МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "На суше как дома" содержит интересные сведения и факты о жизни ящериц и змей в дикой природе. Использована технология проблемного обучения с использованием эвристической беседы, направленной на развитие познавательного интереса учащихся к окружающему их миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Урок "Окружающий мир". 3-й класс по программе "Школа-2100". Тема:"На суше - как дома"
Петрова Ольга Павловна , учитель начальных классов
Цель:
познакомить учащихся с особенностями строения и образом жизни пресмыкающихся и способами их приспособления к жизни на суше;
развивать кругозор детей, воображение, память;
прививать интерес к предмету.
Ход урока
I. Орг. Момент.
II. Актуализация знаний.
Блицопрос.
- Почему насекомым время от времени приходится "менять одежку"?
- Какую задачу выполняет наружный скелет на суше?
- Что мешает земноводным удаляться от водоемов?
- Кому теплее на пляже: тому, кто стоит, или тому, кто лежит на песке?
- Почему кожа пресмыкающихся кажется холодной?
III. Совместное открытие знаний.
Объяснение нового материала.
Чтение диалога героев (с.28).
- Лене кажется, что ящерицы холодные, а Мише - что они теплые. Прочитайте их диалог с папой, как он объяснил детям это явление.
- Что вы узнали интересного о ящерицах?
- Объясните, что это значит.
- Если температура тела ящерицы + 400, какая температура тела у ящерицы?
- Если температура воздуха будет + 50?
Выполнение задания 2, с. 30
- Какая температура тела питона?
Работа с текстом учебника и таблицей.
- Сегодня вы познакомитесь с новой группой животных, называется она - пресмыкающиеся. На прошлом уроке вы начали заполнять таблицу, сегодня вы продолжите эту работу.
- Посмотрите не рисунок на с. 29. Кто относится к пресмыкающимся?
На доске:
- Что общего между этими животными? Разобраться в этом поможет учебник.
- Чем дышат пресмыкающиеся?
- Как пресмыкающиеся защищают себя от лишнего испарения воды?
- Какие проблемы возникли у этих животных с кожей?
- Запишите в таблицу, какой покров у пресмыкающихся.
- Как размножаются эти животные?
- Заботятся ли родители о них?
- Где обитают пресмыкающиеся?
- Сколько у пресмыкающихся конечностей?
- Эта графа не заполнена и у рыб, и у земноводных, и у пресмыкающихся?
Работа с текстом учебника на с. 29-30 (по вариантам), выполнение задания 7 , с. 31.
- Вы прочитали о том, где обитают, чем питаются пресмыкающиеся, какую роль выполняют в экосистеме.
- Чем питаются черепахи?
- Какова их роль в экосистеме?
- Чем питаются ящерицы? Какова их роль в экосистеме?
- Что можно сказать о змеях?
- Что вы узнали о крокодилах?
- Что происходит с пресмыкающимися, когда понижается температура?
- Как вы думаете, где будет больше пресмыкающихся: в тропиках, где все время тепло, или в странах, где есть зима?
Сообщение учеников.
Чуть ли не каждый хищный зверь, чуть ли не каждая птица не прочь познакомиться ящерицей. Она не ядовита, у нее нет ни острых зубов, ни прочной брони, ни особо быстрых ног. И ящерица спасается, жертвуя своим хвостом. Завидев врага, она бросается наутек, он за ней и : конечно, скорее всего, хватает за хвост. Хвост легко отламывается и продолжает извиваться. Пока охотник за ящерицей сообразит, что во рту у него только хвост, ящерица успевает ускользнуть. Потеря хвоста для ящерицы не так уж страшна: пройдет несколько недель, и хвост отрастет у нее вновь. Не следует думать, что хвост у нее не очень прочный, так как он отрывается только тогда, когда ящерица чувствует боль, при этом резко сокращаются мышцы хвоста и обламывается один из позвонков.
Хвост может быть не средством защиты, а орудием нападения. Очень мощный хвост у крокодилов. Ударом хвоста крупный крокодил может даже убить человека. Основная пища для него - рыба, которую оглушает хвостом.
Наземные черепахи сохранились сейчас лишь на некоторых островах западной части индийского океана и в восточной части Тихого - на Галапагосских островах. Они достигают более полутора метра в длину и веса 250 килограммов. Как и большинство сухопутных черепах, они вегетарианцы и питаются кактусами, листьями деревьев, ягодами.
Из ядовитых змей наибольшей длины 4,5 м достигает королевская кобра, обитающая в джунглях тропической Азии. Более семи метров в длину и толщиной с телеграфный столб бывает южно-американский удав - анаконда. Живет она по берегам рек и ведет полуводный образ жизни. Питается анаконда некрупными млекопитающими, птицами, рыбой. Самая крупная из ныне живущих змей - сетчатый питон.
Мир пресмыкающихся очень многообразен. Сейчас 6000 видов.
VI. Физ. Минутка для снятия утомления с плечевого пояса и туловища.
V. Первичное закрепление (обучение способам самостоятельного применения знаний)
- Можно ли назвать пресмыкающихся настоящими сухопутными животными? Почему?
- Чем отличается хладнокровность от хладнокровия?
- Как различить ящерицу, змею, крокодила и черепаху?
Выполнение задания 3 на с. 30.
- Рассмотрите рисунок в задании. Объясните поведение ящерицы.
Выполнение задания 4.
- Кто больше пищи съедает за день, одинаковые по размеру мышь или черепаха?
Помните, что ящерица - холоднокровное животное, а мышь - теплокровное.
Выполнение задания 5.
- Кто изображен на рисунках?
- Как нужно вести себя при встрече со змеей? Выберите правильный ответ
Выполнение задания 6 на с. 31.
- Каков ваш ответ?
Выполнение задания 8.
- Чего больше не хватает зародышу пресмыкающегося в яйце?
- Что он должен получать из внешней среды? Выберите ответ.
Выполнение задания 9.
- Вы выяснили, что пресмыкающиеся не заботятся об отложенных яйцах. Как вы думаете, что могло бы помочь детенышам, вылупившимся из яйца, обеспечить хорошее питание, защиту от хищников?
VI. Итог урока
- С какой группой животных вы сегодня познакомились?
- Почему они чаще встречаются в теплых странах?
VII. Домашнее задание: с. 28-30, вопросы; составить кроссворд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...
Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"
Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...
Методическая разработка урока по окружающему миру для 2 класса по УМК " Перспективная начальная школа"
Урок окружающего мира по теме " Кто такие звери"...
Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.
Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...
Методическая разработка урока по окружающему миру "Вода и ее свойства"
Урок-презентация....
Методическая разработка урока по окружающему миру
Урок по окружающему миру в 1 классе (УМК "Перспектива") по теме " Красота родного села"...
Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"
Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня нам предс...