Конспект урока по окружающему миру «Лента времени»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Шахова Мария Александровна

Конспект урока по окружающему миру «Лента времени»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lenta_vremeni.docx316 КБ
Файл volshebnaya_lineyka.docx137.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру (3 класс)

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Лента времени.

Цели: создать условия для формирования начальных знаний о летоисчислении, временном восприятии, основ исторического мировоззрения; создать условия для формирования УУД:

личностных: мотивация учения, развитие навыка сотрудничества со сверстниками, обогащение словарного запаса, расширение кругозора, рефлексии

метапредметных: овладение логическими действиями, анализом, классификацией; понимание цели своих действий; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; умение взаимодействовать в паре

предметных: знание понятий «лента времени», «эра» , умение работать со словарём. умение работать с моделями.

Оборудование: Презентация «Лента времени». Карточки для моделирования  «Ленты времени» (прошлое, настоящее и будущее; времена года; эры, века). Цветные карандаши, линейка. Учебник  «Окружающий мир»: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов. «Волшебные линейки» для рефлексии. Карточки с датами для определения века. Тетрадь для самостоятельной работы

Ход занятия

Этап занятия

Действия учителя

Действия ученика

Примечания

Организация класса на работу

Проверяет готовность к обучающихся уроку.

Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Здороваются, с гостями.

 

Мотивация

- Эмблемой нашего урока будет этот орешек знаний.

Орешек знаний тверд

Но ведь мы не привыкли отступать.

И чтобы расколоть его сегодня

Мы будем истину искать.

Сейчас я предлагаю вам работу в парах. У вас на парте лежат квадратики из картона, проверьте, их должно быть 5 штук. На каждом квадратике вам нужно будет записать угаданную букву.

-Теперь из полученных букв составьте слово. Что у вас получилось?

Время.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ОТКРЫТЫЙ УРОК!\i.jpg

На доску вывешивается иллюстрация.

Слайд 1

1.Запиши первую букву угаданных слов:
- название нашей страны
- второй месяц зимы
- шестая буква русского алфавита
- наша столица
- сто лет
2. Из полученных букв
составь слово.

Целеполагание

-А что такое время?

- У времени несколько значений, одно из них прочитаем в словаре.

- Теперь прочитайте тему урока на доске.

- Как вы понимаете, что такое лента времени?

- Со значением слова время мы определились, давайте прочитаем в словаре значение слова – лента.

- А правильно ли вы понимаете, что такое лента времени мы узнаем в конце урока.

- Поставим цели на урок.  На экране вы видите начало предложений, продолжите их.

Узнаю что такое…

Научусь пользоваться…

Научусь создавать…

Цели, которые нам нужно будет достигнуть поставлены. В  конце урока вы оцените свою деятельность, используя «Волшебную линейку».

Ребята пробуют объяснить, что такое время, опираясь на свой жизненный опыт.

Лента времени.

Один ученик читает значение слова из словаря.

Один ученик читает значение слова из словаря.

Слайд 2

Актуализация знаний

А сейчас отгадайте загадку:

- Вышел старик-годовик, махнул рукавом, 
И полетели двенадцать птиц, 
У каждой птицы по четыре крыла, 
В каждом крыле по семь перьев, 
Каждое перо с одной стороны чёрное, 
А с другой — белое.

- У вас у каждого на парте лежат карточки с вопросами, ручкой ответьте на эти вопросы, записав ответ на карточке ручкой.

- Теперь поменяйтесь карточкой с соседом по парте проверьте правильность выполнения. (Ошибки можно исправить карандашом)

- Составим 1 модель ленты времени – ленту года.

-Разбейте полосу на столько частей, сколько месяцев в году. 1 часть – 1 сантиметр.

-На сколько  частей вы разбили полосу?

- Посмотрите на экране , что у вас должно было  получиться.

-Положите перед собой синий, зеленый, желтый, красный карандаш.

- Как вы думаете, почему я вам предложила взять 4 разных карандаша.

- Верно. Тогда, каждым карандашом, по сколько квадратиков на своей модели вы закрасите?

- Почему именно по три?

- Верно. Итак, сначала раскрасили нужное количество квадратиков синим цветом, потом зелёным, желтым, красным.

- Посмотрите на доску, что у вас должно было получиться.

- Что вы можете рассказать по данной ленте времени, ленте года. (Слайд 4)

- Хорошо. Теперь давайте поработаем с учебником. Посмотрим ещё один вариант ленты одного года. Итак, учебник – страница 104, найдите и прочитайте задание.

- На этой ленте времени сразу видно, какое время года за каким следует и сколько месяцев длится каждый сезон.

ФИЗМИНУТКА

Год, месяц, неделя, дни, ночь, день

Ученики самостоятельно отвечают на вопросы  в карточке.

На 12.

-  Потому что в году 4 времени года, 4 сезона.

По 3 квадратика.

Потому что в каждом времени года 3 месяца.

Год составляет 12 месяцев. Каждый год наша природа переживает 4 сезона: зиму, весну, лето и осень. Каждый сезон длится 3 месяца.

Работа в парах. Ученики объясняют понятие «Лента одного года »

Вопросы взяты из учебника с.103, но  работа  с учебником не ведется.

Какой сейчас год?__________

 А месяц?________________

Сколько месяцев составляет год?_____

А сколько в году времен года?_______

Сколько месяцев составляет каждое время

года?_______________________________

Слайд 3

Слайд 3, второе нажатие

Учебник. Стр.104

Изображение 024

Актуализация знаний

Мы составили первую модель «Ленты времени», опираясь на ваши знания о месяцах и сезонах года.

-Но можно создать еще одну модель «Ленты времени», чтобы узнать какую отгадайте загадку:

Как можно назвать 5 дней недели не называя их названия.

- На какие три группы можно разделить эти слова?  Почему?

- Возьмите вторую белую полосу на парте. Создадим вторую модель времени. На сколько частей мы её поделим? Одна часть 4 сантиметра.

- Разделите. Проверьте на экране, что у вас должно было получиться.

- Приведите примеры из своей жизни, прошлое. Настоящее. Будущее.

- Дополним модель времени. Слайд 6

- Обратите внимание на стрелки, как вы думаете, что они обозначают?

- Посмотрите на экран. Слайд 7

-Что означает число внизу обложки?

-А это книга была напечатана в прошлом, настоящем или будущем?

-Попробуйте посчитать, сколько времени существует   книга «Школьные ступени».

-А откуда будете считать? А начинается время?

Как измерить время, если мы не знаем, где оно начинается? (запись вывешивается на доске). Сегодня на уроке вы узнаете ответ на этот вопрос.

Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

Прошлое, настоящее, будущее.

На три.

Прошлое и будущее время бесконечны.

После рассматривания   обложки, дети обращают внимание на  то, что некоторые буквы им не знакомы, на дату издания книги.

Слова вывешиваются на доску.

Один ученик у доски делит слова на группы.

Слайд 5

133 года

Открытие нового знания

Первичное закрепление

-Создадим  третью модель «Ленты времени», и с её помощью попробуем ответить на поставленный вопрос.

- Посчитайте сколько квадратиков справа от красной черты.

-Как вы думаете, почему именно 21 квадрат, а не 20, 19 или 27?Слайд 9

-Что обозначает один квадрат на модели «Ленты времени»?

-Что такое век?

- Какими цифрами  принято записывать века?

- Запишем в каждом квадрате номер века, с какого будем начинать?

- А теперь поставьте ноль  под красной чертой и подпишите Рождение Иисуса Христа.

Слайд 9, 2 нажатие

- Иисус Христос – явился на Землю более двух тысяч лет  назад, для того, чтобы спасти  род человеческий от горя и зла и научить любви, добру и справедливости. Время после рождения Христа называется новой эрой или нашей эрой. Все года и века, что были до рождения Христа, называют  «до новой эры».

Слайд 9, 3 и 4 нажатие

 - А как вы понимаете слово «эра»?

- Значение этого слова прочитайте на экране.

Слайд 8.

-Сколько веков уже длится новая эра? Посмотрите на «Ленту времени».

- В каком году мы живем? Какой это век? Где на нашей ленте времени отметить 2017 год?

 теперь прочитайте вопрос в учебнике на  странице 105. Отметьте год своего рождения на ленте времени.

- А в каком веке родились ваши родители?

- А в каком году закончился 19 век?

- В каком году начался 20 век?

- В каком году закончится 22 век?

Дети определяют, что квадратов 21, потому что 21 век.

Самостоятельная работа.

Век - это сто лет.

Римскими.

Дети отвечают, высказывают предположения.

21 век.

В 2017. Это 21 век. Этот год отметим в самом конце ленты времени.

Я родился в 2007 году, в 21 веке.

В 20 веке.

В 1899г. 31 декабря

В 1900 г. 1 января

В 2100г. 1 января

Идет совместное с учителем заполнение третьей модели «Ленты времени».

Эра – это выбранное людьми событие, которое является точкой отсчета времени в одну и в другую сторону.

Изображение 026

Проверка понимания нового знания

-Вернёмся, к целям, которые мы  с вами ставили, и посмотрим, что вы на уроке узнали и чему научились.

Узнаю что такое…

Научусь пользоваться…

Научусь создавать…

- Итак, что такое лента времени, как вы поняли?

Лента времени - это прямая линия, на которой отмечают в определенной последовательности разные годы. Ленту времени используют для того, чтобы представить ход времени.

- Научились пользоваться лентой времени?

- Как измерить время, если мы не знаем, где оно начинается?

- Научились самостоятельно создавать ленту времени?

- При создании ленты времени, какие года, века будут слева отмечены, а какие справа?C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ОТКРЫТЫЙ УРОК!\nuez-para-adelgazar1.jpg

Самая правая точка - год, в котором мы живем. Левее будут располагаться предшествующие годы или столетия, в зависимости от того, какое время мы хотим определить. Чтобы проще было вести счет большим промежуткам времени, каждые сто лет считаются одним веком. 

- Можно ли сказать, что орешек знаний мы раскололи?

Дети отвечают, как они поняли, что такое «лента времени».

После прочтения вопроса, дети отвечают – с помощью обозначения веков и лет, определения точки отсчета – эры, люди научились считать историческое время.

Да.

Меняется иллюстрация.

Рефлексия

А сейчас оцените свою работу на уроке сами.

С помощью волшебной линейки на доске.

Если освоил знания, умения полностью – прикрепи «смайлик»  на «солнышко»,  если не уверен – прикрепи «смайлик» на «солнышке с тучкой», иначе — «смайлик» на «тучке».

Дети самостоятельно оценивают свою работу.

У каждого ученика есть смайлик, который они прикрепляют на доску, на определённом месте в связи с результатом освоения.

Домашнее задание

Учебник с.107 №1,6,7.

Домашнее задание учителем объясняется полностью.

Ученики рассматривают домашнее задание, определяют, что им не понятно.

Ребята вспоминают все Государственные праздники, необходимые для заполнения модели.



Предварительный просмотр:

https://img-fotki.yandex.ru/get/4126/134091466.68/0_ad382_e5386ecd_L.png

http://olz.by/wp-content/uploads/2015/01/clouds-37009_960_720.png

http://900igr.net/datai/russkij-jazyk/Pravila-russkogo-jazyka/0005-009-CHa-scha.png

Новые знания                      Новые умения                           Урок заставил                                                                                 (что нового я узнал)            (чему я научился)                            задуматься

https://img-fotki.yandex.ru/get/4126/134091466.68/0_ad382_e5386ecd_L.png

http://olz.by/wp-content/uploads/2015/01/clouds-37009_960_720.png

http://900igr.net/datai/russkij-jazyk/Pravila-russkogo-jazyka/0005-009-CHa-scha.png

Новые знания                      Новые умения                           Урок заставил                                                                                 (что нового я узнал)            (чему я научился)                            задуматься


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по временам года"

Цель: Создать условия для уточнения представлений детей о характерных особенностях разных времен года. Задачи:- Совершенствовать навыки разговорной речи;- Обогащать словарный запас детей;- Развив...

Конспект урока по "Окружающему миру" на тему "Времена года. Смена времен года" для 2 класса.

Конспенкт урока по предмету "Окружающий мир" 2 класс УМК "Перспектива"....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс «В гостях у времен года» + Презентация

Конспект урока по окружающему миру 2 класс «В гостях у времен года»...

Конспект урока по окружающему миру "В путь по реке времени"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ТЕМА: «В ПУТЬ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ»Цели деятельности учителя: формирование представления о том, как человечество сохраняло и передавало опыт...

Конспект урока по окружающему миру на тему "В путь по реке времени" (УМК Школа России, 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам;знакомство с понятиями «река времени», «история» наша эра, до...

Конспект урока по окружающему миру "В путь по реке времени" (4 класс, УМК «Перспектива»)

Тип урока: Открытие новых знаний.Цель урока: формирование представлений о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; ознакомление с понятием «история» «летопись&raqu...