно, это солнце! Оно будет с нами путешествовать по нашей стране, а точнее сказать, это мы будем его спутниками. Где встает солнышко? - С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. -С картой мы разобрались. Вы готовы в путь? Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка. - Найдите полуостров Камчатка на ваших картах. Солнышко закрепляется над полуостровом Камчатка. - Что вы скажете о поверхности полуострова? - Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? Вулканы Камчатки - это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6—7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев. (15 октября 2008 года вулкан снова «проснулся») Высота вулкана - 4750 м. А всего на полуострове 28 вулканов. ППродолжим наше путешествие. Где остановилось наше «солнышко»? - Что вы видите на карте? А что значит слово «плоскогорье»? Как вы думаете? - Более точное толкование найдите в словаре С.И. Ожегова. Плоскогорье - место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря. - Что вы можете сказать о поверхности? - В целом Средне-Сибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, но это тоже равнина, хотя и не совсем обычная. Открываем рабочую тетрадь на странице 24 и отмечаем Средне-Сибирское плоскогорье, один обучающийся показывает указкой у доски. - Продолжим наше путешествие. теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири. Солнышко закрепляется над горами Алтая и Саян. - Какая здесь земная поверхность? - А какие горы? - Что вы можете сказать о высоте гор? На Алтае есть гора Белуха, ее высота 4506 м. А еще Алтай входит в список Всемирного наследия. Откройте рабочую тетрадь на странице 24 и отметьте на ней горы Алтай. Один обучающийся показывает у доски указкой. Продолжим наше путешествие. Солнышко закрепляется над Западно-Сибирской равниной. - Где мы оказались? - Что нам об этой равнине расскажет карта? - Западно-Сибирская равнина - это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина». Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Мы уже уточнили, что поверхность плоская. Найдите в нашем кабинете плоские поверхности. ПВы сказали, что поверхность моего стола плоская. Я выливаю на поверхность воду. Что произошло? - Представьте себе, что вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины. Отмечаем в рабочих терадях Западно-Сибирскую равнину. ППродолжаем двигаться дальше за солнышком на запад. Солнышко закрепляется над Уральскими горами. - Что вы видите на карте? - Что вы можете сказать об этих горах, внимательно рассмотрев карту? Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора - Народная, ее высота 1895 м..) - Сравните две горы: гора Народная на Урале и гора Белуха на Алтае. Гора Белуха на 2611 м выше, чем гора Народная. - Что это доказывает? Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то, тысячу лет назад, его называли Каменный пояс. Реки стекают с Уральского хребта и на запад - в Европу, и на восток - в Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию. - Уральские горы называют «старые горы», потому что форма их стала плосковершинной. Посмотрите еще раз на фото Уральских гор - Что вы можете сказать о вершинах гор? Верно! Отмечаем на карте в рабочих тетрадях Урольские горы. - А теперь пора сделать небольшой привал и отдохнуть. III. Физкультминутка Мы сейчас вес дружно встанем, Отдохнем мы на привале... Вправо, влево повернись! Руки вверх и руки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку. Молодцы вы, ребятишки! И опять нас дорога зовет. Мы движемся на запад, Так солнышко ведет. Солнце закрепляется над Восточно-Европейской равниной. - Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучив карту? Попытаемся открыть тайну желтых пятен. Здесь поверхность неровная, встречаются возвышенности. - Да, это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». П Как еще называют Восточно-Европейскую равнину? - А сейчас держим путь на юго-запад. Солнышко закрепляется над Кавказскими горами. - Что рассказывает нам карта? Это высокие горы, их вершины покрыты снегом. Можно еще сказать, что Кавказские горы-молодые горы(острые вершины) и самые высокие горы России ) Самая высокая гора на Кавказе - Эльбрус, ее высота 5642 м. Эльбрус даже выше Белухи на Алтае. - Итак, что вы можете сказать об этих горах? Вот и закончилось наше путешествие по родной стране. | -Солнце -На Востоке С севера на юг по всему полуострову проходят горы. (Его высота 4750м.) -Над Средне-Сибирском плоскогорьем На этом участке есть все три цвета:зеленый, желтый, коричневый Плоскогорье-это плоская гора -Здесь много возвышенностей и холмов Это горы, потому что изображены темно-коричневым цветом. Алтай и Саяны. Эти горы высокие, потому что на карте они изображены темно-коричневым цветом. На Западно-Сибирской равнине. Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зеленый цвет. Значит, это низменность. Большая часть территории - это болота. По равнине течет много рек.) -Ваш стол -Вода растекется по столу Горы. т.к. окраска коричневая и желтая. Но это невысокие горы, потому что нет темно-коричневого цвета, как на Алтае. Это Уральские горы. Это доказывает, что горы Алтая высокие, а Уральские горы-невысокие. Вершины невысокие и неострые, склоны пологие.) Мы остановились на Восточно-Европейской равнине, так написано на карте. Это равнина, потому что на карте она изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого цвета. Эту равнину еще называют Русской равниной. Это высокие горы, потому что обозначены коричневым цветом. Их называют Кавказскими горами. | М: активно участвует в общей работе Л: учится строить речевое высказывание П: учится осуществлять анализ, сравнение, рассуждения, выводы по изучаемой теме К: учится работать в коллективе, прислушиваться к мнению участников П: совершенствует знания по работе с контурной картой Л:учится обобщать материал Л:учится выделять главоне | Презентация Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 Рабочая тетрадь Слайд №12 Слайд №13 Слайд №14 Слайд №15 Слайд №16 Слайд №17 Рабочая тетрадь Слайд №18 Слайд №19 |
V.Первичное закрепление во внешней речи | Усвоение нового способа действий | Форма организации:парная Группа словесных методов:беседа, дискуссия Группа наглядных методов:метод демонстрации Форма контроля:самоконтроль | А сейчас вам нужно выполнить задание 2 в рабочей тетради на странице 23 в парах. -Проверяем задание по слайду. Все ли выполнили верно? | Выполняют задание в парах. Проверяют задание -Да | П: учится формулировать учебную задачу | Рабочая тетрать Презентация Слайд №20 |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой | нтериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Форма организации:фронтальная Группа словесных методов:беседа Форма контроля:взаимоконтроль | -А сейчас, наш проводник-солнце, хочет проверить насколько хорошо вы запомнили наше путешествие, вам нужно выполнить тест 1. Вспомни, какие горы называют «Каменным поясом Земли Русской». 1) Саяны 2. Укажи полуостров, на котором 28 действующих вулканов. 1) Ямал 3. Отметь самую высокую гору России. 1) Казбек 4. Сосчитай, сколько в России крупнейших равнин. 1) две 5. Найди неверное высказывание. 1) Равнины с низменностями и возвышенностями называют холмистыми. -А теперь поменяйтесь листочками со своими соседями по парте и проверяйте ответы по образцу на слайде. Напротив верного ответа ставим +. Передаем листочки с задних парт. | Выполняют самостоятельную работу Ответы А1-2 Проверяют работы | Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения; Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа | Листы с тестом |
VII. Включение в систему знаний | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Форма организации:групповая Группа словесных методов:беседа Группа наглядных методов:метод демонстрации Форма контроля:внешний контроль | Итак, ребята, сейчас я вам раздам листочки с заданиями. Мы разделимся на команды и у каждой команды будет свое задание. 1 команда-1ряд, 2-2 ряд, 3-3ряд. Проверка по слайдам. | Выполняют задания. | П: обобщение и структурирование знаний в речи | Листы с заданиями |
VIII. Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Форма организации:фронтальная Группа словесных методов:беседа, дискуссия Группа наглядных методов:метод демонстрации, метод иллюстрации Форма контроля:внешний контроль | В заключение ответьте на вопросы: 1)Что называли «Каменным поясом Земли Русской» 2)Самые высокие горы России - это… 3)Западно-Сибирская равнина – это… 4) В список Всемирного наследия включены… 5)Одна из крупнейших равнин земного шара … Вот и закончилось наше путешествие по родной стране. Поздравляю тех, кто правильно ответил на все вопросы. А кто запомнил не все - у вас есть время до следующего урока все повторить. Домашнее задание: Учебник стр.60-65, РТ стр. 24-27 выполнить. | Уральские горы Кавказские горы Плоская равнина Вулканы Алтая Восточно-Европейская равнина | П: доказательство качества усвоения материала; К: умение полно и точно выражать своё мнение | Презентация Слайд №21 |
Задание 1 ряд. Укажи стрелками горы и равнины
Задание 2 ряд Вставь пропущенные слова.
____________на физической карте изображены зеленым цветом.
_____________ – на физической карте изображены желтым цветом.
_____________– на физической карте изображены коричневым цветом.
Задание 3 ряд Вставь пропущенные слова.
________________ горы протянулись с севера на юг через всю территорию России. В старину их величали «Каменный пояс Земли Русской». Эти горы делят материк ___________ на Европу и Азию. Это довольно низкие горы: менее 2000 м. Их называют «_______ горы».
КОНСТРУКТОР ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
Критерий | Методические рекомендации | Пример |
Тема урока | Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане и переносится из тематических планов, должна быть конкретная, ясная и определенная | Художественные произведения отечественной и зарубежной литературыТехнологии работы с природными материаламиУравнения и неравенства |
Тип урока | Определяется через системно-деятельностный подход |
|
Цель урока | Цель урока – конечный результат. Формулируется отглагольным существительным, отражает основный конечный результат деятельности цели, ориентированные на развитие ценностных отношений к действительности.
| «Формирование у обучающихся представлений о …..». «Обобщение знаний обучающихся о …..»«Развитие …..» |
Задачи урока | Существует три группы задач: Дидактические — обучающиеся усваивают систему знаний, формируют УУД. Развивающие — вызывают больше всего трудностей при планировании. Отражают общее развитие ребёнка; Воспитательные — формируют мировоззрение обучающихся, их личностных качеств, системы ценностей. | В зависимости от типа урока, формулировки задач могут быть следующие. Дидактические:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Планируемые результаты | Выбрать соответствующие из примерной ООП НОО / ФГОС НОО (не более 2)Личностные выражаются в сформированности системы ценностных отношений обучающихся - к себе, другим, к самому образовательному процессу и его результату Предметные выражаются в освоении обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета,- знаний, умений, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности | Русский язык
Окружающий миробучающийся научится:
|
Учебно-методический комплекс | В этом разделе прописывают источники информации (учебник, методические пособия) | УМК ««Школа России», учебник Математика: 3 кл.: Учебник: в 2ч./М.И.Моро. - М.: Просвещение, 2020.-Ч.1. |
КОНСТРУКТОР ЭТАПОВ УРОКА
- Открытие новых знаний
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Фронтальная Индивидуальная Парная Групповая Группа словесных методов (…) Группа наглядных методов (…) Группа практических методов (…) Внешний контроль Взаимоконтроль Самоконтроль |
|
| УУПД: выявлять … (причинно-следственные связи) УУКД: Принимать… цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению) УУРД: составлять …(план действий); делать выбор и …(брать ответственность за решение) и т.д | ЦОР, учебник с упражнениями, раздаточные и демонстрируемые материалы, проектор с презентацией, доска |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий |
|
| |||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока |
|
| |||
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению |
|
| |||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий |
|
| |||
Физкультминутка (1 мин) | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха |
|
- исправляют ошибки и сверяют решение с эталоном;
| |||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного |
|
| |||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...
Технологическая карта урока окружающего мира - По равнинам и горам (4 класс, УМК "Перспектива")
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока «По равнинам и горам.» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование представления о равнинах и горах; знакомство с ...
Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: формирование у учащихся знаний о некоторых городах России, их культуре и достопримечательностях.Задачи урокаДидактические:сформировать знания о городах России;сформировать знания о достопр...
Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Золотое кольцо России»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого кольца России и их достопримечатель...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...
Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Россия на карте" 2 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)...