Технологическая карта урока по окружающему миру "Поговорим о вредных привычках"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

сценарий урока по окружающему миру 4 класс по программе "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogovorim_ovrednyh_privychkah_.rar36.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 23. Тема: Поговорим о вредных привычках

Педагогическая

цель

Создать условия для организации и проведения беседы о разрушительном действии никотина, алкоголя, наркотиков на организм человека

Тип урока

Отработка умений и рефлексия

Планируемые

результаты

(предметные)

Узнают о разрушительном действии на организм вредных привычек; научатся соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих

Личностные

результаты

Осознают личную ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих; проявляют уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

Познавательные: осуществляют чтение, наблюдения, сравнение, анализ, обобщение, формулирование вывода, «чтение» информации, отраженной на рисунках-схемах, представление графической информации  в виде текста; составляют план текста, рассказ-рассуждение.

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; дают оценку учебной деятельности.

Коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия; высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

Основное содержание темы, понятия и термины

Человек и его здоровье. Правила здорового образа жизни. Вредные привычки: курение,  употребление алкоголя, наркотиков. Их вред для организма и предупреждение

Образовательные

ресурсы

1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-praktikum-po-okruzhayushchemu-miru-4-klass-tema-vrednye

2. http://alscoolalssam.narod.ru/mc8.htm

3. http://www.uchmet.ru/library/material/142861/

4. http://out-of-school.area7.ru/?m=3830

Оборудование

Ноутбук, проектор, экспозиционный экран

«Наркомания – это многолетнее наслаждение смертью» (Ф. Мориак); «Наркотики хороши, чтобы убежать от реальности, но реальность так богата, зачем от нее убегать?» (Дж. Чаплин).)

влияние фильмов, зарубежной музыки, средств массовой информации; конфликты с друзьями, отсутствие четкой цели в жизни; нездоровый образ жизни; любопытство, безделье; стрессы, семейные проблемы, желание не выделяться в компании, желание казаться взрослым. Одни начинают употреблять наркотик, чтобы устранить боль; другие, чтобы легче заснуть; третьи, чтобы взбодрить себя, чтобы чувствовать себя «иным», обрести состояние внутреннего благополучия. Сегодня наркотики довольно доступны. Наркоторговцы стремятся реализовать их как товар нелегального рынка. Употребление слабых наркотиков становится модным среди части молодежи.)

у наркомана изменяется сознание и разрушается организм; изменяются взаимоотношения с родными, близкими, друзьями; теряется смысл жизни. Замедляется развитие человека как личности: у наркомана нет стимула, низкая самооценка, слабый самоконтроль и интеллект. Человек деградирует как личность, им овладевают чувство вины, депрессия, нередко – желание уйти из жизни. Часто наркоманы совершают преступления, чтобы найти деньги на наркотики, за что подвергаются уголовному наказанию. Употребление наркотиков может привести к заболеванию СПИДом, раком легких, к атрофии мозга, эпилепсии, психозам; наркотики способствуют разрушению крови, к тому же, всегда существует риск смерти от передозировки.)

Ситуации для команды 1:

1. – Давайте пойдем сегодня ко мне домой, я вас кое-чем угощу.

    – Давайте сходим в другой раз, у меня завтра контрольная работа за четверть, мне надо вечером подготовиться.

2. – Поехали ко мне в выходные дни на дачу, там будет много друзей.

    – Когда-нибудь в другой раз.

Ситуациидля команды 2:

1. – Девчонки, пошли на дискотеку, там продают «улетные таблетки».

    – Нет, спасибо, я хочу создать здоровую семью, я хочу быть здоровой.

2. – Сегодня вечером приходите во двор, покурим.

    – Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция. Давайте, лучше в кино сходим.

Урок №     23   «____»___________20___г.

Тема урока   Поговорим о вредных привычках.

Цели урока: создать условия для организации и проведения беседы о разрушительном действии никотина, алкоголя, наркотиков на организм человека; учить понимать необходимость здорового образа жизни; подвести учащихся к выработке нравственной позиции по отношению к вредным привычкам; обучить учащихся способам сопротивления негативному давлению со стороны окружающих.

УМК: Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» в 2 частях; тетрадь Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» в 2 частях(«Начальная школа XXI века»)

Этапы урока

Характеристика деятельности

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

  1. Организация класса.

Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.

Пусть работает не только наша память, но и сердце. А сейчас улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи!

Вы уже много знаете о своем организме, хорошо помните основные гигиенические правила, умеете определить причины многих заболеваний, понимаете какую опасность таит необдуманное поведение. Сегодня на занятии мы сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни.

Девизом нашего урока станут слова:

Я умею думать, умею рассуждать, 
Что полезно для здоровья буду выбирать.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие.

Повторение.Беседа-повторение по вопросам.

– Почему мы всегда желаем здоровья всем близким?

– Почему солнце, воздух и вода – наши верные друзья?

– Почему без движения человек становится слабым?

– Какие правила здорового образа жизни вам известны?

– Как вы понимаете слова пословицы: «Мудрый человек предупреждает болезни, а не лечит их»?

- Прочитайте пословицы и объясните их смысл.

Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.

Здоровому все здорово.

Двигайся больше, проживёшь дольше.

Ходи больше, жить будешь дольше.

Болезнь человека не красит.

  1. Определение темы урока.

- Все дети любят смотреть мультфильмы. Предлагаю вам посмотреть фрагменты из некоторых.

(Просмотр отрывков мультфильмов «Трубка и медведь», «Заяц во хмелю», знакомство со сказкой «Война с Нарко»)

- Каким вы увидели медведя? (здоровым).

( картинка с изображением здорового ребёнка).

- А что нужно делать, чтобы быть здоровым?

(У детей на столах картинки с изображением различных привычек).

- Выберите нужные картинки и прикрепите вокруг картинки с изображением здорового ребёнка и объясните, почему вы так решили?

- Это всё привычки. А какие они? (Полезные).

- А что ещё отрицательно влияет на здоровье человека, давайте посмотрим наш мультфильм дальше.

- О какой вредной привычке мы посмотрели? (курение, алкоголизм, наркомания).

- Каким вы увидели медведя? Зайца?

Давным – давно жил один король, который правил очень могущественным королевством. Там же жил дракон по имени Нарко. Часто видели, как подданные королевства часами играли с Нарко. А некоторые люди стали проводить с Нарко слишком много времени, оставив свою семью и работу, как будто он мог решить все их проблемы. Тогда король решил, что этот Нарко виновен в несчастье многих семей и повелел запретить дракона. Вскоре Нарко стал самым главным врагом государства. Его заставили бежать и прятаться в полной тьме. Но запреты оказались тщетными. Всё больше и больше людей хотели поиграть с Нарко. Правитель запретил любое общение с драконом, а тех, кто не подчинялись, сажали в тюрьму. Король стал тратить бесчисленное количество золота на войну с Нарко. В войну вошли соседние государства. Тогда люди поняли, чем больше они борются с драконом, тем этот дракон становится могущественнее, война и насилие к Нарко – это самая большая проблема и их отношение поменялось. Тогда Нарко стал возвращаться под контроль королевства и постепенно уменьшился обратно до своих прежних размеров. Люди смогли начать жить без страха, понимая, что поддерживать тех, кто пострадал от Нарко – решение гораздо умнее, чем сажать в тюрьмы. Не все жили долго и счастливо, но люди поняли, что жизнь без Нарко хоть и невозможна, но возможен мир без насилия и страданий.

- Кто такой дракон Нарко?

- Как он влиял на подданных королевства?

- Что привело наших героев к такому состоянию? (вредные привычки)

- Сформулируйте тему и цели урока.

Предметные: осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе, овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение)

Регулятивные планирование, прогнозирование.

Целеполаганиеи построение проекта выхода из затруднения

  1. Работа в группах.

Группам учитель раздаёт информацию о вредной привычке- курении(Приложение 1), которые должны самостоятельно её изучить и ответить на вопросы, заполнив таблицу.(Приложение 2)

  1. Работа по учебнику.

– Рассмотрите рисунки на с. 72.

– Какие изменения произошли с легкими у курящего человека?

– Какой вред приносит организму человека курение?

  1. Работа в группах.

Группам учитель раздаёт информацию о вредной привычке- алкоголизме(Приложение 1), которые должны самостоятельно её изучить и ответить на вопросы, заполнив таблицу.(Приложение 2)

  1. Работа по учебнику.

– Рассмотрите рисунок на с. 73.

– Какие органы особенно страдают от алкоголя?

  1. Работа в группах.

Группам учитель раздаёт информацию о вредной привычке- наркомании(Приложение 1), которые должны самостоятельно её изучить и ответить на вопросы, заполнив таблицу.(Приложение 2)

  1. Работа по учебнику: с. 74-75

- Как называется вещество, которое приводит человека к смерти?

- Чем опасно употребление наркотических веществ?

7. Чтение вывода в рубрике «Обрати внимание»: с. 75

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные:

ориентироваться в разнообразии способов.

Реализация построенного проекта.

Хочу привести вам  некоторые высказывания известных деятелей культуры и науки. Вот слова писателя А. Дюма-младшего: «…Я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу так же определенно, как и алкоголь».

 Л. Н. Толстой, бросив курить, сказал так: «Я стал другим  человеком. Просиживаю  по пяти часов кряду за работой, встаю  совершенно  свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, тошноту, туман в голове…»

Великий врач С. П. Боткин был заядлым курильщиком. Умирая  еще  сравнительно  не  старым (57 лет), он  сказал: «Если бы  я не курил, то прожил бы еще десять-пятнадцать лет». Сколько бы еще сделал он для науки, для спасения людей, но, увы, не сумев избавиться от пагубной привычки, не смог спасти самого себя.

А вот мнение величайшего шахматиста А. Алехина: «…Никотин ослабляющее действует на память, разрушает нервную систему и ослабляет силу воли – способность, столь необходимую для шахматного мастера. Я могу сказать, что сам получил уверенность в выигрыше матча за мировое первенство лишь тогда, когда отучился от страсти к табаку».

Во всех этих высказываниях отмечается вред курения для умственной  работы  человека. И  умственный  труд, и физический несовместимы с курением!

Многократный чемпион страны по конькам И. Аниканов писал: «Считаю, что мои спортивные достижения в немалой степени связаны с полным воздержанием от курения. Мой горячий совет всем – отказаться от этой вредной привычки». Прислушайтесь к этому совету и вы!

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные

:ориентироваться в разнообразии способов.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

  1. Практическая работа.

Класс делится на три команды: «Сила», «Молодость», «Здоровье». Каждая команда получает задание.

«Сила»

«Молодость»

«Здоровье»

Ты в компании друзей и тебе предлагают попробовать выпить вина. Твои действия.

Вы увидели ученика начальной школы с сигаретой. Проведи профилактическую беседу о вреде курения.

Если бы вам пришлось убеждать  наркомана отказаться от этой вредной привычки, какие аргументы и доводы вы привели бы против?

Правила «Как предостеречь себя от вредных привычек»

  1. Никогда не соглашайтесь закурить первую сигарету, выпить первую рюмку, а тем более попробовать наркотики, даже если вам предлагают друзья.
    2. Не старайтесь подражать взрослым, так как со стороны это выглядит смешно.
    3. Займитесь любимым делом и больше времени уделяйте спорту.

Вредным привычкам – нет! 
Скажи всем друзьям.
Вредным привычкам – нет! 
Скажи себе сам.
Вредные привычки – плохо! 
Знай всегда.
Вредные привычки – смерть! 
Убьёшь себя.

  1. Игра «Найди отличия» (вид здорового ребёнка и ребёнка с вредными привычками)

Коммуникативные: управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

Информация о домашнем задании

с.72-75 , пересказывать; т. 1, задания № 72. 73

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

  1. Итог урока.

– Может ли быть здоровым человек, имеющий вредные привычки?

2. Рефлексия «Я хочу, я могу, я должен» (движение, питание, режим дня, отказ от вредных привычек, положительные эмоции, пребывание на свежем воздухе, физическая активность)

- Продолжите фразу.

Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Приложение 1

Смертельная жидкость – никотин. Это сильнейший яд, который находится в табаке. С дымом папиросы яд попадает  в  легкие  человека. С каждой  затяжкой  курильщики  вводят  в  себя никотин. Количество  его, заключенное в одной папиросе, не смертельно. Но всё же курение не проходит бесследно для здоровья. Никотин незаметно, но упорно подрывает здоровье человека, способствуя возникновению головокружения, бессонницы, головных болей. От курения постепенно слабеют слух, зрение. Курящие люди больше подвержены заболеванию туберкулезом. Почти все курильщики страдают от кашля. Зубы у них желтеют и портятся. Особенно вреден никотин для детей. Курение вызывает преждевременное старение всего организма. Лицо курильщика рано покрывается густой сетью морщин, пальцы и зубы становятся желто-коричневыми, организм дряхлеет и ослабевает.

Каждый курильщик втягивает в себя вредные ядовитые вещества, которые разрушают организм и, накапливаясь, приводят к смерти. Курящие люди часто страдают легочными заболеваниями, курение способствует развитию тяжелой болезни – рака.

К табачному дыму очень чувствительны некурящие люди. Табачный дым и курение чрезвычайно вредны детям.

Табачный дым сужает кровеносные сосуды и препятствует поступлению кислорода к клеткам головного мозга, а ведь именно там находятся важнейшие центры жизнедеятельности. у курильщика портится цвет лица, появляются преждевременные морщины, зубы желтеют, а изо рта дурно пахнет. Головокружение, головная боль, тошнота – первые признаки отравления никотином. Но это только начало. Дальше вас ждет постоянный кашель, одышка, хронический бронхит и воспаление легких. А в конце – туберкулез и рак легких. Рак – это страшная болезнь. Он развивается в легких у курильщиков и пожирает их изнутри. Затем поражает все органы. Человек быстро худеет, умирает!

Похититель рассудка – так именуют алкоголь с давних времен. Алкоголизм – это болезнь, которая развивается постепенно. Причин ее достаточно много: пьющие друзья, несчастье, которое человек воспринял очень тяжело, психологические проблемы, слабость характера, неумение справиться с проблемами, ложное представление о веселье.

Последствия употребления алкоголя для организма человека очень серьезные: ослабляются и угнетаются функции мозга, происходит расстройство нервной деятельности, возникают психические заболевания, заболевания внутренних органов наблюдается снижение работоспособности. Алкоголизм нередко является причиной несчастных случаев, преступлений. Желание пить спиртные напитки относится к числу особо опасных привычек. Пристрастие к алкоголю сокращает жизнь человека на 10-12 лет. От алкоголя разрушается печень, она перестает очищать кровь от вредных веществ. Развивается рак печени. Нарушается питание сердечной мышцы. Развиваются болезни сердца и других органов. Алкоголь создает иллюзию благополучия. Взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм постепенно привыкает и требует его все больше и больше. Возникает зависимость от алкоголя, приводящая к болезни – алкоголизму. Так постепенно алкоголь опутывает ум и волю человека, а опутав – держит крепко. Разрушение личности у взрослого происходит через 10 лет, а у детей через 3-4 года. Пульс курильщика чаще пульса некурящего в три раза; курильщики чаще болеют простудными заболеваниями; курение притупляет вкусовые ощущения; причиной многих пожаров является сигарета.

Наркотики – это вещества, которые очень вредно действуют на организм человека, одурманивают его. Человек становится как бы заколдованным, когда начинает их употреблять их, он сам себе не хозяин. Это так называемые наркотические вещества. Ему уже не хочется заниматься любимым делом, все неинтересно, человек не может учиться, работать, просто гулять. Он только все время думает о том, где взять наркотики.Человек, который начал принимать наркотики, сразу привыкает к ним, теряет волю.те, кто не прекращает употреблять наркотики, умирает от мучительных, страшных болей. У человека, употребляющего наркотические вещества, нарушается ориентация в пространстве, его мучают кошмары, страхи. Друзья и близкие прекращают с ним общаться.

Наркомания – это тяжелое отравление всего организма, тяжелые поражения печени и сердца, желудка и мозга. Можете себе представить, на кого похож такой человек? Наркоманов нельзя и людьми назвать – то, потому что их внешний облик сильно отличается от облика людей. У них неуверенная походка и стеклянный взгляд.

Наркомания – это инфекционные заболевания, это рак и СПИД – болезни, которые не лечатся. Она же – причина большинства преступлений, так как связана с большими деньгами. Наркоманами становятся люди, обделенные любовью, заботой и вниманием. Эти люди неуравновешенны, плохо себя контролируют и поэтому ищут утешения в наркотиках.

Приложение 2

Курение

Алкоголизм

Наркомания

Признаки заболевания

Влияние на организм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"

Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс

Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Земля на карте. Путешествие по материкам и частям и света" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: “открытие” нового знанияЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о физической карте мира, умений находить и показывать океаны и материки. Задачи ...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Россия на карте" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования первоначальных умений, связанных с чтением карты, формирования умений правильно показы...

Технологическая карта занятия по теме «Полезные и вредные привычки»

Технологическая карта занятия по теме «Полезные и вредные привычки»...