Окружающий мир 3 класс конспект урока с презентацией "В царстве грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок объяснения нового материала 3 класс УМК "Школа России" А. Плешаков "В царстве грибов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby_1.ppt | 2.52 МБ |
griby_2.ppt | 1.08 МБ |
griby_3.ppt | 2.36 МБ |
griby_4.ppt | 1.66 МБ |
kopiya_v_tsarstve_gribov.doc | 35.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Организационная информация | |
Тема урока | В царстве грибов |
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 3 б |
Автор урока (ФИО, должность) | Бердникова Елена Николаевна, учитель начальных классов |
Образовательное учреждение | МОУ Мальчевская СОШ |
Республика/край, город/поселение | Станица Мальчевская |
Методическая информация | |
Тип урока | Урок объяснения нового материала |
Цели урока | Актуализировать и упорядочить знания детей о классификации грибов; дать представления о грибах в процессе работы с текстом в технологии РКМЧП. |
Задачи урока | Ознакомление с особенностями строения шляпочных грибов. Показать значение грибов в жизни растений, животных и человека. Знакомить с правилами оказания первой помощи при отравлении грибами. Развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; расширять кругозор учащихся о грибах, прививать навыки самостоятельной поисковой работы. Создать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру, воспитания культуры общения в группе со сверстниками; прививать любовь к окружающему миру. |
Приемы ТРКМЧП | Дневник исследователя, инсерт, синквейн |
Оборудование и материалы | Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник «, атлас определитель «От земли до неба» А. А. Плешаков, муляжи грибов, дневник исследователя, выставка книг о грибах, костюмы грибов для детей, раздаточный материал (картинки животных, растений, грибов, мозаика), клей. |
Подробный конспект урока | |
Мотивация учащихся |
Проверка готовности учащихся к уроку. - Из глубокого колодца солнце медленно встаёт, Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся, Новый день оно начнёт.
- Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости, повернулись. Поприветствуем их! - Улыбнитесь мне, друг другу и нашим гостям. Пусть сегодняшний день будет таким же солнечным, как ваши улыбки. |
Ход и содержание урока
|
- Откройте дневники наблюдения. Отметим погоду. Какой сегодня день? Что можете сказать? Температура воздуха? Есть ли сегодня осадки? Ветер? (2 ученика у доски.)
- Сегодня мы будем путешественниками – исследователями. А куда мы отправимся на уроке, вы узнаете, отгадав загадку. Кто, как только жарко станет, Шубу на плечи натянет, А нагрянет холод злой - Скинет с плеч её долой? (Лес) Слайд 2. - Ребята, а что такое лес? (Это место, где много деревьев). - Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные. - Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи). - А для нас, человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха). - Итак, мы отправляемся в лес на природу. - Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти? (В лесу нельзя шуметь, иначе птицы и звери разбегутся). - Молодцы! - А давайте вспомним, что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека). – Правильно. Слайд 3. - Какая бывает природа? (Живая и неживая). Слайд 4. На доске появляется схема 1(Приложение 1) - Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает). Проверим, как вы хорошо различаете живую и неживую природу. У вас на столах лежат мозаики, соберите их. По два человека с группами занимаются сбором мозаики. -А остальные ребята в группах разложите картинки с лесными жителями на уже известные вам группы. А в это время проверяются мозаики. -Что получилось? Какая это природа? Деление на царства живой природы - растения, животные. На доске - царство растений, царство животных. Названия царств прикрепляются на доску. Слайд 5. - Работаем мы по группам, давайте узнаем название ваших групп - Сколько групп? Какие картинки лишние? (Грибы). Это особое царство природы. V. Постановка цели урока. Формулировка темы урока. - Кто догадался, о чём будем говорить на уроке? Чему учиться? Слайд 6. - Тема нашего урока: «В царстве грибов». -Чтобы во время прогулки не заблудиться, нас будет сопровождать гриб мухомор. -Гриб пришел не с пустыми руками, он принес нам письмо: “Здравствуйте, ребята! Я рад сопровождать вас в нашем лесу. Я приготовил вам корзину для грибов. Грибы эти вырастут в лесу в том случае, если вы покажете свои знания. Чем больше мы узнаем на уроке, тем полнее будет ваша корзина”. -Сегодня за ваши правильные ответы вы получаете грибочки – этот лесной трофей складывайте в свои корзинки. VI. Работа по теме урока. 1. Постановка учебной проблемы. Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждой группы на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. Вопросы -… грибы живая природа? - … способствуют образованию перегноя? - … у гриба есть шляпка? - … мухомор самый ядовитый гриб? - … можно детям до 10 лет есть грибы? - … грибы нуждаются в охране? Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице, и видеть, насколько были правы. Мы говорим грибы. - Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая). - Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…) - А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений). - Почему? (Они растут на земле). - А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод). - Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток). - А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”. - В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет). - А к миру животных? (Тоже нет так как они не могут передвигаться). - Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы). Слайд 7. Вывод. - Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. -Даже ученые долго не могли решить, что такое грибы? Растения? Но ведь грибы совершенно не похожи на них. Главное - они не зелёные. Животные? Но на животных они тем более не похожи. Долгое время люди думали, что грибы появляются от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже … по прихоти какой-нибудь нечистой силы. Наконец, грибы были все-таки отнесены к растениям. Но постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых нет ни в каких растениях, но зато есть в теле некоторых животных. И в 19 веке грибы выделили в особое царство - царство грибов. ( Прикрепить название) 2 . Строение гриба. -Кто из вас собирал грибы? -Какие грибы вам известны? -Какие части гриба вы знаете? Рассмотрите муляжи, обратите внимание на их строение. 3. Первичное закрепление. Работа с учебником. Работа в исследовательском дневнике. - Поработаем с учебником на странице 118. Найдите и зачитайте отрывок в тексте, где рассказывается о строении гриба. -Давайте закрепим наши знания. В исследовательском дневнике подпишите названия частей гриба. ( Проверка на слайде) Читает ученик. Слайд 8. 3. Питание гриба. Работа с текстом по методу инсерт. Страница 118. *Чтение текста по методу инсерт. - Чем питаются грибы? – Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях. “+”- новое “-”- думал иначе
“v”- знал Учащиеся читают текст. *заполните таблицы “Инсерт”. (Заполнение страницы дневника) -Вернемся к вопросу питания грибов, проверим, что нового вы узнали после прочитанного? Слайд №9 - Значит, грибы не производят питательные вещества сами точно так же, как животные. Но они как и растения растут на земле. Поэтому грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. Слайд 10. Слайд 11. Физминутка. Мы по лесу шли, шли (дети маршируют) Белый гриб нашли (разводят руками) Раз - грибок, два – грибок (наклоны) Вот и полный кузовок (показывают руками) Слайд № 12 4. Съедобные и несъедобные грибы. - Ребята, посмотрите кто пришел к нам в гости. Угадайте кто они? Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту – Зовусь я ……………(подосиновик). Не спорю, не белый Я, братцы, попроще… Расту я обычно В березовой роще. (Подберезовик) В красно-белой шляпке, Расту в лесу, ребятки, Поднимают люди ор: - Гляньте, это ж ….. (мухомор). Нет грибов дружней, чем эти – Знают взрослые и дети. На пеньках растем в лесу, Как веснушки на носу. (Опята) Очень дружные сестрички Ходят в рыженьких беретах. Осень в лес приносят четом Золотистые … (лисички). -На какие группы их можно разделить? Слайд № 13 Показ слайда о мухоморе, бледной поганке. Слайд №14 Слайд №15 5. Оказание первой помощи при отравлении. Мухомор пригласил к нам в гости доктора Пилюлькина. Он принес советы по оказании первой помощи при отравлении. Во время выступления Пилюлькина показываются слайды №16, 17, 18. Входит доктор Пилюлькин. - Здравствуйте, ребята! - Здравствуйте, доктор Пилюлькин! - Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?! Слайд №16 - Тогда слушайте внимательно и запоминайте: Слайд №17 1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно вызвать “скорую помощь” по телефону …. “03”. 2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь: Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты. Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе. В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку. 3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории. Слайд №18 – И вообще! (грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Запомнили?! – Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники! – Ну, мне пора! Рад был вам помочь! - Спасибо, доктор Пилюлькин! До свидания! 6. Грибы Красной книги России. Самостоятельная работа детей со справочной литературой. -Но грибы бывают не только опасными. Прежде всего, грибы - это богатство леса. Грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие лесные животные. Но некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России, как вы думаете почему? Какие это грибы мы узнаем после работы со справочной литературой. ( Капитаны групп готовят сообщения). Слайд №19 7. Работа в исследовательском дневнике. -На уроке прозвучало много названий грибов. Проверим, какие грибы вы запомнили. Подпишите названия грибов, которые вам известны. Проверка. Эти грибы произрастают в Ростовской области. Сообщения о грибах из Красной книги. -Давайте посмотрим какие, еще есть грибы? Слайд №20 Слайд №21 Слайд №22 Слайд №23 Слайд №24 |
Рефлексия деятельности на уроке | V. Рефлексия. – Итак, подведем итог: составим синквейн
Слайд №25. - Наше путешествие в царство грибов подходит к концу. И я хотела бы обратить ваше внимание на тот лесной трофей ваших знаний в корзине, который мы с вами собрали на “тихой охоте”. - А какая же группа потрудилась лучше? Посчитайте свои грибы. Каждый грибок – это крупинка ваших полученных знаний. - Давайте объединим их в общую корзину и вручим нашему гостю-проводнику – мухомору |
Домашнее задание | VII. Домашнее задание. Слайд 26 1) Учебник А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» стр. 118-121 2) устно ответить на вопросы стр.121. 3) записать в словарик: грибница, съедобные грибы, несъедобные грибы. 4) Составить рассказ о грибах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
Конспект урока по теме "Царство грибов"
Материал предназначен для обучающихся 1 класса, в котором они знакомятся с царством грибов и на основе понимания связей компонентов природного сообщества формируют бережное отношение к грибам,...
Конспект урока "Начало Московского царства."
Предмет: Окружающий мир (история)Класс: 4Тема урока: Начало Московского царства.Цели урока: сформировать представление об эпохе укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя И...
Конспект урока "Начало Московского царства"
Тема: «Начало Московского царства»Тип урока: комбинированныйЦели деятельности учителя: развивать в детях интерес и любовь к родной истории; воспитывать чувство патриотизма; учить самостоятельно получа...
Конспект внеурочного занятия " В царстве грибов"
Цель: создание книги о грибах, как особом царстве живой природы.Задачи: -расширить и систематизировать знания о грибах;- воспитывать любознательность, бережное отношение к природе, своему здоров...
Окружающий мир.Конспект урока по теме : " Царства растений"
Конспект урока составлен с использованием карточек и заданий платформы Учи.ру....
Окружающий мир. План-конспект урока окружающего мира в 4 классе по программе А. Плешакова - УМК Школа России
План-конспект урока окружающего мира в 4 классе по программе А. Плешакова - УМК Школа России...