Конспект урока "Семейные заботы и традиции" по программе "Гармония" 2 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему
Предмет: окружающий мир
Урок № 17
Тема урока: Семейные заботы и традиции (Уч.– с. 80-85; РТ №1 – с. 25-27, задания 17–20.)
Тип урока: урок «открытия» нового
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: формирование представления о семейных отношениях, о семейных обязанностях, о традициях и реликвиях семьи; воспитывать понимание необходимости заботиться о слабых, больных, старых членах семьи, желание поддерживать традиции своей семьи, хранить семейные реликвии; продолжить развивать умение выполнять проектную работу и презентовать её.
Формирование УУД:
Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
Регулятивные: действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.
Познавательные:
Общеучебные: дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Логические: наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы.
Коммуникативные: оперировать в речи предметным языком – правильно использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Методы обучения: частично-поисковые, исследовательский, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные
Формы: парная, фронтальная
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
628355.docx | 45.9 КБ |
Предварительный просмотр:
09.11.2017 г.
Предмет: окружающий мир
Урок № 17
Тема урока: Семейные заботы и традиции (Уч.– с. 80-85; РТ №1 – с. 25-27, задания 17–20.)
Тип урока: урок «открытия» нового
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: формирование представления о семейных отношениях, о семейных обязанностях, о традициях и реликвиях семьи; воспитывать понимание необходимости заботиться о слабых, больных, старых членах семьи, желание поддерживать традиции своей семьи, хранить семейные реликвии; продолжить развивать умение выполнять проектную работу и презентовать её.
Формирование УУД:
Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
Регулятивные: действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.
Познавательные:
Общеучебные: дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Логические: наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы.
Коммуникативные: оперировать в речи предметным языком – правильно использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Методы обучения: частично-поисковые, исследовательский, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные
Формы: парная, фронтальная
Ход урока
1.Организационный этап. Эмоциональный настрой.
- Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Ребята, сегодня у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними. Обычно гости приходят на урок, чтобы посмотреть, как вы умеете работать на уроке «Окружающего мира»
- Давайте улыбнемся друг другу и с приподнятым настроением начнем наш урок «Окружающего мира»
2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
А) - Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (о семье)
- Что такое семья? (это группа близких родственников, живущих вместе).
Б)Упражнение на развитие ассоциативного мышления
- Семья. Довольно часто мы слышим, произносим это слово, но что оно обозначает.
- Какие ассоциации возникают, когда вы слышите это слово? (ответы детей)
Продолжите предложение: Семья - …….(Дом, родители, крепость, семья – это маленькое солнце, которое согревает нас своим теплом)
-На прошлом уроке мы стали работать над проектам «Моя семья»
-Дома, вы должны были провести первые исследования.
-Как произошло слово «Семья», давайте послушаем рассказы детей.
В)Презентация: СЕМЬЯ – сколько загадок в этом слове! Существует несколько версий его происхождения.
Слово «семья» - делится на 2 слова «семь» и «Я», т.е. 7 + я . Это значит семеро как я. Ведь в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения.
«Семь» - не делится. Оно считается особенным числом и напоминает о том , что и «семья» - тоже едина и неделима.
А ещё можно сказать, что слово «семья» происходит от слова «СЕМЯ». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю даёт вскоре крепкий росток, на котором со временем появляются сначала нежные цветочки, а затем добрые плоды.
Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки - сынки и дочки.
-Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
-Куда ты идешь? - спросил старик
-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
-Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
-Послушай! - сказал старик.
- Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу.
-Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.
Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
— Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
— Я.
— Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
— Я.
— Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все так же ответила:
— Я.
— Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
— Я... Я... — тихо молвила Ева,
— Я... Я...
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.
Г) Рассказ детей о близких родственниках (стр.74-75)
- А кого мы называем близкими родственниками? (людей, у которых общие родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки)
-Какие бывают семьи? (Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений)
-Сколько человек может жить в семье? (несколько поколений)
- Как вы это понимаете?
(Поколение - это родственники близкого возраста, например, старшее поколение - бабушки и дедушки, среднее поколение - родители, младшее поколение - дети, внуки бабушек и дедушек).
- Какая семья называется многодетной? (в которой 3 и больше детей).
- Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры).
Д) Происхождение имени, фамилии
- У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.
-Кто выбирает имена детям?(выбирают родители)
-Дома, вы также провели исследование, что обозначает твоё имя? (несколько ответов детей).
- А отчество присваивается человеку по имени кого? (отца)
-А что известно о происхождении вашей фамилии?
Е) Решение задач.
- У Саши есть двоюродная сестра, Дарья Петровна. Как зовут брата Сашиной мамы? (Пётр.)
- Две матери, две дочери да бабушка с внучкой, а всего их трое. Кто это? (внучка, дочь, бабушка.)
- Назовите пропущенные слова.
* сын, отец, … (дед), прадед. (Это мужская линия.)
* прабабушка, бабушка, … (мама), дочь. (Это женская линия.)
Ё) Игра «Народная мудрость»
- О семье сложено много пословиц и поговорок. Какие пословицы о семье вы принесли?
– Объясните, их значение.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Зачем и клад, коли в семье лад
Вся семья вместе, так и душа на месте
В родной семье и каша гуще.
Один за всех и все за одного.
Семья – убежище души.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
3. Динамическая пауза «Разминочка»
- Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши
- У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой
- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши
- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх
- Хлопните те, кто очень любит свою семью
-Встаньте те, у кого отчество Алексеевна, Александровна, Александрович, Дмитриевич?
- Молодцы! Вот мы и немного отдохнули.
4. Постановка учебной задачи.
-У каждого из вас есть самые близкие и родные люди, кого вы любите.
-Кто же это? ( Мама, папа, бабушка, дедушка)
-Чтобы определить тему нашего урока, рассмотрите рисунок на стр.80
-Чем заняты члены семьи?
- Мама, папа?
-Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?
(продолжим говорить о семье, об обязанностей каждого члена семьи, о их делах, заботах)
5. Первичное усвоение новых знаний
А)Жизнь каждой семьи наполнена разными заботами.
-Какие заботы есть в каждой семье? (о младших, о растениях, животных, пожилых людях)
- Как распределяются обязанности, дела между членами семьи?
- Какие обязанности есть у вас по дому?
-Что члены семьи делают вместе?
Б)- Послушайте рассказ Л. Н. Толстого:
...Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони?
Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка».
Старик сказал: «Я не съем – другие съедят, мне спасибо скажут».
-Скажите, о ком позаботился старик?
6. Первичная проверка понимания
А) Работа в парах
Распределите дела на семейные и личные в две колонки:
1.Позвонить другу.
2.Купить хлеб
3.Отремонтировать стул
4. Подмести пол
5.Постирать носки.
6.Сделать уроки
7.Поздравить подругу, друга.
8.Сходить в библиотеку
9.Помыть посуду.
Б)Чтение советов на стр.81
– Всегда ли вы следуете советам, которые даны в рамке?
В)Послушайте стихотворение Э. Успенского «Если был бы я девчонкой» стр.82(Титков Даниил)
-Как вы считаете, нужно ли делить семейные обязанности на женские и мужские?
(Конечно, более тяжёлые работы берут на себя в семье мужчины, некоторые дела могут хорошо исполнить женщины, но есть такие дела, которые в дружной семье делают сообща. В такой семье не бывает так, чтобы кто-то работал, а кто-то в это время занимался игрой или смотрел телевизор)
-Кому из мальчиков, изображенных на рисунках мама скажет «спасибо, сынок»? на стр. 82 в учебнике?
Г)Послушайте стихотворение А. Барто «Катя»
-Что скажите о Кате?
Д) Памятки для детей:
– Какую семью можно назвать дружной, счастливой? (в которой все дела делаются сообща, помогают друг другу, любят время проводить вместе, любят друг друга, не сорятся, уважают старших, проявляют заботу о них)
-Я не ошибусь, если скажу, что каждая семья индивидуальна по-своему.
-Я хочу подарить вам памятки.
Все это необходимо для того, чтобы семья была дружной и крепкой.
"Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить".
Важно не забывать о том, что каждая семья должна быть крепкой, дружной. А я желаю вам семейного счастья и благополучия.
Памятка для детей.
- Любите, цените и берегите своих родителей, - их вам никто не заменит.
- Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.
- Вам нравиться улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, радовать их каждый день. Это зависит только от вас самих.
- Говорите приятные, ласковые слова своим близким, не отказывайте никогда в помощи, предлагайте ее сами.
- А если взялись за дело - сделайте его хорошо, с душой.
И помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими»
2. Традиции в семье
А)Семья является для человека самым важным в жизни. Какое счастье, что у вас у всех есть семья, есть родительский дом - начало всех начал. Каждая семья отличается друг от друга, своими привычками, атмосферой, укладом, привычками, традициями.
Послушайте отрывок из сочинения: «Самой важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге:
- Что такое традиции?
Б) Работа по словарю учебника на стр.111
Традиция - обычаи, перешедшие от старших родственников к младшим.
В) Инсценирование стихотворения
В каждой семье существуют разные традиции. Давайте поразмышляем о них.
Автор: Танюша под вечер с прогулки пришла
И дочку спросила:
Дочка: - Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками прямо беда!
Скоро ты будешь, как спичка худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Автор: Танюшина мама с работы пришла
И дочку спросила:
Мама: -Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
«Обедать!» - кричала бабуля 100 раз,
А ты отвечала: «Сейчас, да сейчас!».
С этими дочками прямо беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа,
Иди-ка обедать, вертушка!
Автор: Тут бабушка, мамина мама пришла
И маму спросила:
Бабушка:- Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки,
А вечером съела сухой бутерброд?
Нельзя же сидеть целый день без обеда!
Уж доктором стала, а все – непоседа.
С этими дочками просто беда!
Скоро ты будешь, как спичка, худа,
Иди-ка обедать, вертушка!
Автор: 3 мамы в столовой сидят
3 мамы на дочек глядят
Что делать с дочками упрямыми?
Все: Ох, и не просто быть мамами!
- Какую семейную традицию показали нам девочки?
Г)Текст для чтения (учитель)
Приехал долгожданный гость,
Давно он не был в нашем доме.
Его встречать нам довелось
С радушьем, в вежливом поклоне. (приём, встреча дорогих гостей)
- А какие традиции есть в ваших семьях?
-Есть традиции: семейные, есть народные (рассказы детей)
(К семейным традициям можно отнести: любимые семейные игры «шахматы, Монополия», любимые блюда семьи, чтение сказок на ночь, празднования Дня рождения, свадеб, новоселья, дарят подарки на Новый год, воскресные походы в лес, традиция печь на Масленицу блины, народная традиция –встреча Нового года, проведение каждого лета в путешествии, совместные поездки за город, субботние обеды, семейные чтения, приём гостей, совместное проведение отпуска, посещение театра, концертов, совместное приготовление подарков)
Вывод: семейные традиции способствуют сближению членов семьи.
- Ребята, а хранятся ли в вашем доме старинные фотографии, вещи?
-Любите ли вы их рассматривать?
-Для чего их хранят в ваших домах? (Они интересны нам с исторической точки зрения, как предметы старины, культуры, быта. Но они дороги нам и как память о наших родных и близких)
3. Реликвии семейные
Их называют - семейные реликвии.
Реликвия - вещь, свято хранимая как память о прошлом (стр.111)
-Какие ещё предметы хранятся в ваших семьях? (иконы, ордена, награды, письма с войны, тетради детей, фотографии прабабушек)
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Дома продолжим работу по проекту «Моя семья». Подготовить рассказ об одном из родственников или о какой-нибудь семейной реликвии или традиции.
8. Итог урока. Рефлексия. Комментарии оценок. Домашнее задание.
- Итак, о чём мы продолжили разговор на уроке?
- Что вы сегодня узнали такого, чего не знали раньше?
- Оцените себя. Если вам на уроке было интересно и все понятно, поднимите красную звездочку? Если урок не понравился, было не интересно, поднимите синюю звездочку?
А теперь зажгите звездочки, подняв их вверх. Я очень рада, что горят только красные.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1.Организационный этап. | Включение в деловой ритм. Устное сообщение | Подготовка к работе | личностные | |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
| коммуникативные | ||
3. Актуализация знаний. |
| регулятивные | ||
4. Первичное закрепление | регулятивные | |||
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | регулятивные | |||
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
| |||
7.Рефлексия деятельности (итог ) | Оценивают свою работу. Отмечают работу своих одноклассников. | личностные | ||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1.Организационный этап. | Включение в деловой ритм. Устное сообщение Девизом нашего урока будут такие слова:(слайд1) Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! В первом классе учимся! Всё у нас получится. - А что необходимо уметь на уроке математики? (думать, рассуждать, считать) | Подготовка к работе | ||
2. Актуализация знаний | ||||
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | ||||
3. Актуализация знаний. | ||||
4. Первичное усвоение новых знаний | ||||
5. Первичное закрепление. | ||||
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | ||||
7.Рефлексия деятельности (итог) | Оценивают свою работу. Отмечают работу своих одноклассников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Семейные заботы и традиции" 2 класс ОС "Гармония"
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Семейные заботы и традиции" ОС "Гармония" в соответствии с ФГОС...
Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему " Как и зачем люди заботятся о почве?" 3 класс ( конспект+презентация+приложения)
Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему " Как и зачем люди заботятся о почве?" 3 класс ( конспект+презентация+приложения)...
Конспект урока по окружающему миру «Зачем и как люди заботятся о почве» - 3 класс - ПНШ
Конспект урока...
Конспект + Презентация к классному часу "Забота о других " (3 класс)
Ниже представлена разработка классного часа "Забота о других". Он предназначен для учеников начальных классов. Дети в ходе классного часа смогут оценить не только степень своей заботы ...
Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс "Забота человека о животных"
Тема: Забота человека о животных.Тип урока: изучение нового материала.Цель: выполнить иллюстрирование зайца акварелью....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Забота о животных в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»"
разработка конспекта урока по произведению Н. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"...
Конспект урока по английскому языку 3 класс. Тема: "Я должен заботиться о своем питомце" Forward Вербицкая М.В.
Цели деятельности учителя: формирование лексического навыка по теме «Я должен заботиться о своем питомце»; формирование умения составлять краткую инструкцию по уходу за домашними животными...