МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "На суше как дома" содержит интересные сведения и факты о жизни ящериц и змей в дикой природе. Использована технология проблемного обучения с использованием эвристической беседы, направленной на развитие познавательного интереса учащихся к окружающему их миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Урок "Окружающий мир". 3-й класс по программе "Школа-2100". Тема:"На суше - как дома"
Петрова Ольга Павловна , учитель начальных классов
Цель:
познакомить учащихся с особенностями строения и образом жизни пресмыкающихся и способами их приспособления к жизни на суше;
развивать кругозор детей, воображение, память;
прививать интерес к предмету.
Ход урока
I. Орг. Момент.
II. Актуализация знаний.
Блицопрос.
- Почему насекомым время от времени приходится "менять одежку"?
- Какую задачу выполняет наружный скелет на суше?
- Что мешает земноводным удаляться от водоемов?
- Кому теплее на пляже: тому, кто стоит, или тому, кто лежит на песке?
- Почему кожа пресмыкающихся кажется холодной?
III. Совместное открытие знаний.
Объяснение нового материала.
Чтение диалога героев (с.28).
- Лене кажется, что ящерицы холодные, а Мише - что они теплые. Прочитайте их диалог с папой, как он объяснил детям это явление.
- Что вы узнали интересного о ящерицах?
- Объясните, что это значит.
- Если температура тела ящерицы + 400, какая температура тела у ящерицы?
- Если температура воздуха будет + 50?
Выполнение задания 2, с. 30
- Какая температура тела питона?
Работа с текстом учебника и таблицей.
- Сегодня вы познакомитесь с новой группой животных, называется она - пресмыкающиеся. На прошлом уроке вы начали заполнять таблицу, сегодня вы продолжите эту работу.
- Посмотрите не рисунок на с. 29. Кто относится к пресмыкающимся?
На доске:
- Что общего между этими животными? Разобраться в этом поможет учебник.
- Чем дышат пресмыкающиеся?
- Как пресмыкающиеся защищают себя от лишнего испарения воды?
- Какие проблемы возникли у этих животных с кожей?
- Запишите в таблицу, какой покров у пресмыкающихся.
- Как размножаются эти животные?
- Заботятся ли родители о них?
- Где обитают пресмыкающиеся?
- Сколько у пресмыкающихся конечностей?
- Эта графа не заполнена и у рыб, и у земноводных, и у пресмыкающихся?
Работа с текстом учебника на с. 29-30 (по вариантам), выполнение задания 7 , с. 31.
- Вы прочитали о том, где обитают, чем питаются пресмыкающиеся, какую роль выполняют в экосистеме.
- Чем питаются черепахи?
- Какова их роль в экосистеме?
- Чем питаются ящерицы? Какова их роль в экосистеме?
- Что можно сказать о змеях?
- Что вы узнали о крокодилах?
- Что происходит с пресмыкающимися, когда понижается температура?
- Как вы думаете, где будет больше пресмыкающихся: в тропиках, где все время тепло, или в странах, где есть зима?
Сообщение учеников.
Чуть ли не каждый хищный зверь, чуть ли не каждая птица не прочь познакомиться ящерицей. Она не ядовита, у нее нет ни острых зубов, ни прочной брони, ни особо быстрых ног. И ящерица спасается, жертвуя своим хвостом. Завидев врага, она бросается наутек, он за ней и : конечно, скорее всего, хватает за хвост. Хвост легко отламывается и продолжает извиваться. Пока охотник за ящерицей сообразит, что во рту у него только хвост, ящерица успевает ускользнуть. Потеря хвоста для ящерицы не так уж страшна: пройдет несколько недель, и хвост отрастет у нее вновь. Не следует думать, что хвост у нее не очень прочный, так как он отрывается только тогда, когда ящерица чувствует боль, при этом резко сокращаются мышцы хвоста и обламывается один из позвонков.
Хвост может быть не средством защиты, а орудием нападения. Очень мощный хвост у крокодилов. Ударом хвоста крупный крокодил может даже убить человека. Основная пища для него - рыба, которую оглушает хвостом.
Наземные черепахи сохранились сейчас лишь на некоторых островах западной части индийского океана и в восточной части Тихого - на Галапагосских островах. Они достигают более полутора метра в длину и веса 250 килограммов. Как и большинство сухопутных черепах, они вегетарианцы и питаются кактусами, листьями деревьев, ягодами.
Из ядовитых змей наибольшей длины 4,5 м достигает королевская кобра, обитающая в джунглях тропической Азии. Более семи метров в длину и толщиной с телеграфный столб бывает южно-американский удав - анаконда. Живет она по берегам рек и ведет полуводный образ жизни. Питается анаконда некрупными млекопитающими, птицами, рыбой. Самая крупная из ныне живущих змей - сетчатый питон.
Мир пресмыкающихся очень многообразен. Сейчас 6000 видов.
VI. Физ. Минутка для снятия утомления с плечевого пояса и туловища.
V. Первичное закрепление (обучение способам самостоятельного применения знаний)
- Можно ли назвать пресмыкающихся настоящими сухопутными животными? Почему?
- Чем отличается хладнокровность от хладнокровия?
- Как различить ящерицу, змею, крокодила и черепаху?
Выполнение задания 3 на с. 30.
- Рассмотрите рисунок в задании. Объясните поведение ящерицы.
Выполнение задания 4.
- Кто больше пищи съедает за день, одинаковые по размеру мышь или черепаха?
Помните, что ящерица - холоднокровное животное, а мышь - теплокровное.
Выполнение задания 5.
- Кто изображен на рисунках?
- Как нужно вести себя при встрече со змеей? Выберите правильный ответ
Выполнение задания 6 на с. 31.
- Каков ваш ответ?
Выполнение задания 8.
- Чего больше не хватает зародышу пресмыкающегося в яйце?
- Что он должен получать из внешней среды? Выберите ответ.
Выполнение задания 9.
- Вы выяснили, что пресмыкающиеся не заботятся об отложенных яйцах. Как вы думаете, что могло бы помочь детенышам, вылупившимся из яйца, обеспечить хорошее питание, защиту от хищников?
VI. Итог урока
- С какой группой животных вы сегодня познакомились?
- Почему они чаще встречаются в теплых странах?
VII. Домашнее задание: с. 28-30, вопросы; составить кроссворд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...
Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"
Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...
Методическая разработка урока по окружающему миру для 2 класса по УМК " Перспективная начальная школа"
Урок окружающего мира по теме " Кто такие звери"...
Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.
Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...
Методическая разработка урока по окружающему миру "Вода и ее свойства"
Урок-презентация....
Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"
Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня нам предс...
Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"
Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...