Конспект урока по теме: "Живая шляпа"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Спичак Оксана Александровна

Тема: «Живая шляпа» Н.Н.Носов

Класс: 2

Предмет: литературное чтение

Тип урока: урок  открытия нового  знания.

Форма: урок в технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnoe_chtenie.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Живая шляпа» Н.Н.Носов

Класс: 2

Предмет: литературное чтение

Тип урока: урок  открытия нового  знания.

Форма: урок в технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение).

Цели: создать условия для ознакомления с рассказом Н.Носова «Живая шляпа»; способствовать развитию навыков чтения, умения воспринимать информацию на слух.

Задачи:

 образовательные: способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа; содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать; создать условия для выразительного чтения;

 развивающие: формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения; 

воспитательные: воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки.

Технология: объяснительно – иллюстративного обучения; словесной продуктивной и творческой деятельности; педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); информационно - коммуникативная технология.

Методы организации учебного пространства: словесный, наглядный, практический

Формы организации учебного пространства: фронтальная, групповая.

Ресурсы: Ноутбук, мультимедиа, презентация к уроку, раздаточный материал, учебник «Литературное чтение» 2 класс, автор Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., иллюстрации к произведению, портрет писателя, аудиозапись произведения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент. Эмоциональный настрой.  

 Речевая разминка                                                                   

 Определение темы и задач урока

Создание проблемной ситуации.

(мотивация)

Подготовка к первичному восприятию. Слово об авторе.   

Актуализация знаний.

Сообщение темы, постановка целей урока.

Выявление места и причины затруднения

Открытие новых знаний.

А) стадия осмысления.

Б) первичное закрепление.

Включение в систему знаний и повторений.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Физ. минутка.

 Самостоятельное чтение рассказа детьми.

Подведение итогов урока.

 Домашнее задание.

Рефлексия.

Да здравствует школа!
Да здравствует смех!
Да здравствуют радость и успех!

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Потому что для страны

Люди умные нужны.

Учитель: ребята, давайте вспомним, по какому разделу мы работаем?

Дети: мы работаем по разделу «Писатели- детям»

Учитель: сегодня мы продолжим работу по этому разделу. Прочитайте написанные названия произведений и их авторов.

Агния Барто  «Веревочка»

Корней Иванович Чуковский  «Федорино горе»

Николай Носов «Живая шляпа»                                         

Учитель:  все ли произведения мы читали?

Учитель:  значит какая тема нашего урока?

-А кто из вас знает, что такое шляпа?

-А сейчас послушайте, как значение слова «шляпа» трактуется в толковом словаре.

(ШЛЯПА- ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ. По Ожегову)

-Какие бывают шляпы?

-Давайте поиграем в игру «Чья шляпа?»

Я буду показывать вам шляпы, а вы будете отгадывать кому она принадлежит.

(показывает картинки шляп, после отгадки детьми, показывает хозяина головного убора).

Организует диалог с учащимися, подводит их к формулированию цели урока

-Произведение, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, написал один замечательный писатель. Имя его вам известно. Мы с ним знакомились на предыдущих уроках.

-Да, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ

(вывешивается портрет писателя)

-Но прежде вспомним основные моменты из биографии Н.Носова.

-Правда ли, что…

-Николай Носов родился в Одессе?

-Отец писателя тоже был писателем?

-Первый рассказ Николая Носова был написан для дочери?

-Герои произведений Н.Носова были взрослые?

-Писатель был участником Великой Отечественной войны?

-Информацию о любом писателе можно найти только в библиотеке?

-Как вы думаете, ребята, а какие у этого писателя произведения?

-Но прежде, чем мы начнём, знакомится с произведением Н.Носова «Живая шляпа», давайте вспомним значения некоторых слов.

-Что такое КОЧЕРГА?

-Кто объяснит значение слова КОМОД?

-Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?

-А слово ПЛЮХНУТЬ?

Учитель заранее делит текст на смысловые части.

-Ребята. Сейчас мы будем слушать аудиозапись.

Чтение 1 части – до слов «Что-то плюхнулось, упало»

- Что плюхнулось на пол?

Чтение 2 части - до слов «Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли»

-Что же так испугало ребят?

-Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми. Докажите словами из текста.

-Тогда что их так напугало?

-Предположите, смогут ли ребята побороть свой страх?

Чтение 3 части - до слов «сейчас я её как тресну клюшкой»

-Чей прогноз оправдался?

-А кто из мальчиков оказался посмелей: Володя или Вадик? Обоснуйте ответ.

-Как поведут себя мальчики дальше?

Чтение 4 части-до слов «шляпа как подскочит кверху»

-Предположите, чем закончится произведение.

Чтение заключительной части.

-Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?

Так в чем же заключается главная мысль рассказа?

Обобщает ответы детей.

*Верно..учись справляться со своим страхом, и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.

-Ребята, а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с произведением Н.Носова «Живая шляпа»

-А теперь поработаем.

-Каждая группа сейчас получит задание.

Будьте внимательны при выполнении работы.

КОНВЕРТЫ НА СТОЛАХ.

Задание №1( работа в группах)

-расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа Н.Носова «Живая шляпа»

- Закончили работу. А сейчас проверим правильность выполнения своих заданий.

-Давайте почитаем текст по цепочке.

-Теперь можем выполнить ещё одно задание.

Задание №2  (работа в парах)

Найдите слова, предложения, описывающие картину.

-Давайте посмотрим, что у вас получилось.

-Как называется рассказ, который мы читали?

-Кто написал?

-Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение?

-Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора.

Предлагаю вам дома:

-прочитать текст по ролям

-попробовать его пересказать

-написать отзыв к рассказу.

Продолжите предложение (на доске)

 Мне было интересно…¬

 Я узнал, что…¬

 Мне захотелось …¬

Слушают стихотворение.

Высказывают своё мнение.

Дети: нет, мы не читали рассказ «Живая шляпа».

Дети:  тема нашего урока Н.Н. Носов «Живая шляпа»        

(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

Дети анализируют и доказывают, чей головной убор.

Анализ, синтез, поиск информации, доказательство, высказывание предположений

НОСОВ

Отвечают на поставленные вопросы

-нет, недалеко от Киева в Украине

-нет, отец был артистом

- нет, для сына

- нет, дети, попавшие в смешные ситуации

- да

-нет, еще в интернете

-смешные, весёлые, юмористические и т.п.

-Отвечают на поставленный вопрос.

Отвечают на вопросы, объясняют значения слов.

-инструмент из железа или другого огнестойкого материала, используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом (один из обучающихся ищет в словаре толкование слова).

-низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и разных мелких домашних вещей.

-ударить

-упасть, тяжело сесть

Слушают, отвечают на вопросы, прогнозируют развитие событий.

Дети выполняют задания

Учись справляться со своим страхом

Приступают к выполнению заданий

Дети выходят к доске по очереди и вывешивают картинки по порядку.

Дети читают по очереди.

Дети общаются и вписывают слова.

Дети читают текст подходящий к картине.

Отвечают на поставленные вопросы.

Дети делают выбор и записывают домашнее задание.

Высказывают свои варианты ответов.

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви;

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Регулятивные:

Уметь обобщать, делать выводы,

Коммуникативные:

Уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

 Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных или устных ответов.

Уметь находить дополнительные сведения по теме урока

Коммуникативные:

Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

Регулятивные:

Уметь обобщать и делать выводы, высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных ответов.

Коммуникативные:

Развитие умений работать в парах. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

Регулятивные:

Уметь обобщать и делать выводы, высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Регулятивные:

Уметь сделать выбор.

Регулятивные:

Осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Личностные:

Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.



Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение с.Митягино

Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области

Учитель начальных классов Струганова Алевтина Владимировна

2018г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме "Живая и неживая природа весной". 2 класс. "Школа России "

Урок разработанв соответстии с требованиями ФГОС, в разработку конспекта включены  названия используемых ЭОР...

Конспект урока по теме "Живое и неживое"

Конспект урока по  окружающему  миру  по теме  "Живое  и  неживое"...

конспект урока Н. Носов "Живая шляпа"

урок литературного чтения по программе "Школа России" 2 класс...

Конспект урока "Н. Носов "Живая шляпа" (2 класс, УМК "Школа России")

Конспект уроков и учебная презентация к уроку литературного чтения во 2 классе, на тему "Н.Носов "Живая шляпа", УМК "Школа России"...

Конспект урока "Николай Носов «Живая шляпа» 2 класс УМК "Школа России"

Урок литературного чтения Тема: Николай Носов «Живая шляпа»...

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Данный урок направлен на формирование у детей чувства уважения к опыту и жизни предшествующих поколений как в своей семье, так и в обществе в целом....

Конспект урока по теме "Живая и неживая природа осенью" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об характерных признаках живой и неживой природы осенью; расширение знаний об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц, изучение их связь с ...