Методическая разработка урока на тему "Лес и климат"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Малюгина Ольга Викторовна

Урок разработан с применением интерактивных методов в форме совещания экологов, которые решают проблему изменения климата. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon les_i_klimat_urok_mr.doc301.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-проблема. Совещание экологов.

Тема урока «Лес и климат»

Цель:

- формировать у учащихся представление о роли лесов для жизни планеты;

- познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека;

- определить важность рационального использования ресурсов леса;

- выявить угрозы лесам, возникшие из-за изменения климата;
        - формулировать решения для помощи лесу в адаптации к изменяющемуся климату;

- сформировать и обосновать правила поведения в лесу;

- развивать познавательный интерес;

- воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения в природе.

Задачи: посредством постановки проблемных вопросов, мотивировать учащихся на личностное осознание значимости охраны леса, сохранения и обновления лесных хозяйств; значимости действий человека в решении проблемы изменения климата и в сохранение лесов; значимости экологических проблем для всего мира.

Предметные

 УУД

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;

– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
–мотивация гармоничного взаимодействия с природой.

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.

– понимать своё продвижение в овладении основ экологической культуры;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий.

- общаться, слушать и слышать друг друга;
- сотрудничать для решения поставленных задач; участвовать в диалоге;
- вырабатывать единое решение; 

– осуществлять взаимопроверку при работе в группе; в парах;
- аргументировано доказывать свою точку зрения.
– формирование коммуникативных навыков.


План урока /применение технологии развития критического мышления/

Этап урока

                                                       

           

Задача

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап (2 минуты)

1. Приветствие

Формирование положительного психологического настроя

индивидуальная

Сл.1 /лес/

Приветствует учащихся. Создает положительный психологический настрой.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

                              /Н. Благинина/

Фиксация внимания. Планирование действий. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Организация рабочего пространства.

Вызов (8 минут)

1. Мозговой штурм

Актуализация знаний.

Организация повторения, активизация внимания, памяти.

коллективная

Вопросы:

1. Листья этого дерева дрожат, словно от страха, даже без ветра   /осина/

2. Он долговечный, прочный, могучий  /дуб/

3. Его называют «медоносным деревом»  /липа/

4. Его ветки в начале осени облеплены плодами – отсюда и название  /облепиха/

5. У этого дерева шишки поднимаются вверх, как новогодние свечи  /пихта/

6. Какое дерево можно назвать столетним  /дуб/

7. Какие деревья человек применяет в лечебных целях  /дуб, лапа, береза/

8. Какое дерево лучше других очищает воздух от пыли  /тополь/

9. Кору этого дерева называют берестой  /береза/

10. Как одним словом назвать деревья ель, сосну и кедр  /хвойные/

11. Это дерево вестник дождя. Если на его листьях «слёзы», скоро пойдёт дождь  /клён/

Загадка 1

Он зелёный и густой,

Он высокий и большой:

То-еловый, то-дубовый,

То-осиново-сосновый.

У него полно плодов,

Ягод, шишек и грибов,

И протоптанной тропинкой,

По нему идут с корзинкой…      /лес/

Загадка 2

Здесь всегда полно чудес,

Здесь деревья до небес,

Птички весело поют.

Звери разные живут.

В чаще волка встретить  можно-

Там гуляйте осторожно.

Куда ведет нас интерес?

Совершим поход мы в…   /лес/

Сл.2 /Лес/

Включение в работу. Самоопределение

Слушают учителя и отвечают на его вопросы. Развивают умение оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать ответ.

2. Просмотр видеоролика №1

Мотивация к деятельности.

Целеполагание, выстраивание предположений, связей

коллективная

Формулирование темы урока.

Организация диалога между командами.

Направление команд к составлению проблемных вопросов, помощь.

-  А теперь мы отправимся в лес. Закройте глаза и представьте: солнце светит через густые кроны деревьев, справа заросли кустарника, впереди - лесная поляна! Такая красота!  Зеленеет мягкий ковёр травы под ногами, над головой  - голубое небо, белые перистые облака. Рядом колышется былинка, по ней ползёт маленькая букашка... Ягоды земляники налились сладким соком и манят ароматом. Лесные певцы радуют слух…

Сл.3 /Лес, мусор/

- Откройте глаза.

(На экране загрязненный лес)

- Хотите оказаться в таком лесу?

-А почему?

Диалог с «экологами»

- Уважаемые гости, как вы думаете, чему посвящено наше заседание?

- Много ли лесов на нашей планете?

- Леса – это «легкие» планеты. Почему так говорят?

- Для чего на полях высаживают деревья?

Зачем нужен лес? Кому нужен лес?  

А знаете ли вы, что лес одаривает людей своими дарами. Лекарственные травы мы собираем в лесах. А главный дар леса – древесина.

Сл.4 /кластер/

Сл.5, 6,  7, 8, 9 /лес – наш дом/ рассказ  детям о назначении леса

Понимание проблемы. Определение задач урока, постановка вопросов, аргументированных ответов; ведение диалога.

дети закрывают глаза и представляют себя в лесу

Отвечают на вопрос учителя.

 Нет.

Предполагаемые ответы.

- Поговорим о значении леса в природе и жизни человека, бережном отношении к лесным богатствам, воде, животному миру; о влиянии погоды на здоровье человека.

- Лес занимает 30 %суши.

-Лес – основной производитель кислорода и потребитель углекислого газа.

- Деревья защищают почву от разрушения, сохраняет от пересыхания реки и озера, хранит в себе большие запасы воды, лес защищает от ветра поля и луга.

Составление кластера у доски

Осмысление  (25 минут)

1. Чтение экологической сводки. прогнозирование

Сформулировать цель своих дальнейших действий.

Выбрать способ (как?) и средства (с помощью чего?)

Групповая

Сл.10 /Лес и климат/

- Коллеги, нам пришли 2 письма.

/Учитель отдает письма командам/

Обсуждение информации

Сл.11, 12  /функции леса; жил-был лес/

Сл.13 /проблемные вопросы/

Постановка проблемных вопросов

Вопросы.

Как изменение климата может повлиять на жизнь леса? Что произойдет с планетой Земля, если все леса погибнут?  Чего боится лес?  Как помочь лесу?

Команды получают по конверту, распечатывают, читают вслух по очереди, обсуждают.

1 команда.

Изменение климата и сохранение лесов — крайне важные проблемы современного мира!

Проблема изменения климата тесно связана с сохранением лесов. Климат Земли менялся на протяжении миллионов лет и продолжает меняться дальше. Приходят и уходят ледниковые периоды, двигаются тектонические плиты, происходит извержение вулканов, землетрясения.

Сейчас на все природные явления оказывает влияние человек, его деятельность.

Из-за сжигания угля, газа и нефтепродуктов резко выросло содержание углекислого и других вредных газов в атмосфере и потеплению.

2 команда

Потепление на 2 – 3 °С приведет к неустойчивости  климата. Полностью избежать проблем,  вызываемых изменением климата, невозможно, но важно к ним подготовиться: сокращать количество выбросов, чтобы замедлить и уменьшить эти изменения. Огромное значение при изменении климата имеет ЛЕС.

Однако, человек вырубает леса, лесные пожары - уничтожают, вспышки вредителей,

порывистый ветер приводят к гибели лесов и их обитателей. Причем, чем сильнее теплеет

климат, тем больше леса подвергаются негативным изменениям.

Получается замкнутый круг, разорвать который можно лишь в том случае, если помочь

лесам адаптироваться к изменению климата. Как это сделать?

2. Определение экологических проблем леса

Выявление главного

Групповая

Сл.  14 /лес – наше богатство - схема/

Учитель выдает раздаточный материал на команду, содержащий цветные картинки, текст.

Работа с раздаточным материалом. Поиск информации. Составление схемы, выбор рисунков

Выявление главного

Групповая

- Ребята, сейчас вы должны определить причины  пожаров, вырубки, охоты и браконьерства, загрязнения леса и записать их. Вы должны определить, чего же боится лес?

Групповая  работа

Предполагаемые ответы детей:

Пожар: развели костер и не затушили, разводили костры во время засухи, бросили в сухую траву окурок…

Вырубка: добыча дерева для строительства, для изготовления бумаги, лес на дрова…

Охота: продажа ценного меха, пища, развлечение,   разорение гнёзд и муравейников ради забавы, хулиганство

Загрязнение: оставили бытовой мусор, сломали ветки на деревьях, вырвали траву и цветы и все побросали; устроили свалку отходов…….

Читают ответы по очереди.

3. Просмотр видеоролика №2

Мотивация к деятельности.

Целеполагание, выстраивание предположений, связей

Групповая

Сл. 15. Показ видеоролика

Дискуссия с экологами «Тонкие и толстые вопросы»

Тонкие: Кто? Что? Зачем? От чего?

Толстые: Что будет, если..?

 Почему вы думаете, что ..? Как вы считаете…? К чему приведет..?

/вопросы задаются в соответствии с уровнем работы учащихся с предложенной информацией, данными видеороликов, презентацией;  высказанными предположениями/

Формируют  бережное отношение к природе, приобщаются к экологической культуре.

Развивают  речь; дают полный и краткий ответы, грамотно выстраивают суждения.

Анализируют ответы одноклассников, определяют верные и неверные суждения.

4. Определение правил поведения на природе, в лесу

Обобщить знания и выразить их в виде иллюстративно-информационного стенда

Групповая

-  Как помочь лесу?

Ребята, вам необходимо  для нарушителей необходимо составить плакат «Правила поведения в лесу». Постарайтесь отобразить правила по каждой причине загрязнения леса, указать, что можно делать, а что - нельзя.

Предполагаемый ответ:

составить правила, указы, законы, написать памятку, установить знаки…….

Команды работают в группе с раздаточным материалом; составляют плакат.

5. Включение в систему знаний

Выполняют задание ранее поставленное перед «экологами»

Коллективная

Координирует работу детей.

Повторяет поставленные ранее проблемные вопросы: Как изменение климата может повлиять на жизнь леса? Что произойдет с планетой Земля, если все леса погибнут?  Чего боится лес?  Как помочь лесу?

Презентуют плакаты.

Высказывают собственную точку зрения по поставленным ранее проблемным вопросам.

Предлагают способы решения проблемных экологических задач.

Рефлексия

Самооценка работы

Называют способы действия, вызвавшие затруднения, фиксируют соответствие поставленной цели и результатов деятельности. Оценивают собственную деятельность на уроке.

Индивидуальная

Сл.16

«Волшебный глобус» для капитанов команд

Лист самооценки на доске. Учитель на каждую команду выдает жетоны – птицы, звери, рыбы, насекомые.

-Уважаемые экологи. Наше заседание подошло к концу. Вы хорошо сегодня поработали и для сохранения животного мира леса, давайте под звуки леса откроем заповедник.

/На доске плакат с изображением леса, озера./

Капитаны команды  берут в руки «глобус» и оценивает работу  своей команды начиная со слов:

- всё получилось, мы……

- всё получилось, кроме…..

- были затруднения…..

- не смогли……

    Ученики выбирают животное в зависимости от итога самооценки: птицы – небо, ветка дерева – все понравилось, с задачей справился; звери – все хорошо, узнал много нового; рыбы – озеро – было трудно, надо работать над собой; насекомые – ничего не получилось, было скучно.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...