Методическая разработка урока на тему "Лес и климат"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок разработан с применением интерактивных методов в форме совещания экологов, которые решают проблему изменения климата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
les_i_klimat_urok_mr.doc | 301.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-проблема. Совещание экологов.
Тема урока «Лес и климат»
Цель:
- формировать у учащихся представление о роли лесов для жизни планеты;
- познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека;
- определить важность рационального использования ресурсов леса;
- выявить угрозы лесам, возникшие из-за изменения климата;
- формулировать решения для помощи лесу в адаптации к изменяющемуся климату;
- сформировать и обосновать правила поведения в лесу;
- развивать познавательный интерес;
- воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения в природе.
Задачи: посредством постановки проблемных вопросов, мотивировать учащихся на личностное осознание значимости охраны леса, сохранения и обновления лесных хозяйств; значимости действий человека в решении проблемы изменения климата и в сохранение лесов; значимости экологических проблем для всего мира.
Предметные УУД | Личностные УУД | Метапредметные УУД | ||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы; – ухаживать и размножать комнатные растения; | – понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде; | – понимать своё продвижение в овладении основ экологической культуры; | – овладение начальными формами исследовательской деятельности; | - общаться, слушать и слышать друг друга; – осуществлять взаимопроверку при работе в группе; в парах; |
План урока /применение технологии развития критического мышления/
Этап урока
| Задача | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный этап (2 минуты) | |||||
1. Приветствие | Формирование положительного психологического настроя | индивидуальная | Сл.1 /лес/ Приветствует учащихся. Создает положительный психологический настрой. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной грозовою, Что нам шепчешь на заре Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь, мы свои. /Н. Благинина/ | Фиксация внимания. Планирование действий. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Организация рабочего пространства. | |
Вызов (8 минут) | |||||
1. Мозговой штурм | Актуализация знаний. Организация повторения, активизация внимания, памяти. | коллективная | Вопросы: 1. Листья этого дерева дрожат, словно от страха, даже без ветра /осина/ 2. Он долговечный, прочный, могучий /дуб/ 3. Его называют «медоносным деревом» /липа/ 4. Его ветки в начале осени облеплены плодами – отсюда и название /облепиха/ 5. У этого дерева шишки поднимаются вверх, как новогодние свечи /пихта/ 6. Какое дерево можно назвать столетним /дуб/ 7. Какие деревья человек применяет в лечебных целях /дуб, лапа, береза/ 8. Какое дерево лучше других очищает воздух от пыли /тополь/ 9. Кору этого дерева называют берестой /береза/ 10. Как одним словом назвать деревья ель, сосну и кедр /хвойные/ 11. Это дерево вестник дождя. Если на его листьях «слёзы», скоро пойдёт дождь /клён/ Загадка 1 Он зелёный и густой, Он высокий и большой: То-еловый, то-дубовый, То-осиново-сосновый. У него полно плодов, Ягод, шишек и грибов, И протоптанной тропинкой, По нему идут с корзинкой… /лес/ Загадка 2 Здесь всегда полно чудес, Здесь деревья до небес, Птички весело поют. Звери разные живут. В чаще волка встретить можно- Там гуляйте осторожно. Куда ведет нас интерес? Совершим поход мы в… /лес/ Сл.2 /Лес/ | Включение в работу. Самоопределение Слушают учителя и отвечают на его вопросы. Развивают умение оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать ответ. | |
2. Просмотр видеоролика №1 | Мотивация к деятельности. Целеполагание, выстраивание предположений, связей | коллективная | Формулирование темы урока. Организация диалога между командами. Направление команд к составлению проблемных вопросов, помощь. - А теперь мы отправимся в лес. Закройте глаза и представьте: солнце светит через густые кроны деревьев, справа заросли кустарника, впереди - лесная поляна! Такая красота! Зеленеет мягкий ковёр травы под ногами, над головой - голубое небо, белые перистые облака. Рядом колышется былинка, по ней ползёт маленькая букашка... Ягоды земляники налились сладким соком и манят ароматом. Лесные певцы радуют слух… Сл.3 /Лес, мусор/ - Откройте глаза. (На экране загрязненный лес) - Хотите оказаться в таком лесу? -А почему? Диалог с «экологами» - Уважаемые гости, как вы думаете, чему посвящено наше заседание? - Много ли лесов на нашей планете? - Леса – это «легкие» планеты. Почему так говорят? - Для чего на полях высаживают деревья? Зачем нужен лес? Кому нужен лес? А знаете ли вы, что лес одаривает людей своими дарами. Лекарственные травы мы собираем в лесах. А главный дар леса – древесина. Сл.4 /кластер/ Сл.5, 6, 7, 8, 9 /лес – наш дом/ рассказ детям о назначении леса | Понимание проблемы. Определение задач урока, постановка вопросов, аргументированных ответов; ведение диалога. дети закрывают глаза и представляют себя в лесу Отвечают на вопрос учителя. Нет. Предполагаемые ответы. - Поговорим о значении леса в природе и жизни человека, бережном отношении к лесным богатствам, воде, животному миру; о влиянии погоды на здоровье человека. - Лес занимает 30 %суши. -Лес – основной производитель кислорода и потребитель углекислого газа. - Деревья защищают почву от разрушения, сохраняет от пересыхания реки и озера, хранит в себе большие запасы воды, лес защищает от ветра поля и луга. Составление кластера у доски | |
Осмысление (25 минут) | |||||
1. Чтение экологической сводки. прогнозирование | Сформулировать цель своих дальнейших действий. Выбрать способ (как?) и средства (с помощью чего?) | Групповая | Сл.10 /Лес и климат/ - Коллеги, нам пришли 2 письма. /Учитель отдает письма командам/ Обсуждение информации Сл.11, 12 /функции леса; жил-был лес/ Сл.13 /проблемные вопросы/ Постановка проблемных вопросов Вопросы. Как изменение климата может повлиять на жизнь леса? Что произойдет с планетой Земля, если все леса погибнут? Чего боится лес? Как помочь лесу? | Команды получают по конверту, распечатывают, читают вслух по очереди, обсуждают. 1 команда. Изменение климата и сохранение лесов — крайне важные проблемы современного мира! Проблема изменения климата тесно связана с сохранением лесов. Климат Земли менялся на протяжении миллионов лет и продолжает меняться дальше. Приходят и уходят ледниковые периоды, двигаются тектонические плиты, происходит извержение вулканов, землетрясения. Сейчас на все природные явления оказывает влияние человек, его деятельность. Из-за сжигания угля, газа и нефтепродуктов резко выросло содержание углекислого и других вредных газов в атмосфере и потеплению. 2 команда Потепление на 2 – 3 °С приведет к неустойчивости климата. Полностью избежать проблем, вызываемых изменением климата, невозможно, но важно к ним подготовиться: сокращать количество выбросов, чтобы замедлить и уменьшить эти изменения. Огромное значение при изменении климата имеет ЛЕС. Однако, человек вырубает леса, лесные пожары - уничтожают, вспышки вредителей, порывистый ветер приводят к гибели лесов и их обитателей. Причем, чем сильнее теплеет климат, тем больше леса подвергаются негативным изменениям. Получается замкнутый круг, разорвать который можно лишь в том случае, если помочь лесам адаптироваться к изменению климата. Как это сделать? | |
2. Определение экологических проблем леса | Выявление главного | Групповая | Сл. 14 /лес – наше богатство - схема/ Учитель выдает раздаточный материал на команду, содержащий цветные картинки, текст. | Работа с раздаточным материалом. Поиск информации. Составление схемы, выбор рисунков | |
Выявление главного | Групповая | - Ребята, сейчас вы должны определить причины пожаров, вырубки, охоты и браконьерства, загрязнения леса и записать их. Вы должны определить, чего же боится лес? | Групповая работа Предполагаемые ответы детей: Пожар: развели костер и не затушили, разводили костры во время засухи, бросили в сухую траву окурок… Вырубка: добыча дерева для строительства, для изготовления бумаги, лес на дрова… Охота: продажа ценного меха, пища, развлечение, разорение гнёзд и муравейников ради забавы, хулиганство Загрязнение: оставили бытовой мусор, сломали ветки на деревьях, вырвали траву и цветы и все побросали; устроили свалку отходов……. Читают ответы по очереди. | ||
3. Просмотр видеоролика №2 | Мотивация к деятельности. Целеполагание, выстраивание предположений, связей | Групповая | Сл. 15. Показ видеоролика Дискуссия с экологами «Тонкие и толстые вопросы» Тонкие: Кто? Что? Зачем? От чего? Толстые: Что будет, если..? Почему вы думаете, что ..? Как вы считаете…? К чему приведет..? /вопросы задаются в соответствии с уровнем работы учащихся с предложенной информацией, данными видеороликов, презентацией; высказанными предположениями/ | Формируют бережное отношение к природе, приобщаются к экологической культуре. Развивают речь; дают полный и краткий ответы, грамотно выстраивают суждения. Анализируют ответы одноклассников, определяют верные и неверные суждения. | |
4. Определение правил поведения на природе, в лесу | Обобщить знания и выразить их в виде иллюстративно-информационного стенда | Групповая | - Как помочь лесу? Ребята, вам необходимо для нарушителей необходимо составить плакат «Правила поведения в лесу». Постарайтесь отобразить правила по каждой причине загрязнения леса, указать, что можно делать, а что - нельзя. | Предполагаемый ответ: составить правила, указы, законы, написать памятку, установить знаки……. Команды работают в группе с раздаточным материалом; составляют плакат. | |
5. Включение в систему знаний | Выполняют задание ранее поставленное перед «экологами» | Коллективная | Координирует работу детей. Повторяет поставленные ранее проблемные вопросы: Как изменение климата может повлиять на жизнь леса? Что произойдет с планетой Земля, если все леса погибнут? Чего боится лес? Как помочь лесу? | Презентуют плакаты. Высказывают собственную точку зрения по поставленным ранее проблемным вопросам. Предлагают способы решения проблемных экологических задач. | |
Рефлексия | |||||
Самооценка работы | Называют способы действия, вызвавшие затруднения, фиксируют соответствие поставленной цели и результатов деятельности. Оценивают собственную деятельность на уроке. | Индивидуальная | Сл.16 «Волшебный глобус» для капитанов команд Лист самооценки на доске. Учитель на каждую команду выдает жетоны – птицы, звери, рыбы, насекомые. -Уважаемые экологи. Наше заседание подошло к концу. Вы хорошо сегодня поработали и для сохранения животного мира леса, давайте под звуки леса откроем заповедник. /На доске плакат с изображением леса, озера./ | Капитаны команды берут в руки «глобус» и оценивает работу своей команды начиная со слов: - всё получилось, мы…… - всё получилось, кроме….. - были затруднения….. - не смогли…… Ученики выбирают животное в зависимости от итога самооценки: птицы – небо, ветка дерева – все понравилось, с задачей справился; звери – все хорошо, узнал много нового; рыбы – озеро – было трудно, надо работать над собой; насекомые – ничего не получилось, было скучно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»
Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...