Конспект урока по окружающему миру "В путь по реке времени"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ТЕМА: «В ПУТЬ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ»
Цели деятельности учителя: формирование представления о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; о важнейших вехах в истории нашего Отечества.
Планируемые результаты
Предметные: знать, как определить по дате события век, в котором оно произошло.
Уметь ориентироваться по ленте времени.
Личностные: знать личностный смысл обучения;
Знать определение понятий: история, век.
Уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: конспект урока; учебник 4 кл., II часть Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. (УМК «Перспектива»); учебная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proobnyy_urok_8.10.19_g_oruzhayka.doc | 91.5 КБ |
probnyy_urok_8.10.19_g_okruzhayka.ppt | 270.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 8 октября 2019 год Школа: МАОУ СОШ № 104 Класс: 4 «Б» Кабинет: 210 | ФИО учителя: Нестерова Л.А. ФИ студента: Рахматулина А., 42 гр. ФИО методиста: Сачкова Т.А. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ТЕМА: «В ПУТЬ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ»
Цели деятельности учителя: формирование представления о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; о важнейших вехах в истории нашего Отечества.
Планируемые результаты
Предметные: знать, как определить по дате события век, в котором оно произошло.
Уметь ориентироваться по ленте времени.
Личностные: знать личностный смысл обучения;
Знать определение понятий: история, век.
Уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: конспект урока; учебник 4 кл., II часть Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. (УМК «Перспектива»); учебная презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I. Этап самоопределения к деятельности: - словесный (слово учителя). | 1 – 2 мин | - Подравнялись. Тихо сели. На соседа посмотрели. Дружелюбно улыбнулись И ко мне все повернулись. - Я знаю, что вы все ребята творческие. А творить это всегда интересно. Даже если что-то не сразу получается, надо помнить: «С малой удачи начинается большой успех!» Я желаю сегодня быть успешными! | Приветствуют учителя | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
II. Актуализация знаний и мотивация: - словесный (слово учителя); - словесный (беседа); - наглядный (учебная презентация); - практический (работа с учебником). | 1 – 2 мин | - Сегодня перед вами впервые 2-я часть учебника «Окружающий мир». - Откройте содержание учебника на с. 143, прочитайте про себя как называются темы уроков. - Какие события вам знакомы? - Что вас заинтересовало в предстоящих уроках? - Итак, давайте начнем первое наше путешествие по ……. - Для этого надо отгадать загадку: «Лентой вьется на просторе, а потом впадает в море. Широка и глубока как зовем ее? …» (река). Слайд 2 - Значит путешествие будет по реке. | Знакомятся со II частью учебника Читают содержание учебника Отвечают на вопросы Отгадывают загадку | Л: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
III. Постановка учебной задачи: - словесный (слово учителя); - словесный (беседа); - наглядный (учебная презентация). | 1 – 2 мин | - А как называется наша река мы узнаем из названия I раздела на с. 3 учебника - Итак, тема нашего урока «В путь по Реке Времени». Слайд 3 - Как вы понимаете выражение «Река времени»? - Это река особенная, волшебная. Приходилось ли вам читать слово или предложение не сначала, а с конца? А книгу? Что бы получилось из такого чтения? - Скажите, помните ли вы какое-то событие, когда вы были маленькими? - А знаете ли вы, как учились в школе ваши родители, как они познакомились? - А какое еще вы знаете событие в вашей семье, произошедшее до вашего рождения? - Как вы о нем узнали? - Из ваших слов получается, что история семьи каждого человека начинается задолго до его рождения: с рождения родителей, их знакомства, свадьбы и т.д. - Но личный опыт, воспоминания, собственная история жизни каждого человека начинается с его рождения. - Мы говорим «история». А как вы понимаете это слово? Правильность ваших ответов мы проверим чуть позже. - Как вы можете вернуться в начало своей жизни из сегодняшнего дня? - Так же происходит и с историей страны, мира. Как найти подтверждение каких-либо событий в истории? - А как узнать о событиях тех времен, когда история мира только начиналась и люди еще не умели писать? - Ребята, как вы думаете, какая цель нашего путешествия по Реке времени? (Ответы: Что такое история…) Научиться ориентироваться по Реке времени. Узнать, что такое История. Слайд 4 - А для начала проверим, готовы ли вы к такому путешествию. Что вы уже знаете о прошлом нашей страны? Для этого надо ответить на вопросы: 1. Кто из известных людей России вам запомнился своими делами? 2. Какие события из жизни нашего Отечества вам известны? - Как вы о нем узнали? | Читают на странице 3 Отвечают на вопрос - Из рассказов взрослых - можно посмотреть фото, спросить у взрослых - По фото, фильмам, из газет прошлых лет - Из легенд, преданий, сказок - Из книг, фильмов, рассказов взрослых | Р: целеполагание. К: умение слушать и понимать других |
IV. Открытие нового знания: - словесный (слово учителя); - словесный (беседа); - наглядный (учебная презентация); - практический (работа с учебником). | 3 – 5 мин | - Сейчас будем читать текст учебника на с.4. (Вопросы по абзацам.) Вопросы по 1 абзацу: - Как люди передавали опыт и знания своим потомкам? - Как они это делали до изобретения письменности? Вопросы по 2 абзацу: - Что такое история? - Сейчас я расскажу вам о человеке, который связан с понятием «история». Вы внимательно меня послушаете и ответите на вопрос после. Слайд 5 «Геродот» Рассказ: Отцом истории по праву называют древнегреческого историка и путешественника Геродота. Он создал первую дошедшую до нас историческую книгу. Труды Геродота – настоящая энциклопедия древности. Он мастерски рассказал о том, что слышал от других людей, и о том, что видел сам. Для нас память о Геродоте дорога, потому что он совершил путешествие на земли вдоль берегов Дуная и описал народы, жившие там. - Почему Геродота считают отцом истории? Вопросы по 3 абзацу: - О каком значении слова «история» говорится в 3-м абзаце? - Можем ли мы утверждать, что история это и есть Река времени? Почему? | Отвечают на поставленные вопросы - сохраняли память о прошлом в устной форме; слагали песни, предания и т.д. - Она изучает, расследует события прошлого - Река времени — это наглядное изображение истории. Где волны на реке – это события, происходящие одно за другим. | П: умение извлекать информацию из текста, умение на основе анализа выражений делать выводы. К: умение слушать и понимать других. |
V. Первичное закрепление во внешней речи: - словесный (слово учителя); - словесный (беседа); - практический (работа с рабочей тетрадью); - наглядный (учебная презентация); - практический (работа с учебником). | 4 – 5 мин | - То, что поможет нам наглядно увидеть маршрут путешествия, находится в рабочей тетради на с. 40. Это Река (лента) времени. Слайд 6 - На какие 2 части она разделена? - Кто может объяснить, что символизирует праздник Рождества? - Река времени разделена на малые промежутки – века. - Из уроков математики вспомните, сколько лет в 1 веке? - Рассмотрите ленту времени и скажите, как идет последовательность веков в нашей эре? - А что вы заметили в веках до нашей эры? Итак, век — это промежуток в 100 лет. Слайд 8 - Как определить век? Чтобы узнать в каком веке произошло то или иное событие, нужно определить количество сотен в числе года и прибавить единицу. Например -… Слайд 9 - Есть ли у вас вопросы? - А у меня к вам есть: как вы думаете, 1700 год – это какой век? Слайд 10 - Это исключение! И оно не одно. Давайте прочитаем в учебнике на с. 5 какие еще бывают исключения. | Работают с рабочей тетрадью - В 1 веке 100 лет - 1700 год это 17 в Читают про исключения на стр.5 | П: умение извлекать информацию из иллюстраций, умение на основе анализа выражений делать выводы; Р: целеполагание. К: умение слушать и понимать других |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой: - словесный (слово учителя); - наглядный (учебная презентация).
| 4 – 5 мин | - А теперь давайте немного подвигаемся, что не помешает для приятного путешествия. Динамическая пауза: Это правая рука, Это левая рука. Справа – шумная дубрава, Слева – быстрая река. Справа – роща протянулась, Слева – чей-то огород… А когда я обернулась, (Повернуться.) Стало все наоборот. Слева стала вдруг дубрава, Справа быстрая река… Неужели стала правой Моя левая рука? - А теперь для самостоятельной работы предлагаю вам поработать в ваших рабочих тетрадях. - Откройте на с 40 ленту времени. - А сейчас на слайде вы увидите некоторые даты. Вам нужно будет сначала века, к которым относится даты, а затем отметить их на ленте времени. Слайд 11 Даты: 988 г (Крещение Руси) 1961 г (Первый полёт человека в космос) 484 г (Рождение Геродота) 1991 г (Образование Российской Федерации) 1380 г (Куликовская битва) 1861 г (Отмена крепостного права на Руси) 1564 г (Выход первой русской печатной книги) * отметить свою дату рождения (примерно 2003 г) - Все выполнили задание? А теперь проверим. Посмотрите на слайд. Слад 12 | Повторяют за учителем движения динамической паузы Выполняют задание на с 40 в рабочей тетради Проверяют задание по слайду | П: умение извлекать информацию из текста, умение на основе анализа выражений делать выводы. К: умение слушать и понимать других. |
VII. Включение в систему знаний: - словесный (слово учителя); - наглядный (учебная презентация); - практический (работа в рабочей тетради). | 7 – 8 мин | Рабочая тетрадь с. 4, № 3 (соотнеси годы и века, работа в парах). Слайд 13 - Со всеми ли ответами вы согласны? Как вы рассуждали? - О ком говорится в стихотворении Н.Кончаловской? (из книги «Наша древняя столица»): В монастырской келье узкой, В четырех глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах. Слайд 14 - Где мы уже встречались с ним? - Что вы о нем уже знаете? - Кем он был? Просмотрите самостоятельно рубрику «календарь памятных дат» (на с. 6) - Что нового из текста вы узнали? - В каком веке жил Нестор? - Какой исторический памятник оставил потомкам святой Нестор? - Как она называется? - Что такое летопись? - Так в чем заслуга Нестора?
| 1861 – 19 в 74 – 1 в 1492 – 15 в 2000 – 20 в 988 – 10 в 1945 – 20 в 2015 – 21 в - О Несторе - на уроках литературы - летописец, писал летописи - в 11-12 вв до н.э - летопись – исторический памятник - «Повесть временных лет» - Это рукописные книги о событиях древней истории, сведения, которые изложены по годам (летам) - с помощью его записей мы узнали историю нашего мира, мы узнали далекое прошлое, мы узнали много исторических сведений | П: строить объяснения в устной форме по предложенному плану. |
VIII. Рефлексия деятельности: - словесный (слово учителя); - словесный (беседа). | 2 – 3 мин | - Наше путешествие подходит к концу. Давайте подведем итоги. - Над какой темой мы сегодня работали? - Достигнуты ли нами поставленные цели? - Научились ли мы передвигаться (ориентироваться) по Реке времени? - А теперь записываем домашнее задание, расположенное на слайде. Слайд 15 Д/З: учебник – с. 4-7; вопросы на с. 7; рабочая тетрадь – с.5, задание 4, 5. - Спасибо за урок. До свидания. | Подводят итоги урока Отвечают на вопросы | Р: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы на уроке. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Лентой вьётся на просторе, а потом впадает в море. Широка и глубока. Как зовём её? …» (Река)
Тема урока: «В путь по Реке времени» Цели: Научиться ориентироваться по Реке времени; Узнать, что такое «история».
Геродот – отец истории
1 век – 100 лет
Например: 2010 год – 21 век 74 год – 1 век 1741 год – 18 век 1700 год – 17 век ИСКЛЮЧЕНИЕ!
Даты: 988 год н.э. – 484 год до н.э. – 1961 год н.э. – 1991 год н.э. – 1380 год н.э. – 1861 год н.э. – 1564 год н.э. – * Отметить год своего рождения 10 век 5 век 20 век 20 век 14 век 19 век 16 век
484 г 988 г 1961 г 1991 г 1380 г 1861 г 1564 г
Ответы к заданию № 3: 1861 год – 19 век 74 год – 1 век 1492 год – 15 век 2000 год – 20 век 988 год – 10 век 1945 год – 20 век 2015 год – 21 век
«В монастырской келье узкой, В четырёх глухих стенах, О земле о древнерусской Быль записывал монах». (Н.Кончаловский) Нестор
Д/З: учебник – с. 4-7; вопросы на с.7; рабочая тетрадь – с.5, задание 4, 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру "Путешествие по Реке времени"
Формирование представления о развитии промышленности и сети железных дорог в 19 веке, значении достижений России в мировом сообществеНаучить рассказывать о развитии промышленности и сети железных доро...
Конспект урока по окружающему "Какие бывают водоёмы? Реки и болото -пресные водоёмы" 2 класс. Начальная школа 21 века
Цели: 1. Образовательные-знакомство с понятием «водоём», знакомство с такими водоёмами как: болото, река. Познакомиться со строением реки.2.Развивающие:-развивать познавательную активность...
Конспект урока окружающего мира: " В путь по реке времени" ( УМК "Перспектива", 4 класс)
Тема: «В путь по реке времени»Цели деятельности учителя: формирование представления о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; ознакомление с понятием «истор...
Конспект урока по окружающему миру на тему "В путь по реке времени" (УМК Школа России, 4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам;знакомство с понятиями «река времени», «история» наша эра, до...
Конспект урока по окружающему миру "В путь по реке времени" (4 класс, УМК «Перспектива»)
Тип урока: Открытие новых знаний.Цель урока: формирование представлений о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; ознакомление с понятием «история» «летопись&raqu...
Тест по окружающему миру по темам: "В путь по реке времени", "Путешествие по реке времени", "По страницам летописи"
Тест по окружающему миру по темам: "В путь по реке времени", "Путешествие по реке времени", "По страницам летописи"...