Технологическая карта урока: «История появления и усовершенствования велосипеда. Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде».
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Цель: уточнение знаний об устройстве велосипеда; ознакомление с историей и разнообразием современных моделей велосипеда; закрепление знание безопасной езды на велосипеде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы урока

Предмет

«Окружающий мир»

Учитель

Фёдорова Елена Владимировна

Образовательное учреждение

МОУ «СОШ № 9», город Воскресенск, Московская область

Класс

1 «А»

Тема II триместра:

«Где и когда?»

Тема урока

«История появления и усовершенствования велосипеда. Правила дорожного движения и  безопасности при езде на велосипеде»

Место данного урока в учебном плане

9-й урок по теме

Тип урока

Урок открытие нового знания

Технология построения урока

1) Мотивация к учебной деятельности.

 2) Актуализация  опорных знаний. 

3) Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Усвоение новых знаний и способов действий (изучение нового материала).

5)  Физминутка.

6) Первичное закрепление знаний.

7) Физминутка.

8) Актуализация знаний на этапе закрепления.

9) Итог урока.

10) Актуализация субъективных знаний.

11) Рефлексия.

Цели урока

уточнение знаний об устройстве велосипеда;

ознакомление с историей и разнообразием современных моделей велосипеда;

закрепление знание безопасной езды на велосипеде.

Задачи урока

Образовательные:

познакомить с историей развития и разнообразием современных велосипедов;

научить приемам запоминания с опорой на наглядность и ассоциации;

уточнение знаний об устройстве велосипеда.

Развивающие:

обогащать словарный запас обучающихся новыми словами;

развивать произвольное внимание;

развивать память, речь, познавательный интерес.

Воспитательные:

развивать навыки безопасной езды на велосипеде;

осуществлять связь с жизненным опытом детей.

Основные термины и понятия

Велосипед, шина, рама, седло, спица, обод, педаль, руль, фара.

Формы проведения

Комплексно – творческий урок.

Планируемые результаты

Предметные:

- научатся сравнивать старинные и современные велосипеды;

- рассказывать об устройстве велосипеда;

- обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;

- знать правила безопасной езды на велосипеде;
- выдвигать предположения и доказывать их;

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- работать в паре, группе, используя представленную информацию для получения новых знаний;

- определять место на ленте времени.

Метапредметные:

Регулятивные:

Ориентироваться в учебнике, словаре и рабочей тетради;

Принимать и сохранять учебную задачу;

оценивать результат своих действий;

высказывать свои предположения;

сравнивать выполнение своего задания с эталоном;

давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Познавательные:

определять сходство и различие объектов; определять части предмета

получать информацию из текста и рисунка в учебнике, справочнике;

отличать новое от уже известного с помощью учителя;

ориентироваться в учебнике, в словаре;

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

работать индивидуально, в парах и группах;

оформлять свою мысль в устной речи;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

учиться выполнять различные роли в группе.

Личностные:

- уважение к мнению других;

- мотивация учебной деятельности;

- самоопредение;

- проявлять целостный социально ориентированный взгляд на мир;

- овладеть начальными навыками адаптации в мире;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.

Методы

Частично-поисковый, практический, деятельностный, объяснительно-иллюстративный.

Ожидаемый результат

Усвоение детьми умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия, работать с тестами,  собирать модель велосипеда из разрезных картинок.

Используемые современные технологии

  1. Информационные и  – коммуникативные технологии.
  2. Технология проблемного обучения (проблемный диалог, проблемная ситуация для определения границ знания – незнания обучающихся).
  3. Здоровьесберегающие технологии.
  4. Обучение в сотрудничестве (работа в парах).
  5. Технология развития критического мышления (тест).
  6. Технология творческой  деятельности (сбор модели велосипеда из разрезных картинок.)

УМК

«Школа России»

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Межпредметные связи

История, музыка.

Оборудование

  1. Мультимедийный проектор, экран, компьютер, школьная доска.
  2. Мультимедийная презентация «История создания велосипеда».
  3. Учебник «Окружающий мир 1 класс» Плешаков.
  4. Рабочая тетрадь к учебнику.
  5. Раздаточный материал (картинки модели велосипеда из разрезных картинок, таблицы, смайлики).

Интернет ресурсы

http://www.columbia.k12.mo.us/bre/smarchio/CareerWebquest/image/j00946451.gif

http://www.ljplus.ru/img4/v/_/v_klimovich/trek.jpg 

http://www.mtbtula.ru/entry/41/file/chertezh_leonardo_da_vinchi.jpg 

http://inventions.ru/i/photo/davinci_bicycle.jpg 

http://i1.i.ua/prikol/pic/7/5/44557_40552.jpg 

http://img.oboz.obozrevatel.com/files/NewsPhoto/2008/12/26/_image_large.jpg 

http://i122.photobucket.com/albums/o267/pijamkin/whippet.jpg 

http://img.geocaching.com/cache/28dd8b04-387b-466b-a5cf-01681dcd86a2.jpg 

http://www.sibvelz.ru/userdata/images/catalog/cargo-bike-m2-3.jpg 

http://www.lookatme.ru/1242170899/assets/article_image-image/eb/df/262580/article_image-image-article.jpg 

http://i122.photobucket.com/albums/o267/pijamkin/BrockhausEfron_Velosipedy2.jpg 

Технологическая карта урока

Этапы
урока, время

Цель:

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация к учебной деятельности. 

(1 мин.)

Организовать учащихся на учебный процесс, создание условий для возникновения у детей  внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Итак, друзья, внимание –

Вот прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем сейчас урок!

- К нам на урок пришли гости. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь гостям. В классе стало тепло от ваших улыбок. Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом, относитесь друг к другу всегда по доброму, мыслите, работайте, творите прекрасное и всё у нас получится!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе.

Вызывает эмоционально-положительный настрой на урок, создает ситуацию успеха, доверия.

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Л. – развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; адекватное отношение к школе.

К.-планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Органи-

зация рабочего места.

2.  Актуализация  опорных

знаний

(7 мин.)

- Ребята, давайте вспомним, какую тему мы изучали на предыдущем уроке окружающего мира?

-Во что одевались древние (первобытные) люди? (В шкуры  животных).

-Отличалась ли одежда людей, живущих в теплых и холодных районах Земли? (Да)

-Что бы вы надели, если бы отправились туда, где живут белые медведи? (Шубы, теплые шапки, варежки, штаны, валенки.)

-Что бы вы  надели, если бы отправились туда, где живут слоны? (Футболки, шорты, на голову - кепки, косынки.)

-Говорят, что для каждого случая есть своя одежда. - - Какую одежду вы знаете? (Деловую, рабочую, спортивную, для дома.)

-Давайте с вами разгадаем кроссворд.

1)Я пушистый, мягкий, белый,

Есть и хвост, но не комок,

Часто прыгаю упруго,

Закачусь и под комод. (Клубок)

2) Верхняя часть мужского костюма. (Пиджак)

3)Если мы отпустим руки, 

Он удержит наши брюки. (Ремень)

4) Две плетенки, две сестренки,

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять - так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)

5) Не было б в бегах победы,

Коль меня не мчали б... (Кеды)

6) Домик для головы. (Шапка)

-Какое слово получилось? (Одежда)

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Разгадывают кроссворд, отгадывая загадки.

Фронтальный, индивидуальный, словесный.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: понимать и принимать учебную задачу, сформированную учителем.

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

Устные ответы.

3. Мотивация
учебной деятельно-
сти. (3 мин.)

Выявление и фиксация места и причины затруднения;

постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

-Посмотрите на картинки:  сегодня я хочу надеть спортивный костюм, футболку, кроссовки. Куда в таком виде я могу отправиться? (На тренировку).

-А вот на чем поеду я, отгадайте загадку:

У него - два колеса и седло на раме.

Две педали есть внизу, крутят их ногами. ( Велосипед).

- У кого из вас есть велосипед, поднимите руки?

- Вы можете мне ответить на вопрос: когда изобрели велосипед?

- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О велосипеде)

-Прочитайте тему урока на странице 22 учебника. (Когда изобрели велосипед?)

-Прочитайте ниже, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

Поддерживают учебный диалог.

Отгадывают загадку.

Затрудняются ответить на вопрос.

Формулируют тему урока.

Знакомятся с целями урока.

Фронтальный, индивидуальный, словесный.

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

К: выражать свои мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П : узнавать новую тему при взаимодействии с детьми.

Устные ответы.

Работа с учебником.

4.

Усвоение
новых знаний
и способов действий.

(изучение нового материала)

(10 мин.)

Построение и фиксация нового знания.

- Двести лет назад жил на Урале кузнец Ефим Михеевич Артамонов.

- Он был большим выдумщиком и однажды придумал машину – самокат, у которой было два деревянных колеса с железными ободьями, педали и руль. Когда он ехал по улице на своём самокате, все хохотали и показывали на него пальцем.

- Хозяин завода, на котором работал кузнец, пожелал удивить царя Александра I и послал изобретателя с подарком в далекую Москву. Царю подарок понравился. Он щедро наградил кузнеца за выдумку. Но вскоре изобретение было забыто.

- Вторым изобретателем велосипеда был Карл Дрез. У машины Дреза не было педалей. Ехать на ней можно было, отталкиваясь ногами от земли.

 -Рассмотрите  рисунок на стр. 22. Из каких частей состоит велосипед?

-Но есть еще один предмет, который необходим каждому велосипедисту. Наш Муравьишка сочинил про него загадку, отгадайте её.

Самый лучший друг колес

Называется…(насос).

-Ребята, а для чего нужен насос?

-Рассмотрите старинные велосипеды. Чем они необычны?

-Чем они похожи на современные велосипеды?

Слушают рассказ учителя.

Рассматривают рисунок.

Называют части велосипеда.

Отгадывают загадку.

Поддерживают учебный диалог.

Фронтальный, индивидуальный, словесный, парный.

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстником.

П: создавать логический- анализ объектов с целью выделения признаков.

Устные ответы.

Работа с учебником.

5. Физминутка (1 мин.)

Выполнение движений по образцу учителя.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!  

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик!

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз - сюда, два - туда, повернись вокруг себя.

Раз - два, раз - два, заниматься нам пора!

Разминаются.

Задают эмоциональный тон.

Коллективный. Практический.

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке.

Выполнение движений.

6. Первичное закрепление знаний.

 (7 мин.)

Применение нового знания в типовых заданиях.

- Для чего современному человеку велосипед? (детям интересно кататься на велосипедах, на велосипеде можно быстро передвигаться по городу, совершать увлекательные прогулки вместе с родителями туда, где на машине не проедешь. Велосипед укрепляет здоровье.

- В зависимости от назначения и особенностей конструкции велосипеда делятся на: дорожные, спортивные, подростковые, детские, специальные.

- Послушайте отрывок из стихотворения О.Григорьева:

Велосипед меня понёс,
Понёс куда-то под откос.
Он там остался без колёс,
И дальше я его понёс. 
- Что случилось у мальчика? Почему такое произошло?

- Давайте посмотрим, что случилось с Смешариками, когда они ездили на велосипедах.

- Где можно кататься детям? (В парке, во дворе, где нет поблизости машин и под присмотром взрослых.)

- А с какого возраста можно ездить самостоятельно по улицам и дорогам? (Только с 14 лет!)

- При езде на велосипеде надо помнить правила дорожного движения и знать дорожные знаки.

- Велосипед, изображенный на синем фоне— разрешающий знак. Он обозначает велосипедную дорожку, то есть то место, где вы сможете ехать. («Велосипедная дорожка»).

- Любой знак в красном круге — запрещающий. В этом месте нельзя ездить на велосипеде. («Движение на велосипедах запрещено»).

Поддерживают учебный диалог.

Знакомятся с видами велосипедов.

Обсуждают проблемную ситуацию.

Повторяют правила езды на велосипеде.

Знакомятся с дорожными знаками.

Фронтальный, индивидуальный, словесный.

Р: принимают и сохраняют задачу.

К: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют обмениваться мнениями; слушать другого- ученика.

П: строят рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Устные ответы.

7. Физминутка (1 мин.)

Выполнение движений по образцу учителя.

-А сейчас представьте себе, что мы попали в волшебную страну и  ваши стулья превратились в велосипеды. Поднимите ноги и покрутите педали. Теперь поворачиваем руль. Получилось? А теперь крутим педали вместе с героем мультфильма “Приключения кота Леопольда”.

Разминаются.

Задают эмоциональный тон.

Коллективный. Практический.

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке.

Выполнение движений.

8. Актуализация знаний на этапе закрепления – 10 мин.(3 мин.)

(3 мин.)

(4 мин.)

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

- Я предлагаю вам сыграть в игру «Верю – не верю».

 -  У вас на столах лежат таблицы, возьмите их. Не забудьте взять ручку. В табличке записаны номера с 1-го по 8-ой. Я буду читать вопросы, а вы ставите знак + , если верите, или – если не верите.

Вопросы:

Верите ли вы, что

  1. ….., первый велосипед изобрели 10 лет назад (-)
  2. ….., он был деревянный (+)
  3. ….., у велосипеда не было педалей (+)
  4. ….., самокат, паук, костотряс – это всё название разные виды транспорта (-)
  5. ….., есть велосипед с одним колесом (+)
  6. ….., есть двухместные велосипеды (+)
  7. ….., для велосипедистов не существует правил езды (-)
  8. ….., на велосипеде  можно ездить с 14 лет (+)

- Проверяем.

- Сейчас вас ждёт задание в парах «Собери мозаику».

- У вас на столах конверты, в которых лежат пазлы.

- Из этих пазл вы должны собрать картинку.

- Какая картинка у вас получилась? (Велосипед).

- Теперь поработаем в рабочих тетрадях (стр. 17 – 18).

Задание №1.

-Рассмотрите рисунки. Сравните все велосипеды.

-Выполните задание.

Задание №3.

-Рассмотрите дорожные знаки. Что вы можете о них сказать?

-Выполните задание.

Работают с таблицей.

Самопроверка.

Работают в парах.

Рассматривают картинки.

Работают с дорожными знаками.

Фронтальный, индивидуальный, словесный, парный.

Р: контролируют, оценивают.

К.- могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Л.-осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Работа с таблицами.

Работа с пазлами.

Работа в тетрадях.

9.Итог урока. (1 мин.)

Обучение подведению итогов урока.

– Ответьте на вопросы в рамке учебника на стр. 23.

– Какими знаниями вы поделитесь дома с родителями?

Отвечают на вопросы.

Фронтальный, индивидуальный, словесный.

Р: осуществляют итоговый контроль.

Работа с учебником.

10. Актуализация субъективных знаний. (1 мин.)

Озвучивание домашнего задания.

- Дома, ребята, вместе с родителями  выполните задание № 2 (стр.17) в рабочей тетради.

Получают задания от учителя в печатном виде на раздаточных листах.

Индивидуальный, словесный.

Р.- осуществляют поиск решения поставленных задач.

Карточки с домашним заданием.

11. Рефлексия. (3 мин.)

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

- Оцените свою деятельность на уроке смайликом.

- Усвоил новое знание и научился его применять –зелёный смайлик;

 - Усвоил новое знание, но еще нужна помощь –жёлтый смайлик.

-  Тема сегодняшнего урока осталась непонятной- тёмный смайлик.

- Урок окончен, спасибо за работу на уроке.

Оценивают свою деятельность, закрашивая смайлики.

Индивидуальный, словесный.

Р.- оценивают собственную деятельность на уроке.

Смайлики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Поле чудес" по теме "Правила дорожного движения".

Урок в 4 классе для обучающихся с нарушениями интеллекта....

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе «УМК «Школа России».Тема: Когда изобрели велосипед? (История и применение велосипеда)

Технологическая карта урока поможет учителю провести урок в 1 классе по теме: "Когда изобрели велосипед?  (История и применение велосипеда)" в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока на тему: "Ознакомление с элементарными правилами дорожного движения"

Технологическая карта урока на тему:  "Ознакомление с элементарыми правилами дорожного движения" предназначена для использования при изучении темы по ПДД в начальных классах коррекционной школы  8-го ...

Технологическая карта урока истории Тема: "Родной дом - уголок Отчизны" (3 класс)

Цели деятельности учителя:  познакомить со значениями слов «мир», «экос», «ойкос», «ойкумена»;  с трёхчастной структурой старинного дома как о...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе УМК «Школа России». Тема: Когда изобрели велосипед"

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе УМК «Школа России». Тема "Когда изобрели велосипед"...