РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ, 3 класс Школа России
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа для курса окружающий мир 3 класса реализуется по УМК «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова
- Учебник А.А.Плешаков. Окружающий мир. 3 класс, Просвещение, 2012 г. в 2-х частях
- Авторская программа А.А.Плешаков «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект "Школа России").
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Окружающий мир» изучается с 1-го класса, 3-й класс – 2 часа в неделю (68 часов).
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
- и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (19ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (12 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
Экскурсии:
Природа, ее разнообразие.
Практические работы:
1.Тела, вещества, частицы.
2.Состав и свойства воздуха.
3.Свойства воды.
4.Круговорот воды.
5.Состав почвы.
6.Размножение и развитие растений.
7Знакомство с внешним строением кожи.
8.Подсчет ударов пульса.
9.Полезные ископаемые.
10.Знакомство с культурными растениями.
11.Знакомство с различными монетами.
Раздел 3. Тематическое планирование
№ | Тема раздела, урока | Количество часов |
Раздел "Как устроен мир" | 7 ч | |
1 | Природа. Ценность природы для людей | 1 |
2 | Человек. Стартовая диагностика | 1 |
3 | Проект "Богатства, отданные людям" | 1 |
4 | Общество | 1 |
5 | Что такое экология | 1 |
6 | Природа в опасности! Охрана природы | 1 |
7 | Обобщение знаний по теме "Как устроен мир". Проверочная работа | 1 |
Раздел "Эта удивительная природа" | 19 ч | |
8 | Тела, вещества, частицы | 1 |
9 | Разнообразие веществ Практическая работа № 1 | 1 |
10 | Воздух и его охрана | 1 |
11 | Вода | 1 |
12 | Превращение и круговорот воды | 1 |
13 | Берегите воду! | 1 |
14 | Что такое почва | 1 |
15 | Разнообразие растений | 1 |
16 | Солнце, растения и мы с вами | 1 |
17 | Размножение и развитие растений Тест № 1 | 1 |
18 | Охрана растений | 1 |
19 | Разнообразие животных | 1 |
20 | Кто что ест | 1 |
21 | Проект "Разнообразие природы родного края" | 1 |
22 | Размножение и развитие животных | 1 |
23 | Охрана животных | 1 |
24 | В царстве грибов | 1 |
25 | Великий круговорот жизни | 1 |
26 | Обобщение знаний по теме "Эта удивительная природа". Проверочная работа | 1 |
Раздел "Мы и наше здоровье" | 10 ч | |
27 | Организм человека Практическая работа № 2 | 1 |
28 | Органы чувств | 1 |
29 | Надёжная защита организма | 1 |
30 | Опора тела и движение. Промежуточная диагностическая работа | 1 |
31 | Наше питание. Практическая работа № 3 | 1 |
32 | Проект "Школа кулинаров" | 1 |
33 | Дыхание и кровообращение | 1 |
34 | Умей предупреждать болезни | 1 |
35 | Здоровый образ жизни | 1 |
36 | Обобщение знаний по теме "Мы и наше здоровье". Проверочная работа | 1 |
Раздел "Наша безопасность" | 8 ч | |
37 | Огонь, вода и газ | 1 |
38 | Чтобы путь был счастливым | 1 |
39 | Дорожные знаки Тест №2 | 1 |
40 | Проекты "Кто нас защищает" | 1 |
41 | Опасные места | 1 |
42 | Природа и наша безопасность | 1 |
43 | Экологическая безопасность | 1 |
44 | Обобщение знаний по теме "Наша безопасность". Проверочная работа | 1 |
Раздел "Чему учит экономика" | 12 ч | |
45 | Для чего нужна экономика | 1 |
46 | Природные богатства и труд людей - основа экономики | 1 |
47 | Полезные ископаемые Практическая работа № 4 | 1 |
48 | Растениеводство | 1 |
49 | Животноводство | 1 |
50 | Какая бывает промышленность | 1 |
51 | Проект "Экономика родного края" | 1 |
52 | Что такое деньги | 1 |
53 | Государственный бюджет | 1 |
54 | Семейный бюджет | 1 |
55 | Экономика и экология | 1 |
56 | Обобщение знаний по теме "Чему учит экономика". Тест №3 | 1 |
Раздел "Путешествие по городам и странам" | 12 ч | |
57,58,59 | Золотое кольцо России | 3 |
60 | Проект "Музей путешествий" | 1 |
61 | Наши ближайшие соседи | 1 |
62 | На севере Европы | 1 |
63 | Что такое Бенилюкс | 1 |
64 | В центре Европы | 1 |
65 | По Франции и Великобритании | 1 |
66 | На юге Европы | 1 |
67 | По знаменитым местам мира Итоговая диагностическая работа | 1 |
68 | Обобщение знаний по теме "Путешествие по городам и странам". Тест № 4 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС
Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....
рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
Авторская программа по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру. Школа России. 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской программы курса «Окружающий мир» 3 класс, авто...
Рабочая программа по окружающему миру, " Школа России",3 класс
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешкова," Школа России", в 2014году. Содержит пояснительную записку,календарно-тематическое планировани...