Конспект урока "Семейные заботы и традиции" по программе "Гармония" 2 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Чепрасова Светлана Викторовна

Предмет:  окружающий мир
Урок № 17
Тема урока:
  Семейные заботы и традиции  (Уч.– с. 80-85; РТ №1 – с. 25-27, задания 17–20.) 
Тип урока:   урок «открытия» нового                             

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: формирование представления о семейных отношениях, о семейных обязанностях, о традициях и реликвиях семьи; воспитывать понимание необходимости заботиться о слабых, больных, старых членах семьи, желание поддерживать традиции своей семьи, хранить семейные реликвии; продолжить развивать умение выполнять проектную работу и презентовать её. 

Формирование УУД:

 Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
Регулятивные: действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.
Познавательные:

Общеучебные: дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

 Логические: наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы.
Коммуникативные: оперировать в речи предметным языком – правильно использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Методы обучения: частично-поисковые, исследовательский, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные

Формы: парная, фронтальная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 628355.docx45.9 КБ

Предварительный просмотр:

09.11.2017 г.
Предмет:  окружающий мир
Урок № 17
Тема урока:
  Семейные заботы и традиции  (Уч.– с. 80-85; РТ №1 – с. 25-27, задания 17–20.)  
Тип урока:   урок «открытия» нового                             

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель:
формирование представления о семейных отношениях, о семейных обязанностях, о традициях и реликвиях семьи; воспитывать понимание необходимости заботиться о слабых, больных, старых членах семьи, желание поддерживать традиции своей семьи, хранить семейные реликвии; продолжить развивать умение выполнять проектную работу и презентовать её.  

Формирование УУД:

 Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
Регулятивные: действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.
Познавательные:

Общеучебные: дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

 Логические: наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы.
Коммуникативные:
оперировать в речи предметным языком – правильно использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. 

Методы обучения: частично-поисковые, исследовательский, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные

Формы: парная, фронтальная

Ход урока

1.Организационный этап. Эмоциональный настрой.

  - Долгожданный дан звонок, начинается урок.

 Ребята, сегодня у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними. Обычно гости приходят на урок, чтобы посмотреть, как вы умеете работать на уроке «Окружающего мира»

- Давайте улыбнемся друг другу и с приподнятым настроением начнем наш урок «Окружающего мира»

 

2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

А) - Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (о семье)

- Что такое семья? (это группа близких родственников, живущих вместе).

Б)Упражнение  на развитие ассоциативного мышления

- Семья. Довольно часто мы слышим, произносим это слово, но  что оно обозначает.

- Какие ассоциации возникают, когда вы слышите это слово? (ответы детей)

Продолжите предложение: Семья - …….(Дом, родители, крепость, семья – это маленькое солнце, которое согревает нас своим теплом)

-На прошлом уроке мы стали работать над проектам «Моя семья»

-Дома, вы должны  были провести  первые исследования.

 -Как произошло слово «Семья», давайте послушаем  рассказы детей.

В)Презентация: СЕМЬЯ – сколько загадок в этом слове!      Существует несколько версий его происхождения.

Слово «семья» -  делится на 2 слова «семь»  и «Я», т.е. 7 + я . Это значит  семеро как я. Ведь в семье  все  чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения.

                «Семь» - не делится. Оно считается  особенным числом и напоминает о том , что и «семья» - тоже едина и неделима.

                А ещё можно сказать, что слово «семья»  происходит от слова «СЕМЯ».  Маленькое семя, с любовью посаженное  в землю даёт вскоре крепкий росток, на котором со временем появляются сначала нежные цветочки, а затем  добрые плоды.

 Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя.  Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки  - сынки и дочки.

-Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Никто его  не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и  фруктами. Но было этому мальчику очень грустно.

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.

-Куда ты идешь? - спросил старик

-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

-Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.

Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.

-Послушай! - сказал старик.

 - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу.

 -Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.

 Когда-то о нем не слыхала земля...

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

— Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила:

— Я.

— Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила:

— Я.

— Кто пищу сготовит, о, радость моя?

И Ева все так же ответила:

— Я.

— Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

— Я... Я... — тихо молвила Ева,

— Я... Я...

Сказала она знаменитых семь Я.

Вот так на земле появилась семья.

Г) Рассказ детей о близких родственниках (стр.74-75)

- А кого мы называем близкими родственниками? (людей, у которых общие родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки)

-Какие бывают семьи? (Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений)

-Сколько человек может жить в семье? (несколько поколений)

- Как вы это понимаете?

 (Поколение - это родственники близкого возраста, например, старшее поколение - бабушки и дедушки, среднее поколение - родители, младшее поколение - дети, внуки бабушек и дедушек).

- Какая семья называется многодетной? (в которой 3 и больше детей).

- Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры).

Д) Происхождение имени, фамилии

- У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.

  -Кто выбирает имена детям?(выбирают родители)

-Дома, вы также провели исследование,  что обозначает твоё имя? (несколько ответов детей).

- А отчество присваивается человеку по имени кого? (отца)

-А что известно о происхождении вашей  фамилии? 

Е) Решение задач.

  1. У  Саши  есть  двоюродная  сестра,  Дарья Петровна. Как  зовут  брата  Сашиной  мамы?      (Пётр.)
  2. Две  матери, две  дочери да бабушка с  внучкой, а всего  их трое. Кто это?  (внучка, дочь, бабушка.)
  3. Назовите пропущенные  слова.

*  сын,  отец,  …    (дед),   прадед.  (Это  мужская линия.)

* прабабушка,  бабушка,  …   (мама),   дочь.  (Это  женская  линия.)

 Ё) Игра  «Народная  мудрость»

- О семье  сложено много пословиц и поговорок. Какие пословицы о семье вы принесли?

– Объясните, их значение.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Зачем и клад, коли в семье лад

Вся семья вместе, так и душа на месте

В родной семье и каша гуще.

Один за всех и все за одного.

Семья – убежище души.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

3. Динамическая пауза «Разминочка»

 - Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.

- Те, у кого есть старший брат,  встаньте и хлопните в ладоши

- У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой

- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши

- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх

- Хлопните те, кто очень любит свою семью

-Встаньте те, у кого отчество  Алексеевна, Александровна, Александрович, Дмитриевич?

- Молодцы! Вот мы и немного отдохнули.

4. Постановка учебной задачи.

-У каждого из вас  есть самые близкие и родные люди, кого вы любите.

-Кто же это? ( Мама, папа, бабушка, дедушка)

-Чтобы  определить тему нашего урока, рассмотрите  рисунок на стр.80

-Чем заняты члены семьи?

- Мама, папа?

-Как вы думаете,  над какой темой мы сегодня будем работать?

(продолжим говорить о семье, об обязанностей каждого члена семьи, о их делах, заботах)

5. Первичное усвоение новых знаний

 А)Жизнь каждой семьи наполнена разными заботами.

-Какие заботы есть в каждой семье? (о младших, о растениях, животных, пожилых людях)

- Как распределяются обязанности, дела между членами семьи?

- Какие обязанности есть у вас по дому?

-Что члены семьи делают вместе?

Б)- Послушайте рассказ Л. Н. Толстого:

...Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони?

Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка».

Старик сказал: «Я не съем – другие съедят, мне спасибо скажут».

-Скажите, о ком позаботился старик?

6.   Первичная проверка понимания

А) Работа в парах

Распределите дела на семейные и личные в две колонки:

1.Позвонить другу.

2.Купить хлеб

3.Отремонтировать стул

4. Подмести пол

5.Постирать носки.

6.Сделать уроки

7.Поздравить подругу, друга.

8.Сходить в библиотеку

9.Помыть посуду.

Б)Чтение советов на стр.81

Всегда ли вы следуете советам, которые даны в рамке?

В)Послушайте  стихотворение Э. Успенского «Если был бы я девчонкой» стр.82(Титков Даниил)

-Как вы считаете, нужно ли делить семейные обязанности  на  женские и мужские?

 (Конечно, более тяжёлые работы берут на себя в семье мужчины, некоторые дела могут хорошо исполнить женщины, но есть такие дела, которые в дружной семье делают сообща. В такой семье не бывает так, чтобы кто-то работал, а кто-то в это время занимался игрой или смотрел телевизор)

-Кому из мальчиков, изображенных на рисунках мама скажет «спасибо, сынок»? на стр. 82 в учебнике?

Г)Послушайте стихотворение А. Барто  «Катя»

-Что скажите о Кате?

Д) Памятки для детей:

– Какую семью можно назвать дружной, счастливой? (в которой все дела делаются сообща, помогают друг другу, любят время проводить вместе, любят друг друга, не сорятся, уважают старших, проявляют заботу о них)

 -Я не ошибусь, если скажу, что каждая семья индивидуальна по-своему.

-Я хочу подарить вам памятки.

Все это необходимо для того, чтобы семья была дружной и крепкой.

"Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить".

 Важно не забывать о том, что каждая семья должна быть крепкой, дружной. А я желаю вам семейного счастья и благополучия.

  Памятка для детей.

  1. Любите, цените и берегите своих  родителей, - их вам никто не заменит.
  2.  Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.
  3.  Вам нравиться улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, радовать  их каждый день. Это зависит только от вас самих.
  4.   Говорите приятные,  ласковые слова своим близким, не отказывайте никогда в помощи, предлагайте ее сами.
  5. А если взялись за дело - сделайте его хорошо, с душой.

И помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими»

2. Традиции в семье

А)Семья является для человека самым важным в жизни. Какое счастье, что у вас у всех есть семья, есть родительский дом - начало всех начал. Каждая семья отличается друг от друга, своими привычками, атмосферой, укладом, привычками, традициями.

Послушайте отрывок из сочинения: «Самой  важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге:

- Что такое традиции?

Б) Работа по словарю  учебника на  стр.111

Традиция - обычаи, перешедшие от старших родственников к младшим.

В) Инсценирование стихотворения

В каждой семье существуют разные традиции. Давайте поразмышляем о них.

Автор: Танюша под вечер с прогулки пришла

И дочку спросила:

Дочка: - Как, дочка, дела?

Опять ты залезла под стол, непоседа?

Опять просидела весь день без обеда?

С этими дочками прямо беда!

Скоро ты будешь, как спичка худа.

Иди-ка обедать, вертушка!

Автор: Танюшина мама с работы пришла

И дочку спросила:

Мама: -Как, дочка, дела?

Опять заигралась, наверно, в саду?

Опять ухитрилась забыть про еду?

«Обедать!» - кричала бабуля 100 раз,

А ты отвечала: «Сейчас, да сейчас!».

С этими дочками прямо беда,

Скоро ты будешь, как спичка, худа,

Иди-ка обедать, вертушка!

Автор: Тут бабушка, мамина мама пришла

И маму спросила:

Бабушка:- Как, дочка, дела?

Наверно, в больнице за целые сутки

Опять для еды не нашлось ни минутки,

А вечером съела сухой бутерброд?

Нельзя же сидеть целый день без обеда!

Уж доктором стала, а все – непоседа.

С этими дочками просто беда!

Скоро ты будешь, как спичка, худа,

Иди-ка обедать, вертушка!

Автор: 3 мамы в столовой сидят

3 мамы на дочек глядят

Что делать с дочками упрямыми?

Все:  Ох, и не просто быть мамами!

- Какую семейную традицию показали нам девочки?

Г)Текст для чтения (учитель)

Приехал долгожданный гость,

Давно он не был в нашем доме.

Его встречать нам довелось

С радушьем, в вежливом поклоне. (приём, встреча дорогих  гостей)

- А какие традиции есть в ваших семьях?

-Есть традиции: семейные, есть народные (рассказы детей)

(К семейным традициям можно отнести: любимые семейные игры «шахматы, Монополия»,  любимые блюда семьи,  чтение сказок на ночь, празднования  Дня рождения, свадеб, новоселья, дарят подарки на Новый год, воскресные походы в лес, традиция печь на Масленицу блины, народная традиция –встреча Нового года, проведение каждого лета в путешествии, совместные поездки за город, субботние обеды, семейные чтения, приём гостей, совместное проведение отпуска, посещение театра, концертов, совместное приготовление подарков)

Вывод: семейные традиции способствуют сближению членов семьи.

- Ребята, а хранятся ли в вашем доме старинные фотографии, вещи?

-Любите ли вы их рассматривать?

-Для чего их хранят в ваших домах? (Они интересны нам с исторической точки зрения, как предметы старины, культуры, быта. Но они дороги нам и как память о наших родных и близких)

3. Реликвии семейные

 Их называют - семейные реликвии. 

Реликвия - вещь, свято хранимая как память о прошлом (стр.111)

-Какие ещё предметы хранятся в ваших семьях? (иконы, ордена, награды,  письма с войны, тетради детей, фотографии прабабушек)

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дома продолжим работу по проекту «Моя семья». Подготовить рассказ об одном из родственников или о какой-нибудь семейной  реликвии или традиции.

8. Итог урока. Рефлексия. Комментарии оценок. Домашнее задание.

- Итак, о чём мы продолжили  разговор на уроке?

- Что вы сегодня узнали такого, чего не знали раньше?

- Оцените себя. Если вам на  уроке было интересно и все понятно, поднимите красную звездочку? Если урок не понравился, было не интересно,  поднимите синюю звездочку?

А теперь зажгите звездочки, подняв их вверх. Я очень рада, что горят только красные.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение

Подготовка к работе

личностные
регулятивные
коммуникативные

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

 

коммуникативные
познавательные

3. Актуализация знаний.

 

регулятивные
целеполагание
общеучебные
логические

4. Первичное закрепление

регулятивные
познавательные
коммуникативные

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 

регулятивные
познавательные коммуникативные

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

7.Рефлексия деятельности (итог )

Оценивают свою работу. Отмечают работу своих одноклассников.

личностные

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение

Девизом нашего урока будут такие слова:(слайд1)

 Мы – умные!

 Мы – дружные!

 Мы – внимательные!

 Мы – старательные!

 В первом классе учимся!

 Всё у нас получится.

- А что необходимо уметь на уроке математики?

(думать, рассуждать, считать)

Подготовка к работе

2. Актуализация знаний

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3. Актуализация знаний.

4. Первичное  усвоение новых знаний

5.   Первичное закрепление.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7.Рефлексия деятельности (итог)

Оценивают свою работу. Отмечают работу своих одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Семейные заботы и традиции" 2 класс ОС "Гармония"

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Семейные заботы и традиции" ОС "Гармония" в соответствии с ФГОС...

Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему " Как и зачем люди заботятся о почве?" 3 класс ( конспект+презентация+приложения)

Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему " Как и зачем люди заботятся о почве?" 3 класс ( конспект+презентация+приложения)...

Конспект + Презентация к классному часу "Забота о других " (3 класс)

Ниже представлена разработка классного часа "Забота о других". Он предназначен для учеников начальных классов. Дети в ходе классного часа смогут оценить не только  степень своей заботы ...

Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс "Забота человека о животных"

Тема: Забота человека о животных.Тип урока: изучение нового материала.Цель: выполнить иллюстрирование зайца акварелью....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Забота о животных в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»"

разработка конспекта урока по произведению Н. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"...

Конспект урока по английскому языку 3 класс. Тема: "Я должен заботиться о своем питомце" Forward Вербицкая М.В.

Цели деятельности учителя: формирование лексического навыка по теме «Я должен заботиться о своем питомце»; формирование умения составлять краткую инструкцию по уходу за домашними животными...