РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lapina_okr_mir_3kl.docx | 71.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тульской области
Управление образования Администрации МО г. Алексин
МБОУ «Авангардская СОШ № 7»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5284408)
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Лапина Вера Вячеславовна
учитель начальных классов
п. Авангард
1.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.
Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха.
Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных.
Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение
температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности).
Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
- проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного;
- определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
- моделировать цепи питания в природном сообществе;
- различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией:
- понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
- находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
- читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
- находить по предложению учителя информацию в разных источниках — текстах, таблицах, схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
- соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
- понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);
- понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
- понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного
движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
- описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
- на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные, индивидуальные признаки;
- приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; — называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; — описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);
- устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия. Совместная деятельность:
- участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;
- справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;
- выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение;
- самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение предмета "Окружающий мир" в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
- применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
- осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
- Базовые логические действия:
- понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
- на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в пространстве);
- сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма
- Базовые исследовательские действия:
- проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
- определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
- Работа с информацией:
- использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
- находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
- читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
- соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
- использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
- находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
- готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- Самоорганизация:
- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
- выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
- Самоконтроль:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
- Самооценка:
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
- понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
- коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
- ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
- различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
- приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
- показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
- различать расходы и доходы семейного бюджета;
- распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
- проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
- группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
- сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; — описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
- использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
- использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
- фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
- создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
- соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
- соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний;
- соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
- соблюдать правила нравственного поведения на природе;
- безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1. Человек и общество. | ||||||||
1.1. | Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. | 2 | 0 | 0 | Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций на тему: «Что такое общество»; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
1.2. | Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна. | 2 | 0 | 0 | Ролевая игра по теме «Встречаем гостей из разных республик РФ»: рассказы гостей об их крае и народах, рассказы для гостей о родном крае; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
1.3. | Особенности жизни, быта, культуры народов РФ. | 2 | 0 | 0 | Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о памятниках культуры России; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
1.4. | Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края. | 2 | 0 | 0 | Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о памятниках культуры России; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
1.5. | Города Золотого кольца России. | 4 | 0 | 0 | Моделирование маршрута по Золотому кольцу с использованием фотографий достопримечательностей, сувениров и т.д.; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
1.6. | Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона. | 1 | 0 | 0 | Составление сообщения о городах Золотого кольца России с использованием дополнительных источников информации (дифференцированное задание); Просмотр и обсуждение иллюстраций видеофрагментов и других материалов (по выбору) по теме "Г осударственная символика РФ и своего региона"; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
1.7. | Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов. | 1 | 1 | 0 | Просмотр и обсуждение иллюстраций видеофрагментов и других материалов (по выбору) по теме "Уважение к культуре; истории; традициям своего народа и других народов"; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
1.8. | Семья — коллектив близких, родных людей. Поколения в семье. | 2 | 0 | 0 | Просмотр и обсуждение иллюстраций видеофрагментов и других материалов (по выбору) по теме "Семья- коллектив близких; родных людей. Поколения в семье"; | Устный опрос; Письменный контроль; |
1.9. | Взаимоотношения в семье: любовь, доброта, внимание, поддержка. | 1 | 0 | 0 | Просмотр и обсуждение иллюстраций видеофрагментов и других материалов (по выбору) по теме "Взаимоотношения в семье: любовь; доброта; внимание; поддержка"; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
1.10. | Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. | 1 | 0 | 0 | Рассказ учителя; рассматривание иллюстраций на тему " Семейный бюджет; доходы и расходы семьи"; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
1.11. | Страны и народы мира на карте. | 1 | 0 | 0 | Рассказ учителя; рассматривание иллюстраций на тему " Страны и народы мира на карте"; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
1.12 | Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся. | 1 | 1 | 0 | Рассказ учителя; рассматривание иллюстраций на тему " Памятники природы и культуры- символы стран; в которых они находятся"; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
Итого по разделу | 20 | |||||||
Раздел 2. Человек и природа. | ||||||||
2.1. | Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. | 1 | 0 | 0 | Практические работы (наблюдение и опыты) с веществами:; текучесть; растворимость; окрашиваемость и др.; Упражнения: классификация тел и веществ; сравнение; естественных и искусственных тел; классификация твёрдых; жидких и газообразных веществ.; Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды; свойства воздуха.; Рассказ учителя; анализ схемы круговорота воды в природе.; Практические работы: горные породы и минералы — название; сравнение; описание.; Экскурсия: почвы (виды; состав; значение для жизни природы; и хозяйственной деятельности людей).; | Устный опрос; Письменный контроль; |
2.2. | Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. | 2 | 0 | 0 | Практические работы (наблюдение и опыты) с веществами:; текучесть; растворимость; окрашиваемость и др.; Упражнения: классификация тел и веществ; сравнение; естественных и искусственных тел; классификация твёрдых; жидких и газообразных веществ.; Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды; свойства воздуха.; Рассказ учителя; анализ схемы круговорота воды в природе.; Практические работы: горные породы и минералы — название; сравнение; описание.; Экскурсия: почвы (виды; состав; значение для жизни природы; и хозяйственной деятельности людей).; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
2.3. | Вода. Свойства воды.Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе. | 2 | 0 | 0 | Практические работы (наблюдение и опыты) с веществами:; текучесть; растворимость; окрашиваемость и др.; Упражнения: классификация тел и веществ; сравнение; естественных и искусственных тел; классификация твёрдых; жидких и газообразных веществ.; Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды; свойства воздуха.; Рассказ учителя; анализ схемы круговорота воды в природе.; Практические работы: горные породы и минералы — название; сравнение; описание.; Экскурсия: почвы (виды; состав; значение для жизни природы; и хозяйственной деятельности людей).; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
2.4. | Охрана воздуха, воды. | 1 | 0 | 0 | Практические работы (наблюдение и опыты) с веществами:; текучесть; растворимость; окрашиваемость и др.; Упражнения: классификация тел и веществ; сравнение; естественных и искусственных тел; классификация твёрдых; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
2.5. | Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека.Полезные ископаемые родного края. | 2 | 0 | 0 | Практические работы (наблюдение и опыты) с веществами:;текучесть; растворимость; окрашиваемость и др.; Упражнения: классификация тел и веществ; сравнение; естественных и искусственных тел; классификация твёрдых; | Устный опрос; Письменный контроль; |
2.6. | Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека. | 1 | 0 | 0 | Практические работы (наблюдение и опыты) с веществами:; текучесть; растворимость; окрашиваемость и др.; Экскурсия: почвы (виды; состав; значение для жизни природы; и хозяйственной деятельности людей).; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
2.7. | Царства природы. Бактерии, общее представление. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы. | 2 | 0 | 0 | Рассказ учителя (чтение текста учебника) о бактериях.; Рассматривание и описание особенностей внешнего вида; бактерий.; Работа с иллюстративным материалом по теме«Какие грибы; мы не положим в корзинку».; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
2.8. | Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. | 1 | 0 | 0 | Рисование схемы: «Шляпочный гриб».; Рассказ учителя: «Чем грибы отличаются от растений»; Работа в группе: классификация растений из списка; который; предложили одноклассники.; Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни; растений»; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
2.9. | Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. | 1 | 0 | 0 | Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни; растений»; Рассказ-рассуждение о жизни растений.; Практическая работа в паре по теме «Размножения растений; (побегом; листом; семе нами)»; Охраняемые растения родного края (наблюдение; рассматривание иллюстраций); | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
2.10. | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | 1 | 0 | 0 | Работа в группе: классификация растений из списка; который; предложили одноклассники.; Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни; растений»; Рассказ-рассуждение о жизни растений.; Практическая работа в паре по теме «Размножения растений; (побегом; листом; семе нами)»; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
2.11. | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. | 2 | 0 | 0 | Работа с иллюстративным материалом по теме«Какие грибы; мы не положим в корзинку».; Рисование схемы: «Шляпочный гриб».; Рассказ учителя: «Чем грибы отличаются от растений»; Работа в группе: классификация растений из списка; который; предложили одноклассники.; | Устный опрос; Письменный контроль; |
2.12 | Растения родного края, названия и краткая характеристика. Охрана растений. | 1 | 1 | 0 | Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни; растений»; Рассказ-рассуждение о жизни растений.; Практическая работа в паре по теме «Размножения растений; (побегом; листом; семе нами)»; Охраняемые растения родного края (наблюдение; рассматривание иллюстраций); | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
2.13 | Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружаю щей среды. | 2 | 0 | 0 | Дидактическая игра по теме «Каких животных мы знаем».; Коллективное составление схемы по теме «Разнообразие; животных»; Учебный диалог по теме «Как животные питаются»; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
2.14. | Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные). | 1 | 0 | 0 | Моделирование стадий размножения животных (на примере; земноводных; рыб).; Рассказ учителя по теме «Как человек одомашнил животных»; Рассказы детей по теме «Мой домашний питомец»; Просмотр и обсуждение иллюстраций; видеофрагментов и; других материалов (по выбору) на тему «Охрана животных».; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
2.15. | Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). | 1 | 0 | 0 | Моделирование стадий размножения животных (на примере; земноводных; рыб).; Рассказ учителя по теме «Как человек одомашнил животных»; Рассказы детей по теме «Мой домашний питомец»; Просмотр и обсуждение иллюстраций; видеофрагментов и; других материалов (по выбору) на тему «Охрана животных».; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
2.16. | Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. | 1 | 0 | 0 | Учебный диалог по теме «Как животные питаются»; Составление и анализ цепей питания.; Работа в парах: характеристика животных по способу; размножения (на основе справочной литературы); подготовка; презентации.; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
2.17. | Животные родного края, их названия. | 1 | 0 | 0 | Рассказ учителя по теме «Как человек одомашнил животных»; Рассказы детей по теме «Мой домашний питомец»; Просмотр и обсуждение иллюстраций; видеофрагментов и; других материалов (по выбору) на тему «Охрана животных».;. | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
2.18. | Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе. | 1 | 0 | 0 | Рассказ учителя по теме «Что такое природное сообщество»; Учебный диалог по теме «Особенности леса (луга; водоёма); как сообщества».; | Устный опрос; Письменный контроль; |
2.19. | Создание человеком природных сообществ для хозяйственной деятельности, получения продуктов питания (поле, сад, огород). | 1 | 0 | 0 | Сравнение понятий: естественные сообщества; искусственные; сообщества.; Беседа по теме «Для чего человек создает новые сообщества?»; Обсуждение ситуаций; раскрывающих правила; положительного и отрицательного отношения к природе.; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
2.20. | Природные сообщества родного края. | 1 | 0 | 0 | Беседа по теме «Для чего человек создает новые сообщества?»; Обсуждение ситуаций; раскрывающих правила; положительного и отрицательного отношения к природе.; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
2.21. | Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу. | 1 | 0 | 0 | Беседа по теме «Для чего человек создает новые сообщества?»; Обсуждение ситуаций; раскрывающих правила; положительного и отрицательного отношения к природе ■ | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
2.22. | Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. | 2 | 0 | 0 | Обсуждение текстов учебника; объяснения учителя: «Строение; тела человека».; Рассматривание схемы строения тела человека: называние; описание функций разных систем органов.; Практическая работа по теме «Измерение температуры тела и; частоты пульса».; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
2.23. | Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. | 2 | 0 | 0 | Обсуждение текстов учебника; объяснения учителя: «Строение; тела человека».; Рассматривание схемы строения тела человека: называние; описание функций разных систем органов.; Практическая работа по теме «Измерение температуры тела и; частоты пульса». | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
2.24. | Гигиена отдельных органов и систем органов человека. | 2 | 0 | 0 | Рассматривание схемы строения тела человека: называние; описание функций разных систем органов.; Практическая работа по теме «Измерение температуры тела и; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
2.25. | Измерение температуры тела человека, частоты пульса. | 2 | 1 | 0 | Обсуждение текстов учебника; объяснения учителя: «Строение; тела человека».; Рассматривание схемы строения тела человека: называние; описание функций разных систем органов.; Практическая работа по теме «Измерение температуры тела и; частоты пульса». | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
Итого по разделу | 35 |
Раздел 3. Правила безопасной жизни. | ||||||||
3.1. | Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей. | 2 | 0 | 0 | Работа в группах: составление памятки по теме«Правила; поведения в аэропортах; на борту самолета; судна (по выбору; группы)».; Учебный диалог по теме «Как обеспечить безопасность при; работе в Интернете».; Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Что; такое здоровый образ жизни и как его обеспечить» | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
3.2. | Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности). | 2 | 0 | 0 | Учебный диалог по теме «Как обеспечить безопасность при; работе в Интернете».; Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Что; такое здоровый образ жизни и как его обеспечить» | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
3.3. | Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна. | 2 | 0 | 0 | Практическая работа по теме «Рассматривание знаков (опасно; пожароопасно; взрывоопасно; внимание — автопогрузчик; электрический ток; малозаметное препятствие; падение с; высоты); коллективное объяснение их значения»; Анализ ситуаций по теме «Что может произойти; если...»; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
3.4. | Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | 1 | 1 | 0 | Учебный диалог по теме «Как обеспечить безопасность при; работе в Интернете».; Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Что; такое здоровый образ жизни и как его обеспечить»; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
Итого по разделу | 7 | |||||||
Резервное время | 8 | |||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 70 | 5 | 0 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Методы изучения природы Человек и природа. Вещество. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
2. | Тело, вещество, частица Человек и природа. Вещество. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
3. | Разнообразие веществ Человек и природа. Вещество. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
4. | Физические и химические явления природы Человек и природа. Вещество. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
5. | Вода и её состояния Человек и природа. Вещество. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
6. | Свойства воды Человек и природа. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
7. | Круговорот воды в природе Человек и природа. Вещество. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
8. | Береги воду Человек и природа. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
9. | Воздух и его свойства Человек и природа. Вещество. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; |
10. | Охрана воздуха Человек и природа. Вещество. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
11. | Что такое почва и из чего она состоит Человек и природа. Вещество. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
12. | Какие бывают почвы. Человек и природа. Вещество. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
13. | Охрана почв Человек и природа. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. | 1 | 1 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
14. | Царство растений. Разнообразие мира растений Человек и природа. Царства природы | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
15. | Царство растений. Органы растений Человек и природа. Царства природы. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
16. | Царство растений. Дыхание и питание растений Человек и природа. Царства природы. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
17. | Царство растений. Размножение и развитие растений Человек и природа. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
18. | Царство растений. Охрана растений Человек и природа. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
19. | Царство животных. Разнообразие животных Человек и природа. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; |
20. | Царство животных. Органы животных. Человек и природа. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
21. | Царство животных. Разные способы передвижения животных Человек и природа. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
22. | Царство животных. Дыхание и питание животных Человек и природа. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
23. | Царство животных. Размножение животных Человек и природа. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
24. | Царство животных. Охрана животных Человек и природа. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
25. | Царство грибов Человек и природа. Царства природы. Бактерии, общее представление. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
26. | Царство бактерий Человек и природа. Царства природы. Бактерии, общее представление | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
27. | Круговорот жизни Человек и природа. Царства природы. Бактерии, общее представление. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
28. | Природные сообщества. Лес Человек и природа. Природные сообщества: лес, луг, пруд. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
29. | Природные сообщества. Луг Человек и природа. Природные сообщества: лес, луг, пруд. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; |
30. | Природные сообщества. Водоём Человек и природа. | 1 | 1 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
31. | Человек - часть природы Человек и природа. Человек — часть природы. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
32. | Кровеносная система человека Человек и природа. Человек — часть природы. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
33. | Как укрепить сердце Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
34. | Дыхательная система человека Человек и природа. Человек — часть природы. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
35. | Как беречь органы дыхания Правила безопасной жизни. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
36. | Пищеварительная система человека Человек и природа. Человек — часть природы. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
37. | Органы чувств Человек и природа. Человек — часть природы. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
38. | Нервная система человека Человек и природа. Человек — часть природы. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
39. | Управляй своими эмоциями Человек и общество. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; |
40. | Кожа человека Человек и природа. Человек — часть природы. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
41. | Скелет и мышцы человека. Осанка Человек и природа. Человек — часть природы. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
42. | Здорово быть здоровым! Правила безопасной жизни. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
43. | Виды транспорта. Наземный, воздушный и водный транспорт | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
44. | Правила безопасного поведения в самолете и на корабле Правила безопасной жизни | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
45. | Правила безопасного поведения в автомобиле и поезде | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
46. | Правила твоей безопасностиь в сети Интренет Правила безопасной жизни. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
47. | Правила твоей безопасности в жизни Правила безопасной жизни. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
48. | Общество Человек и общество. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
49. | Роль экономики в твоей жизни Человек и общество. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; |
50. | Горные породы и минералы Человек и природа. Вещество. | 1 | 1 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
51. | Полезные ископаемые родного края, их охрана. Человек и природа. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
52. | Растениеводство Человек и общество. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
53. | Животноводство Человек и общество. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
54. | Какая бывает промышленность Человек и общество. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
55. | Бюджет семьи. Правила безопасности при покупках | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
56. | Бюджет государства Человек и общество. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
57. | Наша Родина сегодня Человек и общество. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
58. | Памятники природы России Человек и общество. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
59. | Памятники истории культуры России Человек и общество. | 1 | 1 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; |
60. | Мой регион - часть большой страны | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
61. | Наша Родина. Путешествие по городам Золотого кольца России | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
62. | Наша Родина. Продолжаем путешествие по городам Золотого кольца России | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
63. | Россия и ее ближайшие соседи (на севере Европы) Человек и общество | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
64. | Россия и ее ближайшие соседи (на северо-западе) | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
65. | Россия и ее ближайшие соседи (в центре Европы) | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
66. | Россия и ее ближайшие соседи (на юге Европы) Человек и общество. | 2 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
67. | В гостях у народов мира. Путешествие по материкам. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
68. | В гостях у народов мира. Продолжаем путешествие по материкам. | 2 | 1 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 5 | 0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год
Рабочая учебная программа составлена на основе авторской ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3381583) учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный
Рабочая программа...
Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" для 2 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год.
Вашему вниманию представлена рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" для 2 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год. Составитель: Сидорук Елена Анатол...
Рабочая программа ( ID 1821688) учебного предмета Окружающий мир для 1 класса начального общего образования 2022-2023 учебный год
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4893459) учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание...