Технологическая карта урока на тему: "Ознакомление с элементарными правилами дорожного движения"
методическая разработка по окружающему миру на тему
Технологическая карта урока на тему: "Ознакомление с элементарыми правилами дорожного движения" предназначена для использования при изучении темы по ПДД в начальных классах коррекционной школы 8-го вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_kl._2_polug._konsp._no_1_razvitie_rechi.docx | 648.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
- ФИО ______Петришена Светлана Николаевна _____
- Класс: ___3-б_____________
- Предмет: _____«Развитие речи и окружающий мир»______
- Тема урока: __«Ознакомление с элементарными правилами дорожного движения».
- Место изучаемой темы: Изучение нового материала.
- Цель урока: Познакомить с элементарными правилами дорожного движения.
- Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знание цвета: зеленый, желтый, красный.
- Познакомить с правилами дорожного движения, со светофором.
- Продолжить работу по закреплению понимания знакомых понятий и слов.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать память, внимание, мышление.
- Развивать речь.
- Обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру поведения на проезжей части дороги и интерес к изучению правил дорожного движения.
Методическое оснащение урока: иллюстрации (улицы города, пешеходы, пассажиры, водитель, светофоры); дорожные знаки («Пешеходный переход», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Светофорное регулирование»); модель светофора; круги красного, желтого, зеленого цветов; Незнайка; игрушечные рули, конструктор Lеgo.
Словарь: город, улица, дорога, транспорт, машина, правила, водитель, пешеход, движение, пассажир, автобус, трамвай, салон, троллейбус,
эскалатор, вагон, метро, электричка, маршрутное такси, эскалатор, перекресток, красный, желтый, зеленый, обочина.
ЭОР: компьютер, компьютерная презентация «Правила перехода улиц и дорог».
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы работы: фронтальная.
Используемые образовательные технологии: игровые, коллективный способ обучения.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Словарь | Прогнозируе мый результат образовательной деятельности | Учебно-методическое обеспечение |
I.Органи зацион ный момент. 1.Приветствие. 2.Беседа. 3.Сообще ние темы урока. | Звенит звонок. - Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь со мной. - Мы живем с вами в большом и красивом городе с широкими улицами. По дорогам города движется много разного транспорта. Это легковые и грузовые машины, автобусы, маршрутные такси. И никто никому не мешает. Это потому, что есть строгие и четкие правила для водителей машин и пешеходов. Я по городу иду, Я в беду не попаду, Потому, что твердо знаю- Правила я выполняю. Что за правила такие? Очень, в общем-то, простые. С ними будет жизнь прекрасна, Весела и безопасна! - Что же это за правила? - Это правила дорожного движения. - Сегодня наш урок посвящён правилам дорожного движения. | Учащиеся здороваются вербально или жестами. Учащиеся внимательно слушают и отвечают на вопросы. - Правила, как вести себя на дороге. | Здравствуйте, город, улица, дорога, транспорт, машина, легковая, грузовая автобус, маршрутное такси, правила, водитель пешеход. . | Учащиеся поздоровались. Учащиеся внимательно выслушали учителя, рассмотрели картинку «Улицы города» и ответили на вопрос. | Улицы города |
II. Работа над темой урока: 1. Беседа. 2.Актуализация знаний. 3.Расска зывание сказки «О заветных огоньках». | - Чтоб по улицам шагать Надо очень много знать. Как таблицу умножения Помнить правила движения. - Ребята, а для чего их важно выполнять? - Для того, чтобы никто не попал под машину и не было аварий, все должны соблюдать правила движения. На улицах города должны быть дисциплина и порядок. - А для чего необходимо знать правила дорожного движения? - У дорог и улиц есть свои строгие законы, своя азбука правил дорожного движения, которые необходимо соблюдать водителям и пешеходам. Незнание языка дорог может привести к беде, к дорожно-транспортным происшествиям. А для того, чтобы с вами такого не случилось, мы поговорим, как нужно вести себя на улице. - Ребята, давайте с вами вспомним, кто такие пешеходы? Это люди, которые едут в транспорте? - Правильно, пешеход - это человек, который идёт по дороге пешком, а не едет в каком-либо транспортном средстве. - А вы знаете, кто такие пассажиры? - Люди, которые входят в салон автобуса, трамвая или троллейбуса, спускаются по эскалатору и заходят в вагон метро, садятся в электричку или маршрутное такси, становятся пассажирами. Пассажир - это человек, который едет в любом транспортном средстве, за исключением водителя. - А что делает водитель? - Люди, которые управляют каким-либо транспортным средством, заставляя его двигаться, те, кто находится за рулём автомобиля или автобуса, троллейбуса или маршрутного такси, велосипеда или мотоцикла, являются - водителями. Водитель - это человек, который управляет транспортным средством. - Все они - и пешеходы, и пассажиры, и водители - должны соблюдать определённые правила движения. Только в этом случае они смогут сохранить здоровье, и даже жизнь. - Ребята, послушайте сказку, которая называется «О заветных огоньках». (Сказка сопровождается демонстрацией наглядного материала: красный, желтый, зеленый круги; модель светофора). В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: красный, желтый и зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный. Похваляется красный цвет твердым голосом: - Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность. Тут же его старается переубедить желтый цвет, произнося слова с уверенностью: - Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом и врагом. Поэтому я предупреждаю: «Будь осторожен! Внимание! Не торопись! Сразу в спор встревает и зеленый цвет, говоря спокойным голосом: - Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный – цвет травы, леса, деревьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии. Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой, грустно стоявший у обочины дороги. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал: - Друзья, ваш спор бессмыслен! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый имеет очень важный смысл и значение. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе и станем помогать всем здесь, на перекрестке улиц. Заветные огоньки очень обрадовались. Наконец они все нашли себе прекрасное применение. И вот с тех давних пор на перекрестке большого старого города управляют автомобильным транспортом и пешеходами заветные друзья – огоньки и их друг светофор. | Учащиеся внимательно слушают и отвечают на вопросы с помощью учителя, рассматривают демонстрационный материал. - Чтобы машины не сталкивались. - Чтобы перейти дорогу. - Нет. - Да. - Везет людей. Учащиеся внимательно слушают сказку «О заветных огоньках» и рассматривают демонстрационный материал, который им предлагают во время рассказывания сказки. | Улица, правила, движение, машина, авария, город, дисциплина, порядок, закон, водитель, пешеход, транспорт, Пешеход, пассажир, автобус, трамвай, салон, троллейбус, эскалатор, вагон, метро, электричка, маршрутное такси, водитель. Огоньки, город, перекресток, три, красный, желтый, зеленый, цвет, костер, пожар, опасность, солнце, друг, враг, трава, лес, деревья, дорога обочина, глаза, перекресток, улица, светофор. | Учащиеся внимательно выслушали и ответили на вопросы с помощью учителя, рассматрели демонстрационный материал. Они познакомились с правилами дорожного движения, закрепили понимание знакомых понятий: правила движения и слов: пешеходы, пассажиры, водитель. Это способствовало воспитанию культуры поведения на проезжей части дороги. Учащиеся внимательно выслушали сказку «О заветных огоньках» и рассматрели демонстрационный материал, который им предлагался во время рассказывания сказки. Закрепили знание зеленого, желтого, красного цвета. Развитие памяти, внимания, мышления, обогащение словарного запаса. | Улицы города Пешеходы Пассажиры Водитель Круги Светофор |
III.Физкультминутка «Светофор». | - А теперь, ребята, давайте немного отдохнем, встаньте, повторяйте движения за мной: Раз, два, три, четыре, пять! Будем в “Светофор” играть, Руки, ноги разминаем. Красный свет нам “Стой” - кричит, Ждать зелёного велит. Наклоняемся мы дружно. Вот и жёлтый загорелся, Приготовиться пора. Руки, ноги разогреем, Начинаем, детвора! Вот зелёный загорелся, Можно нам идти вперёд. Смело мы идём вперёд. Светофор – помощник славный Уставать нам не даёт. | Учащиеся встают со своих мест и повторяют движения за учителем. Учащиеся шагают на месте. Учащиеся выполняют наклоны. Учащиеся выполняют приседания. Учащиеся шагают на месте. | Раз, два, три, четыре, пять, светофор, руки, ноги, красный, зелёный, жёлтый, свет. | Учащиеся выполнили физкультминут-ку – развитие крупной моторики, внимания, закрепление знания красного, желтого, зеленого цветов, сигналов светофора. | |
IV. Работа над темой урока: 1. Беседа.
2.Путешест вие в игру шечный го род. | - Садитесь на свои места, продолжаем. Слово «светофор» образовано из русского «свет» и греческого слова – в переводе «несущий». Он регулирует движение с помощью световых сигналов. - Сколько сигналов у светофора? - Какого цвета сигналы у светофора? - А почему именно такие цвета? (ответы детей). - Красный – это цвет опасности, тревоги. Он хорошо виден и днём, и ночью, и в любую погоду. Зелёный цвет – резко отличается от красного. Их невозможно перепутать. Это цвет травы, деревьев, леса; безопасности и спокойствия. Жёлтый цвет – промежуточный, он призывает быть внимательным, быть осторожным. Это цвет солнца, оно может быть и другом, и врагом. - Ребята, а вы знаете, что светофоры с тремя сигналами: красным, желтым, зеленым используются для регулирования движения автотранспорта и пешеходов. И есть еще светофоры с двумя сигналами: красным и зеленым и с силуэтом пешехода. Они предназначены только для пешеходов. При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов. Охраняют пост два брата: Вот выходит братец красный, Он спешит предупредить: “Стойте, граждане, опасно Вам сейчас переходить. Встал на пост зеленый братец, Улыбаясь, говорит: “Вот теперь стоять вам хватит, Проходите, путь открыт!” – Днем и ночью оба брата (Стук в дверь). - А кто это к нам стучится? (Дверь открывается, входит Незнайка). Незнайка: Здравствуйте, ребята! Учитель: Здравствуй, Незнайка! Незнайка: Ребята, меня пригласили в гости в другой конец нашего Игрушечного городка. Я к вам пришел с просьбой: помогите мне добраться до друзей. Я не знаю, как вести себя на улице. Учитель: - Дети, а вы знаете, как вести себя на улице? - Соблюдаете правила безопасного поведения? - Сейчас мы с Незнайкой проверим. Я буду задавать вам вопросы, а вам надо отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!» (проговаривает эту фразу с детьми), если вы согласны. Если вы не согласны, нужно молчать. - Кто из вас идет вперед Только там, где переход? - Кто бежит вперед так скоро, Что не видит светофора? - Знает кто, что красный свет Означает – хода нет? - На дороге кто резвится, Кто машины не боится? - Кто свой мчит велосипед Во дворе, машин, где нет? - Незнайка, ребята действительно справились с заданием. Дети, поможем Незнайке добраться до друзей? - Путь к друзьям Незнайки лежит по Дороге загадок. По ней можно передвигаться только в том случае, если вы отгадаете загадки. Выложена дорога с односторонним движением. По дороге расставлены дорожные знаки. Изображение дорожных знаков закрыто. По мере отгадывания загадок учитель открывает знаки. Дети передвигаются к следующему знаку по дороге, в руках у них - рули. Незнайка читает загадки, дети отгадывают. Незнайка: - Тихо ехать нас обяжет, Поворот вблизи покажет И напомнит, что и как, Вам в пути … Незнайка: - На дорожном знаке том Человек идет пешком. Полосатые дорожки Постелили нам под ножки. Незнайка: - Если ты поставил ногу На проезжую дорогу, Обрати вниманье, друг: Знак дорожный - красный круг, Человек, идущий в черном, Красной черточкой зачеркнут. И дорога вроде, но Здесь ходить запрещено! Ни проехать, ни пройти: Знак дорожный на пути. Незнайка: Я хочу спросить про знак, Нарисован знак вот так: В треугольнике ребята Со всех ног бегут куда-то. Незнайка: С тремя глазами живет. По очереди мигает – Порядок наводит. Учитель: - Вот мы и добрались до Игрушечного города. Обратите внимание, по городу не ездят машины, не ходят пешеходы. Что же могло случиться? Может, Незнайка, ты объяснишь нам причину? Незнайка: - В игрушечном городе перепутались цветные окошечки в светофоре, и жители не знают, как передвигаться по улицам, как переходить дорогу. Кто им сможет помочь? Учитель: - Мы с ребятами поможем! Давайте вспомним последовательность расположения сигналов на светофоре. Учитель вместе с детьми: - Если свет зажегся красный, Значит, двигаться опасно! Желтый свет – предупрежденье: Жди сигнала для движения! А зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!» - Дети, вы помните, что светофоры бывают разные: для пешеходов и водителей? - Чем отличаются светофоры для пешеходов от светофоров для водителей? - Дети, посмотрите, в Игрушечном городе есть «неправильные» светофоры. Дети собирают из конструктора Lego светофоры для пешеходов и водителей. Вместе с учителем устанавливают сделанные светофоры взамен «неправильных». - Ребята, мы помогли жителям Игрушечного города, и теперь у них все будет в порядке. - Давайте все вместе вспомним правила перехода улиц и дорог. (Просмотр презентации « Правила перехода улиц и дорог».) | Учащиеся садятся на свои места, внимательно слушают учителя, рассматривают демонстрационный материал и отвечают на вопросы. - Три. - Красный, желтый, зеленый. Учащиеся отвечают. Учащиеся здороваются с Незнайкой, внимательно слушают учителя и Незнайку, отвечают на вопросы. - Да. - Соблюдаем. - Это я, это я, это все мои друзья! Учащиеся молчат. - Это я, это я, это все мои друзья! Учащиеся молчат. - Это я, это я, это все мои друзья! - Да. Учащиеся встали, в руках у них – рули. Они отгадывают загадки о знаках дорожного движения, которые им читает Незнайка. По мере отгадывания загадок, дети передвигаются по дороге к следующему знаку. - Дорожный знак. - Знак «Пешеходный переход». - Знак «Пешеходное движение запрещено». - Знак «Дети!». - Светофор, «Светофорное регулирование». Учащиеся вместе с учителем вспоминают последовательность расположения сигналов на светофоре. - Да. - Для водителей – три световых окошечка, а для пешеходов – два.
Дети собирают из конструктора Lego светофоры для пешеходов и водителей. Учащиеся внимательно смотрят презентацию. | Светофор, сигнал, три, красный, желтый, зеленый, цвет, опасность, тревога, день, ночь, трава, деревья, лес, солнце, автотранспорт, пешеход, разрешает, запрещает. Улица, переход, сигнал, светофор, красный, дорога, машина, велосипед, двор, загадка, одностороннее движение, дорожный знак, руль, круг, черный. треугольник, пешеходы, водитель, город, желтый, зеленый. | Учащиеся внимательно выслушали и ответили на вопросы с помощью учителя, посмотрели демонстрационный материал. Они послушали информацию о светофоре и его сигналах, закрепили знакомые понятия и слова: знание красного, желтого, зеленого цветов, правила движения, сигнал, пешеходы. Учащиеся поздоровались с Незнайкой, внимательно выслушали учителя и Незнайку, ответили на вопросы. Учащиеся отгадали загадки о знаках дорожного движения. усвоили последовательность расположения сигналов на светофоре. Это способствовало развитию памяти, внимания, мышления, речи, обогащению словарного запаса. | Светофоры Незнайка Дорожные знаки: «Пешеходный переход» «Движение пешеходов запрещено» «Дети» «Светофорное регулирование» Светофор из конструктора Lego |
V. Подведе ние итога, оценка деятельнос-ти учащихся. | 9. Подведение итога. - На этом наш урок подошел к концу. Попрощайтесь с Незнайкой. - О чем мы сегодня говорили, где были? - Сегодня мы с вами говорили о правилах дорожного движения: о светофоре, о правилах перехода через улицы и дороги, отгадывали загадки о дорожных знаках, играли и помогли Незнайке добраться до Игрушечного города. Дети, если вам понравился наш урок, то прикрепите на доску зеленый кружок. А если было не интересно, трудно – то красный кружок. Все занимались очень хорошо. Молодцы! | Учащиеся прощаются с Незнайкой. Ответы детей. Учащиеся прикрепляют на доску зеленый кружок, если им понравился урок и красный кружок, если им было не интересно, трудно. | Правила дорожного движения, светофор, улица, дорога, переход, дорожный знак, зеленый, красный. | Учащиеся попрощались с Незнайкой. У учащихся систематизиро-вались знания и представления о правилах дорожного движения, о светофоре. |
Используемая литература:
- Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по обучению правилам безопасного проведения на дороге и Правилам дорожного движения. - СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
- Голицына Н. С., Люзина С. В. , Бухарова Е. Е. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
- Данченко С. П., Форштат М. Л. Дорожная безопасность. Учебное пособие по правилам и безопасности дорожного движения для учащихся государственных образовательных учреждений. СПб, «Лики России», 2011.
- Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии / авт.-сост. Г. Д. Беляевскова (и др.). – Волгоград: Учитель, 2013.
- Хабибуллина Е. Я. Дорожная азбука в детском саду. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013.
Анализ результативности: Полагаю, что учащимся очень понравился урок. Им были предложены интересные задания. Учащиеся познакомились со светофором (его сигналами и функциями), правилами дорожного движения (правила перехода улиц и дорог; названия дорожных знаков). Урок способствовал развитию памяти, внимания, мышления, речи и обогащению словаря, а также воспитанию культуры поведения на проезжей части дороги и интереса к изучению правил дорожного движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики 4 класс, тема "Задачи на движение.Нахождение времени". УМК "Начальная школа XXI века".
Данная технологическая карта урока разработанна по требованиям ФГОС. В ней отражается технология проблемного обучения....
Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Движение в противоположных направлениях" (Перспективная начальная школа)
Технологическая карта урока в 4 классе по теме: "Движение в противоположных направлениях" (Перспективная начальная школа)...
Технологическая карта урока математики по теме "Решение задач на движение" (УМК "Школа России", 4 класс)
Учащиеся научатся моделировать с помощью таблиц и решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние»; дополнять вопросом условие задачи и составлять задачу по решению; устанавливать аналогии...
Технологическая карта и презентация внеурочного занятия по правилам дорожного движения на тему: «Безопасная дорога»
Цель: осуществлять практико-ориентированное обучение детей правилам дорожного движения.Задачи:Научить различать дорожные знаки и их группы.Развивать умения самостоятельно пользоваться полученными...
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе "Дорожные знаки" А.А. Плешаков Школа России
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе "Дорожные знаки" А.А. Плешаков Школа России...
Урок «Безопасность на дорогах» о правилах дорожного движения для младших школьников
Конспект урока по внеурочной деятельности "Соблюдай правила дорожного движения"...
Методическая разработка по проведению урока в начальной школе по правилам дорожного движения "Пешеходный светлячок"
Мероприятие по безопасности дорожного движения в начальной школе. Проводится учащимися старших классов....