Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа и тематическое планирование для 1 класса. УМК "Школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1zh_okr.mir_.docx | 66.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 547
Красносельского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНА | ПРИНЯТА | УТВЕРЖДЕНА | ||||||||
Руководитель МО _________________ Протокол № _____ | На Педагогическом совете Протокол №_______ | Директор ГБОУ СОШ № 547 _________________/А.Г. Малая/ Приказ от «___»_________2017 №_______ | ||||||||
«___»__________2017 | «__»__________2017 | |||||||||
Рабочая программа
по окружающему миру для 1ж класса
Срок реализации программы: 2017/2018 учебный год
Программу составила:
Новожилова Алевтина Леонидовна,
учитель начальных классов, высшая категория.
Санкт-Петербург
2017
- Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Нормативно-правовые документы
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» составлена на основе нормативных документов:
Федеральный закон №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012 №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников на 2015/2016 учебный год, рекомендованных, допущенных, к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 968 «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Устав ГБОУ СОШ № 547. Учебный план ГБОУ СОШ № 547 Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в ГБОУ СОШ 547 Санкт-Петербурга
Цели и задачи программы
Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» - представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания: нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества: исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Целями изучения предмета «Окружающий мир» в 1-2 классах является обеспечение успешной адаптации к школе, формирование знаний об объектах окружающего мира и развитие интереса к окружающему миру.
Задачи:
- формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействии в системе «человек — природа — общество»,
- воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней;
- понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
• устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
• осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
• подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни,
• подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
• Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
Общая характеристика учебного предмета
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающсго мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных-сторон действительности в их взаимосвязи, так как её отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегели Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек — природа — общество», и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность» и др.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения;! предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Актуализация знаний предполагает их отбор с учете специфики социальных ролей данной возрастной категории социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется общекультурным сведениям — о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п. В программе 3 - 4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализует через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространят на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможностъ успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественнонаучных и обществоведческих понятий.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.
• Человек как биологическое существо: чем человек сличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темами: «Мы — школьники», «Твое здоровье» (1 класс); Кто ты такой» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
• Я и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты — первоклассник», «Мы и вещи» ( I класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); Человек и общество» (4 класс).
• Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темами: "Родная природа» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс), «Родная страна: от края до края» (3 класс), «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
• Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить Родину, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темами: «Родной край», «Наша страна – Россия» (1 класс), «Твоя Родина — Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
• История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, техника и искусство в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (историческим сведения)», который имеется во всех темах программы 2 класса, а также специальными историческими темами «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)», «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
«Окружающий мир» — предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.).
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
Место предмета в учебном плане
В 1 классе курс предмета «Окружающий мир» рассчитан на 66 часов (33 учебные недели). В соответствии с Учебным планом МОУ Лаголовской оош на изучение окружающего мира в 1 классе выделено 2 учебных часа в неделю.
Планируемые результаты освоения предмета
К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:
- воспроизводить своё полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
- различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
- ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
—различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
- определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; характеризовать кратко сезонные изменения;
- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
- сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в 1 классе учащиеся могут научиться:
— анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
—различать основные нравственно-этические понятия;
- рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.
Другая группа личностных результатов передаёт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
- формирование основ российской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, к своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасности с учётом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
- под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
- под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира: владение рассуждением, описанием, повествованием.
Учебно – тематический план
Содержание учебного материала | Распределение часов | ||
Всего | Теория | Тестовые работы | |
Раздел 1. Родная природа | 30 | 29 | 1 |
Раздел 2. Ты - первоклассник | 8 | 8 | |
Раздел 3. Родная страна | 19 | 18 | 1 |
Раздел 4. Ты и вещи | 2 | 2 | |
Раздел 5. Ты и твоё здоровье | 5 | 5 | |
Итоговое повторение | 2 | 1 | |
Итого | 66 | 63 | 3 |
Содержание программы 1 класс (66 ч)
Раздел 1. Родная природа(30 ч)
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди. Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Универсальные учебные действия
Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.
Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения. Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей.
Различать животных по классам (без термина). Сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных. Различать животных по месту обитания.
Раздел 2. Ты – первоклассник (8 ч)
Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Универсальные учебные действия
Определять время по часам с точностью до часа.
Описывать назначение различных школьных помещений. Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.
Раздел 3. Родная страна (19 ч)
Название города (села), в котором мы живём. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, швея, экскурсовод и др.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Универсальные учебные действия
Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; составлять краткий рассказ па тему «Что делают в...».
Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек.
Различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы.
Реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.
Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.
Составлять небольшой рассказ о своей семье. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.
Раздел 4. Ты и вещи (2 ч)
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Универсальные учебные действия
Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.). Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.
Раздел 5. Твоё здоровье (5 ч)
Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.
Универсальные учебные действия
Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
Экскурсии Сезонные экскурсии «Времена года»: в теплицу, в парник, в хозяйство по выращиванию цветов и т. п. (по выбору учителя с учётом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учётом местных особенностей).
Практические работы Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, работа с аквариумом.
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру
I четверть (17 часов)
№ урока | Дата | Тема урока | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | ||
1. | Введение. Этот удивительный мир | Неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди. Мир природы, вещей, людей. Что такое окружающий мир? Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира? | |||
2. | Давай познакомимся | Ты – первоклассник. Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Увлечения детей, игры. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей; правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность | |||
3. | Мы -школьники | Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы, учителя, уборщицы Оказание посильной помощи взрослым | |||
4. | Правила поведения в школе | Первоклассник должен знать и выполнять правила поведения Коллективные игры на перемене | |||
5. | Сентябрь – первый месяц осени | Изменения, Наблюдения за изменениями в природе, определение причины и следствия отдельного явления, ответы на вопросы по теме наблюдения | |||
6. | Что нам осень подарила | Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: Работа с таблицей «Календарь сбора ягод» | |||
7. | Грибная пора | Богат осенний лес: грибы, орехи, ягоды рябины, калины, брусники. Сравнение грибов, плодов разных Работа с текстом и таблицей: календарь | |||
8. | Семья | Что такое семья? Моя семья: ее члены, их труд, семейные обязанности. Как мы понимаем | |||
9. | Любимые занятия. Воскресный день | Чем любят Театр, музеи, концерты, загородные поездки – любимый Чтение книг Хозяйственный труд Домашние | |||
10. | Как из зерна получилась булка | Народная мудрость гласит: «Худ обед, когда хлеба нет». Хлеб – главное богатство людей. Для того чтобы хлеб был в каждом доме, трудятся люди разных профессий | |||
11. | Человек и домашние животные | Домашние (уход, кормление, прогулка) | |||
12. | Октябрь уж наступил | Лес (парк) Листопад Перелетные птицы (кроме водоплавающих) уже улетели в теплые страны. Животные укрылись | |||
13. | Птицы осенью | В октябре На водоемах еще можно встретить Объяснение слов, выделенных в тексте. Проблемная остаются?» | |||
14. | Явления природы | Все, что происходит вокруг нас в природе гроза и др.), – явления природы. Они Листопад, снегопад, таяние снега, ледоход | |||
15. | Где ты живёшь? | Мы живем На ней расположены | |||
16. | Правила дорожного движения | Улица (дорога): тротуар, обочина, пользования транспортом. Дорожные знаки. Домашний адрес. Безопасная дорога | |||
17. | Ты и вещи | Кто делает Правила отношения к вещам и окружающим пред- Понятия-антонимы: «аккуратный |
II четверть (15ч)
№ урока | Дата | Тема урока | Освоение предметных знаний (базовые понятия) |
1 | Кто работает ночью | Профессии людей, которые | |
2 | Твои помощники – органы чувств | Забота о своем здоровье Как человек воспринимает мир с помощью органов чувств. Правила охраны зрения, | |
3 | Правила гигиены | Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: «чистоплотный – нечистоплотный грязнуля)» | |
4 | О режиме дня | Что такое режим дня и зачем он нужен? Определение времени по часам как условие правильной организации труда Понятия- | |
5 | Урок в спортивном зале | Будем развивать силу, Физическая культура. Правила | |
6 | Ноябрь – зиме родной брат | Изменения Характеристика предзимья: признаки ненастной погоды, завершение листопада, исчезновение насекомых, мелких зверьков. | |
7 | Дикие животные | Где живут дикие звери? Жизнь диких животных по внешним | |
8 | Звери - млекопитающие | Звери – меньшие «братья» Характерные особенности зверей – млекопитающих: кормление Различные представители этого класса: медведь, заяц, лиса, летучая мышь, дельфин, животные | |
9 | Что мы знаем о птицах | Классификация птиц | |
10 | Родной край | Характерные особенности разных населенных | |
11 | Дом, в котором ты живёшь | Описание зданий разных функциональных значений: учреждение, жилой дом Рассказывание о квартире Понятия «двухкомнатная квартира», «прихожая», «кухня», «ванная», «туалет». Определение здания по вывеске | |
12 | Зачем люди трудятся | Зачем люди Развитие речи: составление описательного рассказа. Объяснение слов «Слава честному | |
13 | В декабре, в декабре все деревья в серебре | Сезонные Декабрь – первый месяц | |
14 | Какая бывает вода | Вода – вещество. Свойства бесцветность. Вода – растворитель различные состояния воды (пар, град, туман, иней, роса, Понятия: «вещество» | |
15 | Итоговый контрольный тест за I полугодие |
III четверть- 18 часов
№ урока | Дата | Тема урока | Освоение предметных знаний |
1. | Январь – году начало, зиме – середина | Изменения Определение деревьев по силуэту. Понятия: «лиственные», «хвойные запись наблюдений | |
2. | Хвойные деревья | Хвойные деревья: особенности, и др. – вечнозеленые деревья. Хвойные деревья, которые сбрасывают на зиму листву | |
3. | Жизнь птиц зимой | Птицы в зимнем лесу: Зависимость питания птицы от строения клюва. Составление ответа на вопрос, основан-ный на наблюдении: каких птиц можно встретить зимой. Рассказывание о внешнем виде птиц, повадках, образе Птицы хищные и растительноядные. Чтение текстов учебника | |
4. | Наша страна - Россия | Наша страна – Россия, Федерация. Москва – России: гимн, флаг, герб | |
5. | Богата природа России | Разнообразие и богатство природы России: леса, | |
6. | Мы - россияне | Россия – страна многонациональная Особенности народа: язык, искусство, | |
7. | Народная сказка и народная игрушка | Прикладное искусство народов России: сравнение, Художественные промыслы разных Рассказывание Раскрашивание животных из сказки «Колобок» | |
8. | Февраль – месяц метелей и вьюг | Февраль – Снега много, стоят морозы. Февраль – месяц метелей и ветров. В лесу идет своя жизнь | |
9. | Звери - млекопитающие | Звери имеют волосяной жизни. Среди зверей есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные | |
10. | Наш уголок природы. Животные и растения уголка природы | Уголок природы – место | |
11. | Комнатные растения | ||
12. | Мы – граждане России | Граждане Рассуждение на тему «Для | |
13. | Правила поведения | Развитие | |
14. | 23 февраля – День защитника Отечества | Как можно встретить праздник «День защитника и близким | |
15. | 8 Марта – праздник всех женщин | Как можно встретить праздник в семье, как проявить внимание к родным и близким | |
16. | Март - капельник | Изменения в жизни Характеристика марта: на- месяца – «капельник»; появление таяние снега | |
17. | Птичьи разговоры | Жизнь птиц весной: прилет, гнездование, птичьи «разговоры». Правила отношения к птичьим гнездам. Народная | |
18. | Контрольный тест за 3 четверть |
IV четверть –16 ч
№ урока | Дата | Тема урока | Освоение предметных знаний (базовые понятия) |
1. | Если хочешь быть здоров,закаляйся! | Для того чтобы быть здоровым, нужно Занятие спортом тоже закаляет человека. Объяснение смысла выражений | |
2. | Здоровая пища | Какая пища Полезный Витамины организма. Продукты на ужин | |
3. | Какое бывает настроение | От чего зависит настроение человека. Каким оно Что нужно делать для того, Характеристика разных видов настроения: радостно, | |
4. | Апрель - водолей | Сезонные | |
5. | Экскурсия в весенний лес (парк) | Наблюдения | |
6. | Жизнь насекомых весной | Календарь насекомых Развитие речи: описание | |
7. | Весенние работы | Весной на полях, огородах, в садах и цветниках начинаются весенние работы: убирают прошлогоднюю листву, | |
8. | Кто работает на транспорте | Сходство водный, наземный; пассажирский, личный; электрический и работающий на бензине грузовой, Профессии: | |
9. | День космонавтики | Россия – страна, которая открыла миру космос. Первый спутник Земли, первый космонавт, полеты | |
10. | Май весну завершает,лето начинает | «Май весну завершает, лето начинает» – в народе. Изменения в природе | |
11. | Жизнь земноводных весной | Лягушки и жабы – земноводные: общие Понятия «земноводные», | |
12. | Животное – живое существо | Обобщение | |
13. | Природе нужны все! | Природа – | |
14. | Итоговый контрольный тест№ 3 | ||
15. | Работа над ошибками | Правила поведения на дороге. Пешеходный переход. Ролевая игра «Я – регулировщик». | |
16 | Ты - пешеход | Дорожные знаки: подземный переход, велосипедное движение разрешено, велосипедная дорожка, проход запрещен, проход порта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему мирудля 4 класса по системе " Начальная школа 21 века"
В "Программу" включены такие разделы, как: " Пояснительная записка", Принципы, положенные в основу построения курса", " Средства обучения", " Формы и средства контроля", " Виды контроля", "...
Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС
Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ, 3 класс Школа России
рабочая программа...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...