РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Лапина Вера Вячеславовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета  «Окружающий мир»  для 3 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lapina_okr_mir_3kl.docx71.46 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Тульской области

Управление образования Администрации МО г. Алексин

МБОУ «Авангардская СОШ № 7»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 5284408)

учебного предмета
«Окружающий мир»

для 3 класса начального общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Лапина Вера Вячеславовна

учитель начальных классов

п. Авангард


1.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Человек и общество

Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.

Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.

Уважение к семейным ценностям.

Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.

Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся.

Человек и природа

Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире.

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха.

Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.

Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных.

Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.

Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение

температуры тела человека, частоты пульса.

Правила безопасной жизни

Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности).

Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

Универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного;
  • определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
  • моделировать цепи питания в природном сообществе;
  • различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).

Работа с информацией:

  • понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
  • находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
  • читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
  • находить по предложению учителя информацию в разных источниках — текстах, таблицах, схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
  • соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
  • понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);
  • понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
  • понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного

движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).

  • описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
  • на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные, индивидуальные признаки;
  • приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; — называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; — описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);
  • устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия. Совместная деятельность:
  • участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;
  • справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;
  • выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение;
  • самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.


2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение предмета "Окружающий мир" в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:

  • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
  • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
  • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

  • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
  • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:

  • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

  • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
  • осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия:

  1. Базовые логические действия:
  • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
  • на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в пространстве);
  • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
  • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма
  1. Базовые исследовательские действия:
  • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
  • определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
  • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
  • моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его

последствия; коллективный труд и его результаты и др.);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
  1. Работа с информацией:
  • использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
  • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
  • читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
  • соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
  • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
  • использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
  • находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
  • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  1. Самоорганизация:
  • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
  • выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
  1. Самоконтроль:
  • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
  • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
  • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
  1. Самооценка:
  • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
  • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:

  • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
  • коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
  • ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

  • различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
  • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
  • приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
  • показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
  • различать расходы и доходы семейного бюджета;
  • распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
  • проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
  • группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
  • сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; — описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
  • использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
  • использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
  • фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
  • создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
  • соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
  • соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний;
  • соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
  • соблюдать правила нравственного поведения на природе;
  • безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата

изучения

Виды деятельности

Виды,

формы

контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные

работы

практические

работы

Раздел 1. Человек и общество.

1.1.

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

2

0

0

Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций на тему: «Что такое общество»;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

1.2.

Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна.

2

0

0

Ролевая игра по теме «Встречаем гостей из разных республик РФ»: рассказы гостей об их крае и народах, рассказы для гостей о родном крае;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

1.3.

Особенности жизни, быта, культуры народов РФ.

2

0

0

Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о памятниках культуры России;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

1.4.

Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края.

2

0

0

Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о памятниках культуры России;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

1.5.

Города Золотого кольца России.

4

0

0

Моделирование маршрута по Золотому кольцу с использованием фотографий достопримечательностей, сувениров и т.д.;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

1.6.

Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона.

1

0

0

Составление сообщения о городах Золотого кольца России с использованием дополнительных источников информации (дифференцированное задание);

Просмотр и обсуждение иллюстраций видеофрагментов и других материалов (по выбору) по теме "Г осударственная символика РФ и своего региона";

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

1.7.

Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов.

1

1

0

Просмотр и обсуждение иллюстраций видеофрагментов и других материалов (по выбору) по теме "Уважение к культуре; истории;

традициям своего народа и других народов";

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

1.8.

Семья — коллектив близких, родных людей. Поколения в семье.

2

0

0

Просмотр и обсуждение иллюстраций видеофрагментов и других материалов (по выбору) по теме "Семья- коллектив близких; родных людей. Поколения в семье";

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

1.9.

Взаимоотношения в семье: любовь, доброта, внимание, поддержка.

1

0

0

Просмотр и обсуждение иллюстраций

видеофрагментов и других материалов (по

выбору) по теме "Взаимоотношения в семье:

любовь;

доброта;

внимание;

поддержка";

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

1.10.

Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.

1

0

0

Рассказ учителя;

рассматривание иллюстраций на тему " Семейный бюджет; доходы и расходы семьи";

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

1.11.

Страны и народы мира на карте.

1

0

0

Рассказ учителя;

рассматривание иллюстраций на тему " Страны и народы мира на карте";

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

1.12

Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся.

1

1

0

Рассказ учителя;

рассматривание иллюстраций на тему " Памятники природы и культуры- символы стран;

в которых они находятся";

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

Итого по разделу

20

Раздел 2. Человек и природа.

2.1.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства.

1

0

0

Практические работы (наблюдение и опыты) с

веществами:;

текучесть;

растворимость;

окрашиваемость и др.;

Упражнения: классификация тел и веществ; сравнение;

естественных и искусственных тел; классификация твёрдых; жидких и газообразных веществ.; Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды; свойства воздуха.;

Рассказ учителя;

анализ схемы круговорота воды в природе.; Практические работы: горные породы и минералы — название; сравнение; описание.; Экскурсия: почвы (виды; состав; значение для жизни природы; и хозяйственной деятельности людей).;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

2.2.

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни.

2

0

0

Практические работы (наблюдение и опыты) с

веществами:;

текучесть;

растворимость;

окрашиваемость и др.;

Упражнения: классификация тел и веществ; сравнение;

естественных и искусственных тел; классификация твёрдых; жидких и газообразных веществ.;

Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды; свойства воздуха.;

Рассказ учителя; анализ схемы круговорота воды в природе.; Практические работы: горные породы и минералы — название; сравнение; описание.; Экскурсия: почвы (виды; состав; значение для жизни природы; и хозяйственной деятельности людей).;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

2.3.

Вода. Свойства воды.Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе.

2

0

0

Практические работы (наблюдение и опыты) с веществами:; текучесть; растворимость; окрашиваемость и др.; Упражнения: классификация тел и веществ; сравнение; естественных и искусственных тел; классификация твёрдых; жидких и газообразных веществ.; Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды; свойства воздуха.; Рассказ учителя; анализ схемы круговорота воды в природе.; Практические работы: горные породы и минералы — название; сравнение; описание.; Экскурсия: почвы (виды; состав; значение для жизни природы; и хозяйственной деятельности людей).;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

2.4.

Охрана воздуха, воды.

1

0

0

Практические работы (наблюдение и опыты) с веществами:; текучесть; растворимость; окрашиваемость и др.; Упражнения: классификация тел и веществ; сравнение; естественных и искусственных тел; классификация твёрдых;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

2.5.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека.Полезные ископаемые родного края.

2

0

0

Практические работы (наблюдение и опыты) с веществами:;текучесть; растворимость; окрашиваемость и др.; Упражнения: классификация тел и веществ; сравнение; естественных и искусственных тел; классификация твёрдых;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

2.6.

Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека.

1

0

0

Практические работы (наблюдение и опыты) с веществами:; текучесть; растворимость; окрашиваемость и др.;

Экскурсия: почвы (виды; состав; значение для жизни природы; и хозяйственной деятельности людей).;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

2.7.

Царства природы. Бактерии, общее представление. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы.

2

0

0

Рассказ учителя (чтение текста учебника) о бактериях.; Рассматривание и описание особенностей внешнего вида; бактерий.; Работа с иллюстративным материалом по теме«Какие грибы; мы не положим в корзинку».;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

2.8.

Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды.

1

0

0

Рисование схемы: «Шляпочный гриб».; Рассказ учителя: «Чем грибы отличаются от растений»; Работа в группе: классификация растений из списка; который; предложили одноклассники.;

Коллективное создание схемы по теме

«Условия жизни;

растений»;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

2.9.

Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений.

1

0

0

Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни; растений»; Рассказ-рассуждение о жизни растений.; Практическая работа в паре по теме «Размножения растений; (побегом; листом; семе нами)»;

Охраняемые растения родного края (наблюдение; рассматривание иллюстраций);

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

2.10.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

1

0

0

Работа в группе: классификация растений из списка; который; предложили одноклассники.; Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни; растений»; Рассказ-рассуждение о жизни растений.; Практическая работа в паре по теме «Размножения растений; (побегом; листом; семе нами)»;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

2.11.

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений.

2

0

0

Работа с иллюстративным материалом по теме«Какие грибы; мы не положим в корзинку».;

Рисование схемы: «Шляпочный гриб».; Рассказ учителя: «Чем грибы отличаются от растений»;

Работа в группе: классификация растений из списка; который; предложили одноклассники.;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

2.12

Растения родного края, названия и краткая характеристика. Охрана растений.

1

1

0

Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни; растений»; Рассказ-рассуждение о жизни растений.; Практическая работа в паре по теме «Размножения растений; (побегом; листом; семе нами)»;

Охраняемые растения родного края (наблюдение; рассматривание иллюстраций);

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

2.13

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружаю щей среды.

2

0

0

Дидактическая игра по теме «Каких животных мы знаем».;

Коллективное составление схемы по теме «Разнообразие; животных»;

Учебный диалог по теме «Как животные питаются»;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

2.14.

Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные).

1

0

0

Моделирование стадий размножения животных (на примере; земноводных; рыб).;

Рассказ учителя по теме «Как человек одомашнил животных»;

Рассказы детей по теме «Мой домашний питомец»;

Просмотр и обсуждение иллюстраций; видеофрагментов и; других материалов (по выбору) на тему «Охрана животных».;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

2.15.

Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

1

0

0

Моделирование стадий размножения животных (на примере; земноводных; рыб).;

Рассказ учителя по теме «Как человек одомашнил животных»;

Рассказы детей по теме «Мой домашний питомец»;

Просмотр и обсуждение иллюстраций; видеофрагментов и; других материалов (по выбору) на тему «Охрана животных».;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

2.16.

Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных.

1

0

0

Учебный диалог по теме «Как животные питаются»;

Составление и анализ цепей питания.;

Работа в парах: характеристика животных по способу; размножения (на основе справочной литературы); подготовка; презентации.;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

2.17.

Животные родного края, их названия.

1

0

0

Рассказ учителя по теме «Как человек одомашнил животных»;

Рассказы детей по теме «Мой домашний питомец»;

Просмотр и обсуждение иллюстраций; видеофрагментов и; других материалов (по выбору) на тему «Охрана животных».;.

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

2.18.

Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе.

1

0

0

Рассказ учителя по теме «Что такое природное сообщество»;

Учебный диалог по теме «Особенности леса (луга; водоёма); как сообщества».;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

2.19.

Создание человеком природных сообществ для хозяйственной деятельности, получения продуктов питания (поле, сад, огород).

1

0

0

Сравнение понятий: естественные сообщества; искусственные; сообщества.;

Беседа по теме «Для чего человек создает новые сообщества?»; Обсуждение ситуаций; раскрывающих правила; положительного и отрицательного отношения к природе.;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

2.20.

Природные сообщества родного края.

1

0

0

Беседа по теме «Для чего человек создает новые сообщества?»;

Обсуждение ситуаций; раскрывающих правила; положительного и отрицательного отношения к природе.;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

2.21.

Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу.

1

0

0

Беседа по теме «Для чего человек создает новые сообщества?»;

Обсуждение ситуаций; раскрывающих правила; положительного и отрицательного отношения к природе ■

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

2.22.

Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека.

2

0

0

Обсуждение текстов учебника; объяснения учителя: «Строение; тела человека».;

Рассматривание схемы строения тела человека: называние; описание функций разных систем органов.; Практическая работа по теме «Измерение температуры тела и; частоты пульса».;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

2.23.

Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма.

2

0

0

Обсуждение текстов учебника; объяснения учителя: «Строение; тела человека».;

Рассматривание схемы строения тела человека: называние; описание функций разных систем органов.; Практическая работа по теме «Измерение температуры тела и; частоты пульса».

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

2.24.

Гигиена отдельных органов и систем органов человека.

2

0

0

Рассматривание схемы строения тела человека: называние; описание функций разных систем органов.; Практическая работа по теме «Измерение температуры тела и;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

2.25.

Измерение температуры тела человека, частоты пульса.

2

1

0

Обсуждение текстов учебника; объяснения учителя: «Строение; тела человека».;

Рассматривание схемы строения тела человека: называние; описание функций разных систем органов.; Практическая работа по теме «Измерение температуры тела и; частоты пульса».

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

Итого по разделу

35

Раздел 3. Правила безопасной жизни.

3.1.

Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

2

0

0

Работа в группах: составление памятки по теме«Правила; поведения в аэропортах; на борту самолета; судна (по выбору; группы)».; Учебный диалог по теме «Как обеспечить безопасность при; работе в Интернете».;

Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Что; такое здоровый образ жизни и как его обеспечить»

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

3.2.

Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности).

2

0

0

Учебный диалог по теме «Как обеспечить безопасность при; работе в Интернете».; Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Что; такое здоровый образ жизни и как его обеспечить»

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

3.3.

Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна.

2

0

0

Практическая работа по теме «Рассматривание знаков (опасно; пожароопасно; взрывоопасно; внимание — автопогрузчик; электрический ток; малозаметное препятствие; падение с; высоты);

коллективное объяснение их значения»; Анализ ситуаций по теме «Что может произойти; если...»;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

3.4.

Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

1

1

0

Учебный диалог по теме «Как обеспечить безопасность при; работе в Интернете».; Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Что; такое здоровый образ жизни и как его обеспечить»;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog

Итого по разделу

7

Резервное время

8

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

70

5

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

изучения

Виды,

формы

контроля

всего

контрольные

работы

практические

работы

1.

Методы изучения природы Человек и природа. Вещество.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

2.

Тело, вещество, частица Человек и природа. Вещество.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

3.

Разнообразие веществ Человек и природа. Вещество.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

4.

Физические и химические явления природы Человек и природа. Вещество.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

5.

Вода и её состояния Человек и природа. Вещество.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

6.

Свойства воды Человек и природа.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

7.

Круговорот воды в природе Человек и природа. Вещество.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

8.

Береги воду Человек и природа. Вещество.

Разнообразие веществ в окружающем мире.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

9.

Воздух и его свойства Человек и природа. Вещество.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

10.

Охрана воздуха Человек и природа. Вещество.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

11.

Что такое почва и из чего она состоит Человек и природа. Вещество.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

12.

Какие бывают почвы. Человек и природа. Вещество.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

13.

Охрана почв Человек и природа. Вещество.

Разнообразие веществ в окружающем мире.

1

1

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

14.

Царство растений. Разнообразие мира растений Человек и природа. Царства природы

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

15.

Царство растений. Органы растений Человек и природа. Царства природы.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

16.

Царство растений. Дыхание и питание растений Человек и природа. Царства природы.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

17.

Царство растений. Размножение и развитие растений Человек и природа.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

18.

Царство растений. Охрана растений Человек и природа.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

19.

Царство животных. Разнообразие животных Человек и природа.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

20.

Царство животных. Органы животных. Человек и природа.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

21.

Царство животных. Разные способы передвижения животных Человек и природа.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

22.

Царство животных. Дыхание и питание животных Человек и природа.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

23.

Царство животных. Размножение животных Человек и природа.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

24.

Царство животных. Охрана животных Человек и природа.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

25.

Царство грибов Человек и природа. Царства природы.

Бактерии, общее представление.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

26.

Царство бактерий Человек и природа. Царства природы.

Бактерии, общее представление

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

27.

Круговорот жизни Человек и природа. Царства природы.

Бактерии, общее представление.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

28.

Природные сообщества. Лес Человек и природа. Природные сообщества: лес, луг, пруд.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

29.

Природные сообщества. Луг Человек и природа. Природные сообщества: лес, луг, пруд.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

30.

Природные сообщества. Водоём Человек и природа.

1

1

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

31.

Человек - часть природы Человек и природа. Человек — часть природы.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

32.

Кровеносная система человека Человек и природа. Человек — часть природы.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

33.

Как укрепить сердце Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

34.

Дыхательная система человека Человек и природа. Человек — часть природы.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

35.

Как беречь органы дыхания Правила безопасной жизни.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

36.

Пищеварительная система человека Человек и природа. Человек — часть природы.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

37.

Органы чувств Человек и природа. Человек — часть природы.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

38.

Нервная система человека Человек и природа. Человек — часть природы.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

39.

Управляй своими эмоциями Человек и общество.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

40.

Кожа человека Человек и природа. Человек — часть природы.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

41.

Скелет и мышцы человека. Осанка Человек и природа. Человек — часть природы.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

42.

Здорово быть здоровым! Правила безопасной жизни.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

43.

Виды транспорта. Наземный, воздушный и водный транспорт

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

44.

Правила безопасного поведения в самолете и на корабле Правила безопасной жизни

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

45.

Правила безопасного поведения в автомобиле и поезде

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

46.

Правила твоей безопасностиь в сети Интренет Правила безопасной жизни.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

47.

Правила твоей безопасности в жизни Правила безопасной жизни.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

48.

Общество Человек и общество.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

49.

Роль экономики в твоей жизни Человек и общество.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

50.

Горные породы и минералы Человек и природа. Вещество.

1

1

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

51.

Полезные ископаемые родного края, их охрана. Человек и природа.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

52.

Растениеводство Человек и общество.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

53.

Животноводство Человек и общество.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

54.

Какая бывает промышленность Человек и общество.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

55.

Бюджет семьи. Правила безопасности при покупках

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

56.

Бюджет государства Человек и общество.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

57.

Наша Родина сегодня Человек и общество.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

58.

Памятники природы России Человек и общество.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

59.

Памятники истории культуры России Человек и общество.

1

1

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

60.

Мой регион - часть большой страны

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

61.

Наша Родина. Путешествие по городам Золотого кольца России

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

62.

Наша Родина. Продолжаем путешествие по городам Золотого кольца России

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

63.

Россия и ее ближайшие соседи (на севере Европы) Человек и общество

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

64.

Россия и ее ближайшие соседи (на северо-западе)

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

65.

Россия и ее ближайшие соседи (в центре Европы)

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

66.

Россия и ее ближайшие соседи (на юге Европы) Человек и общество.

2

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

67.

В гостях у народов мира. Путешествие по материкам.

1

0

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

68.

В гостях у народов мира. Продолжаем путешествие по материкам.

2

1

0

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

5

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе авторской                                       ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание...

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" для 2 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год.

Вашему вниманию представлена рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" для 2 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год. Составитель: Сидорук Елена Анатол...

Рабочая программа ( ID 1821688) учебного предмета Окружающий мир для 1 класса начального общего образования 2022-2023 учебный год

Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4893459) учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание...