Конспект урока по теме: "Живая связь времен"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Данный урок направлен на формирование у детей чувства уважения к опыту и жизни предшествующих поколений как в своей семье, так и в обществе в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_3_klass_-_konspekt_uroka.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир (3-й класс)
ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО
Урок 2.
ГЛАВА I. ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ
Тема: ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН
Цели:
- Помощь в осознании младшими школьниками причастности к прошлому своей семьи.
- Ознакомление учащихся с первичными представлениями о поколении, родословном древе, происхождении имён и фамилий.
- Формирование у детей чувства уважения к опыту и жизни предшествующих поколений как в своей семье, так и в обществе в целом.
Задачи:
Познавательные:
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные:
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. - Сегодня у нас второй урок по учебнику «Окружающий мир», «Мое Отечество». На прошлом уроке мы знакомились с учебником. А сегодня начинаем по нему работать. Тема нашего урока рассчитана на 2 урока. Домашнее задание у вас было творческое, на выбор. Мы его проверим в ходе урока. - Давайте определим свое настроение в начале урока. - Почему такое? - Надеюсь, к концу урока оно у некоторых ребят поменяется. – Наверняка у многих из вас дома хранятся старые фотографии, книги, украшения. Можно ли сказать, что, разглядывая старые вещи, слушая рассказы бабушек и дедушек «про старину», мы словно заглядываем в прошлое, в те времена, когда ваши родители были такими же, как вы сейчас? (Да, можно.) – Ребята, а вам хотелось бы на самом деле, по-настоящему побывать в прошлом, поиграть со своими ещё не выросшими родителями, увидеть бабушку и дедушку молодыми (и т.д.)? ( Да, хотелось бы.) – Можем ли мы это сделать? (Нет, по-настоящему попасть в прошлое нельзя.) – Что вас удивляет? Какой вопрос возникает? - Какая будет тема урока? Цель? У каждого ученика на парте лежат кружки для оценивания работы и оценочный лист. К концу урока мы должны его заполнить и подвести итог своей работы. - Сейчас работать будем в парах. Первое задание – составить план урока из разрезанных этапов урока. – Какая пара готова ответить? Остальные – контролируют ответ.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) - Какая технология нам помогает учиться? - Оцените работу своей пары. - показ Выполните самооценку на оценочных листах урока. Возвращаемся к плану урока: Первый этап – определяем проблему. - Где мы можем получить информацию? Учебник с. 8. Прочитайте текст, отмеченный условным знаком. - Какую основную мысль высказала мама? - Анюта согласилась с мамой? - Какое противоречие заметили? - Какой возникает вопрос? - Кто из них прав? – Что вас удивляет? Какой вопрос нам нужно будет сегодня решить? Существует ли связь времён, связь между прошлым и настоящим? - Выскажите свои предположения (версии) по проблеме урока. Начинаем со слов: «я считаю, моя точка зрения, я думаю…» – связи времён нет, так как нельзя жить в прошлом, мы все живём в настоящем; – связь времён есть, так как без прошлого не могло бы быть настоящего; – от людей, которые старше нас, мы узнаём о прошлом, но самого прошлого сейчас нет; – мы были в музее и видели старинные вещи, которые принадлежали нашим прабабушкам, значит, частицы прошлого есть и сегодня… Ключевые слова «связь времён есть», «связи времён нет». Следующий этап урока - ….. - Одной из самых замечательных традиций является традиция собирать и хранить реликвии. Я просила вас дома найти и выписать из толкового словаря значение слов реликвия, традиция. Прочитайте, пожалуйста, вашу запись. Реликвия – свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими, религиозными или семейными событиями прошлого Традиция – преданье, всё, что устно перешло от одного поколения к другому. - Обратите внимание на выставку (у доски) самых ценных в семье вещей, вещей когда – то принадлежавших вашим прабабушкам, прадедушкам, бабушкам, дедушкам и другим родственникам. Кто хочет рассказать о них? - В конце своего выступления сделайте вывод: существует связь времен или нет? (Например: «Я считаю, что связь времён есть, потому что у нас дома сохранились медали и пилотка моего прадедушки. Он уже давно умер, но его вещи напоминают нам о нём».) - Вот, ребята, это и есть живая связь времён. Мы сегодня держим в руках вещи из прошлого века, прошлого тысячелетия, которыми пользовались наши предки. Храните их бережно, как самое ценное в ваших семьях! Вернемся к проблеме урока – Существует ли связь времён, связь между прошлым и настоящим? Подведем микроитог – связь времен существует через реликвии. Определите новую задачу – найти еще одно доказательство существования связи времен. Выполните самооценку. - Над каким умением мы сейчас работали? | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы. |
- Какой следующий этап урока? (решаем проблему, открываем новые знания) Работа с учебником. 1. Поколение. Родословное древо. «Что было – видели деды, что будет – увидят внуки». - Что это? Объясните, как понимаете. – Вы рассказали о вещах, которые связывают нас с прошлым. Обратимся к основному вопросу урока. – Только ли вещи связывают нас с прошлым? - Давайте внимательно рассмотрим фотографии, представленные на с. 8 учебника. - Работать будем в группах по 4 человека. Задание – найти общее и различия в фотографиях. Различия: первая фотография цветная, а вторая – чёрно-белая. Вторая фотография кажется более старой, чем первая. Общее: на обеих фотографиях изображены семьи. Можно найти черты сходства между людьми, изображёнными на разных фотографиях: усы у мужчины со второй фотографии такие же, как у дедушки с первой, причёска молодой женщины похожа на прическу бабушки с другой фотографии. Девочки с обеих фотографий очень похожи друг на друга, хотя родители у них явно разные. - Есть ли связь между этими фотографиями? - Какая группа готова ответить? Остальные - проверяют себя. (На первой изображены бабушка и дедушка Анюты и Илюши в молодости и их мама в детстве, а на второй – семья Диминых сегодня.) Оцените работу своей группы. - показ - А кто знает, как можно назвать людей, которые родились и живут в одно время? Кто работал со словарем? Люди, которые родились и живут в одно время, называются поколением. - Давайте подсчитаем, сколько поколений изображено на первой фотографии, а сколько на второй. - Прочитаем текст учебника с. 8 - 9. - А сколько поколений живет в Вашей семье? - Рассмотрим иллюстрацию на с. 9 учебника и ответим на вопросы. - Что за дерево здесь изображено? - Сколько поколений семьи Диминых оно охватывает, куда оно уходит своими корнями? - Что обозначают корни дерева? А листочки? - Такое дерево называется родословным древом, его корни уходят в прошлое, в старину, в те времена, когда жили предки Анюты и Илюши. - Назовите значение словосочетания: родословное дерево. - Его может составить каждая семья, которая хотела бы узнать о своих предках намного больше. - Вернемся к теме урока - Существует ли связь времён, связь между прошлым и настоящим? Подведем микроитог – связь времен существует через связь поколений. Определите новую задачу – найти еще одно доказательство существования связи времен. Выполните самооценку. - Когда мы рассматриваем фотографии, мы возвращаемся в прошлое. - Сегодня у нас небольшая выставка фотографий из ваших семейных альбомов. Расскажите нам о них. Выступления детей. Вернемся к теме урока - Существует ли связь времён, связь между прошлым и настоящим? Подведем микроитог – связь времен существует через фотографии. Выполните самооценку. - Над каким умением мы сейчас работали? - Продолжаем урок. Наша новая задача – найти еще одно доказательство существования связи времен. 2. Происхождение фамилий. «В лицо ребёнок себя не знает, а имя своё ведает». - Имена у взрослых обычно двойные – Татьяна Владимировна, например. - Откуда берётся первая часть имени? (Дают родители.) - Откуда вторая и как она называется? (Переходит по наследству от отца, называется отчеством.) - А как называется общее имя, которое носит вся семья? (Фамилия.) - Откуда же берётся у семьи фамилия? - Прочитаем диалог героев в учебнике до слов «превратились в фамилии». Русские фамилии – это наследуемые официальные наименования, указывающие на принадлежность человека к определенному роду. В России в различных общественных слоях фамилии появились в разное время. Первыми в XIV–XV веках их приобрели князья и бояре. Обычно они давались по названиям их владений. Также среди них немало фамилий иностранного, особенно восточного, происхождения, поскольку многие дворяне прибывали на службу к царю из чужих земель. Фамилии обычно образовывались:
- Фамилию не зря называют знаменем рода, передаваемым из поколения в поколение. Она символизирует принадлежность человека к определенному роду. Раскрыв тайну ее происхождения, можно узнать, на какой земле жил родоначальник, чем он занимался. Фамилия – это символ привязанности каждого к древности. - А что вы знаете о своих фамилиях? Подведем микроитог – связь времен существует через передаваемую фамилию. Имена. Существует раздел лингвистики – ономастика (от греч. onomastikos – искусство давать имена), изучающая собственные имена, историю их возникновения, географическое распространение. Ведь имена людей – это часть истории народов. В них отражается все: быт, верования, желания, надежды, перемещения… До принятия у славян христианства имя для ребенка выбиралось родителями. Имена имели определенное смысловое значение: Людмила, Красава, Добронрава, Владимир, Святослав. Иногда имя скрывали или заменяли ложным, чтобы недобрый человек не испортил ребенка или колдун не превратил его в оборотня. После Крещения Руси – в 10 – 13 веках, церковь установила систему двойного имянаречения: первое имя – от церкви, второе – от родителей. Обычай присвоения двух имен продержался до Петра 1. Каждый получивший церковное имя получал своего покровителя, т.е. святого, чья память отмечается церковью в тот день, когда родился ребенок. Этот день в быту называют именинами. Желающие могут возродить семейный праздник – день именин, узнав объяснение значение своего имени и день памяти своего святого покровителя. - А кто знает, когда у него именины? - Кто нашел информацию о своем имени? Подведем микроитог – связь времен существует через имена и отчества. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. | – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Существует ли связь между прошлым и настоящим?) Работаем в группах. Обсуждаем ответ на данный вопрос урока. – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. - Связь между прошлым и настоящим есть, она осуществляется через вещи, имена и фамилии, фотографии, праздники и обычаи, доставшиеся нам от прошлых поколений. - Давайте сравним свой вывод с авторским – с. 11. - Выполните самооценку. - Какой следующий этап урока? (применяем новые знания) Применение нового знании: - Работаем в парах. Отвечаем на вопросы, вариант 1 вопрос №1, вариант 2 №2 после текста на с.11. - Выполните самооценку. - Задание – индивидуальная работа в тетрадях. (или в группах по 4) №1 – Вставь в текст пропущенные слова. №2. – Соедини стрелками предков и потомков. (определи, где чей предок) - Выполните самооценку по алгоритму в дневнике. - Выполните самооценку на оценочных листах Алгоритма самооценки: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ТОУУ |
ΙV. Домашнее задание. | Обязательное задание для всех: подготовить устный ответ на один из вопросов № 4–6 после текста. Выбрать одно из творческих заданий: 1. С помощью дополнительной литературы узнай, что обозначает твоё имя, из какого языка оно пришло, какими качествами наделяют обладателя этого имени. Подумай, есть ли эти качества у тебя. Оформи своё исследование на альбомном листе и прими участие в выставке «Тайна имени». 2. Напиши или нарисуй, какие обычаи, праздники, памятные вещи сохранились в вашей семье от бабушек, дедушек или ещё более ранних поколений родственников. Прими участие в выставке «Живая связь времён». В тетради - №3, 4 с. 3. | |
V. Итог урока. | Подведем итог урока. Посмотрите на свои оценочные листы и ответьте на вопросы: – Какую работу мы выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? – Что нового узнали? – Где пригодятся знания? На оценочном листе поставьте себе оценку за урок в виде символа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме "Живая и неживая природа весной". 2 класс. "Школа России "
Урок разработанв соответстии с требованиями ФГОС, в разработку конспекта включены названия используемых ЭОР...
Конспект урока русского языка "Как связаны между собой слова-названия предметов и слова названия признаков".
Конспект урока русского языка по теме "Как связаны между собой слова-названия предметов и слова названия признаков". 2 класс. Школа-2100....
Конспект урока по теме "Живое и неживое"
Конспект урока по окружающему миру по теме "Живое и неживое"...
Конспект урока русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении".3 класс
Конспект урока. Русский язык, 3 класс. СРО Занкова. "Предложение. Связи слов в предложении"....
Конспект урока по теме "Живая и неживая природа осенью" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний об характерных признаках живой и неживой природы осенью; расширение знаний об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц, изучение их связь с ...
Конспект урока математики по теме " Единицы времени – век. Таблица единиц времени"
Тема урока: Единицы времени – век. Таблица единиц времени. Цель урока:Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствовать устные и письменные выч...
Конспект урока по теме: "Живая шляпа"
Тема: «Живая шляпа» Н.Н.НосовКласс: 2Предмет: литературное чтениеТип урока: урок открытия нового знания.Форма: урок в технологии РКМЧП (технология разв...