Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Окружающий мир» А.А.Плешакова Ч.1.- М.: Просвещение, 2015 г., Ч.2.-М.: Просвещение, 2015 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okr_mir_4_klass.docx | 52.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
ФГОС НОО УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № 9» _______________ / Гафурова Л.Н./ приказ от 30 августа 2017 г. № 64/5 |
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
(базовый уровень)
для 4 класса
Составитель
Каурова Елена Витальевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2017
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357,от 31 декабря 2015 г № 1576),
- основной образовательной программой начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО МОУ «СОШ № 9», утвержденной приказом № 64/4 от 30.08 2017 года,
- авторской программой для общеобразовательных учреждений «Окружающий мир» (УМК «Школа России»), под ред. А.А.Плешакова - М.: Просвещение, 2013г., без изменений,
Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Окружающий мир» А.А.Плешакова Ч.1.- М.: Просвещение, 2015 г., Ч.2.-М.: Просвещение, 2015 г.
В соответствии с учебным планом МОУ « СОШ № 9» на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 4 классе отводится 68 ч в год (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного курса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У обучающегося будут сформированы:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные Обучающийся научится:
Познавательные Обучающийся научится:
Коммуникативные Обучающийся научится:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающийся научится:
|
Содержание учебного предмета
«Земля и человечество». (9 ч).
Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Изучение планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Причины смены дня и ночи и времён года. Правила наблюдения звёздного неба. Созвездия. Звёзды. Плеяды. Понятие о географии как науке и географических объектах. История создания карт, глобуса. Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Понятия о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление. «Лента времени». Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения. Понятие о Всемирном наследии и его составных частях. Наиболее значимые объекты Всемирного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга.
«Природа России». (10 ч).
Формы земной поверхности России. Равнины. И горы. Вулканы. Ильменский заповедник.
Моря, озёра и реки России. Дальневосточный морской заповедник. Карта природных зон России. Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность. Зона арктических пустынь. Экологические проблемы и охрана природы в зоне арктических пустынь. Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. Экологические проблемы и охрана природы в зоне тундры. Леса России. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах. Роль леса в природе и в жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Правила поведения в лесу. Зона степей и её природные особенности. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники степной зоны.
Пустыни и их природные особенности. Растительный и животный мир пустынь. Экологические проблемы пустынь и пути их решения. Заповедник «Чёрные земли». Зона субтропиков и её природные особенности. Экологические проблемы Черноморского побережья. Привил безопасности во время отдыха у моря.
«Родной край – часть большой страны». (15 ч).
Наш край на карте России. Карта родного края. Общая характеристика родного края.
Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края.
Водные объекты своего региона, их значение для жизни края. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде. Полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Охрана подземных богатств. Разнообразие почв России, типы почв. Почвы родного края. Охрана почв. Лес – сложное единство живой и неживой природы. Природное сообщество смешанного леса. Экскурсия №1 в природное сообщество родного края смешанного леса. Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов. Экскурсия №2 в природное сообщество родного края луга. Природное сообщество пресных вод. Охрана пресноводных растений и животных. Болота и их охрана. Экскурсия №3 в природное сообщество родного края пресных вод. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Отрасли животноводства, развитие их в регионе. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (по выбору учащихся).
«Страницы Всемирной истории». (5 ч).
История первобытного общества. Первобытное искусство. История Древнего мира. Культура, религия, археологические находки. Средние века в истории Европы. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания. Новое время в истории Европы. Великие географические открытия. Развитие техники. Новейшее время: исследования Арктики и Антарктики, развитие форм правления, достижения науки и техники, освоение космоса, Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия, ООН.
«Страницы истории России». (20 ч).
Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Возникновение Древнерусского государства. Крещение Древней Руси. Устройство древнерусского города. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы. Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Древнерусские летописи. Рукописные книги. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский.
Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский. Поход Мамая на Русь. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Падение монгольского ига. Иван Грозный – первый российский царь. Начало освоения Сибири.
Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Фёдоров. Смута. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Пётр I – первый российский император. Реформы Петра. Освоение Петербурга. Создание русского флота.
Биография М.В.Ломоносова. Основание Московского университета. Екатерина Великая. Развитие Просвещения. Положение крестьянства. Войны с Турцией. Вторжение в Россию армии Наполеона. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва.
Декабристы. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Технические достижения России в ХIХ веке. Николай II – последний император России. В.И.Ленин и партия большевиков. Революции 1917года. Гражданская война. Образование СССР. Борьба с неграмотностью. Репрессии 1930-х годов. Начало Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда. Битва под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение.
Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин – первый космонавт Земли. Перестройка. Распад СССР.
«Современная Россия». (9 ч).
Конституция – основной закон страны. Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция правах ребёнка. Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России. Государственное устройство Российской Федерации. Государственные герб, флаг и гимн, их история, значение в жизни государства и общества. Праздники в жизни человека, семьи, страны. Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности.
Народы России, особенности их традиционной культуры. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (по выбору учащихся).
Тематическое планирование
№ раздела | Наименование раздела | Количество часов | Номера уроков |
1. | «Земля и человечество». | 9 | 1-9 |
2. | «Природа России». | 10 | 10-19 |
3. | «Родной край – часть большой страны». | 15 | 20-34 |
4. | «Страницы Всемирной истории». | 5 | 35-39 |
5. | «Страницы истории России». | 20 | 40-59 |
6. | «Современная Россия». | 9 | 60-68 |
Календарно - тематический план
по учебному предмету «окружающий мир» 4 класс
на 2017 – 2018 учебный год.
№ уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Земля и человечество (9 ч.) | ||||
1. | 1 | Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце – ближайшая к Земле звезда. | 01.09 | |
2. | 2 | Изучение планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Причины смены дня и ночи и времён года. | 04.-08.09 | |
3. | 3 | Правила наблюдения звёздного неба. Созвездия. Звёзды. Плеяды. | ||
4. | 4 | Понятие о географии как науке и географических объектах. История создания карт, глобуса. | 11.-15.09 | |
5. | 5 | Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. | ||
6. | 6 | Понятия о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление. «Лента времени». | 18.-22.09 | |
7. | 7 | Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения. | ||
8. | 8 | Понятие о Всемирном наследии и его составных частях. | 25.-29.09 | |
9. | 9 | Наиболее значимые объекты Всемирного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга. | ||
Природа России (10 ч.) | ||||
10. | 1 | Формы земной поверхности России. Равнины. И горы. Вулканы. Ильменский заповедник. | 02.-06.10 | |
11. | 2 | Моря, озёра и реки России. Дальневосточный морской заповедник. | ||
12. | 3 | Карта природных зон России. Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность. | 09.-13.10 | |
13. | 4 | Зона арктических пустынь. Экологические проблемы и охрана природы в зоне арктических пустынь. | ||
14. | 5 | Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. Экологические проблемы и охрана природы в зоне тундры. | 16.-20.10 | |
15. | 6 | Леса России. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах. | ||
16. | 7 | Роль леса в природе и в жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Правила поведения в лесу. | 23.-27.10 | |
17. | 8 | Зона степей и её природные особенности. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники степной зоны. | ||
18. | 9 | Пустыни и их природные особенности. Растительный и животный мир пустынь. Экологические проблемы пустынь и пути их решения. Заповедник «Чёрные земли». | 30.-03.11 | |
19. | 10 | Зона субтропиков и её природные особенности. Экологические проблемы Черноморского побережья. Привил безопасности во время отдыха у моря. | ||
Родной край – часть большой страны (15 ч.) | ||||
20. | 1 | Наш край на карте России. Карта родного края. Общая характеристика родного края. | 06.-10.11 | |
21. | 2 | Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края. | ||
22. | 3 | Водные объекты своего региона, их значение для жизни края. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде. | 13.-17.11 | |
23. | 4 | Полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Охрана подземных богатств. | ||
24. | 5 | Разнообразие почв России, типы почв. Почвы родного края. Охрана почв. | 27-01.12 | |
25. | 6 | Лес – сложное единство живой и неживой природы. Природное сообщество смешанного леса. | ||
26. | 7 | Экскурсия №1 в природное сообщество родного края смешанного леса. | 04.-08.12 | |
27. | 8 | Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов. | ||
28. | 9 | Экскурсия №2 в природное сообщество родного края луга. | 11.-15.12 | |
29. | 10 | Природное сообщество пресных вод. Охрана пресноводных растений и животных. Болота и их охрана. | ||
30. | 11 | Экскурсия №3 в природное сообщество родного края пресных вод. | 18.-22.12 | |
31. | 12 | Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе. | ||
32. | 13 | Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Отрасли животноводства, развитие их в регионе. | 25.-29.12 | |
33. | 14 | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | ||
34. | 15 | Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (по выбору учащихся) | 09.-12.01 | |
Страницы Всемирной истории (5 ч.) | ||||
35. | 1 | История первобытного общества. Первобытное искусство. | ||
36. | 2 | История Древнего мира. Культура, религия, археологические находки. | 15.-19.01 | |
37. | 3 | Средние века в истории Европы. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания. | ||
38. | 4 | Новое время в истории Европы. Великие географические открытия. Развитие техники. | 22-26.12 | |
39. | 5 | Новейшее время: исследования Арктики и Антарктики, развитие форм правления, достижения науки и техники, освоение космоса, Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия, ООН. | ||
Страницы истории России (20 ч.) | ||||
40. | 1 | Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. | 29-02.02 | |
41. | 2 | Возникновение Древнерусского государства. Крещение Древней Руси. | ||
42. | 3 | Устройство древнерусского города. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы. | 05.-09.02 | |
43. | 4 | Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Древнерусские летописи. Рукописные книги. | ||
44. | 5 | Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский. | 12.-16.02 | |
45. | 6 | Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский. | ||
46. | 7 | Поход Мамая на Русь. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. | 19.-23.02 | |
47. | 8 | Падение монгольского ига. Иван Грозный – первый российский царь. Начало освоения Сибири. | ||
48. | 9 | Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Фёдоров. | 26.-02.03 | |
49. | 10 | Смута. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. | ||
50. | 11 | Пётр I – первый российский император. Реформы Петра. Освоение Петербурга. Создание русского флота. | 05.-09.03 | |
51. | 12 | Биография М.В.Ломоносова. Основание Московского университета. | ||
52. | 13 | Екатерина Великая. Развитие Просвещения. Положение крестьянства. Войны с Турцией. | 12.-16.03 | |
53. | 14 | Вторжение в Россию армии Наполеона. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. | ||
54. | 15 | Декабристы. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Технические достижения России в ХIХ веке. | 19-23.03 | |
55. | 16 | Николай II – последний император России. В.И.Ленин и партия большевиков. Революции 1917года. Гражданская война. | ||
56. | 17 | Образование СССР. Борьба с неграмотностью. Репрессии 1930-х годов. | 26.-30.03 | |
57. | 18 | Начало Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда. Битва под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. | ||
58. | 19 | Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. | 02.-06.04 | |
59. | 20 | Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин – первый космонавт Земли. Перестройка. Распад СССР. | ||
Современная Россия (9ч.) | ||||
60. | 1 | Конституция – основной закон страны. Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка. | 16.-20.04 | |
61. | 2 | Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России. Государственное устройство Российской Федерации. | ||
62. | 3 | Государственные герб, флаг и гимн, их история, значение в жизни государства и общества. | 23-27.04 | |
63. | 4 | Праздники в жизни человека, семьи, страны. | ||
64. | 5 | Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности. | 03.-11.05 | |
65. | 6 | Народы России, особенности их традиционной культуры. | ||
66. | 7 | Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России. | 14.05-18.05 | |
67. | 8 | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | ||
68. | 9 | Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (по выбору учащихся) | 21-25.05 |
Итого часов | В том числе: | ||||
уроков повторения | контрольных работ | практических (лабораторных) работ | уроков развития речи | ||
по программе | 68 | 0 | 0 | 0 | 0 |
выполнено |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________ /Мажирина М.В./
«29» августа 2017г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО.
Рекомендовано к утверждению.
протокол № 1 от « 30» августа 2017г.
Руководитель ШМО
_____________ /Щербакова С.А./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второ...
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год
Рабочая учебная программа составлена на основе авторской ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год...
Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" для 2 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год.
Вашему вниманию представлена рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" для 2 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год. Составитель: Сидорук Елена Анатол...